Эссе "Я учитель"
Эссе «Я учитель».
Школа, с ней так или иначе связан каждый человек. Для меня школа — это моя каждодневная жизнь, это моя работа. Начинается новый рабочий день, я открываю школьную дверь, и по выработанной привычке, за дверью я оставляю все личные тревоги и проблемы. Каждый новый день -он не похож на предыдущий, потому что он наполнен новыми встречами, событиями, переживаниями. Отсутствие однообразия-это один из аргументов за выбор профессии «Учитель».
Я- учитель. Что я вкладываю в это? Начну с самого начала. Запись в трудовой книжке «Принят на работу учителем …» несет в себе обязанности: знать преподаваемый предмет, педагогические технологии, использовать в работе различные методы и приемы обучения с целью повышения качества образования. Всё предельно понятно. Профессионализм учителя- важное условие его успешности! Чем же отличается один учитель от другого? Не только и не столько профессионализмом. Мне кажется, есть нечто важное, то, что является основой во взаимоотношениях между учителем и учеником. Это ответ на вопрос- как сделать чтобы ребенок поверил тебе и пошел за тобой, как привлечь внимание и интерес, увлечь его и перейти к сотрудничеству. У каждого учителя свой путь…
Все мы родом из детства. Я выросла в многодетной татарской семье. Моим родителям часто задавали вопрос «Как вам удалось воспитать таких хороших детей?» Мама всегда отвечала: «Ничего особенного не делали, они сами выросли такими...». Это сейчас я понимаю, что они воспитывали нас личным примером, опираясь на национальные нормы семейного воспитания: человечность, уважение к старшим, взаимоуважение, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом. Они окружали нас теплом и любовью (но культа ребенка никогда не создавали, капризам не потакали) поддерживали нас во всем, формировали веру в свои силы. Мягкость со стороны матери сочеталось с беспрекословным авторитет отца в воспитании детей, решающее слово всегда за отцом. Таким образом, реализовывался принцип единства требований. («Материнское наказание мягкое как вата, а отцовские слова твердые как железо», татарская народная пословица).
Система взаимоотношений в которой я росла, — для меня это образец воспитания. Считаю, что народная педагогика (этнопедагогика) имеют огромный воспитательный потенциал, является неиссякаемым источником педагогических идей.
У каждого учителя свой путь. Мой базируется на эмпатии. Приоритет в моей работе—сам ребенок. Я пытаюсь стать для детей другом- наставником, или, как минимум не стать недругом. Мне хочется заслужить их доверие, сделать все для организации успеха учеников, вселить в них веру в себя, научить любить окружающий мир, людей и свое дело Как? Главный и самый сложный вопрос. В своей работе я придерживаюсь нескольких правил.
1.Наставничество или «Универсальность учителя». Мир ученика - это мир социальной ситуации- семья, улица и т. д. Какой он этот мир, что в нем происходит? К сожалению, и сегодня много неблагополучных семей, есть и обратная сторона- изнеженные в семье дети, уверенные что они самые-самые… есть дети на попечении. У каждого ребенка свои проблемы. В идеале, конечно, учитель должен это знать, и уже на основании этих данных строит взаимоотношения. Я старюсь понять, когда ребенку плохо, могу поддержать, подставить плечо, могу простить, помогаю решать проблемы и, если нужно попросить прошения.
2.Три «П». Единство трех принципов: постепенность, постоянство, последовательность. Постепенность в создании необходимого микроклимата, в постижении необходимых истин, в оказании деликатной коррекции в воспитании детей.
Постоянство в своих жизненных и моральных принципах, ровное и стабильное отношение ко всем без исключения, эмоциональное равновесие.
Последовательность в словах и поступках (одно не должно расходится с другим)
3.Интерес. Самой важной похвалой для меня является фраза «Как незаметно прошел урок». Значит, он был интересным, для этого я ищу новые приемы, проверяю их на уроке, если приживаются, то ввожу в систему. Я постоянно меняюсь, учусь и еще раз учусь.
4. Ситуация успеха. Увы, как бы нам не хотелось, дети разные. Задания в учебнике одинаковые для всех, но я учитель, я подбираю задания для каждого, тем самым обеспечивая возможность поверить в себя. Поднятая рука со словами «Можно я попробую!»-для меня самая большая радость. («Учительское счастье слегка напоминает счастье идиота» из книги М. Аромштам)
5.Можно все, что не запрещено правилами. Задавать вопросы, подходить с проблемами, выбирать форму ответа, оспорить отметку, получить шанс, пересдать зачет, переделать контрольную или проверочную работу, сказать учителю о своем несогласии и т.д.
Итак, начинается рабочий день, я встречаю детей с улыбкой и дружелюбным настроем. Я стараюсь относиться к ним с таким уважением, доверием и интересом, чтобы каждый из них преисполнился самоуважения и ответственности. Именно с этого начинается человек, а учится «на человека надо всю жизнь». (В.А. Сухомлинский)
Я- учитель! Главное предназначение учителя — это заложить в ребенке ростки знающего, свободного, уверенного в себе, уважающего себя и окружающих людей Человека. Для этого учитель должен быть наделен разумом, добротой и терпением.