Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этика и культура общения»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
«Принята» «Утверждаю»
на заседании методического совета И. О. директора
МАУДО ЦДО г.Владикавказа МАУДО ЦДО г.Владикавказа
Протокол № _____ от ___________ Буклов С.С.
______ ___________ 2021г «__» __________2021г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
Срок реализации – 2 года
Возраст обучающихся – 7-9 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Еналдиева Э.С..
.
Владикавказ, 2021г
Паспорт программы
Аннотация
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Дополнительная общеобразовательная программа «Этика и культура общения» имеет целью воспитание нравственной культуры личности через формирование важнейших нравственных и этических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, которое определяется степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении. Программа реализуется на базе МБОУ СОШ №48. Возраст обучающихся – 7-9 лет. Срок реализации программы 2 года.
Пояснительная записка
«Мы не выживем физически, если погибнем духовно».
Д. С. Лихачёв
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этика и культура общения» разработана в соответствии с положениями и требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29. 12.2012 №273-Ф3;
Концепция развития дополнительного образования детей;
Конвенция о правах ребенка;
Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025г.;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р, Москва;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию ДООП);
Устав МАУДО ЦДО г.Владикавказа
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Этика и культура общения» имеет социально – педагогическую направленность и ориентирована на социальную адаптацию детей в раннем школьном возрасте, на формирование знаний об основных сферах социальной жизни, на воспитание культуры общения как одной из форм человеческого взаимодействия. Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающихся, расширение его информированности и обогащение навыками общения, приобретение знаний и умений в различных областях образовательной деятельности.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Этика и культура общения» является модифицированной, составлена на основе авторских программ для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011 и «Нравственное воспитание в начальной школе» авторы Л.И.Лаврентьева, Н.И.Куликова, Ставрополь, 2004 год в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность программы. Актуальность нравственно-этического воспитания школьников не вызывает сомнений, так как воспитанность – это качество, определяющее качество личности в повседневном поведении человека, его отношение к самому себе и другим людям.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что она призвана удовлетворить социальные запросы родителей. Изменения в школьном образовании влекут за собой все более высокие требования. Известно, что начальная школа – старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начального приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установление начальных отношений с ведущими сферами бытия – обществом, природой, собственным внутренним Я. Программа воспитывает эстетические чувства и общую культуру учащихся. Современные дети очень продвинуты, деятельны, активны и эмоциональны, вместе с тем их действия ещё недостаточно точны. Отсюда и возникает задача нового типа обучения детей в период в начальной школы – направленного на всестороннее развитие личности ребенка, обеспечивающего максимальную включенность в практическую деятельность, связанную с миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к саморазвитию личности.
Новизна программы. Новизна данной программы состоит в сочетании разнообразных видов деятельности теоретической и практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, моделирование и анализ жизненных ситуаций, проектная деятельность, работа с фольклорной и художественной литературой. Неотъемлемой частью программы является введение в содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего школьного возраста национально-регионального компонента, направленного на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление национальной культуры, и соблюдение этикета в раннем школьном возраста.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется необходимостью формирования качеств личности ребенка, позволяющих ему успешно адаптироваться к новому этапу жизнедеятельности. Подготовка к новому этапу школьного обучения предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности. Поворот учреждений дополнительного образования в сторону учащегося начальной школы с его запросами и индивидуальным развитием возможен только при реализации новых образовательных программ и высоком уровне профессионализма педагогов дополнительного образования. Основная черта педагогического процесса - психологически бережное отношение к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личное мнение, личный взгляд.
Материал программы опирается на четыре основных содержательных блока деятельности: образование, воспитание, культуру и социальную деятельность. Все эти виды деятельности вводят ребенка в окружающий мир, в конечном итоге образовывая его как активного, культурного субъекта деятельности.
Программа реализуется с опорой на концепцию личностно – ориентированного образования, направленной на удовлетворение важнейших потребностей ребенка. При отборе методов и приемов обучения детей 7 – 9 летнего возраста в программе учтены не только возрастные возможности, но и психологические особенности, и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода положительно влияет на повышение эффективности обучения. Возраст учащегося начальной школы – это период активного познания, творчества, общения, а также период подготовки к новому этапу в жизни – старшему школьному образованию. Самооценка школьника достаточно адекватна, ребенок более объективно оценивает результат деятельности. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу», он становится в позицию исследователя. Ребенок начинает сам анализировать, сопоставлять и делать выводы. Формируется логическое мышление. Именно поэтому в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы по развитию мыслительных операций. Младший школьный возраст является этапом интенсивного психического развития, происходят прогрессивные изменения во всех сферах деятельности. Учет этих особенностей позволяет педагогу наиболее эффективно построить работу с детьми по данной программе.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она ориентирована исключительно на собственные методико-педагогические разработки и лишена какой – либо аналогии с уже существующими программами. Приоритетной особенностью программы «Этика и культура общения» является направленность содержания учебного материала на освоение культуры человеческих отношений, форм общения, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми. Понятие «культура общения» включает в себя внешнее конкретное осуществление в межличностном и межсоциумном общении моральных и этических норм, раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в общении требования нравственности.
Образовательный процесс основывается на следующих принципах обучения: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности.
Важным компонентом программы является своеобразная психологическая установка. Она ориентирует школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу, на добрый эмоциональный климат в коллективе, на внимание ребенка к себе. Ребенок должен научиться видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли. Тогда у него будут сформированы нравственные мотивы поведения, которыми он будет руководствоваться в своих поступках.
Цель программы – воспитание нравственной культуры личности через формирование важнейших нравственных и этических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, которое определяется степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении.
Задачи программы:
обучающие:
формирование представлений детей о нормах отношений между людьми; о себе как о представителе человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях;
формирование умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
формирование навыков умственных действий (сравнения, анализа, синтеза, абстракции);
формирование мотивации к обучению, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
усвоение форм приветствия, обращения, выражения просьбы;
привитие навыков поведения в общественном транспорте, в гостях;
развивающие:
привитие навыков культурного поведения, развитие стремления детей активно включаться в совместную деятельность;
развитие способностей младшего школьника к адаптации в коллективе;
развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления); содействие в раскрытии окружающего мира;
развитие воображения, вариативности мышления, творческих способностей, фантазии;
выработка навыков и умений целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
развитие нравственных, этических и эстетических качеств личности ребенка;
развитие навыков дисциплины и самодисциплины;
воспитательные:
воспитание бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, учебным принадлежностям;
воспитание умения говорить спокойно, внимательно слушать собеседника;
воспитание вежливого общения со сверстниками и взрослыми;
обогащение словаря детей;
создание условий для реализации ребенком своих чувств, ощущений, переживаний;
патриотическое воспитание подрастающего поколения; воспитание чувства гордости за свою малую родину РСО – Алания.
Организация образовательного процесса.
