Рабочая программа по изобразительному искусству в группе продлённого дня

1
0
Материал опубликован 16 November 2016 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству в группе продленного дня №2 составлена на основе программы для детей с глубокой умственной отсталостью НИИ дефектологии АПН Москва

Организация работы с детьми групповая. В неделю одно занятия. В группе 10 детей, в возрасте от 7 до16 лет. Занятия строятся с учетом скорости усвоение детьми специальных навыков и умений. При необходимости проводятся дополнительные индивидуальные занятия, на которых решаются проблемы индивидуального порядка, возникающие у детей в процессе обучения.

Изобразительная деятельность с использованием художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей школьников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность. Творческая деятельность позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети с проблемами интеллектуального развития не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют, не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. 

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны:

отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны:

умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с проблемами развития с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений. 

Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Реализация поставленных ребенком целей и задач способствует полноценному и разностороннему развитию. 

Таким образом, реализация данной программы позволит детям нарушением интеллекта получить более широкое представление об изобразительном искусстве, развить мелкую моторику кистей рук, зрительное и цветовое восприятие.

Целью образовательной программы  является развитие творчества, приобщение школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение) к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, способствование развитию художественного творчества, воспитание эстетического вкуса.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление мелкую моторику рук и любознательность;

формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами;

воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

Исходя из поставленных задач, важнейшими принципами работы с нарушениями интеллекта являются:

научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки,

системность, последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;

разнообразие и приоритет практической деятельности;

поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих практических работ;

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;

принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату.

Этапы обучения

Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей с проблемами интеллектуального развития.

В данной программе распределение учебной нагрузки представлено следующим образом: 1 раз в неделю по 40 минут.

Форма занятий – групповая.

Формы работы

Индивидуальные: индивидуальная помощь и консультация учащихся.

Групповые: работа в составе малых групп – парная, группы по 3-4 человека; по возрастам; по уровню освоения программы.

Творческие задания: фантазийное рисование, рисование на заданную тему с самостоятельным выбором сюжета. упражнения на развитие визуальной памяти и воображения.

Экскурсии: в выставочные залы, музеи, в художественные мастерские.

Конкурсы: среди воспитанников школы, городские, областные, всероссийские.

Программа включает в себя основы:

изобразительного искусства,

лепки,

аппликации,

декоративно-прикладного творчества.

В программе уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук, вниманию, эмоциональному настрою, результативности, необходимо привить им сознание собственной успешности, состоятельности, уверенности в себе. На этом этапе дети знакомятся с основами рисования, обучаются основам графики и живописи: учатся работать с карандашами, мелками, приобретают умения действовать кистью, красками: акварелью и гуашью, раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж.

При работе с бумагой дети знакомятся с техникой выполнения аппликации, развивают глазомер, приобретают чувство формы, ритма, учатся соотношению частей и целого, умение действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.

Лепка способствует у детей развитию группы мелких мышц кистей рук и пальцев, выработке навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширению кругозора детей, ребята учатся соразмерять детали по толщине и длине, формируются навыки сравнения, анализа.

Ожидаемые результаты

К концу обучения воспитанники должны знать:

- основные приемы и способы рисования;

- основы цветоведения;

- основные признаки композиции;

- технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;

- операции работы с различным прикладным материалом;

- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.

Должны уметь:

- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;

- работать с предлагаемым инструментом и материалом;

- выполнять основные приемы лепки, аппликации, бумагопластики;

- создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;

- работать над созданием коллективных работ.

Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных конкурсах.

Концентрическое построение программы предлагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Учащиеся включены в различные сферы деятельности: репродуктивную, творческую, познавательную, практическую и т.д.

Главная форма работы – игра, результатом которой является выполненная работа. Обучение – это не только освоение теоретических и практических основ разнообразной деятельности, это этап развития личности ребёнка, его творческих способностей.


Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. «Где работает художник?»

1

1

1

2

Организационно – массовые мероприятия.

4

4

4

3

Освоение основных изобразительных материалов, инструментов, приёмов. Основы графики.

5

5

5

4

Композиция.

3

3

3

5

Цветоведение.

