Эссе «Моя педагогическая философия»
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Вы всех нас одинаково любили,
Любовь свою всем поровну деля.
За то, что вы из нас людей лепили,
Спасибо вам, учителя!
(М. Пляцковский)
«Вот оно – счастье! Я дождалась ее. Я любима!» - так думала она, девчонка с рыжей косой и огромными веснушками по всему лицу. «Меня можно любить! Я могу любить!» Вот здесь, на этом крыльце, он, высокий и красивый, первый жених на деревне, признался ей в любви. И были эти двое самыми счастливыми в мире. Почему?
Почему начинаю свое эссе именно так? Потому что ключевое слово для счастливой пары – «любовь» и в эпиграфе ключевое слово – «любовь» и говорить мы будем о педагогической философии, значение которой также содержит это понятие. Философия – «любомудрие» или «любовь к мудрости». Кто, как не учитель, владеет этим чувством в полной мере? И это не просто слова - это опыт и практика, это знания и понимание, это рассуждения и … До бесконечности можно подбирать эпитеты, но все они выльются в одно слово - «учитель».
Никогда не видела себя в роли учителя, хотя вспоминая, как мне приходилось нянчиться с тремя младшими братьями, придумывать всевозможные игры и уловки, чтобы только не было слез и было интересно всем, а затем от взрослых слышать в свой адрес, что у меня очень хорошо получается ладить с детьми, действительно, понимаю - это судьба. И совсем не будут высокопарными слова «Я благодарна судьбе за правильный выбор. Я люблю свою профессию». Это правда, правда жизни.
Моя семья высоко ценила и ценит по сей день труд учителя. На протяжении всего периода обучения в школе никогда не слышала плохого слова в адрес учителей. Родители с пониманием откликались на просьбы школы, оставляя свои дела и заботы. Авторитет учителя в нашей семье высок. И вновь скажу: «Я благодарна судьбе за таких родителей. Я люблю вас, мои дорогие!»
Сами педагоги были для меня ярким примером. Чтобы не быть многословной, хотелось бы выразить свое отношение к моим учителям, учителям советской школы словами советского, грузинского и российского педагога и психолога Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Одно наложилось на другое и – выбор сделан. Я – учитель.
Оттого и начинает скорбеть душа, когда ты являешься свидетелем исторических событий – успеть пожить и поработать в советское время и жить и работать в сегодняшнее время, время рыночных отношений. Все поменялось, все стало совсем не таким – исчезает тепло и понимание между людьми, молодое поколение стало забывать, можно даже сказать – оно уже не знает и не помнит тех, на кого нужно равняться. Вот здесь и встает перед современным учителем задача, которая является, на мой взгляд, самой важной задачей воспитания и обучения нынешнего поколения. Выразить ее хотелось бы так: «Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней». (Анатолий Васильевич Луначарский, советский государственный деятель.)
В наше время учитель стал разменной монетой. Но не перестаю удивляться стойкости и целеустремленности своих коллег. Из года в год учитель становится мудрее, познавая мир вместе со своими воспитанниками. Каждому педагогу предоставляется уникальная возможность - каждый раз смотреть на окружающие нас вещи и явления и видеть их по-новому, с каждым новым поколением идти вперёд, учитывая ошибки прошлого, совершенствоваться не только в интеллектуальном, физическом, но и духовном развитии.
Однажды российский педагог и писатель Л. И. Генцлер сказал: «Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей». Если и возникал вопрос, есть ли смысл в постоянном саморазвитии, самосовершенствовании, самопознании, постоянной работе над собой, то читая эти слова, он исчезает сам собой. Любовь к детям выражается не только добротой и теплом своих сердец, но и теми знаниями, которые им нужны в современном мире. Эти знания могу им дать и я, учитель. Поэтому старюсь идти в ногу со временем – постоянно квалифицируюсь на разных курсах, семинарах, вебинарах, применяю полученные знания на практике, увлекая за собой детей.
«Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика». (Шарлотта Бронте, английская писательница). Мне не раз уже приходилось слышать приятные слова в адрес своих подопечных. В такие моменты испытываешь гамму чувств, но самые яркие – это счастье и любовь: любовь к своим ученикам, любовь к своему делу, любовь к своей родине.
С оптимизмом смотрю на тех студентов, которые учатся в педагогических учебных заведениях и очень надеюсь, что их выбор будущей профессии обдуман и решение принято не спонтанно, потому что УЧИТЕЛЬ – это
У – умный, увлеченный, удачливый, усердный, уравновешенный, умеющий вести за собой;
Ч – честный, чуткий;
И – изобретательный, инициативный, искренний, исполнительный, интересующийся всем, интеллигентный;
Т – талантливый, творческий, трудолюбивый, терпеливый, требовательный;
Е – единомышленник;
Л – любознательный, ласковый, любящий свое дело;
Ь – ? Пусть это будет загадкой. Ведь нельзя же человека подвести под готовый шаблон, а учителя особенно. Пусть здесь откроется еще больше способностей и талантов, так необходимых в нашей профессии.
Еще работая в г. Набережные Челны и обучаясь на курсах валеологии, узнала из лекции психолога, что профессия учитель приравнивается к профессии разведчик. Да, по нашим эмоциональным, психическим и психологическим затратам мы, действительно, как разведчики. Но, если любишь то, чем ты занимаешься и отдал ты этому не один десяток лет, никакие нагрузки тебе не страшны – ты справишься.
От всей души благодарю всех тех коллег, которые помогли мне состояться как учителю. С большой любовью и заботой делились они тем опытом и знаниями, без которых мне сейчас не обойтись.
На свете есть много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я.
Ефимова Алла Ивановна
Ружицкая Вероника Александровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Ружицкая Вероника Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ружицкая Вероника Александровна
Афанасьева Светлана Николаевна
Ружицкая Вероника Александровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ружицкая Вероника Александровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ружицкая Вероника Александровна
Мажова Светлана Александровна