Формы и режим занятий
В соответствии с Уставом ЦРТДЮ «Нарт», санитарно-гигиеническими требованиями к образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей творческое объединение «Этика и культура общения» включает детей младшего школьного возраста 7-9 лет. Наполняемость групп – 20-30 чел.
Срок реализации программы 2 года.
Общее количество часов – 144.
Основная форма организации образовательной деятельности – занятие.
Форма занятий групповая.
Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа (40 мин+40 мин).
Формы подведения итогов реализации программы
Уровень освоения учебного материала определяется системой контроля:
начальный контроль (диагностика, изучение личностных качеств и психологических особенностей детей);
текущий;
тематический;
промежуточный контроль (по итогам I полугодия);
итоговый контроль.
Ожидаемые результаты реализации программы:
В конце учебного года обучающиеся должны знать и уметь:
Знать:
что можно делать, что нельзя;
правила поведения за столом;
хорошие и плохие привычки, избавляться от дурных привычек;
понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки;
правила поведения в типичных конфликтных ситуациях;
приемы вежливого поведения в быту, обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные" слова;
Уметь:
совершать поступки на примерах поведения близких людей, сверстников, героев сказок;
проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, родителям, другим взрослым, уважать их права и интересы;
пользоваться столовыми приборами.
Структура занятий может быть представлена в виде последовательных этапов:
1. Этический заряд. Ритуал решения.
2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки либо истории.
3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где педагог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, т.е. к решению проблемы.
4. Игры и упражнения, направленные на развитие общения, самовосприятия, самоощущений, самопознания.
5. Итог занятия. Домашнее задание.
6. Этический заряд. Ритуал прощания.
Учебно – тематический план т/о «Этика и культура общения»
№ | Наименование тем | Часы |
Тема I. Введение в образовательную программу. Понятие об этике и этикете. Игра «Назови себя». | 2 | |
| «Волшебные», «добрые», «злые» слова. В. Юсупова. «Простите» | 2 |
| Тема II. Моя семья. Я и моя семья. | 2 |
| Порадовать маму. Как это просто! | 2 |
| Бабушка заболела. Представление об органах чувств, памяти, внимания, жестов во время общения. | 2 |
| Тема III. Я и мое тело. Уроки Мойдодыра. Как правильно чистить зубы. | 2 |
| Мои помощники. Беседа об уважительном отношении к старшим. М. Зощенко. «Золотые слова». | 2 |
| Лягушка в зеркале. Разговор о бабушке. | 2 |
| Тема IV Мои поступки. Дружба. 5 правил. Вежливые слова. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». | 2 |
| Я не жадина! | 2 |
| Как быть послушным. Стихи о вежливости | 2 |
| Мое настроение. Что я люблю. Добрые слова | 2 |
| Тема V. Я дома и в гостях. Я встречаю гостей. «Мои поступки». Беседа, чтение стихов, рассказов. | 2 |
| Меня позвали в гости. Лото вежливости | 2 |
| Я играю с друзьями. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихов. | 2 |
| Подарки. Кто самый вежливый? | 2 |
| Полугодовое итоговое занятие. Тема VI. Школа вежливости. Игра - викторина «Лото вежливости». | 2 |
| Поездка в автобусе. Зачем быть честными? | 2 |
| У меня зазвонил телефон. Слова извинения | 2 |
| Я – пешеход. Учимся слушать. | 2 |
| Тема VII. Все, что есть на этой Земле – нужно! Про кошку, которая вернулась. Кто самый вежливый? За столом. | 2 |
| Секреты природы. У меня зазвонил телефон... | 2 |
| Тема VIII. Уроки красоты. Красота вокруг нас. «Жадная душа - без дна ушат». | 2 |
| Красота в человеке. Я сижу с другом за одним столом. | 2 |
| Что ты думаешь об этом? Зачем ходить в гости? Сценка «В прихожей». | 2 |
| Моя любимая книга. Стихотворение О.Григорьевой «Гостеприимство» . | 2 |
| Сами творим красоту! Кто любит подарки? Стихотворение «Старушке в подарок прислали кофейник». | 2 |
| Тема IX. Нам хорошо вместе! День именинника. Расскажите про покупки. | 2 |
| Несколько вредных советов. Несколько «вредных советов». Чтение книги Г. Остера. | 2 |
| Учимся понимать юмор, иронию. Пытаемся придумать свои «вредные советы». | 2 |
| Несколько «вредных советов». Чтение книги Г. Остера. | 2 |
| С кем бы хотел дружить? | 2 |
| Двор, в котором я живу. | 2 |
| Отдыхаем на природе. | 2 |
| Беседа по картинкам. «Домашние животные - мои друзья». | 2 |
| Годовое итоговое занятие. | 2 |
| Итого: | 72 |
Содержание.
Тема I. Введение в образовательную программу
1. Знакомство. Знакомство с детьми, знакомство детей друг с другом. Игра «Раз, два, три! Имя назови!».
2. «Волшебные», «добрые», «злые» слова.
Секрет волшебных слов.
Зачем нужна вежливость? Кого называют вежливым? - беседа с детьми.
Приветствие - с кем и как здороваться? С другом, со взрослыми? Утром, днем, вечером? Рассматривание иллюстраций "Волк и заяц", "Леопольд и мыши", "Буратино и Мальвина". Игры «Вежливая шкатулка" - собираем "волшебные" слова, "Вежливые жмурки", "Дождь", "Шарик летит". Чтение "Простите"
В. Юсупова.
Тема II. Я и моя семья
Понятие "семья". Состав семьи. Отношения в семье.
3. Моя семья.
Почему всегда так радостно идти домой? Дать детям возможность высказаться. Рассказы детей о том, кто в семье, что любит делать. Рисунок семьи. Выставка рисунков "Моя семья" Игры и проблемные ситуации для обсуждения – анализ положительных и отрицательных сторон поведения.
4. Порадовать маму. Как это просто!
Углубление у детей чувства привязанности и любви к самому близкому и родному человеку – маме. Чтение "Посидим в тишине" Е. Благининой. Помочь детям (при желании) разучить прибаутку, подарить ее маме. Чтение "Про маленького мишку – упрямого сынишку" В. Орлова, "Два пирожных" Ю. Ермолаева. Игра "Наседка и цыплята".
5. Бабушка заболела.
Вызвать у детей эмоциональные чувства по отношению к бабушке (сопереживание, внимание, забота). Заботятся ли дети о бабушке, замечают ли ее настроение. Как выражают свои чувства к ней. "Расскажи о своей бабушке" - рассказы детей. Рисование "Подарки бабушкам и дедушкам".
Проблемная ситуация для обсуждения – ситуации нравственного выбора (пригласили в гости, но надо помочь бабушке).
Совет на прощание: присмотритесь к хлопотам бабушки, помогайте ей. Если
бабушка живет отдельно от внуков, - позвоните ей или напишите письмо вместе с ролями.
