12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кузьминых Владимир Михайлович31 учитель русского языка, литературы, английского языка в сельской местности. Стаж 20 лет. Россия, Пермский край, Куединский район |
Рабочая программа по литературе, 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Федоровская основная общеобразовательная школа»
«Утверждаю» Директор _____ ______Жижилева Н.Ф. Приказ № ______ от «___» __________ 201__г. |
Рабочая программа по литературе
7 класс
Разработчик: Кузьминых Владимир Михайлович, учитель русского языка и литературы
2017
Раздел 1. Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета . Предмет «Литература» относится к предметной области «Филология». Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Ф.Чертова «Литература 5-9 классы» Москва «Просвещение»2011 . Учебно- методический комплект состоит из учебника «Литература. 7 класс» в 2 частях, авторы: В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, издательство «Просвещение», 2016год; рабочей тетради «Литература. 7 класс» в 2 частях, авторы: В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина. Учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык», так как русская литература является основным источником обогащения речи учащихся, формирование их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа отражает обязательную часть учебного плана школы. Курс «Литература в 7 классе» состоит из 70 часов (2 часа в неделю), в т.ч. для проведения уроков развития речи 6 часов, внеклассного чтения 6 часов, тестов – 4, контрольных работ-3.
Описание ценностных ориентиров. Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения литературы в 7 классе:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы: в 7 классе в центре внимания — сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях. В программе этого класса большое место отводится произведениям с напряженным сюжетом, неожиданными сюжетными ходами, что соответствует возрастным особенностям учащихся, в частности их интересу к реальной основе произведения (историческому или биографическому протособытию), классике фантастической и детективной литературы. Основные виды деятельности — сочинения, связанные с анализом сюжета, конфликта и эпизода (кульминационного, финального) в литературном произведении, сочинения на нравственно-философские темы, предполагающие оценку события, а также рецензии на самостоятельно прочитанные литературные произведения или их художественные интерпретации (иллюстрации, театральные постановки, экранизации).
Раздел 2. Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения курса литературы в 7 классе
Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование
ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою;
собственное отношение к герою);
анализировать литературное произведение, давать собственную интерпретацию
Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
самостоятельно организовывать собственную деятельность;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
высказывать и обосновывать свою точку зрения
отличать факты от суждений, мнений, оценок
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
прогнозировать последовательность изложения идей текста
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач
составлять план решения учебной проблемы
оценивать утверждения, сделанные в тексте
Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 7 классе являются следующие умения и качества:
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.
Раздел 3. Содержание курса литературы в 7 классе
№ п/п | Наименование разделов | Содержание тем | Количество часов по программе | Теория | Практика |
1 | Сюжет как метафора жизни | Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира. | 1 | 1 | - |
2 | Древнерусская литература | «Поучение» Владимира Мономаха.Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». Публицистический пафос произведения. Особенности языка. | 1 | 1 | - |
3 | Классические сюжеты в мировой литературе | М.де Сервантес. Роман «Дон Кихот»(фрагменты).Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная , философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности. У.Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта».»Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт . Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетта как «вечные» образы. Смысл финала трагедии. | 4 | 4 | - |
4 | Русская литература 18 века | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». История создания комедии. Понятие о комическом. Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром Простаковых и Скотининых .Основные стадии развития конфликта. Проблема воспитания , образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Смысл финала комедии. | 5 | 3 | 2 |
5 | Русская литература 19 века | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар». Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей Роль антитезы в композиции . Символические образы . Особенности ритмики , метрики и строфики стихотворений. Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о «блудном сыне». Комическое и трагическое в произведении. Образ Самона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода.Гуманистическое звучание произведения. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворения «Три пальмы», «Тучи».Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы , мотивы и образы в стихотворении. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения .событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образы- символы в стихотворении. Поэма « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета поэмы , его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне…» . Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминации сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы . Фольклорные источники и развития традиций устного народного творчество в поэме. Н.В.Гоголь Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни . Изображение героического характера, сильных , мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принципы контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Конфликт долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести. И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «живые мощи», «Лес и степь». Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Образ русской крестьянки. Сила характера. Широта души Лукерьи. Сочетание эпического и лирического начал в рассказах. Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения «Фонтан», «Ещё земли печален вид…» , «Неохотно и несмело…». Философская проблематика стихотворения. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях. А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворения « Кот поёт, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер». Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги..». Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях. Поэма «Русские женщины» ( «Княгиня Трубецкая»). Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы её выражения. Особенности строфики и ритмики. М.Е .Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Повесть о том ,как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок М.Е .Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пророков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы её выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка. А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника» , «Маска». Смысл названия рассказов. Особенности сюжета и композиции. Приём повтора. Способы выражения авторской позиции. Приём повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказах. Смысл финала | 30 | 26 | 4 |
6 | Русская литература 20 века | И. С. Шмелев. «Страх» Е.И. Замятин. «Дракон». А.А. Фадеев «Разгром»(фрагменты) Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы, образ исторического события и прототипическая ситуация. Соединение вымысла а правдоподобия , достоверности и художественной условности. История в восприятии и оценке автора и его героев. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе , праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа . Символический смысл названия. А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Особенности сюжета рассказа.. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция. В.В.Маяковский. Слово о поэте. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычайного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка . Словотворчество. А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком- я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики. Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения «Я не прошу гармонии в природе…», «В этой роще берёзовой…». «Гроза идёт». Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта. М.А.Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека» Изображение трагедии в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. История Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События и биография героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин военной природы. В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал», «Чудик». Своеобразие шукшинских героев- «чудиков», правдоискателей.. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьёзного , бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога. | 19 | 16 | 3 |
7 | Зарубежная литература | «Жанр новеллы в зарубежной литературе»(обзор) П.Мериме.«Видение Карла ХI» Э.А.По «Низвержение в Мальстрём». О.Генри «Дары волхвов» Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизм действия. Строгость построения новеллы. Новелла и рассказ как малые эпические жанры. « Сюжет в детективных произведениях» М.Леблан «Солнечный зайчик». А.К.Дойл «Знак четырех». Г.К.Честертон. «Лиловый перик». А.Кристи «Тайна египетской гробницы». Ж.Сименон. «Показания мальчика из церковного хора». Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков. «Сюжет в фантастических произведениях» (обзор) Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит, или туда и обратно». А.Азимов «Поющий колокольчик». Р.Шекли «Страж-птица». Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира2. Возможностей действительности в произведениях научной фантастики. Фентези как особый вид фантастической литературы. Связь фентези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности . Сюжет как цепь испытаний. | 10 | 8 | 2 |
70 | 59 | 11 |
Раздел 4. Тематическое планирование
№ урока | Название темы, раздела | Количество часов | Сроки | Вид контроля | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты (УДД) |
Сюжет как метафора жизни | 1 | сентябрь | ||||
1 | Введение «Сюжет как метафора жизни» | Чтение вступительной статьи учебника. Размышления о сюжете и особенностях его построения. Обсуждение вопроса о роли сюжета в разных видах искусства. | Метапредметные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | |||
Древнерусская литература | 1 | |||||
2 | «Поучение» Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучение». | Выразительное чтение фрагмента памятника. Рассказ о личности и времени Владимира Мономаха. Заочная экскурсия с использованием интернет-технологий, иллюстраций. Повторение сведений по теории литературы (жанры в литературе Древней Руси). Объяснение значения устаревших слов. Работа в группах. | Метапредметные: самостоятельно формулируют тему и цели урока | |||
Классические сюжеты в мировой литературе | 4 | |||||
