Вводный урок литературы в 6 классе «Введение. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России»
Предмет: |
Литература |
Класс |
6 |
Тема урока: |
Введение. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. |
||
Тип урока: |
урок «открытие нового знания» |
||
Цели деятельности учителя: |
способствовать формированию представления о национальных ценностях и традициях, формирующих проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос , обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия : добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. |
||
Задачи: |
Предметные: иметь представления о традициях и ценностях русского народа Метапредметные: отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, целенаправленно с ней работать. Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. |
||
Предметные умения: |
знать материал учебника; уметь воспринимать и анализировать текст учебника |
||
Планируемые результаты |
познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. |
||
Формы работы на уроке: |
Работа в парах, индивидуальная |
||
Оборудование: |
Учебник, ТСО |
Ход урока
Оргмомент
Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока. Поздравление с началом учебного года.
Прозвенел звонок в срок
Все готовы на урок?
Учебники, тетрадки-
Все у нас в порядке?
Молодцы!
-С каким настроением вы пришли в школу? Я думаю, вы уже порадовались друг другу сегодня, давайте еще раз подарим свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.
(Слайд)
Постановка проблемного вопроса.
-У нас первый урок литературы в этом году. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Актуализация знаний
- Давайте откроем учебник и познакомимся с ним. (Автор, содержание, разделы, форзац, иллюстрации, условные обозначения)
-А сейчас будем думать, отвечать на вопросы и за каждый правильный , интересный ответ получать «плюсы»
- Что мы знаем о литературе? Что мы называем литературой?
Давайте откроем учебники и прочитаем определение (стр.3). Давайте попробуем понять смысл этого определения. Прежде всего, подумаем, почему же литературу называют одним из видов искусства.
(Слайд)
- Какие виды искусства вы знаете?
(Слайды)
- Как каждый вид искусства себя выражает?
- Что является результатом творения этих видов искусства?
- Поэт и писатель выражает свои мысли, чувства, эмоции при помощи слова. Каким же талантливым он должен быть, чтобы выразить словами то, что он чувствует, чтобы его понял каждый читатель. Как вы думаете, о чем говорит писатель нам, читателям, какие темы поднимает в своих произведениях?
Физминутка
Мотивация учебной деятельности, стимулирование познавательного интереса.
- Итак, для чего нужна литература? Каких героев вы особенно хорошо помните? Каких авторов, какие книги вам больше всего нравятся? Какие качества в людях и в литературных героях вы больше всего цените?
- Литература помогает нам в жизни? Она дает нам совет, отвечает на наши вопросы? Мы сравниваем себя с литературными героями? На кого из них хотелось бы быть похожим?
(Слайды)
- Как вы думаете, на что в человеке прежде всего воздействует любой вид искусства и, конечно же, литература?
- Согласны ли вы с таким утверждением: «У каждого человека есть чувства, эмоции, душа»?
- Прочитав одну и ту же книгу, все читатели одинаково ее оценят, или мнения могут быть разными? Почему?
-Что значит быть хорошим читателем ?
Советы читателю:
Читать как можно больше.
Читать то, что интересно.
Знакомиться с аннотацией перед чтением всей книги.
Читать вдумчиво.
(Записываем советы в тетрадь)
- Что вы прочитали летом, скажите названия книг и назовите имена авторов.
- Назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашей памяти.
- О чем вам хотелось бы прочитать в течение учебного года?
(Работа в парах)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Чем интересен для вас был этот урок?
-Что нового вы узнали?
-Были ли трудности? Что было трудно? Сосчитаем, кто и сколько получил «плюсов» за урок.
Оценки за урок.
Домашнее задание.