Тема III. Я и мое тело.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью. Представление о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, жестов и движений в процессе общения.
6. Уроки Мойдодыра.
Кто такой Мойдодыр и за что он ругал мальчишку? Рассказ педагога "Держи осанку!". Физкультминутка "Танец утят". "Крепкие-крепкие зубы" - беседа с детьми об уходе за зубами. Загадки о зубном порошке, зубной щетке, мыле, полотенце. Чтение "Замарашка Кирилл".
7. Мои помощники. Я вижу, слышу, чувствую. Беседа "Чтобы глаза видели, а уши слышали. Для чего нужна кожа. Руки и ноги тебе еще пригодятся". Игры "Угадай, кто позвал?", "Подбери по цвету", "На что это похоже?" (тактильная память).
Опрятность, внешний вид, уход за одеждой и обувью. Упражнение "Что здесь лишнее", "Что возьмет в полет космонавт". Игра "Зеркало". Чтение "Две неряхи" Л. Киселевой.
Тема IV. Мои поступки.
Занятия темы призваны научить детей принимать правильные решение в различных ситуациях, научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми, прививают положительные привычки, учат преодолевать отрицательные черты характера.
9. Дружба. 5 правил.
Беседа "Есть ли у тебя друзья?". Есть хорошие настоящие друзья и друзья плохие, на которых нельзя положиться. Чтение стихотворения "Жадина" Я.Акима. Рассматривание картинок «Хрюша-задира».
Пять правил дружбы:
Не выдавать чужие секреты.
. Всегда быть откровенным.
3. Не бояться попросить прощения. 4
. Не грубить. 5
. Делиться с товарищами своими игрушками.
Итог: хорошо, когда у тебя много друзей.
10. Я не жадина!
Занятие - игра. Дети приносят любимые игрушки, разрешают друг другу ими поиграть. Что такое щедрость? Беседа с детьми: "Приятно ли делиться с товарищами? Что ты чувствуешь при этом? Когда в ответ на просьбу получаешь отказ, что ты испытываешь при этом? Сам поступишь также?". Чтение "Жадный пес".
11. Как быть послушным.
– Формирование послушания. Беседа "Я должен спросить у мамы".
– Есть ли у вас знакомые взрослые люди?
– Вам нравится общаться с ними?
– Как вы себя ведете, когда встречаетесь с ними?
– Если вас приглашают куда-то пойти знакомые взрослые, что вы делаете?
– А если поблизости нет мамы?
Чтение "Бармалей" К.Чуковского (отрывок). Обсуждение.
Вывод: "Незнакомым взрослым можно и даже нужно сказать "нет"".
12. Мое настроение. Что я люблю.
Развитие внимания к самому себе, своим чувствам, переживаниям. Знакомство с эмоциями человека. Беседа "Какое бывает настроение?" Как мы об этом узнаем, что чувствуем? Как можно поднять настроение? Придумай как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, вспомнить что-нибудь хорошее, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т.п.). использовать книгу Л.Князевой "Веселые, грустные...". Игра "Волшебный мешок"; "Музыка и эмоции" - настроение музыки, "Рисуем эмоции пальцами" - выражение осознания своего настроения. Мультфильм "Просто так!"
Тема V. Я дома и в гостях.
Дома я хозяин. Умею принимать гостей: стараюсь быть хорошим хозяином и приятным гостем. Учусь развлекать гостей. Учусь делать и принимать подарки.
13.Я встречаю гостей.
Любите ли вы ходить в гости? А почему? Что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Сценка "В прихожей". Обратить внимание детей: с каким выражением лица хозяин открывает дверь? Как он приветствует гостя? Как он встречает его? И как чувствует себя в это время гость?
Чтение стихотворения "Гостеприимство" О.Григорьева. Обсуждение стихотворения.
14. Меня позвали в гости.
Напомнить детям о прошлом занятии, каким должен быть хозяин. А каким должен быть гость? Беседа по рассказу Г. Юдина. "Свинья в гостях" с детьми
Вывод: гость должен быть скромным, аккуратным и вежливым, тогда это приятный гость.
15. Я играю с друзьями.
Дети уже знают, каким должен быть гость и хозяин. А еще хозяин должен уметь занять своих гостей. В какие игры вы играете, чем вы занимаете своих гостей? Беседа с детьми.
Игра "Жмурки". Выучить считалочку-вертушку.
Игра "Загадай рифму".
Игра "Слово на ладошке".
Игра "Нарисуй с закрытыми глазами".
Веселое домашнее задание - каждый вспомнит свою любимую игру и в следующий раз научит всех в нее играть.
16. Подарки.
Что можно подарить? Как делать и принимать подарки. Изготовление подарков из того, что есть дома: коробочки, старые фломастеры, катушки от ниток. Чтение стихотворения "Старушке прислали в подарок кофейник...". Упражнения "Принимаю подарок", "Я тебя поздравляю".
Тема VI. Школа вежливости.
Мы живем среди людей. Хорошие манеры помогают нам жить в согласии с ними. Учимся общаться с незнакомыми людьми.
17. Идем в театр.
Были ли дети в театре? Что понравилось и запомнилось? Кто работает в театре? Как надо вести себя в театре? Показ сказки "Огородники" (кукольный театр). Дети занимают места, смотрят сказку, благодарят актеров аплодисментами. Предложить родителям сходить с детьми в театр.
18. Поездка в автобусе.
Занятие-игра "Научим Буратино". Дети рассказывают и показывают Буратино, как надо вести себя в автобусе (входить, садиться, покупать билет, места со специальным значком, как выходить из автобуса).
19. У меня зазвонил телефон.
Игра-драматизация «Телефон». Творческая игра «Алло, алло».
Игра объясняет значение телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома, а также правила телефонного разговора. После небольшой предварительной беседы педагог моделирует несколько ситуаций и просит показать, как говорят и отвечают по телефону.
Материал: 2 телефонных аппарата, 2 журнальных столика.
20. Я - пешеход.
Правила поведения на улице. Части улицы (тротуар, проезжая часть). Светофор, кому он нужен. Д/и "Красный, желтый, зеленый". Рассматривание иллюстраций "Незнайка на дороге". Загадки о транспорте, светофоре.
Тема VII. Все, что есть на этой Земле - нужно!
Формирование осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы.
21. Про кошку, которая вернулась.
Рассказы детей о домашних питомцах. Чтение "Чижик", "Золотая клетка". Стихи, загадки о домашних животных.
22. Секреты природы.
Зачем кошка умывается? Куда летят гуси? Почему тигр полосатый? Для чего кактусу колючки? Что видит стрекоза? Вызвать у детей интерес, поощрять детские вопросы о животных, отношениях человека и природы. Рассматривание открыток, книг. Чтение рассказов В. Бианки.
Тема VIII. Уроки красоты.
На различных примерах показать красоту окружающего мира, красоту души.
Формирование умения давать моральную оценку происходящему.