2

2

2

6

Лепка.

6

6

6

7

Аппликация.

5

5

5

8

Оригами

2

2

2

9

Работа с бросовым материалом

2

2

2

10

Итоговое занятие

1

1

1

Всего:

34

34

34


 

Содержание курса:

Тема 1. Вводное занятие – 1 час

Знакомство с педагогом, кабинетом, правилами поведения и пользования имуществом. Игра « Где работает художник?» Беседа о том, зачем детям учиться рисовать.

Тема 2. Организационно – массовые мероприятия – 4 часа

Это время посвящено посещению и обсуждению выставок, экскурсий, мероприятий.

Тема 3. Освоение основных изобразительных материалов, инструментов, приёмов. Основы графики. – 5 часов

Теория

Техника работы простым карандашом.

Виды линий, понятие контура, техника работы цветными карандашами.

Штрих, штриховка, виды штриховки, техника её выполнения.

Выполнение рисунка при помощи схем.

Схема человека.

Схема дерева.

Практика

Карандашная работа «Вместе дружная семья».

Карандашная работа «Мой родной край».

Тема 4. Композиция - 3 часов

Теория

Правила размещения изображения на формате листа.

Композиционное построение открытки. Символика.

История возникновения орнамента. Геометрический узор.

Практика

Выполнение работы: «Моя семья»

Самостоятельное построение рисунка «Новогодний подарок».

Выполнение открытки к 23 февраля.

Тема 5. Цветоведение - 2 часов

Теория

Основные, смешанные, хроматические, ахроматические цвета. Радуга.

Холодные цвета.

Тёплые цвета.

Цветовое решение Новогодней открытки.

Цветовое решение открытки к 8 Марта.

Цветовое решение зимнего пейзажа.

Практика

Выполнение красками сюжета на основе холодных цветов.

Выполнение красками сюжета на основе тёплых цветов.

Работа красками «Жар – птица», на основе контрастных цветов.

Выполнение Новогодней открытки.

Тема 6. Лепка – 6 часа

Теория

Технология лепки из пластилина. Свойства пластилина. Личная гигиена при работе. Инструменты и приспособления. Правила работы с пластилином. Подготовка материала к работе. Правила изготовления базовых элементов: шара, валика, конуса, лепешки.

Смешивание пластилина различных цветов.

Практика

Изготовление шара, валика, конуса, лепешки.

Деление валика на части. Использование этих частей для работы.

Изготовление заготовки пластилина путем смешивания кусочков двух или более цветов.

Лепка овощей и фруктов. Из пластилина делаются овощи и фрукты в виде персонажей сказок, мультфильмов.

Выполнение поделки из окрашенного соленого теста «Гусеничка»

Выполнение поделки из неокрашенного соленого теста «Новогодняя игрушка», самостоятельное раскрашивание.

Тема 7. Аппликация – 5 часа

Теория

Знакомство с техникой выполнения аппликации, работа с клеем, цветной бумагой.

Наклеивание рваной бумаги.

Основы конструирования из бумаги.

Практика

Выполняется работа из заготовок цветной бумаги.

Из разных цветовых сочетаний рваной бумаги выполняется работа по единому образцу.

Создание композиции из вырезанных по шаблону форм.

Тема 8. Оригами3 часов

Теория

Знакомство с оригами. Показ готовых изделий для привлечения интереса.

Научить различать и конструировать геометрические фигуры из листа бумаги, устанавливать соотношения частей и объединять части в целое, ориентироваться на листе бумаги. Понятие диагонали. Научить правильным словесным обозначениям понятий.

Практика

Тюльпан с листьями. Открытка.

Собачка.

Кошка.

Птичка.

Тема 9. Работа с бросовым материалом2 часов

Теория

Привлечение детей к работе с бросовым материалом. Показ готовых работ для проявления интереса. Знакомство детей с разнообразными материалами, которые могут использоваться в творчестве.

Практика

Выполнение поделок с использованием пластилина и макарон: «Ёжик», «Фоторамка».

Выполнение поделок с использование пластилина «Морские черепашки»

Тема 10. Итоговое занятие – 1 час

Подводятся общие итоги деятельности группы.

Комментарии
Комментариев пока нет.