Статья на тему «Как повысить интерес ребёнка к чтению»
Бадулина Анастасия Анатольевна
Как повысить интерес ребенка к чтению
Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема, возникновение которой имеет две базовые причины.
Во-первых, на глазах одного поколения коренным образом меняется информационная культура человечества. Полимодальные мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение.
Не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.
Вторая базовая причина поставленной проблемы кроется в характере психофизиологической модели чтения, которая вырабатывается существующим аналитико-синтетическим методом обучения. В массовом обучении метод даёт такую психофизиологическую модель чтения, которая становится для большинства детей препятствием на пути к эффективному чтению.
Испокон века книга растит человека. Книга для детей – это неотъемлемая часть единого художественно-исторического процесса национальной культуры и одновременно своеобразная субкультура Детства. Включить в этот процесс современных детей – значит помочь им вырасти настоящими людьми, эстетически грамотными и увлеченными читателями.
Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздаёт их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.
Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературных способностей.
Как сделать так, чтобы ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма, а отдаст предпочтение книге? Только тогда, когда он будет жить вместе с героями не определённый момент, а в течение длительного периода, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.
Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, “видик” и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?
Мне кажется, что к сложившемуся положению вещей имеет смысл применять не тотальный, а дифференцированный подход. С одной стороны, имеет место тот несомненный факт, что большая часть накопленного человечеством культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде кинофильмов, компьютерных программ или каких-нибудь информационных кристаллов, знакомых нам по научной фантастике 60-х годов. А с другой стороны, многие ли из сегодня живущих людей регулярно, по собственной воле обращаются к этому самому наследию? Многие ли сегодня читают Апулея, книги “Хождение по мукам” А.Толстого, “Тимур и его команда” А.Гайдара, рассказы А Алексина? Можно рассуждать на тему о том, что Шекспир и Пушкин – вечны, но многие ли из нас в своей обыденной жизни часто ориентируются на вечность?
В каждый исторический момент одна (большая) часть литературных трудов предыдущего поколения предается полному и окончательному забвению, часть переходит в ранг “литературного наследия”, интересного лишь специалистам и немногочисленной группе ценителей, а некие уникальные и непредсказуемые единицы частично или полностью входят в плоть и кровь последующих поколений на правах “вечных” истин. Это нормальный и вроде бы никем и никогда не осуждаемый и даже не обсуждаемый процесс.
Литература советского периода “ушла” почти полностью. И едва ли не самыми быстрыми шагами удалилась литература детская. Научившись читать самостоятельно и свободно, ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать? Что же предлагает ему сегодняшний мир и что может повлиять на сегодняшний выбор. Во-первых, ребенку читали родители. И дело здесь даже не в абсолютном литературном качестве прочитанных в дошкольном детстве произведений и не в их количестве, а в той плотности информационного потока, который представляется ребенку оптимальным, легко воспринимаемым. Во-вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста. На первый взгляд он необыкновенно широк и пёстр и вроде бы способен обслужить любые вкусы и уровни интеллектуального и возрастного развития. Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаются некоторые особенности рынка. Одна из них – обилие разнообразнейших, прекрасно изданных, но абсолютно безэмоциональных, претендующих на какую-то неясную объективность энциклопедий.
В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими все это текстами, литературный уровень которых колеблется от просто плохого до откровенно низкого. Вся эта продукция охотно покупается и читается потребителями мультиков и телевизионных игр. Общение с книгой в этом случае, несомненно, имеется, но это опять же общение не столько со смысловым, сколько с визуальным рядом данной продукции.
У некоторых детей потребность в книге формируется и при полном отсутствии героев-современников. Они читают детские детективы и детскую фантастику. Когда подрастут такие дети, будут читать взрослые детективы и взрослую фантастику. Взгляните на рынок “взрослой” литературы. Он растит своего читателя, который будет до следующего витка спирали потреблять все новых русских и нерусских киллеров и антикиллеров. Немногочисленные знатоки по-прежнему будут смаковать всякое (и советское) “литературное наследие”, школа будет героически и безнадёжно преподавать “вечные истины” (меняющиеся вместе со временем), а дети и взрослые будут смотреть телевизор, пользоваться компьютером и читать книги. Вы уверены, что чтение детективов и фантастики полезнее, чем работа в Интернете или просмотр видеофильмов? И я не уверена.