3 | Роман М. Сервантеса «Дон Кихот» «Вечный» сюжет . | Чтение статьи учебника. Обмен впечатлениями о прочитанном. Представление презентации, слайд-шоу, иллюстративного материала на заданную тему. Чтение и анализ фрагментов текста. Обсу- ждение иллюстраций к произведению. Рассказ о герое с использованием цитат. | Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы | |||
4 | Социальная , философская, нравственная проблематика романа. | Стартовая контрольная работа | Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы | |||
5 | Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Вечная тема любви и трагедии. | Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы | ||||
6 | Образы Ромео и Джульетты как «вечные образы» | Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы | ||||
Русская литература 18 века | 3+2 | |||||
7 | Социальная и нравственная проблематика комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина | Комментированное чтение текста. Сообщения о фактах биографии и творчества драматурга. Заочная экскурсия на основе ресурсов Интернета. | Метапредметные: вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||
8 | Положительные герои комедии и их конфликт с миром Простаковых и Скотининых | Анализ списка действующих лиц. Чтение по ролям. Записи в тетрадях. Форму- лирование выводов об особенностях конфликта в пьесе. | Метапредметные: вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||
9 | Проблема воспитания, образования будущего гражданина в комедии «Недоросль» | октябрь | Текущий тест | Работа в группах по заданной проблеме. Выполнение творческой работы. Составление плана рассказа о персонаже. | Метапредметные: вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |
10 | Р.Р. Практикум. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении | Самостоятельная работа с учебником. Записи в тетрадях. Работа с литературоведческими словарями. Работа в группе. Оформление плана характеристики конфликта в литературном произведении. Подготовка устной или письменной характеристики конфликта. Подбор примеров произведений с разными видами конфликта. | Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста | |||
11 | Р.Р.Сочинение «Особенности конфликта комедии и его реализация в сюжете» | сочинение | ||||
Русская литература 19 века | 25+3 | |||||
12 | Своеобразие сюжета в стихотворениях А.С. Пушкина «Туча», «Узник», «Анчар» | Проект | Подготовка презентации о пушкинских местах. Чтение фрагментов о жизни русской деревни, русской жизни из произ ведений поэта. Анализ стихотворения. Описание картин, изображённых в стихотворениях. Чтение стихотворения наизусть | Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста | ||
13 | Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление | Подбирать примеры из текста. Выписывать цитаты, характеризующие героиню. Анализировать авторскую позицию, роль заглавного образа. | Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста | |||
14 | Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе | Текущий Проверочная работа | Составление плана повести. Сопоставление притчи и сюжета повести. | Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста | ||
15 | Вн.ч. А.С. Пушкин «Метель» | Делиться первоначальным восприятием о прочитанном. | Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста | |||
16 | Своеобразие лирического сюжета в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Тучи». | Сопоставление биографий и судеб двух поэтов: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Сообщения с использованием биографического материала. Чтение стихотворения наизусть. Прослушивание аудиозаписи. | Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста | |||
17 | Нравственная проблематика поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Прослушивание аудиозаписи. Беседа о роли изобразительно-выразительных средств в тексте. Обращение к истории создания произведений. | Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста | |||
18 | Особенности конфликта в «Песне…» . Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». | сочинение | Письменное описание портрета героя. Сопоставительный анализ образов. Составление плана сочинения | Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста | ||
19 | Р.Р.Практикум. Характеристика сюжета литературного произведения | ноябрь | Выполнение практических заданий, связанных с характеристикой сюжета. Характеристика проблематики произ ведения. Сопоставление сюжетов различных видов. Записи в тетрадях. | Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста | ||
20 | Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Комментированное чтение повести. Обсуждение иллюстраций | Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста | |||
21 | Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества в повести | Составление цитатного плана рассказа о герое. | Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста | |||
22 | Патриотическая тема и тема предательства в повести | Устные сообщения о результатах исследовательской работы в группе. Отчёт о проделанной самостоятельной работе. | Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте | |||
23 | Образы Остапа и Андрия | Текущий тест | Характеристика персонажа. Сопостав ление фрагмента повести и кинофрагмента. | Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте | ||
24 | Образ Тараса Бульбы | Проект | Характеристика персонажа. | Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте | ||
25 | Роль детали в раскрытии характера | сочинение | Устный пересказ эпизода. Выполнение письменной работы. | Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте | ||
