Этнокультурная составляющая образовательной программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в Республике Татарстан
Малафеева Александра Вячеславовна
Учитель Изобразительного искусства
Частное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №23 "Менеджер"
Республика Татарстан, г. Альметьевск
В ФГОС ООО предметные результаты освоения ООП учебного предмета «Изобразительного искусства» одинаковые для всех российских школ. Стандарт дает возможность учителю включить в образовательную программу региональный компонент, что позволяет отразить потенциал этнокультурных особенностей Татарстана. Цель данной статьи органически и соразмерно дополнить образовательную программу, а также конкретизировать и обогатить ее соответствующие разделы.
Этнокультурная составляющая образовательной программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в Республике Татарстан
История татарского народа насчитывает более 1000 лет. За это время облик городов, деревень и образ жизни менялся неоднократно. Это связано с экономическими, социальными факторами и с войнами. Зеркалом этих перемен является огромное культурное наследие: предметы декоративного прикладного искусства, архитектура, книги, татарские национальные праздники и т.д.
В федеральном государственном образовательном стандарте личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.
В то же время, содержание образовательных программ предметной области «Искусство» не в полной мере отражает потенциал этнокультурных и национальных особенностей региона на всех уровнях общего образования. Здесь перед учителем встает проблема выбора, что именно из 1000 летней истории и огромного культурного наследия включить в содержание образовательной программы. В статье я приведу примеры, как можно раскрыть потенциал этнокультурных и национальных особенности Татарстана на уроках Изобразительного искусства.
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства. Для удобства ниже изложенная информация будет отображаться в таблице. В левом столбце темы, прописанные в примерной основной образовательной программе основного общего образования, в правом – региональный компонент.
Народное художественное творчество — неиссякаемый источник самобытной красоты | |
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. | Особенности убранства татарского дома Рахманкулова Г.А. «Татарская изба» |
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). | Промыслы Татарского народа (ювелирное искусство, кожаная мозаика, вышивка и золотое шитье) |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка | |
Натюрморт | Урманче Б.И. «Сирень» 1964 Якупов Х.А. «Щедрый август» 1989 Якупов Х.А. «Сирень и тюльпаны» 1983 |
Пейзаж | Якупов Х.А «Осеннее кружево» 1965 Якупов Х.А «Начало апреля» 1980 Лывин С.О. «На просторах Татарии» 1960 Фешин Н.И. «Зимний пейзаж с санями. Этюд» 1917 Ракович А.Н. «Вид Казани с Верзнего Услона» 1850-е. |
Природа и художник. | Природа камского края на полотнах И.И. Шишкина. |
Пейзаж в графике. | Потягунин Л.А. «Речные просторы. Река Кама» 1979 |
Понимание смысла деятельности художника | |
Портрет. | Фешин Н.И. Портрет Вари Адоратской. 1914 Фешин Н.И. Портрет Н.М. Сапожниковой. 1916г |
Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). | Урманче Б.И. |
Вечные темы и великие исторические события в искусстве | |
Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). | Халиков Ф.Г. «События 1552 года» 2002 Якупов Х.А. «Золото Татарии» 1974 |
Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. | Якупов Х.А. Перед приговором. 1954 Якупов Х.А. «Полет на свободу» Триптих. 1964 - 1971 |
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). | Аминов Ф.А. |
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн | |
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). | Казань, Иннополис, Альметьевск |
Здание как сочетание различных объемов | «Падающая» башня Сююмбике в Кремле, Спасская башня в Кремле, Мечеть Кул-Шариф, Храм всех религий, |
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества | |
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). | Региональные музеи (Государственный музей изобразительных искусств РТ, Дом-музей И.И. Шишкина) |
В учебном предмете «Изобразительное искусство» региональная и этнокультурная составляющая является органическим, соразмерным дополнением, в пределах объемов, установленных ФГОС ООО, а также конкретизирующие и обогащающем ее соответствующие модули. Включив в содержание образовательной программы картины художников, чьи имена связаны с Татарстаном (Урманче Б.И. Якупов Х.А, Лывин С.О., Фешин Н.И., Ракович А.Н. Потягунин Л.А., Халиков Ф.Г., Аминов Ф.А.) даст возможность обучающимся активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства. В том числе видеть взаимосвязь истории, культуры и природы Татарстана с художественными образами. Увидеть эти картины, насладится их красотой и величием обучающиеся имеют возможность в Государственном музее изобразительных искусств РТ и Дом-музее И.И. Шишкина. В каждом населённом пункте есть краеведческий музей, где можно прикоснуться к промыслам Татарского народа (ювелирное искусство, кожаная мозаика, вышивка и золотое шитье) и окунуться в атмосферу татарского дома.
Список использованной литературы и источников
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] // ФГОС: ─ Режим доступа: https://fgos.ru/
2. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации: ─ Режим доступа:
https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b
3. "Примерная основная образовательная программа основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020). [Электронный ресурс] // Некоммерческие интернет-версии системы КонсультантПлюс : ─ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/089467f82c5fa35b4b9a641ca2a271be57c6cc71/
4. Официальный сайт Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. ─ Режим доступа: https://izo-museum.ru/
5. Народные промыслы РТ. [Электронный ресурс] // ГБУ "Центр развития народных художественных промыслов и. ремесел Республики Татарстан: ─ Режим доступа: https://remeslo.tatarstan.ru/prom.htm
6. Образы Республики Татарстан. [Электронный ресурс] // Культура.РФ: ─ Режим доступа: https://www.culture.ru/russia/location-respublika-tatarstan