12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Павловна Терешонок76
Преподаватель художественного отделения высшей категории
Россия, Алтайский край, Новоалтайск

УЧАСТВУЕТ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЛУЧШИЙ КОНСПЕКТ ИНКЛЮЗИВНОГО УРОКА

План-конспект инклюзивного урока

в МБУ ДО «Детская школа искусств №2 г. Новоалтайска»

Предмет: рисунок

Класс: 2 ДПОП (5 лет обучения)

Преподаватель: Терешонок Ольга Павловна

Дата проведения: 28.11.2018 г.

Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Наброски фигуры человека»

Цель: создать условия для художественно-эстетического развития обучающихся художественного отделения ДШИ как субъектов творческой и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

1 уровень: создать условия для знакомства обучающихся с особенностями изображения краткосрочных набросков фигуры человека;

2 уровень: создать условия для практического использования умений работы разнообразными материалами;

3 уровень: создать условия для развития способности к образному мышлению и воображению; 

4 уровень: создать условия для развития глазомера, применения знаний композиции.

Воспитательные:

Создать условия для формирования ответственности и инициативности учащихся, а так же формирования положительной мотивации к учению.

Основные понятия, термины: цельность, набросок, пятно, линия, штрих, компоновка, светотень, пропорции человеческого тела.

Средства обучения:

Для преподавателя: школьная доска, наглядное пособие, видеопроектор, наброски, планшет А4, 3 листа, простой карандаш, сепия, уголь, соус, маркер, гелиевая ручка.

Для обучающегося: планшет, бумага разных сортов, простые карандаши от 5В до 8В, сепия, уголь, гелиевая ручка, фломастер, маркер.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Методы:

Словесные: рассказ, объяснение, беседа;

Наглядные: демонстрация, иллюстрация, слайды;

Практические: мастер-класс, выполнение набросков.

Планируемый результат:

Предметный: уметь использовать различные графические материалы в работе над наброском, правильно компоновать фигуру человека в листе, передавать освещение с помощью светотеневой моделировки.

Личностный: готовность к самообразованию и саморазвитию, мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории.

Метапредметный: уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения, владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации.

 

Этапы работы

1. Организационный момент (3 мин)

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок по предмету «Рисунок», на котором понадобятся следующие материалы: планшет, бумага разных сортов, размера и формата, простые мягкие карандаши (7В, 8В), мягкий материал (сепия, сангина, уголь), гелиевая ручка, маркер или фломастер. Для того чтобы сегодня выполнить интересные работы, необходимо организовать свое рабочее пространство правильно: на стуле сидим с опорой на две ноги, планшет поднимаем перпендикулярно лучу зрения, в правой (левой) руке один карандаш. Ластиком пользоваться не надо.

2. Введение темы урока (5 минуты)

Тема нашего занятия «Наброски фигуры человека». В течение трех уроков мы с вами будем выполнять наброски друг с друга в разных техниках: от пятна, линейные, с тщательной проработкой. Используя различную бумагу и материал, вы попробуете нарисовать краткосрочные рисунки от 2 до 10 минут за один сеанс. Мы будем ставить таймер. В итоге у вас должно получиться около 10 набросков. В конце занятия проведем просмотр всех выполненных рисунков, отметим лучшие, проанализируем, с чем поработать каждому из вас, если обнаружатся проблемы.

3. Основной блок знаний (20 минут)

Раньше на уроках мы уже обращались к теме набросков и зарисовок. Поэтому у меня к вам вопросы:

- что такое набросок?

(набросок – это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника).

- для чего нужны наброски?

(1.Наброски – это самый эффективный способ научиться видеть предмет или объект цельно и вести работу в правильной последовательности.

2.Позволяют максимально быстро расслабить кисть и овладеть живой линией, пятном.

3.Учат быстро и правильно компоновать лист.

4.Наброски – лучший способ сбора материала для большой и длительной работы).

Очень частый задаваемый вопрос – сколько набросков нужно рисовать? Для эффективности нужно рисовать каждый день по 9-10 набросков длительностью от 2-3 минут и до 15 вне зависимости от того, что вы рисуете. Я советую ставить таймер первое время, чтобы вы не засиживались на каком – то наброске очень долго, так как вы в любом случае будете что-то не успевать, нервничать, в итоге не успеете вообще ничего. Не получился набросок – берете следующий лист. Полезно делать наброски разные по длительности – первые от 2-3 минут, последующие дольше, но не больше 15 минут. В итоге вы разрисуетесь быстрее.

Также я советую рисовать не менее 10 набросков подряд. Если рисовать 1-2 толку будет мало. Обычно, только к 5-6 наброску что-то начинает получаться интересное. Вы уже не боитесь белого листа бумаги, линия идет более раскрепощено, ошибок становится меньше. Вы сами увидите прогресс между 1 и последним наброском.

Не стесняйтесь смотреть друг у друга, это является так же хорошим способом обучения. Если у кого-то лучше получается, можно попробовать перенять его способ рисования и трансформировать его в свой. Либо же, если вы увидели грубую ошибку у соседа – в будущем есть возможность ее избежать.

Наброски можно рисовать на любой бумаге, белой или тонированной, различными графическими материалами (простой карандаш, гелиевая ручка, сепия, уголь и т.д.). Можно использовать, модный сейчас, скетчбук, главное, чтобы как можно чаще рисовали. Минусом скетчбука можно считать то, что он имеет форму книги, у которой заломы во время рисования очень сильно мешают, а так же цена больше. Плюс скетчбуков в том, что он постоянно под рукой, имеет компактные размеры.

