Этика семейного общения
1 класс
Тема: «Этика семейного общения».
Цель: формирование у детей представлений о семье и этике
семейных отношений.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у учащихся представление о семье. Укреплять привязанность к членам своей семьи.
Развивающие:
Развивать навыки сравнительного анализа, развитие эстетических чувств, устной речи, мышления, внимания.
Развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться в обществе.
Формировать умение сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.
Создание условий для полноценного диалога между детьми класса.
Оборудование: компьютер, пазлы « Собери дом», ребус «7 Я», набор «лепестков» о семье, солнышко с лучиками, карточки и рисунки с животными.
Ход занятия
(Дети входят в класс и находят свои места за партами по данным им карточкам: у детей – рисунок детеныша животного, а на парте – рисунок взрослого животного, необходимо найти маму малыша)
1.Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Повернитесь-ка друг к другу.
Улыбнется друг пусть другу.
Подарите вы улыбку и гостям сегодня нашим.
Да и мне улыбка ваша очень-очень как нужна!
Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.
Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем
Разговор свой заведем…
2. Актуализация и мотивация.
- Ребята, посмотрите отрывок из известного мультфильма («Простоквашино»). Скажите его название, назовите его героев. Что вам нравится в нем?
- Самое главное, что у героев дружная, большая и крепкая семья. Что же такое семья и для чего она человеку нужна и нужна ли она вообще, мы сегодня попытаемся узнать.
-А как думаете вы? (ответы детей)
3. Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня мы поговорим о семье.
3.Беседа.
- Как вы понимаете слово семья? (учащиеся выражают свое мнение)
- Сейчас вы высказали свое мнение о том, что значит семья.
А вот, что обозначает это слово, если мы обратимся к словарю…
(Из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова)
Семья – это группа родственников, живущих вместе.
- А достаточно для семьи просто жить вместе? Что должно людей объединять?
- Не только родственные связи, а и общие интересы, чувства.
- Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Слово «семья» можно разделить на 7 «Я». Вы можете сказать, что не в каждой семье 7 человек. В семье неважно сколько человек. Полезно знать что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток, со временем на нём появляется цветок, а затем плоды.
- У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие, любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?
(Дети: мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сёстры)
4. Работа над понятием «семья»
- Сегодня мы говорим о семье, и вместе будем искать ответ на один вопрос: что нужно, чтобы у каждого из нас была самая дружная, самая крепкая семья, чтобы все в ней были счастливы, и всем было хорошо.
Ученик:
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
-Назовите мультфильмы, в которых показаны семьи («Мешок яблок», «Простоквашино», «Три медведя», «Красная Шапочка»).
- У каждого героя была своя семья, без которой он не мог жить.
1. Игра – соревнование «Мой дом – моя крепость»
- Давайте, ребята, соберём домики для сказочных героев, ведь у них тоже есть сказочные семьи (работа с пазлами).
- Теплый, уютный дом объединяет людей, создает радостное настроение.
(Участники –2-3 пары, быстро расставляют предметы в «своем доме». Побеждает тот, кто быстрее всех украсил дом и правильно расставил все предметы)
2.Игра «Мамы и малыши»
- А какие еще бывают семьи. В природе тоже существуют семьи. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Кто это? (Дети называют взрослое животное и его детеныша).
- Давайте поможем малышам найти свою семью.
(На доске рисунки взрослых животных – нужно подобрать рисунок с детенышем)
БЫК КОРОВА ТЕЛЕНОК
БАРАН ОВЦА ЯГНЕНОК
ЗАЯЦ ЗАЙЧИХА ЗАЙЧОНОК
ЛИС ЛИСА ЛИСЕНОК
- Посмотрите внимательно, кто попал не в свою семью.
КОТ КОШКА КОТЕНОК
ГУСЬ ГУСЫНЯ ГУСЕНИЦА
Физкультминутка:
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
5. Взаимоотношения в семье.
- Скажите, ребята, какая семья называется дружной?
(Дети называют признаки дружной семьи)
Игра «Домашний сундучок»
-Сегодня вы должны были принести самую дорогую вещь в вашей семье, с которой связаны самые интересные или счастливые моменты вашей семьи.
(Демонстрация и несколько слов).
- Что же делает семью счастливой?
( На доске солнышко. Дети прикрепляют лучик к солнышку и говорят слова)
Выделение слов:
Понимание
Любовь
Уважение
Доверие
Доброта
Забота
Помощь
Дружба
- Если каждый член семьи будет помнить эти слова, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
6.Практическая работа.
Изготовление символа семьи – ромашки
- С давних времен символом взаимопонимания, добра и веры, благополучия семьи является ромашка. Сейчас вы попробуете изготовить такой символ для своей семьи, и пусть этот цветок приносит в ваш дом радость, заботу, любовь и счастье.
(Дети работают над аппликацией ромашка)
- Ребята, какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)
Теперь у вас появилась ещё одна семья – школьная. И теперь мы вместе будем радоваться и огорчаться, переживать и поддерживать друг друга. В нашей школьной семье также очень важны слова, о которых мы говорили на занятии.
- И пусть наше солнышко согреет своими лучиками каждого из вас.
7. Подведение итогов.
-Ребята, наш час общения подходит к концу.
- Закончите высказывания. Я начинаю говорить, а вы заканчивайте:
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
- Молодцы, ребята. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить слова, которыми согревает наш урок солнышко, и мир вокруг вас всегда будет ярким и красочным, а семья будет счастливой!
- А я хочу подарить вам памятки с «секретами семейного счастья»:
Правила общения в семье
1. Любить друг друга.
2. Уважать друг друга.
3. Слушать родителей и заботиться о них .
4. Быть честным и правдивым.
5. Не огорчать родителей поступками и учёбой.
6. Не держать обиду на родителей.
7. Не требовать от родителей исполнения всех своих желаний.
(Завершает занятие песня С. Ротару «Я, ты, он, она.»)