Эссе «Моя педагогическая философия»

5
0
Материал опубликован 29 January 2016

Эссе «Моя педагогическая философия»

 

Учительство - это вечное ученичество...

Живущая в нас жажда новизны

Стремление узнать, найти, увидеть

Вот, кажется, исчезло не осталось

И превратилось в горькую усталость.

Как вдруг мы снова им поражены,

Познавшие, всего хоть понемногу.

Великим чувствам, данным нам от Бога,

Н Носящим имя - чувство новизны!

Свою педагогическую деятельность начала B 1989 году, окончив Курганский педагогический институт. Двадцать шесть лет работаю учителем математики и физики. Всегда стремилась организовать учебный труд детей так, чтоб он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе. Очень важно внушить ребенку веру в свои силы и возможности, и мои усилия направлены на решение этой задачи. На уроках стараюсь создать благоприятную обстановку для делового сотрудничества учителя и учащихся, взаимовыручки, товарищества, свободного обмена мнениями и размышления вслух.

Считаю, чтобы быть учителем, необходимо постоянно учиться, брать на вооружение лучший педагогический опыт коллег, учителей-новаторов. Поэтому постоянно изучаю педагогическую и методическую литературу, посещаю уроки учителей, своей школы‚ района, города. Стремлюсь к тому, чтобы уроки не были однотипными и стандартными. Провожу нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-игра, урок-сказка, интегрированные уроки. Люблю показывать на своих уроках математические и физические трюки. Работая долгое время по традиционной форме обучения, целенаправленно вносила в свою работу элементы опережающего обучения. Работала над такими проблемами, как: развитие самостоятельности мышления на уроках математики; дифференциация и индивидуализация обучения в условиях нашей школы (малая накопляемость в классах).

Работа учителя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная. Мои дети очень разные. Разные классы по способностям и возможностям, по характеру и отношению к учёбе, по отношению друг другу. Когда ко мне приходит новый класс, наступает период знакомство, изучение характеров, способностей, отношение к окружающим и только потом я подбираю способы общения, методику проведения занятий. Один класс более самостоятельный (чаще всего это ровный класс по способностям), другой любят элементы соревнования, третьему нужен постоянный контроль. Каждый год выпускные классы уходят, это особенно грустно, потому что больше, таких как они не будет, будут другие может быть лучше, интереснее, но таких родных уже не будет. Больше не будет той традиции, которая сложилась именно в этом классе, того простого слова, переносный смысл которого понятен только мне и именно этим ребятам. Каждый класс наполняет мою жизнь особым смыслом. Дети уходят, но продолжая учёбу в высших учебных заведениях, по старой привычке, с самыми «вредными заданиями» бегут ко мне и мы снова вместе, листаем учебники, решаем и проверяем черновики, как в старые добрые времена. Я всегда радуюсь встречам с выпускниками, их письмам, звонкам.

Это очень важно, что они меня помнят!

Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой, дружной семьи, ему хотелось идти в школу, чтобы он ждал встречи с одноклассниками и учителем, чтобы он был уверен, что его здесь с радостью ждут. Я делаю всё возможное, чтобы ребята не боялись идти на мои уроки. Даже если у них нет математических способностей, если они плохо знают математику, я хочу, чтобы в мой класс они шли с радостью. Одной из понравившихся мне книг, стала книга В.И.  Радзивиловского « Математика без слёз». И достичь этого непростая задача для учителя!

Педагог обязательно должен уважать своего ученика, видеть B нём личность и уметь распознать в нём положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с ребёнком. Ребята чувствуют уважение и, видя пример своего учителя, начинают отвечать взаимностью.

Мой педагогический опыт убедил меня: лучшее средство воспитания – это чувство юмора, надо лишь хорошо продумать, как им пользоваться!

Есть ещё одно чудодейственное средство воспитывать детей. К каждому ребёнку нужен свой индивидуальный подход. Педагог должен уметь выслушать, каждого ученика, стараться разделить с ним радость или огорчение, что-то посоветовать, чем-то помочь, если у него проблемы. Я - педагог. Только от меня зависит успешность общения с моими учениками. И никакой завуч и даже директор не помогут мне наладить отношения с этим ребёнком, пока я сам этого не сделаю. А ещё убедительное, воспитательное действие оказывает личный пример педагога. Учителю недостаточно учить, что надо делать «хорошо», ему необходимо каждый день делать это первым. Педагог всегда должен иметь активную жизненную позицию и уметь вести за собой.

