Программа факультативного курса по информатике и ИКТ «Кибербезопасность» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 16 November 2018

Факультативный курс

по информатике и ИКТ

«Кибербезопасность»

Класс: 4 класс.

Количество часов: 35 часов.

2017 г

Планируемые результаты учебной деятельности факультативного курса.

Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информациюнабирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;

сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;

пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

представлять данные;

создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования

моделировать объекты и процессы реального мира.

Содержание факультативного курса.

Общие сведения о безопасности ПК и Интернета

Как компьютер помогает науке и почему он нуждается в защите. Наука о защите компьютеров. Поиск информации в Интернете. Доступ к разрешенной информации –что это такое. Поиск в Интернете. Где Интернет хранит свои данные. Как сохранить в сети найденную информацию. Что такое облачные сервисы – безопасны ли они? Поиск документов в сети – все ли найденные данные правдивы и полезны? Как защитить себя от информационной перегрузки. Поиск информации в сети: к чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Виды Интернет-общения. Безопасно ли общение в Интернете? Когда появились компьютер и Интернет. Как вместе с Интернетом появились его болезни. Что такое дистанционное обучение. Есть ли у него минусы? Что такое компьютерная грамотность Интернет, телефон и космос. Польза и опасности мобильной связи. День системного администратора и день программиста – что это за профессии? Что они делают для кибербезопасности?

Техника безопасности и экология.

Электронная книга. Польза и вред. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Вредит ли компьютер экологии (излучения, волны). Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Гигиена при работе с компьютером. Как загрязняется компьютер. Гигиена компьютера. Стоит ли есть за компьютером. Компьютер и кровообращение. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Компьютер и ЗОЖ. Физическое и психическое здоровье. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях.

Проблемы Интернет-зависимости.

Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Виртуальная личность – что это такое? Зависимость от Интернет-общения. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости. Сетевые игры. Сайты знакомств.

Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы.

Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры. Поиск информации. Что такое поисковые серверы? Как с их помощью защитить себя от нежелательной информации. Поиск информации. Родительский контроль. Какие программы для этого существуют. Поиск информации. Обращайте внимание на предупреждения о вредоносном содержимом по найденной ссылке.

Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления.

Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация? Поиск в Интернете. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Поиск в Интернете. Если вам предлагают установить новое приложение. Поиск в Интернете. Если вам предлагают бесплатные игры. Поиск информации. Если вам предлагают что-то купить.

Сетевой этикет. Психология и сеть.

Что такое интернет-этикет? Как вести себя «в гостях» у сетевых друзей Помогает ли компьютер стать лучше? Общение в социальных сетях. Этикет в Интернете при работе с проектом в группе.

Государственная политика в области кибербезопасности.

Войны нашего времени. Что такое кибервойна? Что такое информация. Право на информацию в Конституции. Почему государство защищает информацию? Защита государства и защита киберпространства.

Тематическое планирование факультативного курса.

Тема урока

Содержание

Количество часов

Общие сведения о безопасности ПК и Интернета

7

1

Наука и компьютер.

Как компьютер помогает науке и почему он нуждается в защите. Наука о защите компьютеров.

1

2-3

Поиск в Интернете.

Где Интернет хранит свои данные. Как сохранить в сети найденную информацию. Что такое облачные сервисы – безопасны ли они?

2

Поиск информации в сети: к чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети.

4

Виды Интернет-общения.

Виды Интернет-общения. Безопасно ли общение в Интернете?

1

5

Болезни Интернета.

Когда появились компьютер и Интернет. Как вместе с Интернетом появились его болезни.

1

6

Дистанционное обучение.

Что такое дистанционное обучение. Есть ли у него минусы?

1

7

Профессии кибербезопасности.

День системного администратора и день программиста – что это за профессии? Что они делают для кибербезопасности?

1

Техника безопасности и экология

9

8

Воздействие компьютера на человека

Воздействие компьютера на зрение и др. органы.

 

9-11

Электронные книги

Электронная книга. Польза и вред.

3

Правила работы с ПК и электронными книгами.

Компьютер и электронная книга – как защитить их от воды, жары и холода.

12-14

Взаимодействие компьютера с домашней средой

Для компьютера тоже важен чистый воздух.

3

Стоит ли размещать рядом компьютер и домашние растения.

Компьютер и домашние животные, как защитить их друг от друга.

15

Мультимедиа

Что такое мультимедиа, правила безопасной работы.

1

16

Сканер и принтер

Сканер и принтер – как с ними правильно обращаться.

1

Проблемы Интернет-зависимости

6

17

Время и Интернет.

Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость?

1

18

Социальные сети.

Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети?

1

19

Виртуальная личность.

Виртуальная личность – что это такое?

1

20

Интернет-общения

Зависимость от Интернет-общения.

1

21-

22

Игры в Интернете.

Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости.

2

Сетевые игры.

Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы

4

23

Вирусы.

Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов.

1

24

Контент-фильтры.

Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры.

1

25-26

Поиск информации.

Поиск информации. Что такое поисковые серверы? Как с их помощью защитить себя от нежелательной информации.

2

Поиск информации. Обращайте внимание на предупреждения о вредоносном содержимом по найденной ссылке.

Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления

2

27

Личная информация.

Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация?

1

28

Мошенничество в Интернете

Поиск в Интернете. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение.

1

Сетевой этикет. Психология и сеть

3

29-30

Основы сетевого этикета.

Что такое этикет и почему он появился?

2

Правила общения в Интернете. Основы сетевого этикета.

31

Что такое спам?

Переписка в сети. Этикет при переписке. Что такое спам?

1

Государственная политика в области кибербезопасности

4

32

Что такое кибервойна?

Войны нашего времени. Что такое кибервойна?

1

33

Информация и право.

Что такое информация. Право на информацию в Конституции.

1

34

Информация и государство.

Почему государство защищает информацию.

1

35

Защита государства и защита киберпространства.

Защита государства и защита киберпространства.

1

Итого:

35 ч

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.