Рабочая программа по литературе, 7 класс (УМК В. Ф. Чертов)

2
0
Материал опубликован 24 March 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская основная общеобразовательная школа»

   

«Утверждаю»

Директор

_____ ______Жижилева Н.Ф.

Приказ № ______ от

«___» __________ 201__г.

Рабочая программа по литературе

7 класс

Разработчик: Кузьминых Владимир Михайлович, учитель русского языка и литературы

2017

Раздел 1. Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета . Предмет «Литература» относится к предметной области «Филология». Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Ф.Чертова «Литература 5-9 классы» Москва «Просвещение»2011 . Учебно- методический комплект состоит из учебника «Литература. 7 класс» в 2 частях, авторы: В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, издательство «Просвещение», 2016год; рабочей тетради «Литература. 7 класс» в 2 частях, авторы: В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина. Учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык», так как русская литература является основным источником обогащения речи учащихся, формирование их речевой культуры и коммуникативных навыков.

Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа отражает обязательную часть учебного плана школы. Курс «Литература в 7 классе» состоит из 70 часов (2 часа в неделю), в т.ч. для проведения уроков развития речи 6 часов, внеклассного чтения 6 часов, тестов – 4, контрольных работ-3.

Описание ценностных ориентиров. Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения литературы в 7 классе:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


 

Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы: в 7 классе в центре внимания — сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях. В программе этого класса большое место отводится произведениям с напряженным сюжетом, неожиданными сюжетными ходами, что соответствует возрастным особенностям учащихся, в частности их интересу к реальной основе произведения (историческому или биографическому протособытию), классике фантастической и детективной литературы. Основные виды деятельности — сочинения, связанные с анализом сюжета, конфликта и эпизода (кульминационного, финального) в литературном произведении, сочинения на нравственно-философские темы, предполагающие оценку события, а также рецензии на самостоятельно прочитанные литературные произведения или их художественные интерпретации (иллюстрации, театральные постановки, экранизации).

Раздел 2. Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения курса литературы в 7 классе

Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование

ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою;

собственное отношение к герою);

анализировать литературное произведение, давать собственную интерпретацию

Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

самостоятельно организовывать собственную деятельность;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

высказывать и обосновывать свою точку зрения

отличать факты от суждений, мнений, оценок

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

прогнозировать последовательность изложения идей текста

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач

составлять план решения учебной проблемы

оценивать утверждения, сделанные в тексте

Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 7 классе являются следующие умения и качества:

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Раздел 3. Содержание курса литературы в 7 классе

п/п

Наименование разделов

Содержание тем

Количество часов по программе

Теория

Практика

1

Сюжет как метафора жизни

Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира.

1

1

-

2

Древнерусская литература

«Поучение» Владимира Мономаха.Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». Публицистический пафос произведения. Особенности языка.

1

1

-

3

Классические сюжеты в мировой литературе

М.де Сервантес. Роман «Дон Кихот»(фрагменты).Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная , философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности. У.Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта».»Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт . Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетта как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.

4

4

-

4

Русская литература 18 века

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». История создания комедии. Понятие о комическом. Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром Простаковых и Скотининых .Основные стадии развития конфликта. Проблема воспитания , образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Смысл финала комедии.

5

3

2

5

Русская литература 19 века

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар». Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей Роль антитезы в композиции . Символические образы . Особенности ритмики , метрики и строфики стихотворений. Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о «блудном сыне». Комическое и трагическое в произведении. Образ Самона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода.Гуманистическое звучание произведения. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворения «Три пальмы», «Тучи».Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы , мотивы и образы в стихотворении. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения .событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образы- символы в стихотворении. Поэма « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета поэмы , его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне…» . Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминации сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы . Фольклорные источники и развития традиций устного народного творчество в поэме. Н.В.Гоголь

Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни . Изображение героического характера, сильных , мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принципы контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Конфликт долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести. И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «живые мощи», «Лес и степь». Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Образ русской крестьянки. Сила характера. Широта души Лукерьи. Сочетание эпического и лирического начал в рассказах. Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения «Фонтан», «Ещё земли печален вид…» , «Неохотно и несмело…». Философская проблематика стихотворения. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях. А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворения « Кот поёт, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер».

Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги..». Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.

Поэма «Русские женщины» ( «Княгиня Трубецкая»).

Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы её выражения. Особенности строфики и ритмики.

М.Е .Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Повесть о том ,как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок М.Е .Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пророков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы её выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника» , «Маска».

Смысл названия рассказов. Особенности сюжета и композиции. Приём повтора. Способы выражения авторской позиции. Приём повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказах. Смысл финала

30

26

4

6

Русская литература 20 века

И. С. Шмелев. «Страх»

Е.И. Замятин. «Дракон».

А.А. Фадеев «Разгром»(фрагменты)

Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы, образ исторического события и прототипическая ситуация. Соединение вымысла а правдоподобия , достоверности и художественной условности. История в восприятии и оценке автора и его героев. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Подснежник».

Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе , праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа . Символический смысл названия. А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени».

Особенности сюжета рассказа.. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция. В.В.Маяковский. Слово о поэте. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычайного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка . Словотворчество. А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком- я открою…».

Историческая и биографическая основы стихотворений.

События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения «Я не прошу гармонии в природе…», «В этой роще берёзовой…». «Гроза идёт».

Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.

М.А.Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»

Изображение трагедии в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. История Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События и биография героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин военной природы.

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал», «Чудик».

Своеобразие шукшинских героев- «чудиков», правдоискателей.. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьёзного , бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.

19

16

3

7

Зарубежная литература

«Жанр новеллы в зарубежной литературе»(обзор)

П.Мериме.«Видение Карла ХI»

Э.А.По «Низвержение в Мальстрём».

О.Генри «Дары волхвов»

Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизм действия. Строгость построения новеллы. Новелла и рассказ как малые эпические жанры. « Сюжет в детективных произведениях»

М.Леблан «Солнечный зайчик».

А.К.Дойл «Знак четырех».

Г.К.Честертон. «Лиловый перик».

А.Кристи «Тайна египетской гробницы».

Ж.Сименон. «Показания мальчика из церковного хора».

Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков. «Сюжет в фантастических произведениях» (обзор)

Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит, или туда и обратно».

А.Азимов «Поющий колокольчик».

Р.Шекли «Страж-птица».

Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира2. Возможностей действительности в произведениях научной фантастики. Фентези как особый вид фантастической литературы. Связь фентези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности . Сюжет как цепь испытаний.

10

8

2

     

70

59

11

Раздел 4. Тематическое планирование

урока

Название темы, раздела

Количество часов

Сроки

Вид контроля

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты (УДД)

 

Сюжет как метафора жизни

1

сентябрь

     

1

Введение «Сюжет как метафора жизни»

     

Чтение вступительной статьи учебника. Размышления о сюжете и особенностях его построения. Обсуждение вопроса о роли сюжета в разных видах искусства.

Метапредметные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

 

Древнерусская литература

1

       

2

«Поучение» Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучение».

     

Выразительное чтение фрагмента памятника. Рассказ о личности и времени Владимира Мономаха. Заочная экскурсия с использованием интернет-технологий, иллюстраций. Повторение сведений по теории литературы (жанры в литературе Древней Руси). Объяснение значения устаревших слов. Работа в группах.

Метапредметные: самостоятельно формулируют тему и цели урока

 

Классические сюжеты в мировой литературе

4

       

3

Роман М. Сервантеса «Дон Кихот» «Вечный» сюжет .

     

Чтение статьи учебника. Обмен впечатлениями о прочитанном. Представление презентации, слайд-шоу, иллюстративного материала на заданную тему. Чтение и анализ фрагментов текста. Обсу- ждение иллюстраций к произведению. Рассказ о герое с использованием цитат.

Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы

4

Социальная , философская, нравственная проблематика романа.

   

Стартовая контрольная работа

Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы

5

Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Вечная тема любви и трагедии.

     

Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы

6

Образы Ромео и Джульетты как «вечные образы»

     

Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы

 

Русская литература 18 века

3+2

       

7

Социальная и нравственная проблематика комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина

     

Комментированное чтение текста. Сообщения о фактах биографии и творчества драматурга. Заочная экскурсия на основе ресурсов Интернета.

Метапредметные: вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

8

Положительные герои комедии и их конфликт с миром Простаковых и Скотининых

     

Анализ списка действующих лиц. Чтение по ролям. Записи в тетрадях. Форму- лирование выводов об особенностях конфликта в пьесе.