Самым универсальным материалом для набросков является мягкий карандаш. Он позволяет проводить и жирную и тонкую, еле заметную линию, делать темные заливки и накладывать штрих. Нет необходимости менять карандаши во время работы. Угольный карандаш, сепия оставляют обобщенный, бархатный след, линия достаточно толстая. Гелиевой ручкой и фломастером лучше рисовать линейные наброски. Только стоит учитывать, что данные материалы оставляют одинаковую по толщине и насыщенности линию.

Важно: не надо относиться к наброскам, как к большому произведению искусств. Наброски – это рабочий момент, служащий материалом для будущих работ. Чем проще вы к ним будут относиться, тем легче они будут вам даваться. Сделать хороший набросок сложнее, чем выполнить длительную детализированную работу. Поэтому, уровень мастерства художника мы можем видеть именно по наброскам. И обратно, чем больше вы будете делать набросков, тем лучше будут получаться длительные работы. В наброске перед вами стоят сразу несколько задач: успеть за короткое время закомпоновать, передать пропорции, тон и характер натуры. В постановке, любой, имея неограниченный запас времени, может добиться большой схожести. То же касается и срисовывания с фотографий.

Теперь необходимо поговорить о пропорциях человеческого тела, которые мы используем в процессе рисования. На пособии изображен взрослый человек. Чем младше ребенок, тем меньше длинна тела и голова кажется больше. У ребенка лет 6 величина головы входит в тело 6 раз, у взрослого уже 8 раз. Дети возраста 11-12 лет – 7-8 раз, смотря какое телосложение.

Напоминаю, для того чтобы нарисованная фигура стояла «как настоящая», нужно правильно поставить ее в листе. С опорой на 2 ноги (показ рисунка на доске) – вертикальная линия, идущая от яремной впадины или 7 шейного позвонка должна закончиться между двумя пятками; с опорой на 1 ногу, в фасовом положении, линия должна закончиться на пятке опорной ноги. Таз и колени движутся параллельно друг другу, в то время как линия плечей идет в обратном направлении. При рисовании фигуры в профиль, мы должны учитывать изгибы позвоночника: живот будет немного подаваться вперед.

Рассмотрим фотографии набросков, выполненные в разной технике и проанализируем, как и чем пользовался художник (показ слайдов через видеопроектор).

1. Набросок от пятна.

Начинаем вести набросок от пятна, далее линия и штрих. Не надо делать предварительный абрис, достаточно поставить небольшие засечки: голова, ступни, середина тела, средняя линия. Можно отказаться и от этого. «Опыт показывает, что регулярное выполнение набросков от пятна, то есть от больших тональных отношений, помогает лучше разобрать тональные отношения в живописи, если подразумевать под этим разницу в тоне (светлей – темней). Так же и в длительных рисунках, если учащийся усвоил набросок от пятна, он лучше понимает, что такое тональная растяжка, тональный масштаб. В конечном итоге мыслящий тональными отношениями учащийся лучше организовывает плоскость холста картины, видит «цельно». (Босько Б.Г. Методический доклад «Набросок в обучении рисунку, живописи, композиции»)

- Показ на листе ватмана способов наложения пятна простым карандашом, углем, сепией.


2.Линейный набросок.

Для выполнения данного вида наброска нужно воспитывать свою руку очень долго. Не стремитесь к похожести или к отличному результату сиюминутно. Возможно, только 10-11 получится интересным. Линия должна иметь разный нажим, чтобы получить плановость. Гибкая или угловатая линия будет помогать передавать характер натурщика. Иногда линия может даже превратиться в точку или исчезнуть совсем.

- Показ на листе ватмана способов рисования линии простым карандашом, маркером, гелиевой ручкой.

3. Линейный с последующей работой тоном.

Самая любимая, наверное, техника ведения наброска учащихся школ и училищ. Неправильно рассматривать данную технику ведения наброска, как отдельную. Скорее всего, эта манера соединяет в себе две названных выше. При этом отведенное количество времени приближает набросок к зарисовке, что сказывается на более тщательной проработке деталей. В начале, мы компонуем, измеряем пропорции, далее прорисовываем с помощью линии (главное, чтобы она была разная по нажиму и манере наложения) всю фигуру и одежду. Теперь заливаем тоном и подчеркиваем ближний план штриховкой и линией.

4.Практическая работа (80 минут) (Если требуется, происходит показ ведения наброска преподавателем на любую технику).

5.Подведение итогов и анализ работ учащихся (10 минут)

6.Домашнее задание (2 минуты)

Выполнить наброски с родственников, одноклассников, друзей и т.д. в изученных техниках.

Список использованной литературы.

1.Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: Уч.пособие. - М.: Изобр.искусство, 1985.

2.Могилевцев В.А. Наброски и учебный рисунок. – Санкт-Петербург, 2011.

3.Натура и рисование по представлению. - Москва: Просвещение, 1984

4.Рисунок. Живопись. Композиция. - Москва: Просвещение, 1989

5.Ростовцев Н.Н. Академ. рисунок. Уч.пособие. - Москва: Просвещение, 1984

6.Серов А. Хейл Р.К. Мастер-класс. Рисунок фигуры человека. М., 2006 М. Рисунок. - Москва: Просвещение, 1975


 

Эскиз работы учащихся


 

Эскиз наглядного пособия

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.