Типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД В
В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учебных действий как компонента основной образовательной программы начального, основного или среднего общего образования рекомендуется использовать соответствующую типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды УУД. Далее представлен принципиальный подход к построению типологии уроков, основанной на структуре универсальных учебных действий.
Таблица. Типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД
Тип урока |
Виды уроков |
1. Урок личностно-ориентированного типа - ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности |
Урок смыслообразования – поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение» Урок нравственно-этического оценивания – оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей |
2. Урок организационно-деятельностного типа – ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность |
1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий. 2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий. 3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы. 4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия |
3. Урок когнитивного типа – ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности |
Урок постановки учебной задачи - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Урок информационного поиска - поиск и выделение необходимой информации Аналитический урок - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей Урок моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Урок – обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий Урок рефлексии - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Урок постановки и решения проблем |
Урок коммуникативного типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учитывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество |
Урок - дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров |
Примечание. Данная типология является открытой для наполнения различными видами уроков и их комбинирования.