26 | Р.Р. Практикум. Анализ эпизода эпического произведения | Обсуждение основных этапов анализа эпизода. Чтение образца анализа эпизода. Определение взаимосвязи сюжета и эпизода. Подготовка письменного анализа одного из эпизодов произведения. | Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте | |||
27 | Биографическая основа рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи» | декабрь | Работа с учебником. Ответы на вопросы по тексту рассказа. Чтение фрагментов рассказа. Подбор высказываний о писателе. Устный комментарий к цитате из текста рассказа. | Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте | ||
28 | Мастерство пейзажной живописи в рассказе «Лес и степь» | Сообщение на основе до- полнительной литературы и ресурсов Интернета. Обсуждение проблематики рассказа в группе. Объяснение роли деталей и символов. | Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте | |||
29 | Вн.ч. И.С.Тургенев. «Бежин луг» | Кратко пересказывать эпизоды. | Метапредметные: ставить проблемы, опросы, описания | |||
30 | Философская проблематика стихотворений Ф.И.Тютчева | Текущий Анализ текста | Выразительно читать. Определять задачи выразительного чтения. Осмысливать чувства и переживания, которые будет вызывать выразительное чтение. Анализировать поэтический текст. Формулировать выводы. | Метапредметные: : ставить проблемы, опросы, описания | ||
31 | Философская проблематика стихотворений А.А.Фета | Готовить сообщения о поэте. Читать и анализировать стихотворение. Сопоставлять художественные тексты. Читать поэтический текст наизусть. | Метапредметные: : ставить проблемы, опросы, описания | |||
32 | Р.Р.Практикум. Пейзаж в эпических и лирических произведениях | Работа со словарём литературоведческих терминов. Чтение и анализ фрагментов произведений. Обсуждение плана анализа пейзажа в литературном произведении. Выявление статичных и динамичных художественных картин в литературном произведении. | Метапредметные: : ставить проблемы, опросы, описания | |||
33 | Изображение народных характеров в стихотворении Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…». | Конспектирование лекции о творчестве поэта. Сопоставление стихотво- рений поэта и фольклорных произведений. | Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | |||
34 | Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» | Устные сообщения об исторической основе поэмы, её прототипах. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Определение роли эпизода в поэме. Составление литера турно-музыкальной композиции | Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | |||
35 | Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | январь | Текущий Тест | Комментированное чтение сказки. Устная характеристика эпизода. Пересказ эпизода. Объяснение роли художе- ственных деталей. Работа со справочной литературой и поисковыми системами в Интернете | Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | |
36 | Вн.ч. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» | Находить в тексте средства характеристики образа персонажа. Говорить о них при анализе портрета героя. | Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | |||
37 | Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» | Поиск высказываний писателя о литературном творчестве. Презентация о сюжетах и героях писателя. Чтение рассказов. Выявление признаков комической ситуации | Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | |||
38 | Способы выражения авторской позиции в рассказе А.П.Чехова «Маска» | Вопрос о смысле финала рассказа. Чтение по ролям рассказов. Просмотр и об- суждение кинофрагментов. Рецен зия на экранизацию одного из рассказов. | Метапредметные: используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач | |||
39 | Вн. ч. А.П.Чехов «Налим» | Кратко пересказывать эпизоды. | Метапредметные используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач | |||
40 | Контрольная работа по пройденному материалу | Текущий Контрольная работа | Правильно выполнять задания контрольной работы | Метапредметные: используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач | ||
Русская литература 20 века | 16+3 | |||||
41 | Образ исторического события в рассказе И.С. Шмелева «Страх» | февраль | Чтение статьи учебника. Рассказ по иллюстрации. Рассказ о писателе на ос нове документального фильма о нём. Формулирование проблемных вопросов по тексту. Обсуждение вопроса об авторской позиции | Метапредметные: используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач | ||
42 | Образ исторического события и прототипическая ситуация в рассказе Е.И. Замятина «Дракон» | Запись тезисов лекции учителя. Подбор иллюстраций, кинофрагментов по теме урока. | Метапредметные: используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач | |||
43 | Фрагменты романа А.А.Фадеева «Разгром» | Читать фрагменты и главы повести. Читать статьи учебника и комментарии к повести. Пересказывать фрагменты повести. | Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач | |||
44 | Тема прошлого России в рассказе И.А.Бунина «Подснежник» | Проект | Сопоставление исторической основы и сюжета рассказа. Устное сообщение о биографии и творчестве писателя. Сравнение изображения жизни провинциального городка | Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач | ||
45 | Особенности сюжета рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» | Сообщение на основе использования дополнительного материала. Наблюдение за изменениями в настроениях героев. Соотнесение названия произведения с его сюжетом | Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач | |||
46 | Вн.ч. А.И.Куприн. Рассказ «Храбрые беглецы». | сочинение | Самостоятельное чтение рассказов писателя. Выявление признаков комического в тексте. Написание сочинения. | Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач | ||
