План-конспект инклюзивного урока «Наброски фигуры человека» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 11 December 2018 в группе

УЧАСТВУЕТ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЛУЧШИЙ КОНСПЕКТ ИНКЛЮЗИВНОГО УРОКА

План-конспект инклюзивного урока

в МБУ ДО «Детская школа искусств №2 г. Новоалтайска»

Предмет: рисунок

Класс: 2 ДПОП (5 лет обучения)

Преподаватель: Терешонок Ольга Павловна

Дата проведения: 28.11.2018 г.

Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Наброски фигуры человека»

Цель: создать условия для художественно-эстетического развития обучающихся художественного отделения ДШИ как субъектов творческой и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

1 уровень: создать условия для знакомства обучающихся с особенностями изображения краткосрочных набросков фигуры человека;

2 уровень: создать условия для практического использования умений работы разнообразными материалами;

3 уровень: создать условия для развития способности к образному мышлению и воображению; 

4 уровень: создать условия для развития глазомера, применения знаний композиции.

Воспитательные:

Создать условия для формирования ответственности и инициативности учащихся, а так же формирования положительной мотивации к учению.

Основные понятия, термины: цельность, набросок, пятно, линия, штрих, компоновка, светотень, пропорции человеческого тела.

Средства обучения:

Для преподавателя: школьная доска, наглядное пособие, видеопроектор, наброски, планшет А4, 3 листа, простой карандаш, сепия, уголь, соус, маркер, гелиевая ручка.

Для обучающегося: планшет, бумага разных сортов, простые карандаши от 5В до 8В, сепия, уголь, гелиевая ручка, фломастер, маркер.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Методы:

Словесные: рассказ, объяснение, беседа;

Наглядные: демонстрация, иллюстрация, слайды;

Практические: мастер-класс, выполнение набросков.

Планируемый результат:

Предметный: уметь использовать различные графические материалы в работе над наброском, правильно компоновать фигуру человека в листе, передавать освещение с помощью светотеневой моделировки.

Личностный: готовность к самообразованию и саморазвитию, мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории.

Метапредметный: уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения, владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации.

 

Этапы работы

1. Организационный момент (3 мин)

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок по предмету «Рисунок», на котором понадобятся следующие материалы: планшет, бумага разных сортов, размера и формата, простые мягкие карандаши (7В, 8В), мягкий материал (сепия, сангина, уголь), гелиевая ручка, маркер или фломастер. Для того чтобы сегодня выполнить интересные работы, необходимо организовать свое рабочее пространство правильно: на стуле сидим с опорой на две ноги, планшет поднимаем перпендикулярно лучу зрения, в правой (левой) руке один карандаш. Ластиком пользоваться не надо.

2. Введение темы урока (5 минуты)

Тема нашего занятия «Наброски фигуры человека». В течение трех уроков мы с вами будем выполнять наброски друг с друга в разных техниках: от пятна, линейные, с тщательной проработкой. Используя различную бумагу и материал, вы попробуете нарисовать краткосрочные рисунки от 2 до 10 минут за один сеанс. Мы будем ставить таймер. В итоге у вас должно получиться около 10 набросков. В конце занятия проведем просмотр всех выполненных рисунков, отметим лучшие, проанализируем, с чем поработать каждому из вас, если обнаружатся проблемы.

3. Основной блок знаний (20 минут)

Раньше на уроках мы уже обращались к теме набросков и зарисовок. Поэтому у меня к вам вопросы:

- что такое набросок?

(набросок – это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника).

- для чего нужны наброски?

(1.Наброски – это самый эффективный способ научиться видеть предмет или объект цельно и вести работу в правильной последовательности.

2.Позволяют максимально быстро расслабить кисть и овладеть живой линией, пятном.

3.Учат быстро и правильно компоновать лист.

4.Наброски – лучший способ сбора материала для большой и длительной работы).

Очень частый задаваемый вопрос – сколько набросков нужно рисовать? Для эффективности нужно рисовать каждый день по 9-10 набросков длительностью от 2-3 минут и до 15 вне зависимости от того, что вы рисуете. Я советую ставить таймер первое время, чтобы вы не засиживались на каком – то наброске очень долго, так как вы в любом случае будете что-то не успевать, нервничать, в итоге не успеете вообще ничего. Не получился набросок – берете следующий лист. Полезно делать наброски разные по длительности – первые от 2-3 минут, последующие дольше, но не больше 15 минут. В итоге вы разрисуетесь быстрее.

Также я советую рисовать не менее 10 набросков подряд. Если рисовать 1-2 толку будет мало. Обычно, только к 5-6 наброску что-то начинает получаться интересное. Вы уже не боитесь белого листа бумаги, линия идет более раскрепощено, ошибок становится меньше. Вы сами увидите прогресс между 1 и последним наброском.

Не стесняйтесь смотреть друг у друга, это является так же хорошим способом обучения. Если у кого-то лучше получается, можно попробовать перенять его способ рисования и трансформировать его в свой. Либо же, если вы увидели грубую ошибку у соседа – в будущем есть возможность ее избежать.

Наброски можно рисовать на любой бумаге, белой или тонированной, различными графическими материалами (простой карандаш, гелиевая ручка, сепия, уголь и т.д.). Можно использовать, модный сейчас, скетчбук, главное, чтобы как можно чаще рисовали. Минусом скетчбука можно считать то, что он имеет форму книги, у которой заломы во время рисования очень сильно мешают, а так же цена больше. Плюс скетчбуков в том, что он постоянно под рукой, имеет компактные размеры.