23. Красота вокруг нас.
Красота окружающего мира: цветы, облака, животные. Д/и «Подбери по цвету», «Радуга». Развивающая игра «Цвета».
24. Красота в человеке.
Д/и «Оцени поступок». Игра «Ступеньки доброты». Игра «Хрустальный башмачок».
25. Что ты думаешь об этом?
Учить детей высказывать свои мысли и терпимо относиться к мнению других. Обсуждение ситуаций, размышление о возможных вариантах поведения. Материал: фишки белого и черного цветов. Игра-драматизация «Узнай себя». Учить анализировать собственное поведение.
26. Моя любимая книга.
По желанию дети приносят из дома любимые книги. По выбору детей - чтение отрывков. Устроить маленькую выставку. Предложить обменяться книжками на время - мы не жадины!
27. Сами творим красоту.
Комплексное занятие «Этика» + «Забавные поделки». Готовим маленькие подарки для тех, кто нам нравится (другу, родителям, педагогам).
Тема IX. Нам хорошо вместе!
Готовим праздники, веселимся. Родители вместе с нами.
28. День именинника.
Поздравляем друзей-именинников (по временам года). Готовим концерт, подарки.
29. Несколько вредных советов.
Чтение книги Г. Остера. Это серьезные советы? Надо ли им следовать?
Учимся понимать юмор, иронию. Пытаемся придумать свои «вредные советы».
30. Маленький экзамен.
В начале занятия дети получают маленькие пригласительные билеты с вопросами, в билетах даются варианты ответов. Вопросов столько, сколько детей в группе. Педагог в шутливой форме подводит итог экзамена на вежливость и поздравляет ребят.
31. Радуемся весне. Поздравляем маму.
Весенний праздник Игры для мам и бабушек. Подарки своими руками.
Объяснения в любви.
33. Годовое итоговое занятие.
Календарно - тематическое планирование
т/о «Этика и культура общения»
на 2019-2020 учебный год
№ | Дата | Тема занятия | Часы |
11.09 | Введение в образовательную программу. Инструктаж. | 2 | |
| 18.09 | Игра «Назови себя». | 2 |
| 25.09 | Я и моя семья. | 2 |
| 02.10 | Игра «Вежливые жмурки». | 2 |
| 09.10 | «Я и мое тело». | 2 |
| 16.10 | Как правильно чистить зубы. | 2 |
| 23.10 | Беседа об уважительном отношении к старшим. | 2 |
| 06.11 | Вежливые слова. Рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». | 2 |
| 13.11 | Беседа по картине «Я и моя семья». | 2 |
| 20.11 | Стихи о вежливости. | 2 |
| 27.11 | Добрые слова. | 2 |
| 30.11 | «Мои поступки». Беседа, чтение стихов, рассказов. | 2 |
| 04.12 | Лото вежливости. | 2 |
| 11.12 | Рассматривание иллюстраций. Чтение стихов. | 2 |
| 18.12 | Кто самый вежливый? | 2 |
| 25.12 | Игра - викторина «Лото вежливости» | 2 |
| 08.01 | Зачем быть честными? | 2 |
| 15.01 | Слова извинения. | 2 |
22.01 | Учимся слушать. | 2 | |
| 29.01 | Кто самый вежливый? | 2 |
| 05.02 | У меня зазвонил телефон... | 2 |
| 12.02 | «Жадная душа - без дна ушат». | 2 |
| 19.02 | Я сижу с другом за одним столом. | 2 |
| 26.02 | Зачем ходить в гости? Сценка «В прихожей». | 2 |
| 04.03 | Я дома и в гостях . Я встречаю гостей. | 2 |
| 11.03 | Меня позвали в гости. "Гостеприимство". О.Григорьева. | 2 |
| 18.03 | Кто любит подарки? «Старушке в подарок прислали кофейник». | 2 |
| 25.03 | День именинника. Расскажите про покупки. | 2 |
| 01.04 | Несколько «вредных советов». Чтение книги Г. Остера. | 2 |
| 08.04 | Приветствие. С кем и как здороваться? | 2 |
| 15.04 | С кем бы хотел дружить? | 2 |
| 22.04 | Двор, в котором я живу. | 2 |
| 29.04 | Отдыхаем на природе. | 2 |
| 06.05 | Беседа по картинкам. «Домашние животные - мои друзья». | 2 |
| 13.05 | Маленький экзамен. | 2 |
20.05 | Годовое итоговое занятие | 2 | |
| | Итого | 72 |
Ожидаемые результаты
Повышение уровня воспитанности, культурно – образовательного уровня обучающихся.
Сформированность мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Повышение уровня развития образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
Сформированность приема умственных действий.
Повышение вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения.
Увеличение объема памяти, внимания.
Развитая речь, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
Выработанные умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками, взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Патриотически воспитанный ребенок, выражающий гордость за свою малую родину РСО – Аланию.
Учебно – тематический план
т/о «Этика и культура общения»
(2 год обучения)
№ | Наименование темы | Кол. часов |
Тема I. Введение в образовательную программу. Инструктаж | 2 | |
| В мире волшебных слов | 2 |
| У каждого есть имя | 2 |
| Тема 2. Я и моя семья. Моя родословная | 2 |
| Самая хорошая | 2 |
| Разговор о бабушке | 2 |
| Дом, в котором я живу | 2 |
| Тема III. Я и мое тело. Уроки Мойдодыра | 2 |
| Санитарно-гигиеническая сказка «О грязнулях» | 2 |
| Мои друзья – мои помощники | 2 |
| Тема IV. Я и мои эмоции. Настроение | 2 |
| Умеют ли руки разговаривать | 2 |
| Тема V. Я и другие люди. Я и другой. Мы разные | 2 |
| Взаимоотношения | 2 |
| С кем бы ты хотел дружить | 2 |
| Комплименты. Дразнилки | 2 |
| Как относиться к людям | 2 |
| Принимаю гостей и иду в гости | 2 |
| Игры и развлечения для гостей | 2 |
| Десять жизненных важностей | 2 |
| Чужие секреты | 2 |
| Про слово «надо» | 2 |
| Тема VI. Все, что есть на этой Земле, нужно! Кто живет рядом с нами | 2 |
| Красная книга | 2 |
| Поздравляем маму | 2 |
| Уроки экологии | 2 |
| Тема VII. Уроки красоты. Что такое красота? | 2 |
| Красота души – доброта. | 2 |
| Сами творим красоту | 2 |
| Культура. Культурная среда | 2 |
| Пословица не зря молвится | 2 |
| Моя любимая книжка | 2 |
| Тема VIII. Нам хорошо вместе! | 2 |
| Несколько вредных советов | 2 |
| Маленький экзамен | 2 |
| Итоговое занятие | 2 |
| Итого | 72 |
Содержание программы II года обучения
Тема I. Введение в образовательную программу. Инструктаж.
Раскрытие значения вежливых слов, формирование представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими.
