Эссе «Моя педагогическая философия»
Моя педагогическая философия.
Что такое школа? На этот вопрос у каждого учителя свой ответ. Мне кажется, что школа - это поезд, состоящий из вагонов - классов, везущий ребенка к взрослой жизни. В этот поезд он садится; с очень маленьким багажом знаний. На протяжении всего пути поезд останавливается на разных станциях и у ребенка появляется возможность пополнить свой багаж. В пути он находится в «вагончике» со своими попутчиками - одноклассниками, их сопровождает проводник - учитель, который за время пути становится, как правило, родным человеком. И очень важно, чтобы ОН не оказался случайным попутчиком...
Получается, что учитель учится вместе со своими учениками, изменяется и растет вместе с ними, совершенствуется как личность только тогда, когда совершенствуются личности доверяющих ему детей.
Переступая порог школы впервые как педагог, очень волновалась: смогу ли я, хватит ли у меня способностей и сил заниматься этим делом, станет ли оно смыслом моей жизни? Сейчас говорю - ДА! Интересно, сложно, весело, грустно, бесконечно разнообразно... Зависимость к работе формируется после первой же дозы самостоятельно подготовленного и проведенного урока. Контакт с детьми имел место быть!
Да, я - учитель! Я - школоман!
Никогда не думала, что учить других - это так сложно. Конечно, знала об ответственности, о необходимости быть требовательной, логично выстраивать материал урока, четко объяснять... Но не думала, что все требования, которые я предъявляю ученикам, в первую очередь относятся ко мне. На сегодняшний день моя работа - это прежде всего воспитание себя. Иначе, это я уже поняла, никогда не получится научить чему - либо моих учеников.
Чем может быть привлекательна такая обычная, на первый взгляд, профессия, как учитель?
Учитель - человек обыкновенный, земной и в то же время учитель -один из столпов общества, так как от учителя зависит очень многое в нашей жизни. Деятельность учителя - это урок, живое общение с детьми, живой педагогический процесс, где соединяется преподавание и учение, общение и взаимодействие, удачи и неудачи как учителя, так и ученика.
Интересно, сложно, весело, грустно, бесконечно разнообразно... Зависимость к работе формируется после первой же дозы самостоятельно подготовленного и проведенного урока. Контакт с детьми имел место быть!
Главной причиной того, что человек выбирает профессию учителя, является любовь к детям. Эта любовь учителя раскрывает сердца детей- ему навстречу так же, как теплые лучи солнца пробуждают на заре лепестки цветка.
Любовь к детям, как мне кажется, начинается с понимания, потому что понимание - это принятие человека таким, какой он есть, без желания изменить его, сделать таким, как я хочу. Это качество самое ценное для учителя. Учитель в первую очередь должен уметь услышать ученика, понять его. Можно сказать, что учитель должен уметь мимикрировать (да-да, вот такой биологический термин!) Это не значит, что он должен обманывать детей. Просто нельзя понять и полюбить другого, не встав на его место хотя бы ненадолго.
Я сравниваю свою профессию с профессией врача. Имеет право врач ошибаться? Ну конечно, нет! Поставит врач неправильный диагноз, это повлечет за собой неправильный курс лечения и ухудшения здоровья. Так же и учитель, не имеет права выбирать свои воспитательные и обучающие методы и средства, если он заранее хорошо не изучит ребенка. Великий Ушинский справедливо определил, что если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать.
А актерское мастерство! Им учитель должен владеть в совершенстве, ведь урок - это театр одного актера. Умение ярко и образно проявить свои чувства, виртуозно, красиво высказывать мысли - неразрывно связано с искренностью. Без искренности невозможно обиться расположения учеников: их детская чистая душа очень тонко улавливает малейшую фальшь в голосе, мимике, действиях учителя.
Выбрав профессию учителя я получаю возможность проявить себя как врач и как актер... И вообще, если вдуматься, педагогическое начало представлено во многих профессиях: библиотекарь, экскурсовод, консультант, гид и т.д.
Учитель - это профессия, должность, высокая миссия, предназначение. Похожий мотив звучит в словах Л.Н. Толстого: Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность *в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Каким словом определила бы я свою работу? Отвечаю: счастье...,
радость..., наслаждение...., любовь... С одной стороны, учитель - «мученик»
своей профессии, с другой стороны он легко отдается своему призванию:
трудности не тягость, не насилие над собой, а естественный образ жизни. ,_
Так же для учителя важна внешняя привлекательность, как основа имиджа. По внешнее должно сочетаться с глубокой внутренней культурой. Главное требование - учитель должен быть личностью в полном смысле этого слова.
Требования к учителю часто выражаются в заповедях, авторами которых являются ученики, коллеги, родители:
Не навреди!
Все - без принуждения!
Ни дня без новизны!
Учитель учит других до тех пор, пока учится сам. К этим заповедям добавлена антизаповедь: «Коли нет в сердце тепла к детям, прохожий, уйди из школы».
Представьте, как могли бы быть счастливы дети от того, что их мама никуда не спешит! Так же и учитель, спокойный, уравновешенный, не спешащий по каким-то неотложным и бесконечным делам всецело сосредоточенный на своей работе, на общении с учениками - это редкая удача и счастье. Так что, если хотите стать хорошим педагогом, учитесь спешить медленно.
Открытость людям - нужное условие успешности учителя. Разрешите другим быть с вами, занять уголок вашей души, запечатлеться в вашей памяти. Педагогика - профессия тысячи мелочей, из которых нет ни одной второстепенной.
Поезд, прибыв на конечную станцию, открывает свои двери, чтобы выпустить своих пассажиров. А проводник остается ждать уже спешащих к нему новых пассажиров...