Эссе «Моя педагогическая философия»

16
5
Материал опубликован 29 January 2018 в группе

 Эссе «Моя педагогическая философия»

Белкиной Надежды Владимировны,

учителя русского языка и литературы

СОШ при Посольстве России в КНДР

Урок мой лучший впереди…

Самое огромное счастье –

Быть влюбленной в свое дело

И посвятить ему всю жизнь

А.К.Тарасова

На гробнице одного из египетских фараонов есть надпись: «Я никогда не преграждал бегущей воды». Я часто вспоминаю эти слова, глядя на моих учеников. Они как та вода, которой постоянно нужно куда-то бежать, развиваться, пробивать дорогу вперед, выбирая при этом свой собственный путь.

У каждого он может быть разным: легким или трудным, красочным или однотонным, запоминающимся или не оставившим в душе следа. А как сделать, чтобы путь, который выбирают мои воспитанники, не стал для них рутинным, тусклым и бесследным? Как помочь ребенку учиться с радостью?

По своим целям и особенностям подлинный ученический труд – это всегда творчество, так как работе растущим и развивающимся человеком не терпит шаблона или штампа. Воспитывать личность сегодня – значит будить в ней желание всей своей жизнью улучшить мир вокруг себя, нести людям счастье.

Я убеждена, что на юную душу школьника влияет не только слово, но и весь облик учителя, каждый его шаг – и видимый, и ненаблюдаемый. Бывает, что один какой-то случай, отдельный факт в общении педагога с учащимися оставляет в душе ребенка след на всю жизнь, а порой оказывает столь сильное воздействие, что сразу же меняются все его планы на будущее. Так случается, когда учитель подает пример высокого гуманизма, честности, благородства и порядочности, проявляет внимание к ученику и веру в его силы.

Много лет назад в меня тоже поверили мои учителя, преподавшие мне такие примеры. Педагогическая философия по крупицам складывалась из всего лучшего, чем щедро одарили меня эти люди, которых через несколько лет я с трепетом и гордостью смогла назвать не только своими учителями, но и коллегами. Они словно передали мне по наследству преданность, любовь к детям, внимание к слову, жажду познания, стремление к творчеству, чистоту помыслов, веру в добро, желание делиться знаниями, испытывая при этом необыкновенное счастье.

Прекрасное горит, сжигая.

Горит, другому жизнь даря,

Твоя Вселенная живая.

Пока ты жив, сжигай, горя,

Сгорев, остынь, зола седая,

И лучше душу сжечь не зря,

Чем тлеть, чадя и не сгорая.

Пока ты жив, сжигай, горя…

(Е. Чаренц)

В истинности этих нетленных строк я убедилась в первый же день пребывания в Саратовском государственном университете на филологическом факультете, когда нас, первокурсников, пригласили на встречу с ленинградским педагогом – новатором Е. Н. Ильиным.

Нужно сказать, что в детстве я, конечно, задумывалась над вопросом, кем стать,актрисой или учителем. Решение пришло очень быстро, а вот подтверждение тому, что я на правильном пути, получила именно в тот незабываемый день.

Ильин великолепно владел аудиторией, все мы находились под сильным впечатлением. И вдруг Евгению Николаевичу задали вопрос, из каких же слагаемых состоит труд учителя. Он ответил, не задумываясь, что для него это педагогический профессионализм, актерский талант и врачебный дар. «Настоящий учитель, – сказал Ильин, – должен быть специалистом, влюбленным в преподаваемый предмет, артистом, великолепно исполняющим свою роль, и врачом, для которого внутреннее, духовное состояние ученика будет на первом месте».

Этот урок, полученный 25 лет назад, не утратил для меня своей актуальности, потому что я поняла: не важно, сколько времени ты общался с человеком – день, год или один лишь час; важно, что дало тебе это общение, что изменилось в тебе. Думаю, по-настоящему я это начала осознавать, когда прошли годы. И сегодня с уверенностью говорю, что урок Е. Н. Ильина – один из ярких в моей жизни. Постоянно что-то отдавать, беспокоить юные души, получая при этом взамен что-то новое для себя. Жить во имя продолжения добра». Именно так я и определила свое жизненное кредо:

Возьми у жизни все, что можно взять,

Ведь, несмотря на все, она щедра.

Но помни: что-то нужно ей отдать

Во имя продолжения добра.

И пусть не каждый склонен отдавать,

Святое в этом мире не умрет,

Покуда волновать мы будем тех,

Кто ничего пока не отдает.

Очень важно не только то, что ты отдаешь. Но и то, что смогли взять у тебя твои ученики. Быть может, наибольшее удовольствие человек получает от понимания другого, от ощущения духовного и интеллектуального единения, от внезапной прочности мгновенной связи душ. Всегда есть та ниточка, которую принято называть образом жизни, где культура станет главной неотъемлемой частью, потребностью души постоянно прикасаться к красоте.

