12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мельникова Надежда Александровна284
Россия, Чувашская респ., Комсомольский район
2

Рабочая программа элективного курса «Этика и психология семейной жизни», 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 1»

Комсомольского района Чувашской Республики

 

 

Рабочая учебная программа по элективному курсу

«Этика и психология семейной жизни»

10 класс

Составитель программы:

педагог-психолог МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

Мельникова Надежда Александровна


 

Пояснительная записка

В современном мире семья переживает острый кризис, вызванный утверждением индивидуализма в семейной жизни, активной пропагандой вседозволенности в отношении полов. При этом у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, неумением серьезно заниматься воспитанием собственных детей. Именно дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к негативным явлениям современной действительности, таким как падение уровня физического и психического здоровья детей, снижение духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе.

Самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях. Потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей не позволяют формированию адекватных внутрисемейных отношений. В этой связи важнейшими задачами психолого-педагогического сопровождения старшеклассников являются направленность воспитательного процесса на усвоение нравственных основ межличностных отношений, формирование навыков общения в социальном окружении, выработка умения разрешать и предупреждать конфликты.

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода: рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Духовное и моральное здоровье семьи во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества. Именно семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.

Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе.

Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни.

Предлагаемый курс нацеливает на выработку потребности в создании семьи, развитие адекватных межличностных отношений, на духовно-нравственное воспитание и развитие. Содержание курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, формами и методами деятельности учителя и ученика, видами творческой и самостоятельной работы. Данный курс разработан как альтернативный источник знаний, позволяющий у обучающихся сформировать правильные социальные установки при выборе спутника и создании семьи.

Программа курса рассчитана на 34 часа в год.

Нормативные основы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (2.2 – профессиональное образование; 3.55. – нормативные документы);
  • приказ Минобрнауки России от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программу общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующие программы общего образования»;
  • концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009;
  • закон Чувашской Республики от 15 ноября 2007 г. № 70 «О государственной молодежной политике» (гл. 2. ст. 9, ст. 11, ст. 13, ст.14;);
  • закон Чувашской Республики от 02 августа 2013 г. «Об образовании в Чувашской Республике».

Цели курса:

  • расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления;
  • формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству и материнству, подготовка их к сознательному созданию собственных семей.

Задачи курса:

  • формировать теоретические знания о семье как социальном институте; знакомить с нравственными нормами брака в традиционной культуре;
  • обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
  • выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей;
  • формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания; об экономике и быте семьи;
  • обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
  • выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
  • развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.

Реализация программы курса «Этика и психология семейной жизни» предполагает учет следующих принципов:

  • гуманистического характера взаимодействия между педагогом и учащимися;
  • использования методов проблемного обучения;
  • соблюдения системы и последовательности в реализации предлагаемого материала;
  • закрепления полученных знаний на практических занятиях.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа);
  • методы обучения на проблемной и диалоговой основе;
  • наглядные (использование ММТ, демонстрация таблиц, схем, иллюстраций);
  • практические (тренинги, дискуссия, игры, упражнения, психотренинги с использованием кино- и видеоматериалов, ресурсов ИКТ и др.).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).

Требования к уровню подготовки обучающихся. По окончании курса у обучающихся должны быть сформированы:

  • представления о роли и значении брака и семьи для общества, об этических нормах взаимоотношений мужчин и женщин, о внутреннем укладе семьи;
  • осознанное желание планировать семью;
  • навыки взаимодействия в межличностных отношениях.

Обучающиеся должны уметь:

находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников;

использовать механизмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций.

 

Виды занятий:

урок-лекция (преимущество этого урока заключается в том, что он отличается четкостью и логикой изложения);

урок-беседа (преимущество заключается в наличии обратной связи, активности и доверительности учеников);

урок-консультация (предполагается приглашение специалистов: врача, юриста, психолога);

открытый урок (могут быть приглашены родители учеников). В этом случае корректируются отношения между родителями и детьми;

практические занятия (проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов). Предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями, необходимыми для самосознания и саморазвития.

Планируемые результаты обучения учащихся:

формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и условий для ее создания;

знать основные родственные связи в семье, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи;

выработка нравственной готовности к созданию семьи;

развитие умения понимать состояние и проблемы другого человека, быть терпимым;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением данного курса являются:

формирование у учащихся теоретических знаний о семье как социальном институте;

динамика основных показателей воспитания детей (личностная, социальная, психологическая культура);

характер изменения социальной, социально-психологической, нравственной атмосферы в образовательном учреждении;

динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Формы и темы творческих работ

1. Мини-сочинения, рисунки, коллажи по темам: «Любовь моими глазами», «Мое представление о распределение ролей в семье», «Кто глава семьи», «О любви и ненависти».

2. Анализ афоризмов о любви, браке и семье.

3. Доклады по темам: «Внутренний уклад семьи», «Переходный возраст», «О мужественности и женственности».

4. Конспекты по темам «Планирование семьи», «Как создать счастливую семью», «Причины разрушения семьи», «Школьная любовь».

5. Презентаций по темам: «Общение в семье», «Формирование готовности к материнству», «Формирование готовности к отцовству», «Виды материнской и отцовской любви», «Пространственно-предметный мир семьи».

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

 

Введение в курс «Этика и психология семейной жизни»

1

Урок -беседа

1

Психология личности

2

урок-лекция, практические занятия

2

Психология межличностных отношений

1

урок-лекция, практические занятия

3

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

1

урок-лекция, практические занятия

4

Выбор идеала.

1

урок-лекция, практические занятия

5

Культура воздержания

4

урок-лекция, практические занятия

6

О дружбе и товариществе

1

урок-лекция, практические занятия

7

Любовь.

2

урок-лекция, практические занятия

8

Любовь как высшее человеческое чувство

2

урок-лекция, практические занятия

9

Что такое семья

1

урок-лекция, практические занятия

10

Семейные ценности

1

урок-лекция, практические занятия

11

Роль семьи в воспитании личности

1

урок-лекция, практические занятия

12

Семья в различных культурах: христианстве, исламе и буддизме.
 

3

урок-лекция, практические занятия

13

Семейные традиции

1

урок-лекция, практические занятия

14

Нравственные нормы брака

1

урок-лекция, практические занятия

15

Что такое готовность к браку

1

урок-лекция, практические занятия

16

Мотивы вступления в брак

1

урок-лекция, практические занятия

17

Здоровье супругов и будущего потомства

2

урок-лекция, практические занятия

18

Семья и ее функции

1

урок-лекция, практические занятия

19

Особенности молодой семьи

1

урок-лекция, практические занятия

20

Совместимость и удовлетворенность супругами браком

1

урок-лекция, практические занятия

21

Сущность брака и семьи: вчера и сегодня

1

урок-лекция, практические занятия

22

Что такое конфликты

1

урок-лекция, практические занятия

23

Профилактика семейных конфликтов

1

урок-лекция, практические занятия

24

Правовые основы семьи

1

урок-лекция, практические занятия

 

итого

34

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.