1. Знакомство. Приветствие.
Знакомство с детьми. Знакомство детей с предметом "Этика". Рассказ педагога о традициях знакомства и приветствия в разные времена, у разных народов. Рассматривание иллюстраций в книгах "Школа вежливости", "Этикет от А до Я". Игры "Паровоз", "Назови себя".
2. В мире «волшебных» слов.
Теория. Беседа «Что значит быть вежливым, для чего нужны вежливые, добрые слова?».
Практика. Стихи С. Погореловского, И.Пивоварова «Доброй ночи», «Ослик».
В.Осеева.«Волшебное слово». В.Юсупов. «Простите», Муз. А. Захаровой, стихи Л.Рыжова. «Песенка об очень важном».
Игры «Вежливые жмурки», «Слово на ладошке», «Волшебная шкатулка», «Словарь добрых слов и выражений», «Запрещенное движение».
3. У каждого есть имя.
Теория. Беседа «Кто я, как меня зовут? Бывают ли люди, у которых нет имени? Для чего нужны имена? А кто еще имеет имена? Что означает мое имя? Что такое имя, отчество, фамилия?»
Практика. Игры «Давай познакомимся», «Назови себя», «Позови ласково». Упражнение «Имена», «Зеркало», «Ласковое имя».
Рисунок «Я и мое имя».
Диафильм «Волшебное слово» по Э. Мошковской.
Мультфильмы «Привет», «Просто так».
Тема II. Я и моя семья. Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.
1. Тема: Моя семья. Родословная.
Теория. Дискуссия «Что такое семья». Вопросы:
У всех ли людей есть родители, семьи?
Хорошо или плохо, что у человека есть семья?
А зачем человеку семья?
Как относятся к своим детям родители? А дети к родителям?
В ы в о д: семья - это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.
Теория. Понятие родословной. Мои предки.
Практика. Рисование «Древо рода моего».
Рассматривание семейных фотографий (предварительная работа с родителями). Составление древа семьи по любой сказке: «Снегурочка», «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик».
Этюд «Любящие родители».
Игра «Верно не верно!
2. Тема: Самая хорошая.
Теория. Обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи, ее труду, воспитание желания помогать маме, радовать ее хорошими добрыми делами и поступками. У каждого существа на свете есть мама.
Практика. Рассказ детей о своих мамах. Чтение «Разбитая ваза», «Лег Сережа на кровать», В. Овсеева.«Сыновья».
Обсуждение прочитанного.
3. Тема: Разговор о бабушке.
Теория. Беседа о любви, ласковом и чутком отношении к самым близким людям, о потребности радовать заботливым отношением к ним.
Практика. Игра с превращениями. Кукольный театр «Упрямая Даша». Инсценировка «Бабушка и внук».
Игра «Бабушкины ладони».
Стихи о бабушке.
Рассматривание фотографий бабушек (предварительная работа с родителями).
4. Тема: Дом, в котором я живу.
Теория. Беседа по вопросам:
что значит любить родителей?
как вести себя в собственном доме?
обязанности членов семьи;
каждой вещи свое место;
родители любят тебя всегда, но… (ситуации для обсуждения);
правила поведения: чистить обувь у подъезда, не рисовать на стенах, не кричать в подъезде, беречь то, что создано другими, здороваться с соседями.
Практика. Чтение «Дверь», «Кто там?» «Волк и семеро козлят».
Чтение «Печенье» В.Осеевой.
Тема III. Я и мое тело.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью. Понимание индивидуальных особенностей других людей.
1.Тема: Уроки Мойдодыра.
Теория. Бережное отношение к своему здоровью. Здоровый образ жизни. Как правильно одеваться, чистить зубы. Надо ли делать зарядку?
2.Тема. «Сказка о грязнулях». Учимся понимать юмор, иронию.
Практика. Кукольный театр - детям. Д/и «Что лишнее?», п/и «Чистые жмурки».
3.Тема: Мои друзья. Мои помощники.
Теория. Как у всех людей, у меня есть руки, ноги, голова, язык, глаза, уши, рот, нос. Это мои помощники. С их помощью я узнаю все о мире, в котором живу. Если у человека не видят глаза, его называют слепым, не слышат уши - глухим. Таким людям трудно жить, поэтому я должен им всегда помогать, никогда не смеяться над ними. Учить детей сопереживать.
Практика. Упражнения "Ничего не вижу", "Слепое доверие", "Найди пару", "Узнай по запаху". Чтение "Про нос и язык" Е.Пермяка, аппликация "Цвета радуги" по стихотворению А. Вегнера.
Тема IV. Я и мои эмоции.
Учимся "прислушиваться" к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Познание внутреннего мира чувств и состояний, их анализ и управления ими. Развитие самоощущений.
1. Настроение.
Теория: Знакомство с эмоциями человека. Рассказ педагога и детей о своих чувствах и переживаниях, когда больно ударили, получил подарок, громко загудела машина, гремит гром, играет веселая музыка. Учимся расслабляться.
Практика: Игры «Определи настроение», «Барометр настроения», «Музыка и эмоции».
Упражнения «Свеча», «Разноцветный букет», «Передача чувства», «Волшебный мешок», «На что похоже настроение».
Работа по книге Л. Князевой «Веселые, грустные...»
2. Умеют ли руки разговаривать.
Теория: Разговор о выразительных жестах – помощниках общения. Уместность использования движений и жестов при общении. Жест и его значение. Многозначность жеста. Рассказ о балете.
Практика: Игры «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем», «Отгадай, кого изображаю», «Расскажи стихи руками», этюды «Кузнечик», «Раздумье», «Круглые глаза», «Вкусные конфеты», «Золотой дождь».
Игры-инсценировки «Мишка и зайка», «Спрятанная котлета».
Тема V. Я и другие люди.
Познание себя через отношения с другими. Построение отношений с другими людьми. Формирование понятий и представлений. Учить искать выход из конфликтных ситуаций. Права человека.
Тема 1. Я и другой. Мы разные.
Теория: Все люди разные, но права у всех одинаковые. Дать детям первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и равенстве их прав.
Практика: Игры «Поварята», «Волшебный цветок», «Волшебники», «Мы – разные». Упражнение «Спиной друг к другу».
Игра «Сказка наоборот».
Чтение «Маленький великан» Э. Мошковской, «Цветик-семицветик» В.Катаева, «Рыжий город» Г.Юдина.
Тема 2. Взаимоотношения.
Теория: Развитие чувства общности. Формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
Практика: Обсуждение стихотворения Л.Кузьминой «Дом с колокольчиком». Помочь детям сделать вывод, что одного и того же можно достичь разными путями, но эти пути могут привести и к разным результатам.
Тема 3. С кем бы ты хотел дружить?
Теория: Беседа «Что такое дружба», «Кого можно назвать другом?». Формирование понимания того, что дружеские отношения со сверстниками зависят от поведения каждого ребенка. Не допустимы насмешки, прозвища и т.д.
