Статья на тему «Как повысить интерес к чтению?»

6
3
Материал опубликован 9 October 2019 в группе

Статья на тему: «Как повысить интерес к чтению?»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 11

им. Героя Советского Союза Е.Я. Савицкого

Власенко Марина Ивановна

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

В наше время, в период всеобщей компьютеризации, которая охватывает ребенка с самого раннего этапа развития, происходит изменение традиционных ценностей. Меняется личность ребенка, меняются его ценности и ориентиры. Современный ребенок ориентируется не на личный опыт, полученный из книг, общения, а на общий опыт, который транслируют по телевизору и радио. С первых дней жизни ребенка окружают всевозможные гаджеты, которые отсекают тягу и возможности самостоятельной добычи информации. Современные школьники поглащены телефонами и планшетами. Дети перестают читать, мыслить и развивать свою личность, ведь вся информация уже «продумана» за них. Литературный опыт многих детей начинается с Азбуки и заканчивается чтением только программных произведений, без малейшего намека на вовлеченность и интерес.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Процесс формирования и развитие читательского интереса, на мой взгляд, должен начинаться еще в период посещения детского сада и предшкольной подготовки. На этом этапе ввиду стимула у многих детей выступает похвала взрослых. Почему бы лишний раз не похвалить своего воспитанника? А дальше наступает начальная школа, которая является связующим звеном между детским садом, миром детства, ярких книг, и средней школой, миром с книгами без рисунков и изучением древней литературы. Поэтому особую роль играет начальная школа в формировании и развитии читательского интереса. Как привить любовь к чтению?

1. Будьте примером.

В 2018 году ВЦИОМ провел опрос, чтобы узнать, сколько времени уделяют чтению взрослые. Полученные результаты оказались очень пугающими и печальными. Около 9 минут в день люди уделяют чтению журналов, а чтению книг всего 6-8 минут в сутки. (Аргументы и Факты). Этого времени недостаточно, чтобы показать своему ребенку, что чтение действительно необходимо. Более того, многие из опрошенных признались, что книг в доме нет уже последние пять лет. Родителям не стоит стесняться показывать, что им нравится та или иная книга, пробовать цитировать высказывания из книг. При большом желании можно устраивать семейные вечера, где каждый будет читать небольшой отрывок из понравившегося произведения, театральные представления, предлагайте ребенку прочитать книгу, а потом посмотреть фильм, или наоборот. Самое главное – дать понять ребенку, что взрослый человек получает колоссальное удовольствие от чтения.

2. Откройте для детей волшебный мир библиотеки.

В России, по результатам подсчетов, насчитывается более 100 тысяч библиотек. Ребенок, которой посетит библиотеку, просто за компанию со взрослым, получит огромное удовольствие от стеллажей с книгами, которые хранят в себе огромный объем знаний. Родитель, может и должен провести мини экскурсию и рассказать, обязательно, о своем личном опыте посещения библиотеки. Какую книгу он прочел первый раз? Сколько страниц Алладина он смог прочитать тайком от родителей, когда был маленький. Главное – вызвать интерес, который будет строиться на эмоциях ребенка.

3. Никогда не наказывайте ребенка чтением.

Сейчас популярна мода на фразу «Пока не почитаешь, никуда не пойдешь/поедешь…». Задумывается ли родитель, сказавший такие слова, какой осадок останется у ребенка? Чтение в этом случаи, выступает как орудие наказания. Ни одному человеку не понравится наказание. Вместо этого, так называемого наказания, поговорите с ребенком, спросите, какую книгу ему хотелось почитать или о какой проблеме ему бы хотелось узнать. Важно, чтобы родитель учитывал мнение и интересы своего ребенка.

4. Выбор книги.

Полки современных книжных магазинов усеяны разнообразными детскими книгами, со всевозможным украшением, оформлением. Как выбрать, среди этого разнообразия книгу, которая заинтересует юного читателя? В данном случаи пословица, встречают по одежке, провожают по уму, приобретает особый смысл. У младших школьников преобладает наглядно – образное мышление, значит книгу нужно выбрать яркую, обязательно с иллюстрациями. Если есть возможность приобрести книгу, с выпуклыми или интерактивными элементами, это еще лучше и эффективнее. Дети познают мир тактильно, им важно, чтобы книгу можно было держать в руках без особых усилий, а значит, размер книги должен быть не сильно большим.

5. Юный читатель – учитель.

Дайте ребенку возможность транслировать свой опыт чтения другим. Пусть ваш малыш читает книги соседским детсадовцам или вам, когда вы готовы его внимательно слышать и слушать. Важно, чтобы ребенок почувствовал, что та книга, которую он прочитал и рассказал вам, действительна интересна и вы, стали обсуждать тему произведения, как взрослый с взрослым человеком.

