Статья на тему «Как повысить интерес к чтению»
Как повысить интерес к чтению
О чём мечтают книжки
Знайте, дети, с книжками беда:
Книжки не выносят душной пыли!
Им на полках кажется тогда,
Будто все о них уже забыли!
Потому, обиду затая,
Книжки ночью открывают двери
И уходят в дальние края,
Где живут диковинные звери.
Ну а утром, возвратившись в дом,
Не спеша рассядутся, как птицы,
И мечтают книжки лишь о том,
чтобы полистали их страницы.
В России в последние десять лет стали с пренебрежением относиться к чтению, предпочитая смартфоны, гаджеты, планшеты, компьютеры и т.д. Конечно, современные технологии получения новых знаний облегчают нашу жизнь, делают доступной для нас любую информацию. Но, я считаю, только книга может дать человеку истинное эстетическое наслаждение. Книга может нас в часы скуки и безделья перенести в другие времена, в увлекательные миры.
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам».
Формирование ребенка-читателя начинается в семье с самых первых годов жизни малыша. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители - пример ему».
Но из своей практики я знаю, что все дети дошкольного возраста очень эмоционально относятся к совместному со взрослыми чтению книжек. Даже сами стремятся научиться читать как старшие, радуются первым прочитанным словам. В этом возрасте ни дня не проходит без сказок, поговорок, книжек-игрушек. Значит, интерес к чтению теряется в более позднем возрасте?
Я согласна с тем, что интерес к чтению у детей 6-9 лет должен формироваться через чувство внутренней заинтересованности. Детям надо объяснить о положительных моментах чтения, соотносить чтение с получением удовольствия.
Передо мной, как педагогом начальных классов, стоит задача развития и повышения интереса к чтению у младших школьников.
На первое место ставлю качественное обучение ребёнка чтению целыми словами. Это происходит на уроках обучения грамоте через игры и упражнения. Параллельно работаем над наработкой быстроты чтения. В классе регулярно ведём мониторинг темпа чтения, понимания прочитанного. Дети любят наблюдать за своим ростом скорости чтения.
Далее продолжаю систематическую и целенаправленную работу с детской книгой по повышению интереса к чтению. В нашем классе всегда на книжной полке стоят яркие и интересные по содержанию книги. Они обновляются регулярно: что-то приносят сами дети, иногда выручают родители, чаще всего берём нужные книги из школьной библиотеки. Среди них могут оказаться книги в старом переплёте. На них обращаем особое внимание. Ведь в таких книгах имеется какая-то загадочная книжная душа. Эта книга уже стала настоящим другом для многих других детей.
В каждой книге стараемся найти что-то необычное и неожиданное, что даже нехочухи проявляют интерес.
Часто приходится рекомендовать книги для чтения по интересам детей, так как дети не всегда могут выбрать себе правильно книгу.
Когда мы читаем?
- несколько минут на каждом уроке, каждый день;
- в группе после уроков;
- читаем в любом месте;
- в любое свободное время;
Как читаем?
- выбираем удобное и уютное место;
-читаем вслух, про себя, по ролям, с интонацией, эмоционально;
- находим и приносим в класс самые интересные книги;
- перечитываем любимые книги;
- проводим литературные игры.
Какие только виды работ не приходится выдумывать, чтобы дети читали с интересом:
Слушание записи с образцовым чтением артиста
Показательные чтения лучших учеников
Инсценирование
Выборочное чтение текста или отрывка
Чтение самого красивого места в тексте
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
Нахождение в тексте самого длинного слова
Чтение с пометками непонятных слов
Рисование и фантазирование по прочитанному. 10. Обсуждение прочитанного
Обязательно поощряю чтение детей когда это только возможно.
Моя роль, как учителя, в развитии интереса детей к чтению главная. Эта работа сплачивает детей, родителей и учителя в дружную семью, в которой чтение книг становится увлекательным занятием.
Статью написала учитель начальных классов
«Кадетской школы» г.Чебоксары Григорьева С.К.
Список использованной литературы
Соболева А.Е. Чтение с увлечением. М.:2009.-128 с.
Лутова Т.Н. «Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников». Н.Новгород, 2006.- 124с.