Практика: Проблемная ситуация для обсуждения – почему со мной не играют другие дети?
Чтение «Два товарища» Л.Толстого, «Жадина» Я. Акима, «Подруги» Л.Фоминой.
Игра-драматизация: «Три товарища» А.Осеевой. Рисование: «Мой лучший друг», «Кого из сказочных героев ты выбрал бы в друзья», «Любимая игрушка» (аппликация, лепка, оригами), «Подарок моему другу».
Игры «Позови соседа ласково», «Скажи ласковое слово соседу», «Я и мои друзья».
Пословицы, поговорки о дружбе. Этюд «Котята».
4. Комплименты. Дразнилки.
Теория: Обучение словесному бою с теми, кто дразнится, обзывается. Помочь детям почувствовать, что все люди разные, и это очень хорошо. Если дразнят за отрицательные качества, то придется доказать, что с этим покончено: «Докажи, что ты не жадный, поделись. Или смирись с дразнилкой. Выбирай, что больше нравится».
Практика: «Жадина» А. Якима, «Наша утка – крякалка», «Рыжий город» Г.Юдина.
Теория: Беседа. Вопросы:
Что такое комплимент? (Это приятные, любезные слова). Учимся видеть в других что-то, достойное похвалы, учимся искренне произносить любезные слова. Беседа «Как сделать приятное без вещей?»
Практика: Сказка «Клякса», упражнение «Волшебный стул». Обсуждение
«Что может быть неприятным?». Подвести детей к выводу: людям приятна забота, добрый голос, добрые руки, улыбка, внимание.
5. Как относиться к людям.
Теория: Формирование у детей представлений о добре и зле (добро всегда побеждает зло); о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом; воспитание качеств личности: щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям; чувство взаимопомощи.
Практика: Чтение «Рубль» П. Дудочкина, игра «Два жадных медвежонка», этюды «Хвастливый зайка», «Упрямый козлик»; беседа по рассказу «Добрый поступок Вани».
6. Принимаю гостей и иду в гости.
Теория: Знакомство с правилами гостеприимства. Общение со сверстниками, согласование своей деятельности с деятельностью других людей, воспитание чувства доброжелательности, участия, выработка умения дарить и принимать подарки.
Практика: Чтение отрывков из книги Б.В.Бушелевой «Поговорим о воспитанности», «Я приду к тебе в гости», «Гостеприимство» О.Григорьева.
Песенка «Почему?» муз. А. Захаровой, сл. Л. Рыжова.
Обсуждение прочитанного. Понятия: приветливый, тактичный, щедрый хозяин; приятный, скромный, вежливый гость.
7. Игры и развлечения для гостей (пригласить на занятие родителей).
Практика: Игры:
«Подбери рифму»
«Нарисуй с закрытыми глазами»
«Колечко»
«Садовник»
«Замри».
8. Десять жизненных важностей.
Теория: Беседа. Вопросы:
Что в жизни самое важное?
Что нужно для жизни человеку, а что животному?
Без чего нельзя обойтись? (Право людей на жизнь, на защиту, на семью, на учебу и др.)
Практика: Игры: «Согрей птенца», «Комплимент», «Компот».
Чтение «Маленький великан».
Закончи фразу «Я больше всего люблю...», «Я боюсь, что...», «Нарушили право!» (по сказкам).
9. Чужие секреты.
Теория: Беседа на тему: «Право каждого на личную тайну, свой секрет».
Вопросы:
Почему люди имеют секреты? (Готовят сюрприз, боятся показаться смешными или др. причины).
Нужно ли добиваться раскрытия секретов? (Неэтично, некрасиво, неприлично выспрашивать про чужие секреты, рассказывать о них, если узнал случайно или тебе рассказал их сам человек). Размышления детей на тему: «Можно ли читать чужие письма, слушать телефонный разговор, входить без разрешения?»
Практика: Инсценировка «Встретились два слоненка».
10. Про слово «надо».
Теория: Выделение норм взаимодействия человека с человеком. Представьте, что случилось бы на свете, если бы все-все люди - взрослые и дети - забыли это слово. Представили?
Когда все делают свои дела так, как надо - получается порядок. "Надо" помогает нам разобраться, что будут делать другие, и тогда не страшно иметь с ними дело. "Надо" - это соблюдение правил, договоренностей, это слово учит думать о другом человеке.
Практика: Рассматривание «правильных» и «неправильных» картинок (пустой магазин - без продавцов, водитель автобуса спит и др.). Беседа с детьми «Что будет, если...» (не станет докторов, учителей и т.п.). Разговор о школе. Здесь есть много «надо»:
- поведение на урок, перемене;
- подготовка уроков;
- порядок в тетради и портфеле и др.;
- отношения с учителем и другими людьми.
Тема VI. Все, что есть на этой Земле, нужно!
Человек - часть природы. Все имеет право быть! Занятия темы направлены на осмысление отношений «человек – природа» , определение собственного отношения к миру природы; умение видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).
1. Кто живет рядом с нами.
Практика: Д/и «Загадки о домашних животных и птицах», «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме», «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Кто где живет», «Кто как кричит».
2. Знакомство с Красной книгой.
Теория: Беседа:
Почему появилась эта книга?
Что может каждый человек сделать для спасения природы?
Практика: Рассматривание картинок и фотографий о редких животных и растениях.
Чтение глав из книги «Почемучка».
Физкультминутка «Кошкины повадки».
3. Урок экологии.
Теория: Беседа по содержанию стихотворения:
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе можно только сердцем.
Вопросы:
Как это сердцем?
Правильно ли мы себя ведем на природе?
Что значит выражение «дружить с природой»?
Практика: Экскурсия в парк.
Чтение «Куда спешит ежик?».
Слушаем голоса птиц.
Рисование «Сказочная птица», «Мое любимое животное», «Человек дружит с природой».
Выставка рисунков о природе.
Стихотворение наизусть. «Про всех на свете» Б. Заходер.
4. Поздравляем маму!
Практика: Специально готовимся, учим песни, стихи, танцы. Делаем подарки своими руками. После праздника - чаепитие. Все увидят, что мы умеем вести себя за столом.
Тема VII. Уроки красоты.
Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми. Показать, как приятно дарить другим добро и красоту мира. Воспитание доброты и любви.
1. Что такое красота.
Теория: На различных примерах показать красоту окружающего мира.
Практика: Рассматривание изделий народных мастеров: Гжель, Жостово, дымковские изделия, шали, кружева, картины. Музыка. Стихи. Цветы.
2. Красота души - доброта.
Теория: Формирование представлений о том, что доброта, честность, смелость есть проявление красоты души. Подвести детей к выводу: человек узнается по его делам.
Практика: Чтение «Искорки добра», «Орешки». Обсуждение прочитанного. Упражнения «Передача тепла», «Цепочка доброты», «Пирамида любви». Игра «Мир рукотворный».
