12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Этнокультурная составляющая образовательной программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в Республике Татарстан

Малафеева Александра Вячеславовна

Учитель Изобразительного искусства

Частное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №23 "Менеджер"

Республика Татарстан, г. Альметьевск


В ФГОС ООО предметные результаты освоения ООП учебного предмета «Изобразительного искусства» одинаковые для всех российских школ. Стандарт дает возможность учителю включить в образовательную программу региональный компонент, что позволяет отразить потенциал этнокультурных особенностей Татарстана. Цель данной статьи органически и соразмерно дополнить образовательную программу, а также конкретизировать и обогатить ее соответствующие разделы.


Этнокультурная составляющая образовательной программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в Республике Татарстан

История татарского народа насчитывает более 1000 лет. За это время облик городов, деревень и образ жизни менялся неоднократно. Это связано с экономическими, социальными факторами и с войнами. Зеркалом этих перемен является огромное культурное наследие: предметы декоративного прикладного искусства, архитектура, книги, татарские национальные праздники и т.д.

В федеральном государственном образовательном стандарте личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.

В то же время, содержание образовательных программ предметной области «Искусство» не в полной мере отражает потенциал этнокультурных и национальных особенностей региона на всех уровнях общего образования. Здесь перед учителем встает проблема выбора, что именно из 1000 летней истории и огромного культурного наследия включить в содержание образовательной программы. В статье я приведу примеры, как можно раскрыть потенциал этнокультурных и национальных особенности Татарстана на уроках Изобразительного искусства.

Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства. Для удобства ниже изложенная информация будет отображаться в таблице. В левом столбце темы, прописанные в примерной основной образовательной программе основного общего образования, в правом – региональный компонент.

Народное художественное творчество — неиссякаемый источник самобытной красоты

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

Особенности убранства татарского дома

Рахманкулова Г.А. «Татарская изба»

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).

Промыслы Татарского народа (ювелирное искусство, кожаная мозаика, вышивка и золотое шитье)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Натюрморт

Урманче Б.И. «Сирень» 1964

Якупов Х.А. «Щедрый август» 1989

Якупов Х.А. «Сирень и тюльпаны» 1983

Пейзаж

Якупов Х.А «Осеннее кружево» 1965

Якупов Х.А «Начало апреля» 1980

Лывин С.О. «На просторах Татарии» 1960

Фешин Н.И. «Зимний пейзаж с санями. Этюд» 1917

Ракович А.Н. «Вид Казани с Верзнего Услона» 1850-е.

Природа и художник.

Природа камского края на полотнах И.И. Шишкина.

Пейзаж в графике.

Потягунин Л.А. «Речные просторы. Река Кама» 1979

Понимание смысла деятельности художника

Портрет.

Фешин Н.И. Портрет Вари Адоратской. 1914

Фешин Н.И. Портрет Н.М. Сапожниковой. 1916г

Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Урманче Б.И.

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр).

Халиков Ф.Г. «События 1552 года» 2002

Якупов Х.А. «Золото Татарии» 1974

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.

Якупов Х.А. Перед приговором. 1954

Якупов Х.А. «Полет на свободу» Триптих. 1964 - 1971

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).

Аминов Ф.А.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).

Казань, Иннополис, Альметьевск

Здание как сочетание различных объемов

«Падающая» башня Сююмбике в Кремле,

Спасская башня в Кремле, Мечеть Кул-Шариф, Храм всех религий,

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская

галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

Региональные музеи (Государственный музей изобразительных искусств РТ, Дом-музей И.И. Шишкина)

В учебном предмете «Изобразительное искусство» региональная и этнокультурная составляющая является органическим, соразмерным дополнением, в пределах объемов, установленных ФГОС ООО, а также конкретизирующие и обогащающем ее соответствующие модули. Включив в содержание образовательной программы картины художников, чьи имена связаны с Татарстаном (Урманче Б.И. Якупов Х.А, Лывин С.О., Фешин Н.И., Ракович А.Н. Потягунин Л.А., Халиков Ф.Г., Аминов Ф.А.) даст возможность обучающимся активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства. В том числе видеть взаимосвязь истории, культуры и природы Татарстана с художественными образами. Увидеть эти картины, насладится их красотой и величием обучающиеся имеют возможность в Государственном музее изобразительных искусств РТ и Дом-музее И.И. Шишкина. В каждом населённом пункте есть краеведческий музей, где можно прикоснуться к промыслам Татарского народа (ювелирное искусство, кожаная мозаика, вышивка и золотое шитье) и окунуться в атмосферу татарского дома.



Список использованной литературы и источников

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] // ФГОС: ─ Режим доступа: https://fgos.ru /

2. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации: ─ Режим доступа:

https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b

3. "Примерная основная образовательная программа основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020). [Электронный ресурс] // Некоммерческие интернет-версии системы КонсультантПлюс : ─ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/089467f82c5fa35b4b9a641ca2a271be57c6cc71/

4. Официальный сайт Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. ─ Режим доступа: https://izo-museum.ru/

5. Народные промыслы РТ. [Электронный ресурс] // ГБУ "Центр развития народных художественных промыслов и. ремесел Республики Татарстан: ─ Режим доступа: https://remeslo.tatarstan.ru/prom.htm

6. Образы Республики Татарстан. [Электронный ресурс] // Культура.РФ: ─ Режим доступа: https://www.culture.ru/russia/location-respublika-tatarstan

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.