И может быть, вскоре родится новая детская литература, которая создаст новых героев, близких и понятных сегодняшним подросшим дошколятам. И через поиски и находки, ошибки и мечты этих героев наши дети сумеют войти во вселенную книги таким же массовым порядком, как и их родители, бабушки и дедушки “самой читающей в мире” страны, которым для того, чтобы купить любую приличную книгу, нужно было иметь знакомства или сдать 15кг макулатуры.
Учитель, прежде всего, должен вспомнить собственный детский читательский опыт, отрефлексировать его и, опираясь на него, предлагать своих любимых авторов и произведения, чтобы не прерывалась связь времён. Разрыв между реальным чтением детей и тем лучшим, чем зачитывался будущий учитель в детстве, не так уж велик – это мировая детская литература, каковой она стала лишь в 20 веке. Только так, на общей платформе любви к детской книге, только когда дети увидят во взрослом человеке неподдельный интерес и знание их любимых книг, может состояться увлекательный диалог учителя с классом. Зная читательские интересы детей, мы вводим их любимые жанры в новом художественном исполнении, новые авторские имена – тех же создателей детективов и страшилок, но в лучших образцах этого жанра, новые весёлые рассказы и игровые стихи, повести-сказки, жанр фантазии, книги о природе и животных.
Моя задача – показать, как надо искать среди моря книг интересных современных авторов, узнавать их имена. Моя цель одна: мне надо, чтобы каждый ребёнок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы. Только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.
На уроках чтения в начальной школе, если они рассчитаны на обучение, воспитание и развитие учащихся, я учу детей думанью над тем, что и зачем им как драгоценное наследство оставили в закодированных письменных знаках жившие до них мудрецы – думавшие о них, любившие их, желавшие им добра и очень надеявшиеся на то, что познав опыт своих предшественников, дети станут добрее, мудрее и счастливее. Я обязательно учу детей видеть своих наставников и благодетелей ни где-нибудь, а в книгах, ими, этими доброжелателями, написанными; учу слышать речь каждого из них, обращённую к каждому из нас, читателей; учу ребёнка узнавать среди массы возможных собеседников тех, кто нужен именно ему и именно сейчас. Поэтому на уроках чтения я обязана учить детей не просто читать, а читать книги, исповеди тех, кто их создал для нас, те исповеди, без которых нам не сдвинуться ни на шаг вперёд – ни в познании самих себя, ни в преобразовании мира. Многие дети сказали спасибо за то, что я вовремя ввела их, обучив читать книги, в круг достойных собеседников и помогла правильно определить свою судьбу. Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается не совсем так. Для меня уроки чтения – это возможность помочь каждому ребёнку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. Умение читать – это творческое общение с детской книгой, т.е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребёнка. На уроках чтения я учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить.
Сегодня я встретилась с тем, что ни один, а более половины принятых мною в первый класс детей вполне осознанно, правда в разных выражениях, при первом же знакомстве сказали мне, что книг они не знают, да и знать не хотят, потому что “чтение – это скучное занятие”, “мне это неинтересно”, “я не люблю не только слушать, когда мне читают, но и рассматривать картинки в книгах…”. Отношение ребёнка к чтению книги – это и база, и показатель успешности его развития как личности в процессе его обучения. Ведь хочет и любит читать только тот, у кого развито воображение и чувства, кто за “мёртвой буквой”, напрягаясь и включая своё воображение, видит яркие образы, переживания; у кого за каждым словом, каждой фразой стоят живые, а точнее, оживляемые им же, читателем, знания и переживания. А у моих первоклассников умение сосредоточиться на окружающем их мире, желание всмотреться в него, вдуматься или совсем неразвито, или развито крайне слабо. Я проверила знают ли дети доступные им книги, которые “уже не любят”. Помнят ли прочитанные им дома или в детском саду произведения? Только Бохан Дима назвал известного ему писателя Пушкина А.С. и множество русских народных сказок. Таких скудных представлений о доступном круге чтения и столь несформированного читательского кругозора при изобилии детских книг я прежде никогда не встречала. Думаю, что во многом виноваты родители, которым дети как бы не нужны и у которых нет времени или желания заниматься с собственным ребенком. Виноваты и книгоиздатели, выпускающие книги, где вместо иллюстраций, заставляющих ребенка вглядываться в рисунки, запоминать их, спрашивать о непонятном, сплошные цветные пятна, что делает все книги “на одно лицо”, утомительное и надоедливое. Ну а что делать мне, учителю? Как выводить детей из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного заполнением свободного времени просмотром мультиков и компьютерными играми, где ни о чем думать не надо, а можно просто сидеть и наблюдать за тем, что “там” происходит. С первых дней обучения в первом классе я стала приучать ребят видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому, - даже не умея читать, но, научившись всматриваться и вдумываться в то, что видишь, взяв книгу в руки. Стала учить своих первоклашек тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, а затем с нетерпением ждать подтверждения или опровержения этим догадкам, обращаясь непосредственно к тексту книги, т.е. к их чтению. На первых порах текст читала им я, но очень скоро они всей душой захотели делать это сами. Так уроки обучения грамоте стали органической частью обучения первоклассников чтению книг – занятию для детей с каждым днем все более интересному и желанному.
