Рабочая программа элективного курса «Этика семейной жизни казачества» (8 класс)
муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
(МОУ Степановская СОШ)
Согласовано:
Зам директора по УВР:
Смирнова И.А.
Рассмотрено на
Педагогическом совете
Протокол №
т « »________20
Утверждаю
Директор школы:
Г.В. Елесина
От « »__________20
Рабочая программа элективного курса 8 класса «Этика семейной жизни казачества»
Рабочая программа составлена учителем Акатовой И.А.
Степаново 2017 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Одной из основных тенденций современного школьного образования является ориентация на национально - культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной.
Роль воспитания на основе традиций казачества на современном этапе возрастает. Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны. Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания.
Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, знакомство с народными традициями и обычаями казаков, с сокровищами устного казачьего творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами казачьих умельцев, расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.
Для развития более полного представления обучающихся об истоках, традициях, семейного уклада , семейных ценностей местного казачества была разработана программа элективного курса «Этика семейной жизни казачества».
Целью которой является:
создание условий для реализации потребностей общества в воспитании духовно богатой личности с высокими нравственными устоями и активной гражданской позицией;
воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, возрождение духовных, исторических и патриотических традиций
Для достижения данных целей предполагается решить следующие задачи:
приобщить младших школьников к нравственным устоям культуры предков;
помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия, которые неукоснительно соблюдались казаками, способствовать их укоренению в детском уме и сердце;
дать учащимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся личностей истории казачества;
способствовать развитию интереса к истории своего края;
воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
ввести детей в круг основных православных традиций, показать их связь с жизнью казаков, искусством, творчеством.
Актуальность и практическая ценность этой работы заключается в том, что сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомство ребенка с культурой малой Родины.
Народная культура является действенным средством познавательного, эстетического, духовного развития детей. Древние мыслители отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Традиционную культуру казачества можно назвать живой, связующей нитью между поколениями, она сравнима с деревом жизни, объединяющим прошлое, настоящее и будущее.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы, с самим собой. Верный путь к повышению качества воспитания и обучения - это опора на красоту окружающего мира, культурные ценности.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результатами изучения курса «Кубанские казачата» является формирование следующих УУД:
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
По окончании изучения курса ученик научится:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.
Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Различать способ и результат действия.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.
Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Осуществлять синтез как составление целого из частей
Устанавливать аналогии.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
Слушать и понимать речь других людей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Договариваться и приходить к общему мнению.
Контролировать действия партнёра
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в группах.
Программа рассчитана на 1 четверть.
Ожидаемые результаты:
Результаты изучения программы кружка
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные универсальные учебные действия.
У выпускника будут сформированы:
·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, кубанский народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
·установка на здоровый образ жизни;
·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с кубанской художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
· положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
· компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
· морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
· установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия .
Выпускник научится :
·принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·различать способ и результат действия;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться :
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
·владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться :
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
· с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы организации деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная):
- эвристическая беседа,
- экскурсия,
- встреча с интересными людьми,
- творческая мастерская, викторины,
- самостоятельный поиск информации;
- игра;
- творческие задания,
- просмотр фильмов, презентаций и др.
Методы обучения и воспитания: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своего региона.
Содержание программы
1 . Казачьи семейные традиции как способ решения проблемы воспитания детей в современных условиях.
Воспитание с детских лет и до замужества всегда имело очень важную роль в становлении и развитии народа государства. Особенно остра эта проблема в нашем современном государстве. Ведь чем сейчас занимается большая часть нашей молодежи мы все и так прекрасно знаем это праздное шатание по городу в парках ночных клубах с пивом или еще чем покрепче, наркотики, банды, секты, ужасные компьютерные игры и т.п. При этом забыты многие, а скорей всего все древние традиции воспитания, да и самой семьи, в которой воспитывалось порядка десяти крепких здоровых детей, а не как сейчас хорошо, если два три. Так сложилось, что казачество было наиболее сильной и активной частью русского народа. «Природное воинство» Русского народа. Первопроходцы и последние защитники земли, народа и традиций Руси. Несмотря на произвол властей, сначала Московской Руси, а позже Российской империи и большевистского правительства, сохранили вековые традиции уклада жизни до самого последнего времени. Естественно до нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества: что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны.
Практическая часть
Мини-сообщение о традициях Галичского казачества
2. «Семейное» построение казачьего общества.
Казаки жили семьями в укреплённых поселениях – «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был принцип Рода, который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойную воспитание и жизнь настоящих поколений и деяния ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода. Весь быт был подчинён этому принципу. Общество делилось на возрастные группы - «партии» или «беседы». Старики, женатые казаки, холостые казаки, казаки-малолетки (не служившие или не участвовавшие в боевых действиях), казачата-подростки и совсем маленькие казачата. У каждой из этих групп были свои «беседы». Выше всего в этой иерархической лестнице стояли старики. У них было всё для воспитания молодых поколений казаков: мудрость, знания, опыт, традиции и заветы предков. Каждая «беседа» шефствовала и отвечала за младшие беседы. В каждой беседе были наиболее достойные казаки, которые занимались воспитанием, обучением и досугом младшей «беседы». Такое положение вещей способствовало передаче мировоззрения, традиций, профессиональных знаний и навыков потомкам наиболее полно и с учётом личного опыта.
