«Этюд фигуры человека»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №3»
План – конспект
Открытого урока по рисунку в 1 классе (10-11 лет)
На тему:
«Этюд фигуры человека».
Выполнила:
Преподаватель
О.В. Кияница
г. Сарапул, 2021 г.
Технологическая карта занятия
Ф.И.О педагога: Кияница Ольга Викторовна
Должность: преподаватель
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): МБУДО «Детская школа искусств №3»,
Предмет (дисциплина, направление деятельности): живопись
Класс (группа, год обучения): 1 класс (первый год обучения)
Программа: образовательная программа «Живопись», ФГТ, ПО. 01УП.01. живопись, 2013 год
Тема урока: «Этюд фигуры человека»
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала и закрепление знаний и умений
Вид урока: творческая практическая работа учащихся
Тема занятия рассчитана на 3 урока (3 учебных часа по 45 мин).
Оборудование и материалы: бумага А3 формата, бумага А4 цветной лист, клей-карандаш, ножницы, простой карандаш, ластик, малярный скотч, акварель, палитра, кисти работы из фонда прошлых лет, презентация.
Цель занятия: научиться строить фигуру человека, изучить пропорции, моделировка формы через цвет
Задачи:
Обучающие:
- закрепить понятие «теплые и холодные цвета»
- обучить правилам построения фигуры с применением понятия «формальная композиция»
- закрепить правила равновесия на плоскости.
- познакомить с понятием «свето-теневая моделировка формы»
Развивающие:
- развивать творческое воображение обучающихся
- развивать глазомер
- развивать мыслительные способности
- развивать умение доказывать свою точку зрения
- развивать умение работать поэтапно, аккуратно
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к окружающему миру, «к предметному» миру вещей.
- воспитывать культуру труда.
Структура и ход занятия
Этап занятия, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1 этап Организационный момент (5 мин.) | - подготовится к занятию (Лист А3,лист А4 цветной, клей-карандаш, ножницы, заточить карандаш, ластик, приготовить акварель, кисти, палитра, баночка для воды) | - организовать размещение учащихся за мольбертами, лицом к доске и экрану телевизора | Преподаватель проверяет готовность. Отмечает отсутствующих в журнале. | Здороваются. Слушают. Готовятся. Задают вопросы. |
2 этап Сообщение темы, цели, задач занятия (10 мин.) | - постановка цели и задач перед обучающимися; - определить поэтапность работы | - словесный метод (рассказ преподавателя, беседа с учениками) | Тема :«Этюд фигуры человека» . 1.Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроках живопись, мы подводим итог вашим знаниям и умениям в области «построения фигуры человека» полученных на уроках композиции. А также познакомимся с новым понятием «Этюд в живописи» Цель занятия: Построить фигуру человека согласно пропорциям и выполнить фигуру в цвете. Задачи: Изучение фигуры человека и применение правил распределения теплых и холодных цветов. Решение листа как единого целого К занятию сегодня я просила вас повторить части тела человека. .Давайте вспомним их. Я буду называть части тела человека, а вы мне называть их. Молодцы, ребята. | Обучающиеся внимательно слушают преподавателя. Отвечают на вопросы. Смотрят на экран. Ученики вспоминают строение человека. |
3 этап Получение новых знаний (30 мин.) | - Получение новых знаний - осмысление полученных знаний через игру - соотнести с уже полученными знаниями - | - наглядный метод (демонстрация работ из фонда школы, презентация) | Интерес к фигуре человека возник в глубокой древности, когда человек начинает уделять себе больше внимания, а не просто думать о пропитании и выживании. Наибольший интерес к человеку возник в Древней Греции и Риме. Ученые и творческие люди изучали фигуру человека, создавали каноны (свод строго установленных правил. Которые нельзя нарушать), по которым изображались человеческие тела. Поэтому тема нашего урок звучит как «Этюд фигуры человека. Смотрим на экране определение. Ребята, давайте познакомимся с новым для вас понятием «Этюд». Значит сегодня на уроке мы будем продолжать изучать построение фигуры человека. Мы сегодня с вами приготовили цв. бумагу ножницы клей. Не забываем о правилах работы с ножницами. Передаем кольцами вперед если нужно. Ф А3 закреплен горизонтально, разделить на две части по центру. Лист цв бумаги разрезаем пополам. Обводим ФА5 с права и слева, намечая композиционное расположение фигуры и проводим ось симметрии. Один самых простых способов достижения гармонии в композиции. Построена на абстрактных элементах таких как геометрические фигуры. Поэтому мы с вами не сразу будем рисовать фигуру, а выполним «робота» из простых геометрических фигур, для изучения позы. Сгибаем полученный формат вертикально пополам чтоб определить ось симметрии. По горизонтали делим на 8 равных частей. Почему именно на 8 частей, ребята? Выполняем фигуру-робот при помощи простых геометрических фигур. Выкладывают фигуру-робота на лист с учетом расположения рук и ног, изучая натуру. Молодцы, мы не только изучили данный прием, но и закрепили упражнением на этом уроке. | Ребята читают: Этюд-Произведение изобразительного искусства, выполненное с натуры с целью ее изучения. Дети смотрят за действием учителя и повторяют.
