12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мельникова Надежда Александровна284 Россия, Чувашская респ., Комсомольский район |
Рабочая программа элективного курса «Этика и психология семейной жизни», 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 1»
Комсомольского района Чувашской Республики
Рабочая учебная программа по элективному курсу
«Этика и психология семейной жизни»
10 класс
Составитель программы:
педагог-психолог МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
Мельникова Надежда Александровна
Пояснительная записка
В современном мире семья переживает острый кризис, вызванный утверждением индивидуализма в семейной жизни, активной пропагандой вседозволенности в отношении полов. При этом у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, неумением серьезно заниматься воспитанием собственных детей. Именно дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к негативным явлениям современной действительности, таким как падение уровня физического и психического здоровья детей, снижение духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе.
Самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях. Потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей не позволяют формированию адекватных внутрисемейных отношений. В этой связи важнейшими задачами психолого-педагогического сопровождения старшеклассников являются направленность воспитательного процесса на усвоение нравственных основ межличностных отношений, формирование навыков общения в социальном окружении, выработка умения разрешать и предупреждать конфликты.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода: рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Духовное и моральное здоровье семьи во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества. Именно семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе.
Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни.
Предлагаемый курс нацеливает на выработку потребности в создании семьи, развитие адекватных межличностных отношений, на духовно-нравственное воспитание и развитие. Содержание курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, формами и методами деятельности учителя и ученика, видами творческой и самостоятельной работы. Данный курс разработан как альтернативный источник знаний, позволяющий у обучающихся сформировать правильные социальные установки при выборе спутника и создании семьи.
Программа курса рассчитана на 34 часа в год.
Нормативные основы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (2.2 – профессиональное образование; 3.55. – нормативные документы);
- приказ Минобрнауки России от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программу общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующие программы общего образования»;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009;
- закон Чувашской Республики от 15 ноября 2007 г. № 70 «О государственной молодежной политике» (гл. 2. ст. 9, ст. 11, ст. 13, ст.14;);
- закон Чувашской Республики от 02 августа 2013 г. «Об образовании в Чувашской Республике».
Цели курса:
- расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления;
- формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству и материнству, подготовка их к сознательному созданию собственных семей.
Задачи курса:
- формировать теоре тические знания о семье как социальном институте; знакомить с нравственными нормами брака в традиционной культуре;
- обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей;
- формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания; об экономике и быте семьи;
- обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.
Реализация программы курса «Этика и психология семейной жизни» предполагает учет следующих принципов:
- гуманистического характера взаимодействия между педагогом и учащимися;
- использования методов проблемного обучения;
- соблюдения системы и последовательности в реализации предлагаемого материала;
- закрепления п олученных знаний на практических занятиях.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- методы обучения на проблемной и диалоговой основе;
- наглядные (использование ММТ, демонстрация таблиц, схем, иллюстраций);
- практические (тренинги, дискуссия, игры, упражнения, психотренинги с использованием кино- и видеоматериалов, ресурсов ИКТ и др.).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Требования к уровню подготовки обучающихся. По окончании курса у обучающихся должны быть сформированы:
- представления о роли и значении брака и семьи для общества, об этических нормах взаимоотношений мужчин и женщин, о внутреннем укладе семьи;
- осознанное желание планировать семью;
- навыки взаимодействия в межличностных отношениях.
Обучающиеся должны уметь:
находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников;
использовать меха
низмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций.
Виды занятий:
урок-лекция (преимущество этого урока заключается в том, что он отличается четкостью и логикой изложения);
урок-беседа (преимущество заключается в наличии обратной связи, активности и доверительности учеников);
урок-консультация (предполагается приглашение специалистов: врача, юриста, психолога);
открытый урок (могут быть приглашены родители учеников). В этом случае корректируются отношения между родителями и детьми;
практические занятия (проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов). Предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями, необходимыми для самосознания и саморазвития.
Планируемые результаты обучения учащихся:
формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и условий для ее создания;
знать основные родственные связи в семье, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи;
выработка нравственной готовности к созданию семьи;
развитие умения понимать состояние и проблемы другого человека, быть терпимым;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением данного курса являются:
формирование у учащихся теоретических знаний о семье как социальном институте;
динамика основных показателей воспитания детей (личностная, социальная, психологическая культура);
характер изменения социальной, социально-психологической, нравственной атмосферы в образовательном учреждении;
динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Формы и темы творческих работ
1. Мини-сочинения, рисунки, коллажи по темам: «Любовь моими глазами», «Мое представление о распределение ролей в семье», «Кто глава семьи», «О любви и ненависти».
2. Анализ афоризмов о любви, браке и семье.
3. Доклады по темам: «Внутренний уклад семьи», «Переходный возраст», «О мужественности и женственности».
4. Конспекты по темам «Планирование семьи», «Как создать счастливую семью», «Причины разрушения семьи», «Школьная любовь».
5. Презентаций по темам: «Общение в семье», «Формирование готовности к материнству», «Формирование готовности к отцовству», «Виды материнской и отцовской любви», «Пространственно-предметный мир семьи».
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока |
Введение в курс «Этика и психология семейной жизни» | 1 | Урок -беседа | |
1 | Психология личности | 2 | урок-лекция, практические занятия |
2 | Психология межличностных отношений | 1 | урок-лекция, практические занятия |
3 | Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек | 1 | урок-лекция, практические занятия |
4 | Выбор идеала. | 1 | урок-лекция, практические занятия |
5 | Культура воздержания | 4 | урок-лекция, практические занятия |
6 | О дружбе и товариществе | 1 | урок-лекция, практические занятия |
7 | Любовь. | 2 | урок-лекция, практические занятия |
8 | Любовь как высшее человеческое чувство | 2 | урок-лекция, практические занятия |
9 | Что такое семья | 1 | урок-лекция, практические занятия |
10 | Семейные ценности | 1 | урок-лекция, практические занятия |
11 | Роль семьи в воспитании личности | 1 | урок-лекция, практические занятия |
12 | Семья в различных культурах: христианстве, исламе и буддизме. | 3 | урок-лекция, практические занятия |
13 | Семейные традиции | 1 | урок-лекция, практические занятия |
14 | Нравственные нормы брака | 1 | урок-лекция, практические занятия |
15 | Что такое готовность к браку | 1 | урок-лекция, практические занятия |
16 | Мотивы вступления в брак | 1 | урок-лекция, практические занятия |
17 | Здоровье супругов и будущего потомства | 2 | урок-лекция, практические занятия |
18 | Семья и ее функции | 1 | урок-лекция, практические занятия |
19 | Особенности молодой семьи | 1 | урок-лекция, практические занятия |
20 | Совместимость и удовлетворенность супругами браком | 1 | урок-лекция, практические занятия |
21 | Сущность брака и семьи: вчера и сегодня | 1 | урок-лекция, практические занятия |
22 | Что такое конфликты | 1 | урок-лекция, практические занятия |
23 | Профилактика семейных конфликтов | 1 | урок-лекция, практические занятия |
24 | Правовые основы семьи | 1 | урок-лекция, практические занятия |
итого | 34 |