Рабочая программа элективного курса «Этика и психология семейной жизни» (10 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 1»
Комсомольского района Чувашской Республики
Рабочая учебная программа по элективному курсу
«Этика и психология семейной жизни»
10 класс
Составитель программы:
педагог-психолог МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
Мельникова Надежда Александровна
Пояснительная записка
В современном мире семья переживает острый кризис, вызванный утверждением индивидуализма в семейной жизни, активной пропагандой вседозволенности в отношении полов. При этом у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, неумением серьезно заниматься воспитанием собственных детей. Именно дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к негативным явлениям современной действительности, таким как падение уровня физического и психического здоровья детей, снижение духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе.
Самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях. Потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей не позволяют формированию адекватных внутрисемейных отношений. В этой связи важнейшими задачами психолого-педагогического сопровождения старшеклассников являются направленность воспитательного процесса на усвоение нравственных основ межличностных отношений, формирование навыков общения в социальном окружении, выработка умения разрешать и предупреждать конфликты.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода: рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Духовное и моральное здоровье семьи во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества. Именно семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе.
Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни.
Предлагаемый курс нацеливает на выработку потребности в создании семьи, развитие адекватных межличностных отношений, на духовно-нравственное воспитание и развитие. Содержание курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, формами и методами деятельности учителя и ученика, видами творческой и самостоятельной работы. Данный курс разработан как альтернативный источник знаний, позволяющий у обучающихся сформировать правильные социальные установки при выборе спутника и создании семьи.
Программа курса рассчитана на 34 часа в год.
Нормативные основы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (2.2 – профессиональное образование; 3.55. – нормативные документы);
- приказ Минобрнауки России от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программу общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующие программы общего образования»;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009;
- закон Чувашской Республики от 15 ноября 2007 г. № 70 «О государственной молодежной политике» (гл. 2. ст. 9, ст. 11, ст. 13, ст.14;);
- закон Чувашской Республики от 02 августа 2013 г. «Об образовании в Чувашской Республике».
Цели курса:
- расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления;
- формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству и материнству, подготовка их к сознательному созданию собственных семей.
Задачи курса:
- формировать теоре тические знания о семье как социальном институте; знакомить с нравственными нормами брака в традиционной культуре;
- обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей;
- формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания; об экономике и быте семьи;
- обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.
Реализация программы курса «Этика и психология семейной жизни» предполагает учет следующих принципов:
- гуманистического характера взаимодействия между педагогом и учащимися;
- использования методов проблемного обучения;
- соблюдения системы и последовательности в реализации предлагаемого материала;
- закрепления п олученных знаний на практических занятиях.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- методы обучения на проблемной и диалоговой основе;
- наглядные (использование ММТ, демонстрация таблиц, схем, иллюстраций);
- практические (тренинги, дискуссия, игры, упражнения, психотренинги с использованием кино- и видеоматериалов, ресурсов ИКТ и др.).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Требования к уровню подготовки обучающихся. По окончании курса у обучающихся должны быть сформированы:
- представления о роли и значении брака и семьи для общества, об этических нормах взаимоотношений мужчин и женщин, о внутреннем укладе семьи;
- осознанное желание планировать семью;
- навыки взаимодействия в межличностных отношениях.
Обучающиеся должны уметь:
находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников;
использовать меха
низмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций.
Виды занятий:
урок-лекция (преимущество этого урока заключается в том, что он отличается четкостью и логикой изложения);
урок-беседа (преимущество заключается в наличии обратной связи, активности и доверительности учеников);
урок-консультация (предполагается приглашение специалистов: врача, юриста, психолога);
открытый урок (могут быть приглашены родители учеников). В этом случае корректируются отношения между родителями и детьми;
практические занятия (проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов). Предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями, необходимыми для самосознания и саморазвития.
Планируемые результаты обучения учащихся:
формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и условий для ее создания;
знать основные родственные связи в семье, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи;
выработка нравственной готовности к созданию семьи;
развитие умения понимать состояние и проблемы другого человека, быть терпимым;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением данного курса являются:
формирование у учащихся теоретических знаний о семье как социальном институте;
динамика основных показателей воспитания детей (личностная, социальная, психологическая культура);
характер изменения социальной, социально-психологической, нравственной атмосферы в образовательном учреждении;
динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Формы и темы творческих работ
1. Мини-сочинения, рисунки, коллажи по темам: «Любовь моими глазами», «Мое представление о распределение ролей в семье», «Кто глава семьи», «О любви и ненависти».
2. Анализ афоризмов о любви, браке и семье.
3. Доклады по темам: «Внутренний уклад семьи», «Переходный возраст», «О мужественности и женственности».
4. Конспекты по темам «Планирование семьи», «Как создать счастливую семью», «Причины разрушения семьи», «Школьная любовь».
5. Презентаций по темам: «Общение в семье», «Формирование готовности к материнству», «Формирование готовности к отцовству», «Виды материнской и отцовской любви», «Пространственно-предметный мир семьи».
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Введение в курс «Этика и психология семейной жизни» |
1 |
Урок -беседа |
|
1 |
Психология личности |
2 |
урок-лекция, практические занятия |
2 |
Психология межличностных отношений |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
3 |
Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
4 |
Выбор идеала. |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
5 |
Культура воздержания |
4 |
урок-лекция, практические занятия |
6 |
О дружбе и товариществе |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
7 |
Любовь. |
2 |
урок-лекция, практические занятия |
8 |
Любовь как высшее человеческое чувство |
2 |
урок-лекция, практические занятия |
9 |
Что такое семья |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
10 |
Семейные ценности |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
11 |
Роль семьи в воспитании личности |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
12 |
Семья в различных культурах: христианстве, исламе и буддизме. |
3 |
урок-лекция, практические занятия |
13 |
Семейные традиции |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
14 |
Нравственные нормы брака |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
15 |
Что такое готовность к браку |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
16 |
Мотивы вступления в брак |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
17 |
Здоровье супругов и будущего потомства |
2 |
урок-лекция, практические занятия |
18 |
Семья и ее функции |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
19 |
Особенности молодой семьи |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
20 |
Совместимость и удовлетворенность супругами браком |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
21 |
Сущность брака и семьи: вчера и сегодня |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
22 |
Что такое конфликты |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
23 |
Профилактика семейных конфликтов |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
24 |
Правовые основы семьи |
1 |
урок-лекция, практические занятия |
итого |
34 |