Метапредметные: вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

9

Проблема воспитания, образования будущего гражданина в комедии «Недоросль»

 

октябрь

Текущий тест

Работа в группах по заданной проблеме. Выполнение творческой работы. Составление плана рассказа о персонаже.

Метапредметные: вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

10

Р.Р. Практикум. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении

     

Самостоятельная работа с учебником. Записи в тетрадях. Работа с литературоведческими словарями. Работа в группе. Оформление плана характеристики конфликта в литературном произведении. Подготовка устной или письменной характеристики конфликта. Подбор примеров произведений с разными видами конфликта.

Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста

11

Р.Р.Сочинение «Особенности конфликта комедии и его

реализация в сюжете»

   

сочинение

   
 

Русская литература 19 века

25+3

       

12

Своеобразие сюжета в стихотворениях А.С. Пушкина «Туча», «Узник», «Анчар»

   

Проект

Подготовка презентации о пушкинских местах. Чтение фрагментов о жизни русской деревни, русской жизни из произ ведений поэта. Анализ стихотворения. Описание картин, изображённых в стихотворениях. Чтение стихотворения наизусть

Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста

13

Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление

     

Подбирать примеры из текста. Выписывать цитаты, характеризующие героиню. Анализировать авторскую позицию, роль заглавного образа.

Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста

14

Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе

   

Текущий Проверочная работа

Составление плана повести. Сопоставление притчи и сюжета повести.

Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста

15

Вн.ч. А.С. Пушкин «Метель»

     

Делиться первоначальным восприятием о прочитанном.

Метапредметные: различать темы и подтемы специального текста

16

Своеобразие лирического сюжета в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Тучи».

     

Сопоставление биографий и судеб двух поэтов: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Сообщения с использованием биографического материала. Чтение стихотворения наизусть. Прослушивание аудиозаписи.

Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста

17

Нравственная проблематика поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

     

Прослушивание аудиозаписи. Беседа о роли изобразительно-выразительных средств в тексте. Обращение к истории создания произведений.

Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста

18

Особенности конфликта в «Песне…» . Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти».

   

сочинение

Письменное описание портрета героя. Сопоставительный анализ образов. Составление плана сочинения

Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста

19

Р.Р.Практикум. Характеристика сюжета литературного произведения

 

ноябрь

 

Выполнение практических заданий, связанных с характеристикой сюжета. Характеристика проблематики произ ведения. Сопоставление сюжетов различных видов. Записи в тетрадях.

Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста

20

Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

     

Комментированное чтение повести. Обсуждение иллюстраций

Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста

21

Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества в повести

     

Составление цитатного плана рассказа о герое.

Метапредметные: прогнозировать последовательность изложения идей текста

22

Патриотическая тема и тема предательства в повести

     

Устные сообщения о результатах исследовательской работы в группе. Отчёт о проделанной самостоятельной работе.

Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте

23

Образы Остапа и Андрия

   

Текущий тест

Характеристика персонажа. Сопостав ление фрагмента повести и кинофрагмента.

Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте

24

Образ Тараса Бульбы

   

Проект

Характеристика персонажа.

Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте

25

Роль детали в раскрытии характера

   

сочинение

Устный пересказ эпизода. Выполнение письменной работы.

Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте

26

Р.Р. Практикум. Анализ эпизода эпического произведения

     

Обсуждение основных этапов анализа эпизода. Чтение образца анализа эпизода. Определение взаимосвязи сюжета и эпизода. Подготовка письменного анализа одного из эпизодов произведения.

Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте

27

Биографическая основа рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»

 

декабрь

 

Работа с учебником. Ответы на вопросы по тексту рассказа. Чтение фрагментов рассказа. Подбор высказываний о писателе. Устный комментарий к цитате из текста рассказа.

Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте

28

Мастерство пейзажной живописи в рассказе «Лес и степь»

     

Сообщение на основе до- полнительной литературы и ресурсов Интернета. Обсуждение проблематики рассказа в группе. Объяснение роли деталей и символов.

Метапредметные: оценивать утверждения, сделанные в тексте

29

Вн.ч. И.С.Тургенев. «Бежин луг»

     

Кратко пересказывать эпизоды.