А самостоятельный выбор книг, их узнавание, разграничение и чтение (не для отметки, а для удовлетворения возникшего к книге интереса) сами делали своё дело: у детей расширялся словарный запас, развивалась память, они учились представлять прочитанное в образах, звуках, красках, думать о том, что рассказала книга, выделять книги особенно и не особенно интересные, а значит, невольно узнавать себя и думать о себе – своих интересах, способностях и возможностях. Мне оставалось их только направлять и ободрять.
Книга – место хранения и передачи опыта, книга – новый, художественный мир, он есть, он существует! И писатель сам откроет нам этот мир, если научить учащихся самостоятельной и разумной беседе с книгой. Но выбор книги, которая заговорит с детьми и откроет им мир человеческих отношений, - непростое дело. Это особенно трудно в ситуации, когда упущено время, когда речь идет о переучивании школьников, поскольку роль собеседника “за книгу” всё время выполняла я, учитель.
Литература.
1. Методические пособия серии “Обучение чтению: современные технологии”:
Н.Н.Светловская. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. 2005 год.
Л.А.Павлова. Как формировать у младших школьников полноценный навык чтения. 2004 год.
2. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. М.: Изд. Центр “Академия”, 1999 год.
3. Обучение детей чтению: Практическая методика. М.: Изд. Центр “Академия”, 2001 год.
4. Н.Н.Светловская. Теория методики обучения чтению. М., 1998 год.
5. Т.Г.Егоров. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1988 год.
6. Н.Д.Молдавская. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976 год.
7. М.И.Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997 год.
«Книга – наш лучший друг»
во 2 классе
МБОУНОШ №3 с. Троицкое
учитель Бадулина А. А.
Цели:
Прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить
бережному отношению к книге.
Развивать память, мышление, речь, расширять кругозор детей,
способствовать развитию познавательной активности учащихся.
Дать ребятам возможность раскрыть свои способности, обнаружить
склонности к творческой деятельности.
Воспитывать нравственность, чувство товарищества, доброту,
справедливость, чувство ответственности и умение работать в коллективе.
Оборудование:
выставка новых книг и любимых книг ребят «Книжная лавка»,
рисунки по любимым произведениям,
плакаты на доске с пословицами и высказываниями о книгах.
Ход занятия:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Стране Читалии. Вы с удовольствием встретитесь со своими старыми знакомыми, вспомните прочитанные книги. Сегодня наш урок посвящен другу – книге. Ведь книга – источник знаний.
1. Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
2. Книга про все нам расскажет,
Книга все нам подскажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся.
Где тепло,
А где мороз
Листья все смахнул с берез,
Если книгу прочитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней ее полюбишь.
- Великий русский писатель Максим Горький писал: «Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное… Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом».
3. Сколько звезд на небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в Днепре,-
Столько книг на Земле!
Есть - с ладошку одни,
Есть большие тома.
Проживают они
Вместе с нами в домах.
( показываю книги с выставки «Книжная лавка» разного формата)
- А какие книги вы прочитали в последнее время?
Кто их написал?
Какие пословицы о книгах вы знаете?
(Книга – источник знаний. Книга книгой, а своим умом двигай.
Книги читай, а о деле не забывай. Книга – лучший подарок. С книгой жить – век не тужить. Ум без книги – что птица без крыльев. Книга подобна воде: дорогу пробьёт везде. Хорошая книга – лучший друг).
4. Моя основа, азбуки азы,
Средь нежности, и мудрости, и грусти,
Мой коренной, непостижимый, русский –
Души моей, судьбы моей язык.
