Эссе «Профессионализм как следствие овладения профессий, достижение педагогического мастерства»

1
1
Материал опубликован 14 February 2023

Эссе «Профессионализм как следствие овладения профессией, достижение педагогического мастерства»


Галактионова И. А

преподаватель

ГАПОУ СО «БТМСХ»

г. Балашов


Развитие, изменчивость, динамизм, новизна –это основные характеристиками современного мира. Не так давно полученное первоначальное образование позволяло человеку достаточно комфортно чувствовать себя в окружающем мире относительно долгое время, то в настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Общество развивается настолько быстро, что знания и умения, которые человек получил вчера или получает сегодня, завтра уже могут быть уже не востребованы, т.е. процесс получения знаний и их устаревания происходит практически одновременно.

Поэтому в таких условиях работа педагога усложняется в несколько раз, и единственный выход из этой ситуации постоянно заниматься самообразованием. Постоянно изменяются не только содержание знаний и их объем, но и сами образовательные технологии также не стоят на месте. Современный педагог должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь использовать их в своей работе.

Педагог сегодня это всесторонне развитая личность с богатым внутренним миром, профессионал, который постоянно стремится к самосовершенствованию.

Профессионализм – это следствие овладения профессий, достижение педагогического мастерства. Педагогическое мастерство рассматривается как интегративное качество личности педагога, объединяющее в себе его знания, умения и навыки, способности, призвание и профессиональную направленность.

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Основу его деятельности в первую очередь составляют сформированные педагогические компетенции: предметная, методическая, психолого-педагогическая, дифференциально-психологическая.

Перед современным педагогом стоит задача постоянно пополнять и углублять свои знания, овладевать последними достижениями науки и техники, обладающего необходимыми личностными качествами, развитыми навыками деловой коммуникации и профессиональной компетентности в развитии современного образования.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

От профессиональной подготовки современных педагогов напрямую зависит и качество современного образования. Требования, предъявляемые сегодня обществом и социальным заказом родителей и будущих работодателей к современному выпускнику, очень высоки. Основные характеристики, которым должен соответствовать выпускник СПО, прописаны в новом федеральном образовательном стандарте. Приведем в качестве примера некоторые из них.

Современный выпускник – это человек креативный и критически мыслящий, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Нужно помнить, что педагог работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом.  И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

Существуют механизмы которые могут организовать деятельность педагога, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций.

Первоначально, это грамотно выстроенная система методической работы в образовательном учреждении. С первой минуты появления молодого педагога необходимо предусмотреть помощь педагогов-наставников на этапах разработки учебных занятий, посещение учебных занятий, индивидуальные консультации, помощь в выстраивании корректных взаимоотношений с обучающимися, родителями и коллегами. Далее необходимо определить те самые механизмы развития профессионализма начинающего педагога. Организуемые и проводимые на различных площадках города, техникума, на линии «Совета директоров СПО» тематические педагогические советы, конференции, круглые столы, мастер-классы, семинары-практикумы, предметные мероприятия, курсы повышения квалификации стимулируют рост педагога в профессии.

Повышению уровня методической подготовки педагога также способствует его участие в профессиональных конкурсах, например, «Лучший преподаватель СПО».

Не последнюю роль здесь играет и система материального стимулирования профессиональных успехов педагогических работников.

Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности педагога – это самообразование Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй специальности, профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории.

Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.

Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования педагог обязательно прописывается список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр.

Трудно переоценить роль самообразования в развитии педагогических компетенций педагога. Это, прежде всего, повышение качества преподавания дисциплины, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и карьерный рост, создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника, соответствие педагога требованиям общества и государства.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это фундаментальное условие, непосредственно влияющее на качество образовательного процесса. Современный педагог – это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, это профессионал, мастерство которого определяется уровнем его профессионализма и саморазвития. Современный педагог должен стремиться к успеху. А успешный педагог обязательно воспитает успешного обучающегося.

Литература

Асанова Н.А. Основные компетенции современного учителя // Н.А. Асанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=7274

Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2012. – № 1 (21)  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.html

Компетентность. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1526590)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошая статья, очень актуальна! Очень важно, чтобы молодые педагоги обладали проффесионализмом, индивидуальностью, которую нельзя загнать в рамки, чтобы педагогу хотелось творить и вести за собой. Главное, чтобы педагоги могли зажечь в своих студентах интерес к получению знаний и любить дело, которому посящают жизнь.

14 February 2023