Большую роль в формировании моего мировоззрения сыграли мои учителя. В моей памяти навсегда остался их главный урок - урок постоянной помощи ученику открывать добро и красоту, быть честным и неравнодушным к проблемам окружающих. В этом заключается великая сила личного примера, яркого и убедительного. С ней трудно сравнить какое либо средство воздействия на юную, формирующуюся личность, особенно в пору выбора жизненного пути.

Школьный урок даёт учителю безграничные возможности для творчества. Ha уроке рождаются новые идей, делаются открытия. От него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.

Можно заучить формулы и алгоритм решения наизусть, можно научить учиться, но как добиться того, чтобы каждый хотел этим заниматься? Низкий уровень познавательного интереса учащихся - это серьезная проблема, которую

учитель пытается решить в мepy своих сил и способностей. Нетрадиционные уроки и активные формы обучения это способ разбудить интересы ребёнка. И, когда мне это удается, я вижу блестящие глаза того, кто смог одержать победу над собой, над своей ленью или над сложной темой.

Моя педагогическая позиция:

Я огорчаюсь от того, что всё чаще приходится искать не методику преподавания предмета, а методику, которая могла бы заставить ребят учиться. Со временем происходит угасания желания учиться или полное нежелания. Сейчас я думаю, эта проблема стоит перед многими педагогами.

Я восхищаюсь, когда приходят ребята, которые могут работать не покладая рук. Выбирают самый сложный уровень, самый быстрый темп усвоения материала и встают на самостоятельное, опережающее обучения. Такие ребята, если даже уезжают классом или группой, или освобождаются от занятий, они всё равно забегут утром ко мне и сдадут выполненное задания, скажут, что получилось, а с чем придут на консультацию. Если не могут забежать сами, то передадут через ребят, обязательно попросят выслать ещё задания.

Я счастлива, когда во время контрольных или самостоятельных работ ребята увлечённо решают, а я могу сидеть и любоваться ими. По наклону головы, по скорости письма, по тому чем занята вторая рука ( постукивает по парте, крутит завиток волос, постукивает кулачком по подбородку) можно судить как идёт решение. Если ребёнок пишет, потом внимательно посмотрев на написанное, хлопает себя по голове руками всё понятно. Если ребёнок внимательно смотрит в тетрадь и постукивает ручкой или рукой по голове, то тоже всё понятно. Если пишет, пишет, потом посмотрев, почти падая, ложится на парту, да

ещё сопровождая это вздохом, то тут сдержать улыбку просто невозможно.

Я горжусь, что у меня есть ученики, которые при изучении нового материала урока, прослушав теорему, поднимают руку и говорят: «Можно я попробую доказать, как я думаю», или выслушав доказательство, поднимают руку и говорят: «Можно эту теорему доказать ещё одним способом».

Я люблю вспоминать, насколько ребята могут увлечься решением сложных заданий. Решая сложное задания, двое ребят тихонько советовались, что-то писали, потом один показывал, что-то в тетради друга, потом другой что-то показывал в тетради соседа, что-то подписывал, потом озарённый начинал писать и вот успех, ответ сходится. Радостный и гордый, он вдруг видит, что решал `не своей тетради. И тут звонок. Я удивляюсь тому, что иногда приходит класс и просит взять их на дополнительный урок, а то им какой-нибудь урок поставят. «Мы, уж, лучше решать будем» - говорят они.

Я замечаю, чем дольше я работаю, тем больше я люблю свою работу, чем больше применяю и пробую новые методы и формы обучения, тем больше хочется творить и импровизировать.

Я довольна тем, что я выбрала профессию педагога.

Я благодарна судьбе, что на моём пути были трудности и удачи, были взлёты и падения, был мудрый наставник, и талантливые коллеги, а самое главное были прекрасные и такие разные дети.

Комментарии
Комментариев пока нет.