47 | В. Маяковский «Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Выразительное чтение стихотворения. Написание творческой работы о роли поэзии. Подготовка собственных иллю- страций к стихотворению. Наблюдение над особенностями поэтического языка и ритма стихотворения | Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач | |||
48 | Историческая и биографическая основы стихотворений А.А. Ахматовой «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». | март | Текущий Проверочная работа | Выступление с устным сообщением о поэте. Чтение главы учебника. Выразительное чтение стихотворения. Наблюдение над особенностями ритма в стихотворении. Чтение стихотворения наизусть. | Метапредметные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | |
49 | Философская проблематика стихотворений Н.А.Заболоцкого | Работа над выразительностью чтения. Подбор музыкальных и живописных иллюстраций к стихотворениям. Работа со словарями синонимов и антонимов. | Метапредметные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | |||
50 | РР. Практикум. Тропы и поэтические фигуры | Повторение сведений о тропах и поэтических фигурах. Определение художественной функции изобразительно- выразительных средств. Выполнение практических заданий учебника. | Метапредметные контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | |||
51 | Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». | Подготовка материалов заочной экскурсии на основе ресурсов Интер- нета. Составление хронологии жизни и творчества писателя. Чтение эпизодов рассказа | Метапредметные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | |||
52 | Судьба народа и судьба отдельного человека | Текущий Защита мини-реферата | Чтение эпизодов рассказа. Подготовка рассказа об образе главного героя. Пересказ фрагмента рассказа. | Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы | ||
54 | История Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени | Составление плана характеристики персонажа. Подбор иллюстраций и кинофрагментов | Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы | |||
55 | Проблема нравственного выбора в рассказе | апрель | Проект | Выразительное чтение фрагмента рассказа. Создание творческой работы. | Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы | |
56 | Роль портретной детали и картин военной природы | сочинение | Выразительное чтение фрагмента рассказа. Создание творческой работы. | Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы | ||
57 | Изображение события в жизни героя В.М.Шукшина в рассказе «Срезал» | Чтение статьи учебника. Подготовка в группе заочной экскурсии на родину писателя. Чтение и анализ фрагментов рассказа | Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы
| |||
58 | Своеобразие шукшинских героев- «чудиков» | Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов. | Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | |||
59 | Р.Р.Практикум. Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение | Чтение и обсуждение образцов рецензии. Составление плана рецензии. Подбор цитат. Написание и редактирование рецензии. | Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | |||
60 | Контрольная работа по пройденному материалу | Текущий Контрольная работа | Правильно выполнять задания контрольной работы | Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | ||
Зарубежная литература | 10 | |||||
61 | П.Мериме «Видение Карла ХI» | Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы об особенностях сюжета новеллы. Обмен впечатлениями о прочитанном. Выделение черт новеллы как жанра в произведении | Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения отличают факты от суждений, мнений, оценок | |||
62 | Э.А.По. «Низвержение в Мальстрём». О.Генри. «Дары волхвов» | май | Выделение черт новеллы как жанра в произведении. Прослушивание фраг мента новеллы в актёрском исполнении. Работа со справочной литературой и Интернетом. | Метапредметные: отличают факты от суждений, мнений, оценок | ||
63 | Особый тип построения сюжета в детективе М.Леблана «Солнечный зайчик» и А.К.Дойла «Знак четырех». | Читать фрагменты и главы повести. Читать статьи учебника и комментарии к повести. Пересказывать фрагменты повести. | Метапредметные: отличают факты от суждений, мнений, оценок | |||
64 | Конфликт добра и зла в детективе А.К.Дойла «Знак четырех» | Характеризовать героя. Наблюдать за чувствами героя. | Метапредметные: отличают факты от суждений, мнений, оценок | |||
65 | Г.К.Честертон. «Лиловый парик» | Проводить сравнительный анализ глав повести. Объяснять слова и выражения. | Метапредметные: отличают факты от суждений, мнений, оценок | |||
66 | Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» | сочинение | Подбирать цитаты для ответа. Проводить речевую характеристику персонажей. Писать творческую работу. | Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||
67 | А.А. Азимов «Поющие колокольчик» | Текущий тест | Устные отзывы о самостоятельно прочитанных научно- фантастических произведениях и про изведениях литературы фэнтези | Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||
68 | Вн.ч. Р.Шекли «Страж –птица» | Чтение фрагментов повести. Объяснение зна чения слов. Сообщения (или презентации) о творчестве писателей-фантастов | Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | |||
69 | Контрольная работа по пройденному материалу | Рубежная контрольная работа | Правильно выполнять задания контрольной работы | Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||
70 | Рекомендации книг на лето | Взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения. | Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
26