5. Припав к тебе, я набирался сил,
Как были трудны первые уроки,
Когда я в тишине произносил –
Всегда впервые! – пушкинские строки.
6. Сквозь свет и сумрак пробивался слог
Таинственный, упрямый, дерзновенный –
Так начинался звёздный диалог
Между душой мятежной и вселенной…
7. Была война, и в бой вели слова,
Израненные, шли в атаку снова…
О, Родина, немеркнущее слово!..
О, неразрывность нашего родства!..
8. Друг новизны, враг всех канонов узких,
Пронизанный озонами грозы,
Мой чеховский, мой пушкинский, мой русский,
Души моей, судьбы моей язык!
- В мире есть очень много языков и наречий: английский, украинский, немецкий, белорусский… Для нас с вами родным является русский язык. Все, кто живёт в России и обучается в школе, институте, говорит на русском языке. И книги мы с вами читаем на русском языке. И при этом пользуемся мы литературным русским языком. О русском языке писали поэты многих национальностей.
9. Украинский поэт Ростислава Братунь.
Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил.
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
10. Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьяны очи,
Полтавы полдень золотой…
11. Олег дружинников сзывает,
В бой Пугачев ведет людей,
Волшебной сказкой озаряет
Мне детство Пушкин – чародей.
12. А «Буря мглою небо кроет…»,
Но солнце – верилось – взойдёт…
День брезжит новою зарёю –
К нам Русь на выручку идет!
13. Та книга до сих пор со мною,
Меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Её язык, её людей.
- Велика роль книги и в сплочении народов России. Книга учит доброму отношению людей разных национальностей друг к другу. Об этом писала чеченская поэтесса Раиса Ахматова в своём стихотворении «Конек-горбунок»,
14. Гуляют сказки по земле Ершова,
Дорожки детства расстелив у ног,
И серебрится месяц, как подкова,
Которой был подкован горбунок.
15. И кажется – полжизни не минуло.
И все сначала я начать должна…
Девчонка из чеченского аула.
Я русской сказкою поражена.
16. В моей Чечне прекрасны были кони,
Но я ждала минуты, дни, века,
Что среди всех коне на горном склоне
Увижу я однажды горбунка.
17. Ершов – умелец, сказочник, волшебник,
Умеющий полмира одарить.
Он подарил мне сказку, как учебник,
Чтоб я училась чудеса творить.
18. Была дорога доброй сказки длинной
Сквозь расстояния и времена,
И все народы радостью единой
Навек умела связывать она.
19. Я вспоминаю давний вечер снова:
Аул, Аргун шумит невдалеке…
И мама говорит стихи Ершова
Мне на волшебном русском языке.
- «Кто много читает, тот много и знает», - говорит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей Родине, о лучших ее людях, учат разбираться в них.
Книга – наш помощник в труде. Рабочий читает литературу о технике, чтобы лучше управлять станком, земледелец – по агрономии, чтобы собрать хороший урожай, врач – по медицине, чтобы лучше лечить, учитель – по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей. Вы читаете книги, которые позволят вам стать грамотными людьми, а это позволит вам осознанно выбрать профессию, когда станете взрослыми людьми.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
А какие серии книг написаны для любознательных детей?
(выставка энциклопедий, словарей, серий «Всё обо всём»,
«Я познаю мир»)
В русском языке очень много пословиц. Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Много пословиц и о том, что «чтение – лучшее учение». А кто из вас знает на эту тему пословицы?
(Книга – зеркало жизни. Книга для ума – что тёплый дождик для всходов зерна. Книга поможет в труде, выручит в беде. Кто много читает, тот много знает. Прочёл новую книгу – встретился с другом. Грамоте учиться – вперед пригодиться. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Хорошая книга – лучший друг.)
Чтобы знать и понимать все то, что в книге написано, читать вдумчиво надо, не спеша, не пропуская страниц. Книги надо беречь! «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает». Что это ребята? (книга)
(входит книга и обращается с просьбой к учащимся)
= Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне стыдно будет, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом – это так некрасиво. Если вы кончили читать и боитесь потерять место, вложите между страницами закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что сырая погода мне вредна. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми и умными. Послушайте, какой я путь прошла прежде, чем прийти к вам.
20. Пока книга сделается книгой,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труда, Забот, чтоб родилась она.