А что значит «прикоснуться к красоте»? Один мудрец так сказал по этому поводу:

«Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что «прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Да, красоту нужно не только уметь видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть, это и есть высшее проявление культуры человека?

А выражается она, конечно же, в любви к родной словесности – русскому языку и литературе. И эту любовь я стараюсь посеять и взрастить в сердцах моих учеников так, чтобы потом с радостью наблюдать за плодами своего труда.

Я хочу, чтобы, переступив школьный порог, выпускники не забыли о том, что «во дни сомнений» именно «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» сможет стать для них «надеждой и опорой», а для этого необходимо не только любить его, но и знать, понимать, чувствовать, ибо только то, что действительно знаешь, достойно любви. И тогда по-настоящему открывается ребятам смысл фразы Жирардена, что «Сила слова беспредельна».

И, развивая речь ученика, я побуждаю его к самоанализу, самовоспитанию, к созданию в себе человека. В противном случае знания не принесут пользы, ведь в руках безнравственного человека они – грозное оружие, а не только оружие познания. Недаром поэт В.Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Не было дня, чтобы я не вспоминала слова академика Д.С. Лихачева: «Умение говорить – искусство, умение слушать – культура. Литература, как известно, – искусство слова». И научить ребят владеть этим искусством и понимать его – значит подарить им веру в самих себя, воспитать чувство вкуса и меры, дать им право осмысленного выбора для выражения собственных мыслей. И тогда мы вместе с ними будем снова и снова наслаждаться миром русского фольклора и мудростью древнерусской литературы, находить истоки многих литературных достижений в культуре XVIII века; разгадывать тайны поэзии и прозы Пушкина, спорить о Печорине, размышлять о жанре «Мертвых душ», дискутировать о Байроне, постигать истину слов Раскольникова «Я себя убил, а не старушонку», вчитываться в описание Бородинского сражения, грустить вместе с Чеховым, когда, казалось бы, хочется смеяться, открывать новые страницы «Серебряного века». И, конечно же, сами будем продолжать творить.

И мои воспитанники из учеников вдруг превращаются в полноправных участников творческого процесса, в советчиков и друзей, а если потребуется – и в главных оппонентов! Они такие разные, как и мы сами, и такие же прямые и открытые в своих пристрастиях, а значит, красивые душой. «И наши души делаются чищечистого»,- говорят ребята, уходя с урока.

А если это так, значит, я на правильном пути.

Учитель и класс – одно лицо, занятое поиском лучшего в человеке. Каждый ученик сможет с гордостью сказать: «Я единственный и неповторимый, но я такой же, как другие. Потому что каждый из нас единственный и неповторимый».

Помните, какое определение счастья дает герой фильма «Доживем до понедельника»? «Счастье – это когда тебя понимают». А я бы еще добавила: «И когда ты понимаешь, ради чего живешь».

Как известно, слово «школа» в дословном переводе с греческого обозначает «скала». Скала, которую каждый должен покорить. Уже четырнадцать лет, день за днем, урок за уроком, я пытаюсь сделать это, приходя в родную школу, где сама до этого проучилась 10 лет. И всякий раз, когда мне кажется, что вершина уже близко, я вдруг понимаю, что эта скала волшебная. Вершины достичь можно лишь тогда, когда стремиться больше не к чему. А я еще поборюсь. И поэтому каждый школьный день наполнен для меня вопросами: «Как сделать его интересным и полезным? Как правильно организовать повседневность? Чья вина, если у ребенка что-то не получилось?»

Сначала научить – потом спрашивать. А учить я должна всему. Не только русскому языку и литературе, но и преодолению лени, препятствий, чувству ответственности. Есть много интересных идей, и нельзя оставить их невостребованными. Это было бы преступным по отношению к детям. Они имеют право получить образование. Они имеют право творить. А я буду творить вместе с ними.

Значит, «урок мой лучший – впереди…»

Покрыты золотом аллеи,

И всеисполнится в свой срок,

Я никогда не постарею,

Ведь не окончен мой урок.

А дни бегут, бегут быстрее,

И виден новый уж порог,

Я никогда не очерствею,

Ведь не окончен мой урок.

Утихнет боль, залечат раны,

Не время подводить итог.

А верить я не перестану!

И продолжается урок…

Иснова распахнутся двери,

Судьба, прошу, не подводи!

Пока жива во мне надежда,

Урок мой лучший – впереди!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень мудро, тонко, интересно необыкновенно!!! Замечательная работа!!!!! Спасибо Вам огромное, Надежда Владимировна!!!

25 February 2018

Наталья Валерьевна! Большое спасибо, что уделили внимание моей скромной персоне! Приятно, что это кому-то нравится! Удачи Вам!

25 February 2018

Творите и дальше, Надежда Владимировна! Молодец!!!

25 February 2018