6. Домашняя библиотека.

В советское время, в каждом доме была небольшая домашняя библиотека. Сейчас ситуация изменилась в корне. Бумажные книги сменились электронными. У детей стирается образ реальной книги, поэтому важно иметь в доме хотя бы десять книг. Попробуйте предложить ребенку поделить эти книги по темам. Читателем будет двигать читательский азарт, что положительно скажется на любви к чтению.

7. Мнение вашего ребенка.

В бесконечном забеге, между домом и работой, взрослый человек теряет важную вещь, в общении с ребенком – его мнение. Вспомните, когда вы в последний раз спрашивала мнение своего ребенка на счет какой-то идеи или проблемы? Сейчас не сильно принято считаться с мнением детей, что, кстати, очень зря. Кто, как не взрослый должен показать ребенку, что важно иметь свое мнение, уметь за него постоять? Это касается и книг, обсуждая с ребенком содержание определенной книги, примите противоположное мнение, мнению ребенка и вступайте в дискуссию. Поначалу, ребенок может растеряться, но с каждой последующей беседой в такой манере, он будет приобретать важное умение – высказывать свое мнение, а также отстаивать его, приводить аргументы.

Эти советы касались семьи, а что касается школы? Для школы выделяются иные правила и требования. На мой взгляд, современным детям не хватает эмоций, поэтому чаще всего дети не могут выразить свои мысли и отношение к прочитанному.

1. Чтение – эмоциональное развитие.

Еще В.Г. Белинский отметил, что "Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время". Учитель должен подбирать такие рассказы, стихотворения, которые затронули бы чувства и эмоции абсолютно всех детей в классе. Обязательно, нужно провести беседу о эмоциях детей, порассуждать о тои, почему именно так, а не иначе.

2. Пятиминутка чтения

Многие дети приходят рано в школу, иногда за час до занятия. Детям в это время скучно, одноклассников еще нет, нельзя поиграть. Я провожу пятиминутку чтения. Ученик читает абсолютно любой отрывок из книги для внеклассного чтения и рисует небольшой рисунок к прочитанному сюжету. В конце года дети презентуют свои читалочки.

3. Позвольте детям «воплотиться в героя»

Многим детям сложно выполнять пересказ текста, в связи с маленьким словарным запасом или речевым особенностям. Как помочь детям в этой ситуации? Позвольте ребенку побыть в роли колобка или солдата, варящем кашу из топора. Эффект не заставит себя ждать. Дети чутко реагируют на персонажей, их характеры и манеры общения. Такие театрализованные представления занимают много времени и сил, и это абсолютно правда. Но, я в своей практике выношу такие уроки на внеурочное время, что позволяет учащимся снять скованность и в более творческой атмосфере, обсудить сказку, высказать свое мнение.

4. Школьник-писатель.

В школьной практике есть такое замечательное направление, как проектная деятельность. Что мешает начать ребенку годовой проект «Моя сказка», который он будет сочинять и дополнять в течении года, а на итоговом уроке, в спокойной атмосфере, прочитает свою сказку и выслушает мнение одноклассников? Совсем ничего, разве что, обычная детская лень и не решительность. Вот здесь, на этом этапе, так необходимо содействие родителей и учителей. Ребенок почувствует успех уже на первых порах. Прочитав свою сказку родителям, школьник почувствует свою минуту славу и получит всеобщее признание. А принеся книгу в школе, можно создать классную библиотеку, которую дети будут использовать на пятиминутках чтения.

5. Приемы скорочтнения.

Используйте различные приемы и методики, которые позволят учащимся совершенствовать свою технику чтения. Например:

1. Чтение всего текста.
2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно
опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
5. Чтение цепочкой по предложению.
6. Чтение цепочкой по абзацу.
7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение самого красивого места в тексте.
10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже
предложение можно заменять логически законченным отрывком).
11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов.
13. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.
15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
16. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн , леи .
19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.
20.Нахождение в тексте самого длинного слова.
21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
23. Чтение с пометками непонятных слов.
24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самое важное, что должен показать учитель – чтение – это не просто произнесение слов, а это живой диалог, обсуждение проблемы, творческий спор. И именно начальная школа, должна показать ребенку, что мир прекрасен не только, таким, каким его можно посмотреть в телевизоре, но и в книгах, где мастер слова описывает, показывает мир, открытый только для читателя.

 

Используемая литература:

1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991.
3. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у
младших школьников, Н.Новгород, 2006


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Марина Ивановна!

9 October 2019

Марина Ивановна. поздравляю с Победой в конкурсе!!!

12 December 2019

Светлана Анатольевна, спасибо

12 December 2019