Эссе «Я- учитель»
Эссе «Я- учитель»
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
Но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги».
(А.С. Макаренко)
Я не мечтала с детства стать учителем. Но для меня эта профессия всегда была уважаемой и почетной. С большой благодарностью вспоминаю всех своих учителей. Они были образцом для подражания. Гаврилов Василий Лукьянович, учитель истории, вдохновлял своей простотой, человечностью и глубоким знанием предмета. А какую решительность, смелость и неординарность математического мышления несла в себе Балабай Жанна Григорьевна. Сколько мудрости, жизненного опыта, закаленного в боях Великой Отечественной войны, исходило от талантливейшего преподавателя изобразительного искусства и физической культуры Кузнецова Новомира Геннадьевича. Как же мне хотелось побеждать в спортивных соревнованиях, чтобы видеть одобрение в его глазах. Мне казалось, что это я делаю не для себя, а для него.
И жизнь расставила все на свои места. По окончании университета судьба дала мне право быть учителем. В настоящее время я работаю в маленькой школе с разными по уровню развития детьми. Я часто задаю себе вопросы: Как стать хорошим учителем? Как обрести то самое педагогическое мастерство, которое ,как говорил А .С. Макаренко, « не является каким-то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». А что же для этого нужно? Знаю точно, профессия учителя не терпит шаблона, не терпит отставания от времени. Знаю также, что этому мастерству нужно учиться всю жизнь.
Сегодня, в условиях модернизации образования, возникла необходимость воспитания гармоничной творческой личности с активной жизненной позицией, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно, сегодня к мастерству педагога общество предъявляет особые требования. Причем, требования к личности учителя, что во времена Макаренко, что в мои школьные годы, что в настоящее время остаются, как истина, всегда неизменными: педагоги убежденные, высоконравственные, широко образованные, духовно богатые люди. А вот мастерами , я думаю, они становятся не только в силу своих личных качеств, профессиональных знаний, но и свободы творчества, умения идти в ногу со временем.
Что в настоящее время может принести воспитаннику лишённый творчества учитель? Считаю, нужно уходить от традиционных методов обучения, так как изменился сам ученик, изменились условия его жизни. И здесь очень важно учитывать особенности ситуаций современной жизни, индивидуальность ученика, каждый раз находить те приёмы, которые в большей мере может повлиять на формирование его личности. Нельзя один и тот же прием обучения применять трафаретно. Необходим постоянный поиск творческих вариантов.
Поэтому все хорошее в ученике приходится всегда проектировать. Да, я часто осуществляю проекты, которые ни в одном плане учебно-воспитательной работы не прописаны. Я против задач с однозначным решением. Нет, я не против ЕГЭ. Это своего рода хороший трамплин в выборе новых профессий, и уверена - не единственный показатель результативности обучения ученика. Поэтому я за открытые задачи, которые заставляют тренировать не только мозговые рефлексы, но и задумываться, исследовать, смотреть на вещи с точки зрения человечности. Такие задачи не усыпляют, а бодрят, формируют активную жизненную позицию.
Может, кто-то скажет, что это лишняя выматывающая неблагодарная работа. К тому же наш труд может зависеть от разных обстоятельств. Семья, заботы о близких и родных людях, быстрый темп жизни, усталость, обилие бумажной работы, изменившиеся дети и родители…Можно много найти оправданий своему разочарованию.
А если все-таки посмотреть на все это с другой стороны. Неужели наши дети, их дальнейшая жизнь могут стать заложниками нашего профессионального саморазрушения. Как научить при этом детей верить в себя? Ведь для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, учитель должен сам верить в то, что он делает, любить то , что он делает. Вот в этом и заключается настоящее призвание - быть учителем. Можно на каком-то этапе по-человечески просто устать, но не потерять надежду и любовь. Настоящая любовь никогда не проходит. Это именно она возвращает нас в школьные годы, это она несет в себе благодарность и уважение, это она заставляет идти в ногу со временем.
И не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя почётна и ответственна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я. А. Коменский.
Все начинается с учителя! А значит - с меня! И от этого еще удивительнее представляется мне моя судьба…