3. Сами творим красоту.
Практика: Комплексное занятие «Этика» + «Забавные поделки».
Готовим подарки для детского сада «Родник»; тот, кто захочет, может принести игрушки, книги для детей, сладости. Вместе с детьми подарки готовят родители, дедушки и бабушки.
4. Культура. Культурная среда.
Теория: Беседа: Культура – это то, что создано другими, что нас окружает (песни, музыка, одежда, машины).
Культура духовная и материальная.
У одних домов - цветы, деревья, у других домов - грязно, сломаны скамейки. То, среди чего живут люди - культурная среда.
Практика: Чтение «Кто оборвал телефонную трубку», «Нарцисс». Операция «Доставь радость другому».
5. Пословица не зря молвится.
Теория: Кладезь народной мудрости (о дружбе, трудолюбии, правдивости) На все случаи жизни есть поговорки, пословицы.
Практика: Рассматривание серии картинок «Пословицы и поговорки».
Игры «Продолжай!», «Закончи пословицу!».
6. Моя любимая книжка.
Теория: Разговор об отношении к книге. Библиотека. Были ли дети в библиотеке? Каждый может принести любимую книжку. Рассматривание книг, картинок.
Практика: Чтение некоторых отрывков. Что запомнили?
Игры «Кто быстрей вспомнит?», «Назови сказку».
Рисование по сказкам, любимым книжкам.
Выставка рисунков «Герои любимых книг».
Тема VIII. Нам хорошо вместе!
Серия занятий, на которых присутствуют родители, участвуют вместе с детьми.
1. Несколько вредных советов.
Чтение книги Г.Остера. Дети понимают юмор, шутку, иронию. Комментарии не нужны, чтение вызовет смех - здоровую реакцию на такие «советы».
Д/и «Правда или нет», «Что не так», «Клички животных».
2. Маленький экзамен.
Занятие хорошо бы приурочить к Новому году или другому празднику для всех: День Сюрпризов, Первый День Зимы, День Именинника. Дети получают по красивой открытке, смогут оставить ее себе, если ответят на вопросы в открытке (см. приложение №4).
3. Итоговое занятие
Календарно - тематическое планирование
т/о «Этика и культура общения»
на 2020-2021 учебный год
(2 год обучения)
№ | Дата | Наименование темы | Теор. | Прак. | Кол. часов | |
2020 год | ||||||
09.09 | Тема I. Введение в образовательную программу. Инструктаж | 2 | | 2 | ||
16.09 | В мире волшебных слов | 1 | 1 | 2 | ||
23.09 | У каждого есть имя | 1 | 1 | 2 | ||
30.09 | Тема 2. Я и моя семья. Моя родословная | 2 | | 2 | ||
07.10 | Самая хорошая | 1 | 1 | 2 | ||
14.10 | Разговор о бабушке | 1 | 1 | 2 | ||
21.10 | Дом, в котором я живу | 1 | 1 | 2 | ||
28.10 | Тема III. Я и мое тело. Уроки Мойдодыра | 1 | 1 | 2 | ||
11.11 | Санитарно-гигиеническая сказка «О грязнулях» | 1 | 1 | 2 | ||
18.10 | Мои друзья – мои помощники | 1 | 1 | 2 | ||
25.10 | IV. Я и мои эмоции. Настроение | 1 | 1 | 2 | ||
02.12 | Умеют ли руки разговаривать | 1 | 1 | 2 | ||
09.12 | V. Я и другие люди. Я и другой. Мы разные | 1 | 1 | 2 | ||
16.12 | Взаимоотношения | 1 | 1 | 2 | ||
23.12 | С кем бы ты хотел дружить | 1 | 1 | 2 | ||
30.12 | Комплименты. Дразнилки | 1 | 1 | 2 | ||
2021 год | ||||||
17. | 06.01 | Как относиться к людям | 1 | 1 | 2 | |
18. | 13.01 | Принимаю гостей и иду в гости | 1 | 1 | 2 | |
19. | 20.01 | Игры и развлечения для гостей | | 2 | 2 | |
20. | 27.01 | Десять жизненных важностей | 1 | 1 | 2 | |
21. | 03.02 | Чужие секреты | 1 | 1 | 2 | |
22. | 10.02 | Про слово «надо» | | 1 | 2 | |
23. | 17.02 | VI. Все, что есть на этой Земле нужно! Кто живет рядом с нами | | 2 | 2 | |
24. | 24.02 | Красная книга | 1 | 1 | 2 | |
25. | 03.03 | Поздравляем маму | | 2 | 2 | |
26. | 10.03 | Уроки экологии | 1 | 1 | 2 | |
27. | 17.03 | VII. Уроки красоты. Что такое красота? | 1 | 1 | 2 | |
28. | 24.03 | Красота души – доброта. | 1 | 1 | 2 | |
29. | 31.03 | Сами творим красоту | | 2 | 2 | |
30. | 07.04 | Культура. Культурная среда | 1 | 1 | 2 | |
31. | 14.04 | Пословица не зря молвится | 1 | 1 | 2 | |
32. | 21.04 | Моя любимая книжка | 1 | 1 | 2 | |
33. | 28.04 | VIII. Нам хорошо вместе! | 1 | 1 | 2 | |
34. | 05.05 | Несколько вредных советов | 1 | 1 | 2 | |
35. | 12.05 | Маленький экзамен | | 2 | 2 | |
36. | 19.05 | Итоговое занятие | | 2 | 2 | |
| | Итого | | | 72 |
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в конце года обучающиеся 2 –го года обучения
получат представление о том, что можно, что нельзя делать,
получат представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек,
научатся правилам поведения за столом, пользования столовыми приборами,
научатся видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки,
поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок;
научатся правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;
овладеют приемами вежливого поведения в быту, обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные» слова.
У обучающихся 2 – го года обучения будут сформированы:
способность представлять свои действия в воображаемой ситуации;
правильное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали;
положительное представление о себе, в которое входят наличие определенных моральных качеств и общая положительная самооценка;
доброжелательное отношение к сверстникам, родителям, другим взрослым, уважение к их правам и интересам.
Промежуточный и итоговый результаты работы по программе отслеживаются в повседневной деятельности и в специально созданных ситуациях (занятия, перерыв между занятиями, праздники, выходы на экскурсию, в театр, на выставки, беседах с родителями и их анкетировании), через проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми, педагогических срезах.
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение программы
Данная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности и предполагает использование учебного и спортивного инвентаря на одну группу:
учебные помещения, парты, стулья;
шкаф для хранения учебного и иллюстративного материала;
доска пробковая;
компьютер;
мультимедиа-проектор;
экран проекционный;
музыкальный центр;
выставочные стенды;
журналы и книги по работе;
простые и цветные карандаши, фломастеры, ластик, клей-карандаши;
бумажные, влажные салфетки;
цветной картон, белая и цветная бумага, цветная бумага плотная, двухсторонняя цветная бумага;
пластилин, фломастеры;
конструкторы Лего.
