Эссе на тему «Как пробуждать интерес к чтению»
Как пробуждать интерес к чтению
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель»
Л. Толстой.
Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. В ряду проблем, касающихся функционирования и развития русского языка, одной из самых острых и трудноразрешимых является потеря детьми интереса к чтению. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей. Работая в школе, часто сталкиваешься с нежеланием детей читать. Невольно задумываешься, куда ушла от нас такая замечательная традиция?
В национальной сельской школе для многих учащихся русский язык – второй язык, поэтому в усвоении лексики многих художественных произведений дети встречают большие затруднения. С целью их предупреждения большое внимание уделять словарной работе, использовать самые разнообразные формы её проведения: объяснение значения слов с помощью показа предметов, картинок, работа с синонимами, антонимами, пословицами и загадками.
Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик 25-30 минут на уроке был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении цепочкой, в выборочном чтении, в чтении по ролям и других видах чтения. Все трудные слова и выражения выписываю перед уроком на доске или на карточках. Как правило, их значения объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, учу пользоваться словарем, объясняю значения слов сам. С этой же целью на всех уроках чтения применяю имеющиеся наглядность: звуковые пособия, аппликацию и меловый рисунок, сюжетные и предметные картинки. Большие возможности заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность отстаивать свои взгляды.
Не забываю о воспитательных задачах уроков чтения, побуждая детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать свое мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса.
Чтобы воспитать у детей любовь к книге надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. В этом я глубоко убежден. На своих уроках учу детей обращать внимание на средства выразительного чтения:
паузы, логическое ударение, темп, ритм. На каждом уроке детям даю 5-7 минут для тихого чтения своих любимых книг. В эти минуты они готовятся к выразительному чтению понравившихся отрывков, т. е. на практике каждый использует средства выразительного чтения, совершенствуя навыки чтения. С целью активизации деятельности детей с книгой работаю под девизом: «Книга сегодня поможет в ученье, книга завтра поможет в труде».
Систематическая работа по воспитанию у учащихся любви к чтению, к книге приносит радость и удовлетворение. Чтение не становится меньше, оно по-прежнему главная интеллектуальная технология.
Учитель начальных классов МБОУ «Какамахинская СОШ»
Карабудахкентский район, Республика Дагестан
Мугажиров К. М.