Метапредметные: ставить проблемы, опросы, описания

30

Философская проблематика стихотворений Ф.И.Тютчева

   

Текущий Анализ текста

Выразительно читать. Определять задачи выразительного чтения. Осмысливать чувства и переживания, которые будет вызывать выразительное чтение. Анализировать поэтический текст. Формули­ровать выводы.

Метапредметные: : ставить проблемы, опросы, описания

31

Философская проблематика стихотворений А.А.Фета

     

Готовить сообщения о поэте. Читать и анализировать стихотворе­ние. Сопоставлять художественные тексты. Читать поэтический текст наизусть.

Метапредметные: : ставить проблемы, опросы, описания

32

Р.Р.Практикум. Пейзаж в эпических и лирических произведениях

     

Работа со словарём литературоведческих терминов. Чтение и анализ фрагментов произведений. Обсуждение плана анализа пейзажа в литературном произведении. Выявление статичных и динамичных художественных картин в литературном произведении.

Метапредметные: : ставить проблемы, опросы, описания

33

Изображение народных характеров в стихотворении Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…».

     

Конспектирование лекции о творчестве поэта. Сопоставление стихотво- рений поэта и фольклорных произведений.

Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

34

Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины»

     

Устные сообщения об исторической основе поэмы, её прототипах. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Определение роли эпизода в поэме. Составление литера турно-музыкальной композиции

Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

35

Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 

январь

Текущий

Тест

Комментированное чтение сказки. Устная характеристика эпизода. Пересказ эпизода. Объяснение роли художе- ственных деталей. Работа со справочной литературой и поисковыми системами в Интернете

Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

36

Вн.ч. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

     

Находить в тексте средства характеристики образа персонажа. Говорить о них при анализе портрета героя.

Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

37

Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»

     

Поиск высказываний писателя о литературном творчестве. Презентация о сюжетах и героях писателя. Чтение рассказов. Выявление признаков комической ситуации

Метапредметные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

38

Способы выражения авторской позиции в рассказе А.П.Чехова «Маска»

     

Вопрос о смысле финала рассказа. Чтение по ролям рассказов. Просмотр и об- суждение кинофрагментов. Рецен зия на экранизацию одного из рассказов.

Метапредметные: используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач

39

Вн. ч. А.П.Чехов «Налим»

     

Кратко пересказывать эпизоды.

Метапредметные используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач

40

Контрольная работа по пройденному материалу

   

Текущий

Контрольная работа

Правильно выполнять задания контрольной работы

Метапредметные: используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач

 

Русская литература 20 века

16+3

       

41

Образ исторического события в рассказе И.С. Шмелева «Страх»

 

февраль

 

Чтение статьи учебника. Рассказ по иллюстрации. Рассказ о писателе на ос нове документального фильма о нём. Формулирование проблемных вопросов по тексту. Обсуждение вопроса об авторской позиции

Метапредметные: используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач

42

Образ исторического события и прототипическая ситуация в рассказе Е.И. Замятина «Дракон»

     

Запись тезисов лекции учителя. Подбор иллюстраций, кинофрагментов по теме урока.

Метапредметные: используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач

43

Фрагменты романа А.А.Фадеева «Разгром»

     

Читать фрагменты и главы повести. Читать статьи учебника и комментарии к повести. Пересказывать фрагменты повести.

Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач

44

Тема прошлого России в рассказе И.А.Бунина «Подснежник»

   

Проект

Сопоставление исторической основы и сюжета рассказа. Устное сообщение о биографии и творчестве писателя. Сравнение изображения жизни провинциального городка

Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач

45

Особенности сюжета рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

     

Сообщение на основе использования дополнительного материала. Наблюдение за изменениями в настроениях героев. Соотнесение названия произведения с его сюжетом

Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач

46

Вн.ч. А.И.Куприн. Рассказ «Храбрые беглецы».

   

сочинение

Самостоятельное чтение рассказов писателя. Выявление признаков комического в тексте. Написание сочинения.

Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач

47

В. Маяковский «Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

     

Выразительное чтение стихотворения. Написание творческой работы о роли поэзии. Подготовка собственных иллю- страций к стихотворению. Наблюдение над особенностями поэтического языка и ритма стихотворения

Метапредметные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач

48

Историческая и биографическая основы стихотворений А.А. Ахматовой «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…».