Самым универсальным материалом для набросков является мягкий карандаш. Он позволяет проводить и жирную и тонкую, еле заметную линию, делать темные заливки и накладывать штрих. Нет необходимости менять карандаши во время работы. Угольный карандаш, сепия оставляют обобщенный, бархатный след, линия достаточно толстая. Гелиевой ручкой и фломастером лучше рисовать линейные наброски. Только стоит учитывать, что данные материалы оставляют одинаковую по толщине и насыщенности линию.

Важно: не надо относиться к наброскам, как к большому произведению искусств. Наброски – это рабочий момент, служащий материалом для будущих работ. Чем проще вы к ним будут относиться, тем легче они будут вам даваться. Сделать хороший набросок сложнее, чем выполнить длительную детализированную работу. Поэтому, уровень мастерства художника мы можем видеть именно по наброскам. И обратно, чем больше вы будете делать набросков, тем лучше будут получаться длительные работы. В наброске перед вами стоят сразу несколько задач: успеть за короткое время закомпоновать, передать пропорции, тон и характер натуры. В постановке, любой, имея неограниченный запас времени, может добиться большой схожести. То же касается и срисовывания с фотографий.

Теперь необходимо поговорить о пропорциях человеческого тела, которые мы используем в процессе рисования. На пособии изображен взрослый человек. Чем младше ребенок, тем меньше длинна тела и голова кажется больше. У ребенка лет 6 величина головы входит в тело 6 раз, у взрослого уже 8 раз. Дети возраста 11-12 лет – 7-8 раз, смотря какое телосложение.

Напоминаю, для того чтобы нарисованная фигура стояла «как настоящая», нужно правильно поставить ее в листе. С опорой на 2 ноги (показ рисунка на доске) – вертикальная линия, идущая от яремной впадины или 7 шейного позвонка должна закончиться между двумя пятками; с опорой на 1 ногу, в фасовом положении, линия должна закончиться на пятке опорной ноги. Таз и колени движутся параллельно друг другу, в то время как линия плечей идет в обратном направлении. При рисовании фигуры в профиль, мы должны учитывать изгибы позвоночника: живот будет немного подаваться вперед.

Рассмотрим фотографии набросков, выполненные в разной технике и проанализируем, как и чем пользовался художник (показ слайдов через видеопроектор).

1. Набросок от пятна.

Начинаем вести набросок от пятна, далее линия и штрих. Не надо делать предварительный абрис, достаточно поставить небольшие засечки: голова, ступни, середина тела, средняя линия. Можно отказаться и от этого. «Опыт показывает, что регулярное выполнение набросков от пятна, то есть от больших тональных отношений, помогает лучше разобрать тональные отношения в живописи, если подразумевать под этим разницу в тоне (светлей – темней). Так же и в длительных рисунках, если учащийся усвоил набросок от пятна, он лучше понимает, что такое тональная растяжка, тональный масштаб. В конечном итоге мыслящий тональными отношениями учащийся лучше организовывает плоскость холста картины, видит «цельно». (Босько Б.Г. Методический доклад «Набросок в обучении рисунку, живописи, композиции»)

- Показ на листе ватмана способов наложения пятна простым карандашом, углем, сепией.


2.Линейный набросок.

Для выполнения данного вида наброска нужно воспитывать свою руку очень долго. Не стремитесь к похожести или к отличному результату сиюминутно. Возможно, только 10-11 получится интересным. Линия должна иметь разный нажим, чтобы получить плановость. Гибкая или угловатая линия будет помогать передавать характер натурщика. Иногда линия может даже превратиться в точку или исчезнуть совсем.

- Показ на листе ватмана способов рисования линии простым карандашом, маркером, гелиевой ручкой.

3. Линейный с последующей работой тоном.

Самая любимая, наверное, техника ведения наброска учащихся школ и училищ. Неправильно рассматривать данную технику ведения наброска, как отдельную. Скорее всего, эта манера соединяет в себе две названных выше. При этом отведенное количество времени приближает набросок к зарисовке, что сказывается на более тщательной проработке деталей. В начале, мы компонуем, измеряем пропорции, далее прорисовываем с помощью линии (главное, чтобы она была разная по нажиму и манере наложения) всю фигуру и одежду. Теперь заливаем тоном и подчеркиваем ближний план штриховкой и линией.

4.Практическая работа (80 минут) (Если требуется, происходит показ ведения наброска преподавателем на любую технику).

5.Подведение итогов и анализ работ учащихся (10 минут)

6.Домашнее задание (2 минуты)

Выполнить наброски с родственников, одноклассников, друзей и т.д. в изученных техниках.

Список использованной литературы.

1.Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: Уч.пособие. - М.: Изобр.искусство, 1985.

2.Могилевцев В.А. Наброски и учебный рисунок. – Санкт-Петербург, 2011.

3.Натура и рисование по представлению. - Москва: Просвещение, 1984

4.Рисунок. Живопись. Композиция. - Москва: Просвещение, 1989

5.Ростовцев Н.Н. Академ. рисунок. Уч.пособие. - Москва: Просвещение, 1984

6.Серов А. Хейл Р.К. Мастер-класс. Рисунок фигуры человека. М., 2006 М. Рисунок. - Москва: Просвещение, 1975


 

Эскиз работы учащихся


 

Эскиз наглядного пособия

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.