Методическое обеспечение
Главной особенностью комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Этика и культура общения» является построение занятий в игровой форме, с опорой на наглядно-предметное мышление. Дети раннего школьного возраста очень эмоциональны. Им присуща радость бытия, восторг по отношению к внешнему миру, а игра в этом возрасте является источником положительных эмоций и интересных приобретений информации, помогающих восприятию и изучению окружающего мира. Как правило, активное участие в игре рождает желание выполнять задание, позволяет добиться положительных результатов в овладении знаниями. Януш Корчак говорил: «Игра – не столько стихия, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым. Все остальное – мимолетная милость, временная уступка, на игру же у ребенка есть право».
На занятии при подаче материала происходит постоянная смена видов деятельности, смена темпа, смена эмоций, потому что произвольное внимание ребят этого возраста не может удерживаться продолжительное время, в связи с чем материал разбит на части, связанные друг с другом, и подается порционно. Темы составлены от простого к сложному, идет нарастание сложности материала. Предусматривается постоянное возвращение к изученным темам с целью более глубокого их понимания. Для формирования наглядно-образного мышления у дошкольников используется красочный наглядный материал: рисунки, картинки, дидактический, индивидуальный раздаточный материал, образцы-рисунки, все то, что способствует развитию ребенка в этом возрасте. Все виды деятельности связаны с воспитанием культурного общения обучающихся. Общение – одна из форм человеческого взаимодействия: обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переживаниями становятся повседневными жизненными правилами (поведенческий этикет, эстетический вкус, культура речи и т. д.).
Практикуется:
фронтальная работа с демонстрационным материалом;
практическая, творческая работы;
дидактическая игра;
самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
моделирование и разрешение проблемных ситуаций;
коллективная деятельность детей;
совместная деятельность взрослого и детей;
самостоятельная деятельность.
Кроме традиционных форм занятий, используются также занятия – викторины, соревнования, занятия – игры. Организуются праздники, просмотр презентаций, открытые и итоговые полугодовые и годовые занятия.
Уровень освоения учебного материала определяется системой контроля:
начальный контроль (диагностика, изучение личностных качеств и психологических особенностей детей);
текущий;
тематический;
промежуточный контроль (по итогам I полугодия);
итоговый контроль.
Предварительный (начальный) контроль осуществляется перед изучением учебного курса по данной программе. В устной беседе педагог знакомится с детьми, узнавая их общую социальную осведомленность, социальные элементарные знания и умения. В первые недели проводится психолого – педагогическая диагностика уровня развития познавательной, эмоционально – волевой сферы детей в форме тестов, заданий. На основе бесед и наблюдения проводится изучение их личностных качеств и психологических особенностей. Предварительный контроль имеет большое значение для определения познавательных возможностей детей и осуществления индивидуализации и дифференциации обучения, диагностики исходного состояния обученности ребенка с целью отслеживания его дальнейшего продвижения в обучении.
Текущий контроль – осуществляется на всех этапах обучения, непосредственно в процессе усвоения, закрепления, систематизации знаний, умений, навыков и позволяет оперативно диагностировать и корректировать, совершенствовать ЗУН детей, обеспечивает стимулирование и мотивацию их деятельности на каждом занятии.
Тематический контроль (периодический) – завершает образовательный процесс дошкольника по определенной теме, разделу, блоку и имеет целью обобщение и систематизацию знаний, проверку эффективности усвоения ребенком определенного, логически завершенного содержания материала (блок, раздел, тема). Он позволяет плавно переходить к изучению следующей темы (разделу, блоку). По окончании изучения темы проводится самостоятельная работа, игра-состязание и др.
Итоговый контроль – осуществляется по завершении образовательного процесса, выполняет задачу обобщения и систематизации материала по всему курсу, проводится в конце учебного года (результат обучения за год). Проводится также психолого – педагогическая диагностика в форме тестирования.
Все перечисленные выше виды контроля осуществляются с помощью разнообразных методов и форм проверки знаний, умений, навыков:
Формами контроля являются:
опросы (индивидуальные и фронтальные);
выполнение контрольных заданий;
дидактические игры,
беседы;
тестирование.
Устная проверка: индивидуальный и фронтальный опрос.
Индивидуальный опрос – предполагает включение в работу одного опрашиваемого, позволяет выявить глубину усвоения материала, но требует больших временных затрат, а также необходимости активизировать деятельность других детей, обеспечивая их включенность не только в качестве слушателей, но и активных участников (дополнения, анализ ответа).
Фронтальный опрос (репродуктивная и эвристическая беседа) – создает условия для включения в него большего количества опрашиваемых, но не позволяет выявить глубину усвоения материала, системность знаний и логичность их изложения.
Письменная проверка: самостоятельная работа, индивидуальные задания (карточки, шаблоны). Основным достоинством письменного опроса является самостоятельный характер работы детей, обеспечивающий объективность данной формы контроля при условии предъявления индивидуальных заданий.
Практическая проверка (контрольно-практические работы): позволяют выявить степень усвоения детьми конкретных умений и навыков, а также степень освоения ими теоретических знаний, готовность использовать их в практической деятельности.
Смешанная форма контроля: осуществляется на основе одновременного применения нескольких форм и методов проверки результатов учебной деятельности.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап:
сбор и обработка информации о детях, родители которых подали заявление на зачисление в т/о «Этика и культура общения»;
оформление документов, разработка планов, мероприятий, необходимых для реализации программы;
составление и утверждение расписания занятий и штатного расписания.
Основной этап:
проведение учебных занятий;
проведение досуговых мероприятий;
показ детских достижений;
создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала.
Заключительный этап:
подведение итогов работы, проделанной за период реализации программы;
оформление отчетного материала;
корректировка планов и мероприятий на новый период реализации программы.
Используемая литература :
Алямовская о.и др. Беседы о поведении ребенка за столом. - Москва: ТЦ Сфера, 2008.- 64 с.
Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил.
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В. Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В. Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с.
Ефанова З. А. Веселая школа вежливых наук. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 112 с.
Журнал «Завуч начальной школы»/ Текст/ - Педагогический поиск, 2011-2015 .
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Школа вежливости. - Москва: Просвещение, 1995.- 32 с.
Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова. – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.
Костылева О. Г. Учись быть вежливым. - Москва: Чистые пруды, 2006.- 32 с.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/:
Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладыженская. и др. - М.: «Просвещение», 2012, - 255 с., ил.
Муллаева М. Ю. и др. - Москва: Эксмо, 2008. - 384 с.
Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994. 3. Энциклопедия для детей: Искусство. М.: Аванта, 2009 г.
Энциклопедия для детей: Здоровье. М.: Росмэн, 2008г.
Шорыгина Т. А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с.
Щабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов – М.; Изд-во “Вита-Пресс”, 1996г.
37