Эссе на тему «Педагог XXI века»
Педагог XXI века
Как по вашему мнению историки будущего будут описывать тот период времени, в котором мы с вами живем? Наверное, будут говорить, что это век научно-технического и, в первую очередь, информационного прогресса. Именно в этот период в социальной жизни общества происходят коренные изменения: идет активный процесс цифровизации всех областей жизни общества. Прогресс затрагивает и образовательную сферу. Если сейчас зайти в школьный кабинет, то можно будет увидеть рабочий компьютер учителя с безлимитным интернетом, интерактивную доску со встроенными колонками, проектор и различную оргтехнику. Буквально пару лет назад учителя ставили оценки в бумажный журнал, но цифровизация затронула и этот школьный аспект - журналы стали электронными. В целом, в образовании происходят тектонические изменения. С 2009 года начал внедряться Федеральный государственный образовательный стандарт. В школе сегодняшнего дня мы можем наблюдать технически оснащенные кабинеты, внедрение новых стандартов обучения. Но возникает вопрос «Как же эти изменения коснулись учителя? Какой он – педагог 21 века?».
Самый точный ответ на этот вопрос можно дать, исходя из собственного опыта. Я являюсь учителем физики. Придя на первый урок физики в 7 классе, ученики слышат от меня следующие вопросы: «С чем у вас ассоциируется физика? Что вы думаете об этой науке? Какие у вас представления, чем вы будете заниматься?» Каждый год эти вопросы имеют примерно одинаковую формулировку. Поэтому за 10 лет работы мне удалось собрать небольшую статистику. Так выглядят одни из самых популярных ответов на эти вопросы:
- Физика — это очень сложно.
- Будем решать сложные задачи.
- Мне старший брат рассказывал, что физику вообще никто не понимает.
Такие ответы демонстрируют высокую степень тревожности детей уже на этапе знакомства с данной наукой. Подобный настрой вызывает у них различные предубеждения, которые могут помешать в изучении этого предмета. Имея статистику ответов относительно восприятия физики учениками, про которую я говорил ранее, мне хочется снизить долю учеников, которые боятся моего предмета. Поэтому я стараюсь решать эту проблему на ранней стадии, не допуская ее развития.
В своей гимназии я провожу занятия внеурочной деятельности по физике в начальной школе. Для развития интереса к физике гимназия приобрела специальные электронные конструкторы, наборы по робототехнике для проведения практических занятий. В рамках внеурочной деятельности ученики 3-4 классов знакомятся с понятием электричества. Ребята учатся собирать простейшие электрические цепи. Это мне позволяет устранить предубеждения, что физика – это сложная и непонятная наука. Познакомившись с ней в начальной школе, ребята уже с меньшими опасениями приступают к ее изучению в 7 классе.
Применять это в школе стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу, который, в свою очередь, подталкивает и учителя идти в ногу со временем.
Современные дети много времени проводят в интернете и, в силу своего возраста, сталкиваются с большим количеством информации, которую они не всегда могут отфильтровать. Поэтому я уделяю время на классных часах теме кибербезопасности, помогаю установить те самые фильтры.
У меня есть убеждение, что ученик лучше воспринимает предмет, если у него выстроились позитивные и крепкие отношения с учителем. Для этого я стараюсь общаться с учениками не только в рамках урока, но и в неформальной обстановке. А именно, с учениками 10 и 11 классов, один раз в неделю у нас проходят футбольные матчи. Это позволяет мне стать ближе к своим ученикам, что помогает лучше доносить информацию до них.
В заключении эссе хотелось бы сказать, что современный учитель – это учитель, который не стоит на месте, не боится перемен и готов меняться и менять своих учеников в лучшую сторону.