Эссе на тему «Как вернуть интерес ребенка к чтению?»
Как вернуть интерес ребенка к чтению?
Как вернуть интерес ребенка к чтению? Как сделать так, чтобы ребенок, прочитав одну книгу, захотел прочитать другую? Возвращения интереса к чтению – проблема комплексная. Ни семья, ни школа в одиночестве решить ее не в состоянии.
Чтение – это не просто времяпровождение, но и работа над собой, ведь читая, ребенок учится мыслить, анализировать прочитанное, а значит, у него развиваются интеллектуальные способности. Нам надо исходить из того, что этот процесс должен базироваться на удовольствии читателя, даже наслаждении.
Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы.
Разобраться в праве читать или не читать и его последствиях сам ребенок, пока он мал, не может. Помочь ему осознать это, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. В подростковом возрасте самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением попеременно: часть читает взрослый, часть — ребенок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера.
В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа. Наверное, устарела и традиционная система преподавания литературы в школе. Единая программа по литературе, базирующаяся преимущественно на преподавании русской классики, во многом мешает формированию интереса к чтению, поскольку программа не учитывает реальные читательские практики и читательские предпочтения детей и подростков. Как это ни грустно звучит, но большинство старшеклассников не могут прочесть такие огромные произведения, как «Война и мир» и «Тихий Дон», а многие произведения им просто не интересны, всё это скорее приводит к снижению, а не повышению интереса к чтению. Есть книги и авторы, которые очень нравятся школьникам, но их в программе нет. Школа формирует представление о ценности литературы, прежде всего, русской классической, но не формирует представление о том, что чтение — это интересно и увлекательно.
А. Беляев. «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля».
А. Грин. «Алые паруса»
В. Закруткин. «Матерь человеческая».
А. Набоков. «Лолита».
Н. Щерба. «Часодеи».
Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома».
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров».
Э. Войнич. «Овод».
А. Дюма. «Граф Монте-Кристо».
А. Конан Дойл. «Рассказы о Шерлоке Холмсе».
П. Коэльо. «Алхимик».
Х. Ли.«Убить пересмешника».
Д. Лондон. «Мартин Иден», «Сердца трех», «Белый Клык» и др.
Э. М. Ремарк. «Три товарища».
М. Рид. «Всадник без головы».
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера».
Р. Стивенсон. «Остров сокровищ».
Д.Фрэнсис. «Фаворит»,«Движущая сила».
Э. Хемингуэй. «Старик и море».
У. Шекспир.«Ромео и Джульетта».
Замечательные произведения этих авторов не включены в школьную программу (или только обзорное изучение), а они точно будут полезны подросткам.