А из-за компактного проживания недостойные чести казака поступки были просто исключены. В итоге каждый человек был на виду, в жизни и быту были видны его недостатки и достоинства. Община знала на какое дело этого казака можно поставить и на какое он не годится. Опять же, большинство проживающих в станице (хуторе) казачьих семей были связаны между собой родством.
Казачьи подразделения также во все времена формировались по территориальному и родовому признаку.
Практическая часть: Составление правил казачьего общества
Инсценировка обрядов казачества.
Викторина по УНТ казаков
3.Православие и казачество.
Православие – духовно-нравственная основа казачества. Истоки православия у казачества. Икона в казачьей семье. Казачьи церковные праздники. Святой покровитель казачьего войска - благоверный князь Александр Невский.
Практическая часть: составление кластера «Календарь казачьих церковных праздников» об особо почитаемых святых Георгии Победоносце, Сергии Радонежском, Александре Невском, Дмитрии Донском.
4.Держись православия- веры наших предков.
Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучение православных традиций в казачьих семьях. Православные храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма.
5.Традиции казачьей семьи. Казаки и казачки.
Традиции воспитания в казачьей семье. Домострой – основа семьи казака. Воспитание мальчиков - казаков и девочек – казачек. Одежда и украшение казаков. Отличительные черты праздничной и будничной одежды. Влияние Европейской моды в начале ХХ века на одежду казаков.
Практическая часть:
зарисовка мужского или женского костюма, или пошив казачьей одежды для кукол;
создание коллажа «Одежда казаков».
6.Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и . Семья- самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Распределение обязанностей в казачьей семье
Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека.
Практическая часть:
Исследовательская работа:. Моя семья. . Моя бабушка (Мой дедушка) Моя фамилия. Составление схемы родословного древа.
7.Казак рождался воином.
Воинская честь и доблесть казаков. Обычаи, связанные с рождением сына. Обряд посвящения в казаки. Нравственные качества - основа патриотизма казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Проводы на службу. Обряд возвращения казаков со службы.
Казачьи заповеди. Казачьи символы и знаки. Цвета казачьих войск России.
Практическая часть:
Подобрать отрывок и художественного произведения с описанием подвига казаков в бою.
Рисунок казака в форме.
Презентация «Оружие казаков» или «История рукопашного казачьего боя».
8.Труд и быт казаков. Казачье подворье.
Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Разнообразие куреней. Основной строительный материал. Правила строительства. Резные украшения казачьей постройки. Планировка приусадебного участка.
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Внутреннее убранство жилища казаков, домашняя утварь. Казачья кухня. Казачье подворье. Конь - верный друг казака.
Практическая часть:
Рисунок казачьей избы или рисунок планировки усадьбы казака.
Составить узор резного украшения для дома казака или найти рецепт старинного казачьего блюда «Веселый чугунок».
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
|||||
1 |
Казачьи семейные традиции как способ решения проблемы воспитания детей в современных условиях. |
1 |
Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Познакомиться и обсудитьправила общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ. |
|||||
2 |
«Семейное» построение казачьего общества. |
1 |
Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Формирование внутреннейпозиции на уровнеположительного отношения к товарищам. Осознанно и произвольностроить сообщения в устной и письменной форме. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать иделать самостоятельные выводы. Записывать и фиксировать информацию
|
|||||
3 |
Православие и казачество. |
1 |
Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете. |
|||||
4 |
Держись православия- веры наших предков. |
1 |
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместнодоговариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Делать предварительный отбористочников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать иделать самостоятельные выводы. |
|||||
5 |
Традиции казачьей семьи. Казаки и казачки. |
1 |
Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Обнаруживать иформулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану,использовать необходимые средства. |
|||||
6 |
Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость. |
1 |
Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. |
|||||
7 |
Казак рождался воином. |
1 |
Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану,использовать необходимые средства. |
|||||
88 |
Труд и быт казаков. Казачье подворье. |
1 |
Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. |
|||||
Материально-техническое обеспечение курса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Примечание |
Библиотечный фонд |
|
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием курса) Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) Методические пособия для учителя |
|
Печатные пособия |
|
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, календари знаменательных дат) |
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
|
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. |
|
Технические средства обучения |
|
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц Экспозиционный экран Персональный компьютер Мультимедийный проектор |
|
Экранно-звуковые пособия |
|
Видеофильмы по содержанию курса Аудиозаписи |
Литература.
1. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. 1993.
3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992
Т. 1-2
О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца XVIвека) 5-6 класс. Ростов – на- Дону.,- 2009.
В.И.Кузнецов. История Донского края. – М., 1991.
Н.В. Самарина О.Г. Витюк. История Донского края (XVII-XIX века) 7-8 класс. Ростов – на- Дону.,- 2009.
В.С. Левченко Б.В.Чеботарев. История Донского края 7-8 класс. – М., 2000.
http://nsportal.ru/
http://bess-school-41.ucoz.ru/index/kruzhok_quot_shkola_kazachej_kultury_