Эссе на тему «Вклад моей дисциплины в формирование знаний, умений и навыков в соответствии со Спецификацией стандарта Ворлдскиллс Россия»
Эссе на тему:
Вклад моей дисциплины в формирование знаний, умений и навыков в соответствии со Спецификацией стандарта Ворлдскиллс Россия
Автор: Куликова М.В., преподаватель ГБПОУ "Кузнецкий многопрофильный колледж".
Работаю в системе профессионального образования с 1998 года, преподаю дисциплины экономического цикла студентам различных специальностей.
Начну с компетенции "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", т.к. преподаю дисциплину "Экономика отрасли" и "Основы предпринимательской деятельности" (вариативная часть учебного плана) у обучающихся по специальности 23.02.03 и 23.02.07 (с 2018 года).
Согласно Спецификации стандарта установлены такие требования к умениям как:
- должен уметь … планировать работу для максимального повышения эффективности…;
- должен уметь… взаимодействовать на рабочем месте …, чтобы обеспечивать результативность и эффективность;
- заполнять отчеты...
Как видно, повторяется термин "эффективность", который имеет экономический смысл и, следовательно, должен рассматриваться по соответствующей дисциплине. Поэтому, в рабочей программе дисциплины Экономика отрасли отводится время на изучение понятий "эффект" и "эффективность" и системы технико-экономических показателей, их раскрывающих. К последним относятся: трудоёмкость, рентабельность, срок окупаемости инвестиций и др. Кроме изучения показателей обучающимся предлагается рассчитать их по данным работы СТО, проанализировать в динамике, сформулировать вывод и разработать рекомендации по дальнейшему наращиванию эффективности деятельности автосервиса. Результаты работы студенты оформляют в форме отчета специалиста руководителю предприятия.
Далее: компетенция "Предпринимательство", согласно которой предусматривается демоэкзамен по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". По этой специальности работаю уже 20 лет, преподаю дисциплины "Экономика" и "Экономика организации". Первая необходима, чтобы сформировать экономическое мышление, расширить экономический кругозор, ответить на многие вопросы по устройству хозяйства в нашей стране. Я бы внедрила эту дисциплину (пусть даже в минимальном объеме) в программу подготовки по всем профессиям и специальностям. Наше поколение должно быть финансово подкованным.
Дисциплина "Экономика организации" - это непосредственный фундамент для изучения бухгалтерского учета. Об этом я говорю студентам на первом занятии. Например, чтобы правильно понимать механизм учета основных средств, необходимо знать, что это за активы, каковы особенности их использования на производстве. А это - тема 2.1 Экономики организации (по рабочей программе). Если бухучет изучает документальное оформление и учет заработной платы, то механизм начисления заработной платы, современные формы и системы оплаты труда - это тема 3.2 Экономики организации. И так далее.
Что касается демонстрационного экзамена по специальности 38.02.01, здесь возникают очень и ОЧЕНЬ большие вопросы по поводу соответствия получаемого специалиста - бухгалтера по ФГОС и требований стандарта Ворлдскиллс. Знания и умения бухгалтера безусловно необходимы в деятельности современного предпринимателя, но это - разные компетенции. В требованиях Спецификации стандарта по компетенции "Предпринимательство" нет ни единого слова о бухгалтерском учете! Надеюсь, что в ближайшее время будут разработаны более адаптированные к этой специальности стандарты Ворлдскиллс. Иначе не понятно, кого готовить: бухгалтера или предпринимателя. Хотя, как можно вырастить последнего?
Благодарю за внимание.
С уважением, Куликова М.В.