Ребята отвечают: Как модуль, голова человека составляет 8 частей по высоте. Усваивают новые знания через схему «Робот». Выполняют практическое задание Изучают строение фигуры с натуры. |
4этап Закрепление материала, изученного на данном занятии и ранее пройденного (45 м) | -применить правила работы перевод изображения по сетке -закрепить знания пропорции фигуры человека | -наглядный метод (демонстрация работ из фонда школы) - практический метод - метод обсуждений | Молодцы ребята с заданием вы справились! Делаем физкульт. минутку. Сделаем с вами разминку наших суставов, и обозначим их на схеме в виде кружочков Тогда следующим этапом нашей работы будет построение фигуры через сетку. Задачи: - построить сетку - перевести фигуру. - дорисовать одежду с учетом складок. Преподаватель показывает, как работать с сеткой, на что нужно уделить внимание. Следующим этапом нашего урока будет самостоятельная работа. На листе Ф- А4, переносим по сетке фигуру человека. Учитель контролируют последовательность этапов всей работы. | Ребята разминают суставы рук ног, изучают подвижные части тела. В выделенном эскизном поле на Ф- А4 , переводят фигуру человека при помощи «сетки». задают вопросы учителю. Ребята делают перерыв, готовятся к работе с акварелью. |
5 этап Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Подведение итогов занятия 4 этапа занятия (5 – 10 мин) | Просмотр работ, анализ и коррекция допущенных ошибок | - метод рефлексии - метод анализа - метод обсуждения | Когда обучающиеся справятся с поставленной задачей, они отходят от свои работы для просмотра, где обсуждают, что удалось всем ученикам, а где они допустили ошибки. Для этого они делятся на пары, и проверяют работы друг друга на наличие ошибок. Анализ допущенных ошибок. | Заканчивают работу самостоятельно. Активно участвуют в анализе работ. Обсуждают с одноклассниками допущенные ошибки и т.д. Делают выводы над проделанной работой. |
6 этап Работа с цветом.( 40 мин) | Разложение локального цвета на теплый и холодный | - словесный метод (рассказ преподавателя, беседа с учениками) -наглядный метод ( | Закрепление материала «локальный цвет на свету и в тени»: Ребята, давайте вспомним, что называют локальным цветом. Как, и в зависимости от чего происходит изменение локального цвета. Практическая самостоятельная работа в цвете | Дети отвечают локальный цвет это доминирующий оттенок, собственный цвет предмета, может изменяться с учётом влияния на предмет света, тени, рефлексов от окружения. Задают интересующие вопросы преподавателю. Выполняют практическое задание. Учатся смешивать краски на палитре. Усиливая и ослабляя тон. Применяя теплые и холодные цвета. |
7 этап Сообщение домашнего задания (5 мин) | Закрепление полученных знаний | -метод повторения | Домашнее задание будет на закрепление полученных знаний. Фигура человека в движении. | Записывают домашнее задание |
Дата: 09.02.2021г. Подпись преподавателя: _________________ О.В.Кияница
Самоанализ занятия
Ф.И.О педагога: Кияница Ольга Викторовна
Должность: преподаватель
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): МБУДО «Детская школа искусств №3»,
Дата проведения:09.02.2021 г.
Предмет (дисциплина, направление деятельности) станковая композиция
Класс (группа, год обучения): 1 класс (первый год обучения)
Учебник (УМК, программа): ФГТ
Тема занятия: ««Равновесие основных элементов композиции в листе»
Тип занятия: комбинированный, повторение и закрепление знаний и умений
Вид: творческая практическая работа учащихся
Краткая структура занятия:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы, цели, задач урока
3. Актуализация знаний с целью подготовки к контролю знаний
4. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного
5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Подведение итогов урока
6. Сообщение домашнего задания
Психолого–педагогические особенности класса:
Во 1 «а» классе обучается 13 учеников: 11 девочек и 2 мальчик. Состав класса по возрасту в основном одинаков: ученики 2009-2010 года рождения. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Дети очень доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты.
На занятии использовались следующие технологии обучения:
Информационно-коммуникативные, игровые, технология проблемного обучения.
Работа с дидактическим материалом и ТСО: работы из фонда школы, презентация.
Достижение поставленных цели и задач: цель и задачи поставленные на занятии были достигнуты.
В ходе занятия формировались такие базовые компетенции, как коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией), умение работать в коллективе для достижения поставленной цели, личностная рефлексия собственной деятельности, самооценка.
Психологическая и эмоциональная атмосфера:
На занятии поддерживалась благоприятная творческая и психологическая атмосфера. Дети были активны, чувствовали себя комфортно.
Домашнее задание задано с учетом пройденного материала и его закрепления.
Оценка занятия в целом: удовлетворительно.
Детские работы.