Эссе «Я — учитель»
Юдинцева Светлана Сергеевна
Я учитель
Эссе
Всё начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово».
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с Любви!
В детстве я мечтала стать геологом, археологом, актрисой, даже военным, но чаще всего играла в школу.
Когда, в какой момент своей жизни человек становится Учителем?
Может, в тот момент, когда получает диплом о высшем образовании? Но ведь в этот момент учителя ещё нет. Есть человек, усвоивший необходимый набор знаний. И как часто человек с этим набором знаний так и не становится Учителем.
Существует мнение, что учителем надо родиться. А что это значит?
Родиться с мелком и пачкой тетрадей? Или родиться с особой печатью на челе? Науке такие случаи не известны. А если в семье нет учителей?
Значит, дело в чём-то другом. Я считаю, надо влюбиться в свою профессию, влюбиться в детей, в дело их воспитания.
Но и этого, как мне кажется, недостаточно. Надо стать не просто учителем, которому по мере вхождения в жизнь стала по душе эта область человеческой деятельности, а мастером педагогического труда.
Начинающий учитель, влюблённый в свою профессию, должен переступить порог школы с твёрдым решением, что какие бы сложности ни ожидали его, он станет мастером педагогического труда.
Мастер педагогического труда – это первопроходец по морю новых технологий в учебном процессе. Его творчество может обогатить педагогическую науку и практику новыми выводами, положить начало новым идеям и подходам в обучении.
Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным мастером педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, умел вдохновляться.
Где же искать эти источники вдохновения?
Я нахожу вдохновение, в первую очередь, в детях, в моём
постоянном общении с ними.
Причём, важно общение не только на уроке (Учитель – ученик), но и во внеурочное время, когда из учителя мы превращаемся в собеседника, друга, которому можно открыть свои тайны. Именно в таком общении, при условии, если у учителя есть кредит доверия, нам могут открыться самые сокровенные мысли и чувства наших детей.
Это сложно и трудно, но если соблюдать некоторые заповеди, то невозможное станет возможным:
- Доверяй ребёнку больше, чем себе, больше, чем начальству.
-Откажись от подозрений – если ребёнок сделал ошибку, нарушил правила, у него была причина это сделать.
-Не сравнивай одного ребёнка с другим – все хороши по-разному. Сравни его сегодняшнего с ним вчерашним.
-Ученик не ошибается, а ищет свой путь.
Второй источник вдохновения – это опыт и энтузиазм моих коллег.
Мне очень повезло с учителями и коллегами,
у многих из них я брала частицы их педагогичес-
кого опыта и бережно добавляла их в свою педагогическую копилку.
Я не могу не вспомнить свою учительницу русского языка и
литературы из школы №1 города Сима Волкову Нину Алексеевну.
Для меня она была не просто учителем словесности, а Учителем Человечности. Благодаря ей я ещё в детстве заразилась мечтой стать таким же учителем, как наша Нина Алексеевна.
Немаловажную роль в становлении меня как учителя сыграл директор школы №1 города Сима (в настоящее время начальник Управления Образованием города Аши) Манушин Вячеслав Васильевич. Это демократичный, опытный педагог, поощрявший смелость педагогического ума и поиска. Любой педагогический совет он превращал в сотрудничество, поисковую деятельность учителей, сам проявлял искреннюю заинтересованность и радость по поводу новой, необычной мысли. Именно такой человек смог увлечь меня идеей стать мастером педагогического труда.
Нельзя не вспомнить и других моих учителей, а потом, на протяжении нескольких лет и коллег из Симской школы № 1: мою первую Учительницу Ягункову Лидию Николаевну, Учителя химии Козину Валентину Кузьминичну, Учителей истории Мызгину Нину Евгеньевну и Фомину Людмилу Ивановну, Учителя географии Кузнецову Валентину Фёдоровну.
В школе № 1 села Агаповка я усвоила некоторые правила по поводу взаимоотношений учителей- коллег:
- Учитель должен быть добрым ,отзывчивым, дружелюбным к коллегам.
- Учитель должен владеть тоном и тактом общения с коллегами.
- Учитель не должен стесняться учиться у коллег.
- Учитель должен беречь имя и честь своих коллег.
- Учитель не имеет права завидовать успехам коллег.
Третий источник вдохновения - это общение с наукой,
«рытьё в книгах», а теперь ещё и в электронных учебниках.
Это постоянный поиск новых «изюминок» для уроков.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать» - слова эти сказаны великим французским мыслителем Дени Дидро много лет назад.
Я боюсь перестать мыслить и потому
читаю по возможности много.
Читаю художественную литературу, психологическую и, конечно,
педагогические книги.
В книге «Единство цели» Ш.А. Амонашвили я прочитала мысль, ставшую очень близкой мне: «Соприкосновение крупиц педагогического опыта с искорками критической мысли может родить интересную идею, соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей может родить творческую педагогическую деятельность».
Чем учитель отличается от других людей? Творчеством!
А что такое творчество? Умение увидеть то, что не увидели другие. Услышать то, что не услышали другие. Понять то, что не поняли другие.
Откуда же берется такое умение? Где его источник? Его источник – это способность человека удивиться. Удивиться капле воды, цвету неба, полету падающей звезды. Удивиться и воплотить это в химическую формулу, математическое уравнение или в стихотворение…
Как порой мало нужно учителю, чтобы увлечься: ему нужно, чтобы кто-то вроде
завуча или директора нашел в нем «искру божию» и постоянно, однако с осторожностью и заботливо раздувал ее. Тогда обязательно возгорится в нем пламя.
В моей душе такое пламя горит. Я люблю свою работу, люблю детей. Дети отвечают мне благодарностью – им нравятся мои уроки. Многие дети с удовольствием занимаются внеклассной работой по предмету. Мои выпускники часто заходят в школу, чтобы поговорить, рассказать об успехах. А значит, я не зря на Земле этой грешной живу…
Кашина Ася Васильевна
Юдинцева Светлана Сергеевна