21. Пока бумагу сделают, ребята,
Приложится большой, тяжёлый труд.
Писатель на бумаге пишет книгу,
Потом её в редакцию несу.
22. За книгой - столько дней рабочих,
Ночей бессонных, помыслов живых…
Писателям я очень благодарен,
За труд упорный уважаю их.
23. Вот рукопись готова. И редактор
Прочтет её. Потом отдаст в печать…
За каждое словечко в этой книге
Перед народом нужно отвечать!
24. Проворная печатная машина
И день, и ночь печатает листы…
Но ведь листы – они ещё не книга,
Её такой читать не станешь ты!
25. Её подклеить нужно и обрезать,
В хороший переплет переплести,
Упаковать, на поезде отправить
И по всей стране их развести.
26. ЗАПОМНИ:
Трудились твой отец и мать,
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы,
Беречь и книжку, и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать
Страницы, переплеты.
- Ребята, кто пишет книги? (писатели, поэты)
В своём стихотворении «Ритмы» поэтесса Людмила
Татьяничева пишет о том, как слагаются стихи.
Как на волнах, я качаюсь на ритмах.
При качке такой невозможно уснуть.
Ко мне подлетают чайками рифмы.
Чаек весёлых боюсь я спугнуть…
Сравненья мелькают мгновеннее молний.
Но вот уже небо светлеет слегка…
Пойманной рыбой трепещет в ладонях
Будущей песни живая строка.
Английские поэты для детей писали весёлые стихи. Они переведены на русский язык.
Поиграем в весёлую игру. Я вам буду говорить две строчки из четверостишия, а вы к ним сочините ещё две строчки, чтобы получилось четверостишие.
Например:
На лодке по реке
Катался кот – вот.
- Из-за куста к нему плывёт
Большущий бегемот.
…
Зашвырнула буря в сад
Трёх невиданных слонят.
- А слонята захотели
Покататься на качелях.
- Прибегали к ним зверушки,
Приносили им игрушки.
- А слонята испугались
И с испуга разбежались.
…
Один джентльмен втихомолку
Забрался на старую ёлку.
- Сверху вниз посмотрел, удивился:
- Ах, зачем же я здесь очутился.
- И птички над ним пролетали,
И пряники в шапку бросали.
…
- Итак, вы дописали четверостишия, сравнили свои с другими.
Легко подбирать рифму?
- Как вы думаете, кому легче было составлять рифмы: тем, кто
много читает, или тем, кто не любит читать?
- От чего зависит, какой словарный запас слов у вас есть?
- Что помогает человеку увеличить свой словарный запас?
(общение с людьми, чтение книг, …)
- Каких вы знаете писателей? Какие книги они для вас
написали?
- Кто написал для вас такие рассказы, как «Он живой и светиться», «Двадцать лет под кроватью», «Тайное становится явным»? (Виктор Драгунский).
(показываю книги В.Драгунского, дети кратко говорят, о ком они написаны)
- А какой писатель написал целую книгу о собаках, обезьянах, кошках, антилопах. Это очень короткие рассказы… (Игоря Акимушкина).
(выставка книг И.Акимушкина)
- Кто написал книгу «Что я видел» и адресовал её детям
почемучкам.
(Борис Степанович Житков)
- О чём писал Виталий Валентинович Бианки?
Стихи для детей сочиняют поэты,
В них наше счастливое детство воспето.
Нам пьесы и сказки они посвящают,
Про лучших из нас они песни слагают.
И пишут немало хороших стихов
Барто и Маршак, и Сергей …
(Михалков).
- Какие стихи и рассказы писал Михалков?
- Какая книга Михалкова вам нравится?
- Угадайте, из какого это произведения?
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
(«Дядя Стёпа» С.Михалков)
- Какая фамилия у дяди Стёпы?
(Степанов)
- А сейчас, ребята, вспомним с вами героев других произведений. Вы должны будете назвать сказочного героя, назвать произведение и автора, который написал произведение об этом герое.
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
Он зовется …
(Чебурашка, Э.Успенский)
Скачет лошадь непростая,-
Чудо – грива золотая,
По горам парнишку носит, да никак
Его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конёк
По прозванью…
(Горбунок, П. Ершов)
Враг людей
И враг зверей
Злой разбойник… (Бармалей, К.Чуковский)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…
(Айболит, К.Чуковский)
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Вини - Пух, А.Милн)
- Сейчас потолкуем о книге другой –
Тут синее море, тут берег морской:
Старик вышел к морю, он невод забросит
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдёт.