 

март

Текущий Проверочная работа

Выступление с устным сообщением о поэте. Чтение главы учебника. Выразительное чтение стихотворения. Наблюдение над особенностями ритма в стихотворении. Чтение стихотворения наизусть.

Метапредметные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

49

Философская проблематика стихотворений Н.А.Заболоцкого

     

Работа над выразительностью чтения. Подбор музыкальных и живописных иллюстраций к стихотворениям. Работа со словарями синонимов и антонимов.

Метапредметные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

50

РР. Практикум. Тропы и поэтические фигуры

     

Повторение сведений о тропах и поэтических фигурах. Определение художественной функции изобразительно- выразительных средств. Выполнение практических заданий учебника.

Метапредметные контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

51

Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

     

Подготовка материалов заочной экскурсии на основе ресурсов Интер- нета. Составление хронологии жизни и творчества писателя. Чтение эпизодов рассказа

Метапредметные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

52

Судьба народа и судьба отдельного человека

   

Текущий Защита мини-реферата

Чтение эпизодов рассказа. Подготовка рассказа об образе главного героя. Пересказ фрагмента рассказа.

Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы

54

История Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени

     

Составление плана характеристики персонажа. Подбор иллюстраций и кинофрагментов

Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы

55

Проблема нравственного выбора в рассказе

 

апрель

Проект

Выразительное чтение фрагмента рассказа. Создание творческой работы.

Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы

56

Роль портретной детали и картин военной природы

   

сочинение

Выразительное чтение фрагмента рассказа. Создание творческой работы.

Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы

57

Изображение события в жизни героя В.М.Шукшина в рассказе

«Срезал»

     

Чтение статьи учебника. Подготовка в группе заочной экскурсии на родину писателя. Чтение и анализ фрагментов рассказа

Метапредметные: составляют план решения учебной проблемы

 

58

Своеобразие шукшинских героев- «чудиков»

     

Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов.

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

59

Р.Р.Практикум.

Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение

     

Чтение и обсуждение образцов рецензии. Составление плана рецензии. Подбор цитат. Написание и редактирование рецензии.

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

60

Контрольная работа по пройденному материалу

   

Текущий Контрольная работа

Правильно выполнять задания контрольной работы

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

 

Зарубежная литература

10

       

61

П.Мериме «Видение Карла ХI»

     

Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы об особенностях сюжета новеллы. Обмен впечатлениями о прочитанном. Выделение черт новеллы как жанра в произведении

Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

отличают факты от суждений, мнений, оценок

62

Э.А.По. «Низвержение в Мальстрём». О.Генри. «Дары волхвов»

 

май

 

Выделение черт новеллы как жанра в произведении. Прослушивание фраг мента новеллы в актёрском исполнении. Работа со справочной литературой и Интернетом.

Метапредметные: отличают факты от суждений, мнений, оценок

63

Особый тип построения сюжета в детективе М.Леблана «Солнечный зайчик» и А.К.Дойла «Знак четырех».

     

Читать фрагменты и главы повести. Читать статьи учебника и комментарии к повести. Пересказывать фрагменты повести.

Метапредметные: отличают факты от суждений, мнений, оценок

64

Конфликт добра и зла в детективе А.К.Дойла «Знак четырех»

     

Характеризовать ге­роя. Наблюдать за чувствами героя.

Метапредметные: отличают факты от суждений, мнений, оценок

65

Г.К.Честертон. «Лиловый парик»

     

Проводить сравнительный ана­лиз глав повести. Объяснять слова и выражения.

Метапредметные: отличают факты от суждений, мнений, оценок

66

Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

   

сочинение

Подбирать цитаты для ответа. Проводить речевую характеристику персонажей. Писать творческую работу.

Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

67

А.А. Азимов «Поющие колокольчик»

   

Текущий тест

Устные отзывы о самостоятельно прочитанных научно- фантастических произведениях и про изведениях литературы фэнтези

Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

68

Вн.ч. Р.Шекли

«Страж –птица»

     

Чтение фрагментов повести. Объяснение зна чения слов. Сообщения (или презентации) о творчестве писателей-фантастов

Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

69

Контрольная работа по пройденному материалу

   

Рубежная контрольная работа

Правильно выполнять задания контрольной работы

Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

70

Рекомендации книг на лето

     

Взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения.

Метапредметные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

26


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.