Эссе «Как повысить интерес к чтению»
Как повысить интерес к чтению.
Ни для кого не секрет, что в современном мире чтению стало уделяться очень мало времени. Современные дети предпочитают слушать аудио-книги или смотреть фильмы. Бумажные книги уходят в историю. А жаль. Ведь именно бумажная книга оставляет в душе ребенка свой след. И приучать к чтению детей нужно с самого рождения. К сожалению, не все родители понимают значение чтения. И поэтому большая роль в привитии интереса к чтению ложится на учителя.
В школьной программе чтение – одна из самых важных составляющих образовательного процесса. Проведя анализ допускаемых ошибок в контрольных работах и тестах, можно увидеть, что более 50% допущенных ошибок -результат того, что ребенок плохо читает. Увидев данную статистику, я решила работать над повышением интереса к чтению у своих учеников. С своей работе я использую следующие приемы и методы.
1. «Пятиминутка чтения». Ежедневно перед первым уроком ребята читают книги любимых авторов или на любимую тему.
2. «Жужжащее чтение». Используется на уроках литературного чтения и окружающего мира, когда нужно прочитать текст учебника. Каждый ребенок читает вслух тихим голосом, таким образом учитель слышит каждого ребенка. У детей вырабатывается навык чтения вслух.
3. Чтение вслух. Очень люблю читать детям различные произведения. Это могут быть и короткие рассказы на один раз, а так же повести или романы с продолжением. Такие произведения мы можем читать несколько недель. И ребята с нетерпением ждут продолжения истории. Выбираем разную тематику, исходя из интересов детей, а так же предлагаю что-то по своим интересам. После прочтения произведения устраиваем обсуждение, дети пишут отзыв о книге.
4. На уроках математики, русского языка, а так же изобразительного искусства и музыки дети готовят сообщения по разным темам. Это тоже способствует повышению интереса к чтению. Очень часто на этих уроках используем краеведческий материал.
5. Большую роль в повышении интереса к чтению играют различные литературные конкурсы: викторины, кроссворды, конкурсы рисунков к произведениям. Ведь что бы участвовать в таких конкурсах результативно, нужно знать произведения, прочитать их.
Очень важно, что бы ребенок не просто читал, а понимал прочитанное, умел определять тему и основную мысль произведения, характер и поступки героев. Тогда повысится и интерес к чтению. В учебной деятельности я так же использую прием смыслового чтения. В программе «Перспективная начальная школа» этот прием заложен в учебные программы, учебники и рабочие тетради по предметам. При выполнении таких заданий ученикам нужно найти слова в тексте или выделить отрывки, подтверждающие короткий ответ (да или нет) на вопрос. По окружающему миру нужно найти в тексте материал для заполнения таблицы. Похожие задания встречаются и на уроках русского языка и математики. Все они способствуют формированию смыслового чтения у детей.
Мои ребята - активные участники мероприятий в библиотеке. Мы посещаем тематические мероприятия к юбилеям писателей и книг, а так же к памятным датам.
(на фото – мероприятие, посвященное юбилею Н.Н. Носова)
( на фото – тематическое мероприятие в библиотеке, посвященное дню Победы)
А еще дети самостоятельно посещают «Клуб выходного дня», где проводятся различные литературные конкурсы и «громкие чтения».
Ребята с удовольствием участвуют в инсценировках любимых произведений.
(На фото инсценировка сказки «Теремок» на юбилее
Кольцеевского библиотечного филиала)
В результате систематической работы повысился интерес к чтению. По отзывам библиотекаря, ребята стали чаще посещать библиотеку. За последнее время вырос уровень читательской самостоятельности детей, а так же виден уровень повышения техники чтения.
( на фото – лучший подарок – книга – за участие в мероприятиях библиотеки)