Статья на тему «Как пробудить интерес к науке чисел и формул»

3
0
Материал опубликован 14 July 2019 в группе
       Как пробудить интерес к науке чисел и формул.
      С чего всё началось? За день до отъезда в отпуск я по ошибке загрузила одну из своих методических разработок не на тот конкурс для педагогов. Организаторы мероприятия справедливо работу к участию в конкурсе не допустили, а мне предложили написать другую статью. Посмеявшись над своей рассеянностью, я вежливо отказалась, но из любопытства прочитала несколько размышлений коллег о том, как заставить современных школьников грызть гранит науки. И вот на что я обратила внимание: сейчас стало модно щеголять заумными терминами и определениями, писать мудрено и непонятно. А мне, я верю, что и другим читателям, хотелось услышать что-нибудь искреннее, настоящее и вполне конкретное. Критиковать, как известно, может каждый. А смогу ли я живым и доступным языком написать о том, как пробудить интерес к науке скучных чисел и формул? Судить об этом тебе, дорогой читатель.
       Прежде всего мне стало любопытно, что думают сами ученики о мотивах заинтересованности в том или ином школьном предмете, в частности, математике. Связаться с ребятами было несложно, спасибо интернету. Каждому участнику опроса я предложила перечислить факторы, которые, по его мнению, влияют на увлечение математикой. Исходя из полученной информации, я проанализировала ответы учащихся. На интерес к математике, по их мнению, влияют:
  • любознательность самого ученика;
  • личные качества и стиль преподавания учителя;
  • благоприятная атмосфера на уроке;
  • склонность к точным наукам;
  • желание получать полные и глубокие знания;
  • развитие интереса к предмету родителями;
  • практическое применение в повседневной жизни;
  • необходимость изучения предмета для поступления в другие учебные заведения и будущей профессии;
  • профиль образовательного учреждения.
Учитель математики глазами учеников выглядит примерно так:
  • в совершенстве владеет предметом и сам увлечен им;
  • интересуется различными инновациями в области образования и использует элементы новизны на уроках;
  • относится к ученикам как к членам одной команды единомышленников и находится с ними на одной волне;
  • создает на уроке атмосферу для творческого сотрудничества;
  • объясняет тему от простого к сложному, используя при этом большое количество разнообразных заданий;
  • предлагает решить одну задачу разными способами;
  • организует интеллектуальные соревнования;
  • помогает поверить в себя;
  • дает возможность сделать открытие самому;
  • разрешает спорить и отстаивать свою точку зрения;
  • руководит группой по предмету на просторах интернета, где размещает ребусы, головоломки, занимательные задачи, видеоуроки и другой увлекательный материал по предмету.
      Не претендуя на то, чтобы давать готовые рецепты по решению всех проблем, я попытаюсь выделить три главных условия для высокой мотивации школьников к учебной деятельности. Итак, ученику должно быть интересно:
  • то, чему его учат;
  • тот, кто его учит;
  • то, как его учат.
     Обучение математике нужно строить так, чтобы ученик сам добывал знания, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Основная задача учителя, на мой взгляд, научить ученика:
  • видеть проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • анализировать данные;
  • делать выводы и умозаключения;
  • делать свои собственные математические открытия;
  • творчески применять знания в новых ситуациях.
       В школьных же учебниках излагаются соответствующие программе фрагменты математических теорий. Поэтому задача учителя показать невидимое: ход рассуждений, связь между понятиями. Важным является не только открытие, но и путь, ведущий к нему. В процессе верно направленной деятельности ученик учится открывать закономерности, устанавливать связи между разнородными на первый взгляд явлениями, вырабатывать собственные оригинальные идеи. 
       Каждый учитель ищет свои фирменные способы оживления учебного процесса. Ибо осознанный интерес к предмету – это и есть самый главный мотив познать его глубоко.
     Остановлюсь лишь на некоторых формах, приёмах и методах обучения, которые хорошо себя зарекомендовали на практике.
     1) Интеллектуальные математические разминки развивают скорость мышления, гибкость ума, расширяют кругозор школьников. На уроках я использую разминки разных видов: ребусы, образовательные головоломки, числовые ряды, интеллектуальные викторины.  Вопросы для викторин содержат факты из жизни великих математиков, информацию о математических открытиях и т. д.
     2) Приём «Лови ошибку» учит детей внимательно следить за мыслью и рассуждениями учителя, а не слепо копировать его решение. Рекомендую в качестве творческих домашних заданий предлагать ученикам составлять такие «ошибочные» задания. Отлично, если у кого-то получится проявить креативность и создать видеозадачу. Оригинальность – один из показателей творчества.
     3) «Уроки одной задачи» позволяют исследовать один и тот же объект или явление разными способами, рассмотреть с точки зрения различных наук и максимально детально изучить его сущность.
     4) Обучение в стиле экспериментальной математики побуждает к активной мыслительной деятельности, помогает затронуть внутренние пружины всех  участников исследования ( в том числе и слабых, тех кто не дружит с математикой), раскрепостить и заинтересовать их. Этот метод часто подходит для вывода формул на уроках геометрии, для изучения некоторых тем, содержащих элементы теории вероятностей и статистики.
    5) Приём «Корзина идей» похож на другие известные приёмы: «Прогнозирование», «Мозговой штурм», «Кластер». В «корзину» складывается всё, что имеет отношение к теме урока: идеи, факты, свойства, определения, термины, предположения, имена, даты и т. д. Все идеи и предположения осмысливаются и анализируются в ходе урока. Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неверные, ненужные и некорректные утверждения, а останутся только самые важные из верных.
    6) Виртуальная экскурсия – это новый эффективный инструмент, с помощью которого возможна наглядная демонстрация материала об окружающем мире, событиях прошлых и настоящих, путешествие в будущее. Такие экскурсии позволяют убедить учащихся, что математика – применяется на каждом шагу в повседневной жизни. Перечислю примерные темы виртуальных путешествий: «Мой город в числах и задачах», «История возникновения таблицы умножения», «Как измеряли люди в древности?», «Математика в архитектуре» и т. д. Представить информацию можно с помощью мультимедийных технологий. Преимущества таких экскурсий очевидны: доступность, возможность использовать в любое время, многократный просмотр информации.
     7) Игровые педагогические технологии погружают учеников в атмосферу радости, успеха, удовлетворенности своими результатами, развивают смекалку и воображение, учат работать в коллективе, знакомят с нормами человеческих отношений. Дидактическая игра представляет собой ценное средство, которое вызывает у учащихся искренний интерес к процессу познания. Элементы игры можно применять на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Существует много разнообразных игр в зависимости от образовательных задач: это всевозможные квесты, квизы, математические турниры, бои, карусели и лабиринты, брейн-ринги, настольные игры и т.д.  Учитель же всегда должен помнить, что игры подобны специям: без них чего-то не хватает, а если переборщить, то будет ещё хуже. Как тут не вспомнить слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского:
      «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
     И мы с вами, уважаемые педагоги, должны справиться с этой нелёгкой задачей! 
Комментарии
Комментариев пока нет.