А жадность, ребята, к добру не ведет.
- Этот отрывок из какой сказки, кто её написал?
(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)
_- Это В.В.Маяковский (показываю портрет), он написал о том,
как нужно обращаться с книгой.
Если ты порвал подряд
Книжицу и мячик,
Ребята говорят:
- Плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он хороший мальчик.
- Угадайте героя и произведение:
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(А.Толстой «Золотой ключик»)
- Молодцы, ребята, Хорошо знаете произведения, героев,
писателей. А знаете вы стихи о книгах?
В полях молоденькую рожь
Заносит белая пороша.
Сквозь снег и ветер ты идешь
С тяжёлой сумкой, книгоноша.
Пусть пальцы холодом свело
И кончик носа отморожен –
В домах становится светло,
Когда приходит книгоноша,
Ты дальше людям понесешь
Тепло и радость, книгоноша.
Ну, как тебя благодарить?
Нет, не найти мне слов хороших!
Позволь на память подарить
Вот эту песню, книгоноша.
(песня)
- Сейчас будем отгадывать загадки:
Кто молча учит?
Без языка, а обо всем рассказывает,
Без головы, а все знает,
Без ног, а везде бывает.
(книга)
Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот разумеет.
(письмо)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(книга)
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
(книга)
- Ребята, какую книгу приятнее всего держать в руках?
(инсценировка стихотворения Ильина «Две книжки»).
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои, сестра, делишки?
Одна спросила у другой?
- Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облака!
А у тебя целы бока?
- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»!
- Ну, мой на тройки едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
В басне нет загадки:
«Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик».
- В нашей библиотеке собрано огромное количество книг. Мы к
ним относимся бережно, не рвем, не бросаем, не дерёмся ими, а
если случилась с книжкой беда, мы окажем ей помощь –
вылечим её в нашей «книжкиной больничке».
- А какие пословицы о книге вы знаете ещё?
(Книга – мост в мир знаний! Золото добывают из земли, а
знания – из книг! Из глубины моря достают жемчуг, а из
глубины книг черпают знания. С книгой поведёшься – ума
наберёшься. Кто много читает, тот много знает. С книгой жить
– век не тужить.)
27. Хорошая книга, мой спутник, мой друг.
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём.
И наш разговор потихоньку ведём.
Я слышу тебя, я иду за тобой.
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
28. С тобой дорога моя далека –
В любую страну и в любые века.
Ты мне отвечаешь на каждый вопрос:
Как Пешков Алёша учился и рос,
Какие он первые книжки читал,
Что в жизни он видел,
Как Горьким он стал.
29. Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны земли и движенье планет…
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу!
- Скажите, чему же учат книги?
(ответы ребят)
- Правильно, ребята, книга – лучший друг человека.
Книги рассказывают нам о Родине, о лучших её людях, о
труде, дружбе, товариществе.
Они помогают нам овладеть богатствами науки и техники,
культуры, книги обогащают наш ум.
Народная пословица гласит: «Ум без книги, как
птица без полёта». Книги помогают преодолеть трудности,
стать сильным, смелым, вежливым, ловким. Читать книги
нужно не торопясь, не терять ни одной капли содержания.
Лучше поменьше прочитать книг, но побольше подумать над
их содержанием.
А как мы должны относиться к нашему другу?
(ответы ребят)
Теперь вы знаете, ребята, что над книгой трудятся сотни
людей. Каждая книга – результат большого коллективного
труда и этот труд надо беречь.
Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите
читать, ещё бережнее будете относиться к книгам.
Послушайте, какие мы примем, ребята, решения о книге:
а) бережно относиться к книгам, не рвать, не трепать;
б) учебники надо так сохранить, чтобы по ним могли
заниматься другие ребята;
в) активно участвовать в трудовой операции «Живи, книга!»
30. Ты друг мой верный, книга,
Ты, книга, помогаешь
Учиться, строить, жить.
Зовёшь любить Отчизну,
Хорошим другом быть.
- Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много
говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто
много читает.
- На этом мы заканчиваем своё путешествие по замечательной
стране. Я надеюсь, что вы ещё больше полюбите книгу, чаще
будете с ней встречаться.
(подарки – книжки, сувениры )