ЭССЭ
«МУДРОСТИ МОЕЙ ПРОФЕССИИ».
«Самая светлая радость на свете –
Это, конечно, дошкольники-дети.
Только увижу друзей-почемучек,
В детство найду я потерянный ключик».
«ДЕТСТВО - это огромный край, откуда приходит каждый, - писал Экзюпери.- Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». Детство, действительно, страна. В ней живут добрые и открытые сердца, непосредственные и взбалмошные человечки, порой удивляющие своими правдивыми и умными, не по возрасту, речами и поступками.
Человечки, требующие уважения и любви, понимания и доброты. Только получая все это, маленький человек станет Человеком. «Человек! Это звучит гордо!» – говорит Сатин в драме А.М. Горького «На дне». Какими «человеками» станут наши воспитанники, во многом зависит от нас, воспитателей детского сада. Когда родители двухмесячного ребенка спросили А.С. Макаренко: «С какого возраста следует воспитывать малыша?». Антон Семенович ответил: «Вы опоздали на два месяца». Воспитание начинается с первых минут жизни. Воспитание любовью. Ведь любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного и светлого. Ребенок умеет любить того, кто его любит и его можно воспитать только любовью. Видели ли вы глаза испуганного грубым окриком ребенка? В этом взгляде боль и страх. Страх перед самим собой, окружающими. Малыш должен быть любим, он пришел в этот мир за счастьем и за любовью.
«Ах, малыши, малыши!
Все для меня хороши.
Ясные глазки, пухлые ручки,
Плаксы, смешные мои почемучки –
Все для меня хороши!»
Любить детей, пришедших в детский сад, - это искусство. А творить искусство, может только творческий, одаренный человек, значит, быть воспитателем – это талант. Талант педагога – воспитателя помимо любви предполагает строгость и требовательность к ребенку.
Наша любовь должна духовно обогащать растущего человека, не только давать ему радость жизни, но и будить в нем гармонию добрых чувств и поступков, вырабатывать в нем лучшие черты характера. Только эмоциональное благополучие формирует понимание мира и адекватное к нему отношение. Ведь сидящий перед воспитателем ребенок в свои три года уже личность, уже индивидуальность и величайшая ошибка – подвести его под стандарт. Только педагогическая интуиция и педагогический такт помогут найти верное решение, подобрать формы воздействия и методы воспитания формирующейся личности. Кто-то скажет: «…какая там личность». А я уверена: «Личность». И не иначе. Уже с первых шагов ребенка мы должны прививать ему черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Воспитать в ребенке доброту – это значит научить его и мыслить, и чувствовать. И действовать по законам добрых человеческих отношений. Научить со-переживанию, со-страданию, со-чувствию (выделяю приставку со, обозначающую «вместе», ведь современные семьи имеют лишь одного ребенка, который порой не умеет видеть чужой боли, а, значит, вырастает черствым и равнодушным. А не это ли беда нашего общества?). Рядом с нами растет Человек, и мы принимаем в этом непосредственное участие. Великая ответственность! Перед нами распаханное поле и маленькое зернышко. Кто или что вырастет из него? Чертополох? Ромашка? Роза? Научить детей видеть и понимать окружающий мир – это одна из ступеней роста. Не быть равнодушным! Не быть злым! Уметь понять и пожалеть.
Порадуйтесь новому платьицу девочки, обратите на это внимание ребят в группе, погрустите вместе с грустным сегодня ребенком, порадуйтесь с веселым. И тогда в награду загорится искорка в детских глазах, а от этой искорки станет вдруг теплее всем. Между детьми установится контакт, полный удивительного взаимопонимания.
Со сверстником малышу легче сравниться, с ним он может конкурировать, утверждать себя, вступать в бесконечные контакты и заодно овладеть очень важным умением – сотрудничать с другими людьми. Ничто так не обогащает душу, как общение. Общение становится радостью. А ведь жизнь ребенка в детском саду нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Именно она создает здоровый душевный настрой, жизнеутверждающее мироощущение растущего человека. Мягкое обращение, улыбка, заботливый жест, доброе слово воспитателя – вот категории комфортности.
«Ждут меня мои друзья, им от трех и до шести,
И без сказки нам нельзя в их ребячий мир войти…»
Ответить за день на тысячу «почему?» и на следующий вопрос опять дать ответ и не устать. Перевести с языка взрослых на детский язык то, с чем соприкасаются дети, и не устать. Терпеливо разъяснять что-то няне, приветливо встретить родителей в конце рабочего дня, и не устать!
«Тысячу разных и сложных вопросов мне задаёт непоседа курносый.
Будет ответ мой и точен, и ярок, словно желанный и щедрый подарок».
Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя. Воспитатель выполняет благородную миссию – реализует право детей на счастливое настоящее и прокладывает им путь в будущее. Это к воспитателям обращены слова В.А. Сухомлинского: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». А я добавлю, не только сердце, но и душу. Ведь каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Ведь любовь – это труд души. «Зорко одно лишь сердце. Глазами самого главного не увидишь», - вот секрет, открытый Маленькому принцу.
Труд воспитателя благороден и почетен. Он в ответе за своих воспитанников. Именно поэтому, провожая детей в первый школьный класс, так переживает и волнуется их воспитатель. Как их встретят? Поймут ли? Увидят ли только им присущие качества личности? И успокаивается, если учитель обращается к нему за советом, за помощью, если выстраивается невидимый мостик: школа – детский сад.
И идет воспитатель к «новым» детям, чтобы снова и снова отдавать им тепло своей души и дарить огромное, как солнце, сердце…
«Жизнь подарила мне главное чудо,
Детям я доброй волшебницей буду,
Чтобы сияли глаза ребятишек –
Шустрых девчонок и шумных мальчишек».
Миронова Е.Р., воспитатель .