Урок по литературе на тему «Ф. Абрамов "О чём плачут лошади"» (7 класс)
Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Нестандартное домашнее задание»
Тема урока: Рассказ Фёдора Абрамова «О чём плачут лошади»
Цели: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством писателя; усвоить содержание рассказа Ф. А. Абрамова; закрепить умение определять тему и основную мысль произведения; совершенствовать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем; развивать творческие способности учеников.
Методические приёмы: выразительное чтение, пересказ текста, словарная работа, работа с планом, элементы анализа текста.
Оборудование урока: портрет писателя, презентация, рисунки и иллюстрации к рассказу
Ход урока
Слово учителя.
Мы с вами живём в селе. Нам хорошо знакома современная жизнь села и деревни, а о прошлой жизни вам рассказывали бабушки и дедушки. О том, как тяжело они жили и много работали во время создания колхозов, в Великую Отечественную войну и послевоенное время. Внимательно посмотрите на доску. Вы видите рисунки учеников, на которых изображены удивительные животные - лошади. Как вы думаете: о чём мы будем вести с вами сегодня беседу? Правильно, о красивых и умных животных – лошадях. Ребята, а вы видели, как плачут лошади? А другие животные? (Ответы учеников). Предлагаю послушать небольшой рассказ одной лошади.
Подготовленный ученик выразительно рассказывает от лица Рыжухи о тяжёлой жизни лошади. Краткий пересказ эпизода. (Домашнее задание)
А теперь, ребята, назовите тему урока. Сформулируйте самостоятельно цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ Фёдора Александровича Абрамова, подумаем, в чём особенность этого рассказа с таким необычным названием «О чём плачут лошади», который вы прочитали дома.
Проверяем индивидуальное домашнее задание. Презентация «Жизнь и творчество писателя Ф. Абрамова». Краткая запись в тетрадях по литературе.
Беседа по рассказу
- Какие чувства вызывали лошади у героя?
- За что испытывал герой чувство вины перед лошадьми?
- Чем Рыжуха отличалась от других лошадей?
- Какова была роль лошади в жизни крестьянина в прошлые времена? Каково было отношение к лошади?
6. Выразительное чтение диалогов по ролям.
7. Составляем примерный план рассказа:
1) Дружба с лошадьми.
2) Чувство непонятной вины.
3) Любимица героя – Рыжуха.
4) Что случилось с Рыжухой?
5) Рассказ старой кобылы.
6) «Были такие времена, когда…лошадям жилось хорошо?»
7) Роль лошади в прежние времена – «главная опора и надежда всей крестьянской жизни».
8) Судьба Карька: «лошади тоже победу ковали…»
9) Немой вопрос лошадей.
10) «Я совершил что-то непоправимое, страшное…»
8. Анализ текста
- В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе? («Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, способен дать им самостоятельную оценку. Он осознаёт трагичность потери ушедшего навсегда прошлого уклада жизни, когда человек жил в гармонии с лошадьми, со всей природой.)
- Оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризуют его речь? Какую роль играет лексика этого фрагмента?
(Герой не мог искренно ответить на немой вопрос лошадей, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «разудалой бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искажённые, просторечные слова и выражения: «покель», «в энтом», «без банки не разобраться». Лексика подчёркивает противоречие, контраст между естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым, бездумным миром современных людей: «Хватит забивать себе голову всякой ерундой», «модные джинсы», «развязной походкой».
В этом фрагменте часто встречаются эпитеты, подчёркивающие суетливость героя, ложность его поведения, его растерянность, стыд, напускную разухабистость: «торопливо бросил… кусок хлеба», «быстро оделил хлебом», «быстрой, развязной походкой».)
- Прочтите последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»?
Вывод: герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны не только лошади, но и люди искренние, любящие, близкие к природе – об этом тревожится писатель.
- Как рассказ характеризует самого писателя?
- К какому жанру можно отнести это произведение? (Сказка, притча – жанр чётко не выражен.)
9. Тест по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади» (выполняют в тетрадях)
Какое лакомство герой рассказа носил лошадям? А) хлеб б) соль в) сдобную булочку г) пшеницу
Как по- настоящему звали Рыжуху? А) Воронуха б) Звезда в) Клара г) Идея
О чём спорили лошади? А) о том, какая трава вкуснее б) о лошадиной жизни в) о том, почему конюх часто забывает о них г) о том, какая работа им предстоит
Что понимает герой в конце рассказа?
А) что нужно изменить что-то в судьбе Рыжухи
Б) что обманул Рыжуху
В) что ему не нужно больше приходить на луг
Г) что ему нужно работать конюхом
5. Как звали конюха?
6. Что было первой игрушкой крестьянского сына?
7. Какое значение в жизни людей имели лошади в те времена, о которых говорит старая лошадь и о которых вспоминает автор?
10. Взаимопроверка теста. Ответы на слайде: 1,3,2,2, Миколка, деревянный конь
11. Подведение итогов, комментирование оценок.
- В чём актуальность рассказа Ф. Абрамова?
- Как бы вы ответили на вопрос, сформулированный в заглавии рассказа?
- Чему вы научились?
12. Домашнее задание:
1) подготовить краткий, выборочный, художественный пересказ эпизодов рассказа, в том числе от лица Рыжухи (по выбору учащихся);
2) сочинение на тему «Зачем нам нужны животные?»;
3) Составить 3 вопроса по тексту рассказа;
4) нарисовать рисунки к данному рассказу.