Программа факультативного курса по информатике и ИКТ «Кибербезопасность» (4 класс)
Факультативный курс
по информатике и ИКТ
«Кибербезопасность»
Класс: 4 класс.
Количество часов: 35 часов.
2017 г
Планируемые результаты учебной деятельности факультативного курса.
Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информациюнабирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
Содержание факультативного курса.
Общие сведения о безопасности ПК и Интернета
Как компьютер помогает науке и почему он нуждается в защите. Наука о защите компьютеров. Поиск информации в Интернете. Доступ к разрешенной информации –что это такое. Поиск в Интернете. Где Интернет хранит свои данные. Как сохранить в сети найденную информацию. Что такое облачные сервисы – безопасны ли они? Поиск документов в сети – все ли найденные данные правдивы и полезны? Как защитить себя от информационной перегрузки. Поиск информации в сети: к чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Виды Интернет-общения. Безопасно ли общение в Интернете? Когда появились компьютер и Интернет. Как вместе с Интернетом появились его болезни. Что такое дистанционное обучение. Есть ли у него минусы? Что такое компьютерная грамотность Интернет, телефон и космос. Польза и опасности мобильной связи. День системного администратора и день программиста – что это за профессии? Что они делают для кибербезопасности?
Техника безопасности и экология.
Электронная книга. Польза и вред. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Вредит ли компьютер экологии (излучения, волны). Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Гигиена при работе с компьютером. Как загрязняется компьютер. Гигиена компьютера. Стоит ли есть за компьютером. Компьютер и кровообращение. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Компьютер и ЗОЖ. Физическое и психическое здоровье. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях.
Проблемы Интернет-зависимости.
Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Виртуальная личность – что это такое? Зависимость от Интернет-общения. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости. Сетевые игры. Сайты знакомств.
Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы.
Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры. Поиск информации. Что такое поисковые серверы? Как с их помощью защитить себя от нежелательной информации. Поиск информации. Родительский контроль. Какие программы для этого существуют. Поиск информации. Обращайте внимание на предупреждения о вредоносном содержимом по найденной ссылке.
Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления.
Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация? Поиск в Интернете. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Поиск в Интернете. Если вам предлагают установить новое приложение. Поиск в Интернете. Если вам предлагают бесплатные игры. Поиск информации. Если вам предлагают что-то купить.
Сетевой этикет. Психология и сеть.
Что такое интернет-этикет? Как вести себя «в гостях» у сетевых друзей Помогает ли компьютер стать лучше? Общение в социальных сетях. Этикет в Интернете при работе с проектом в группе.
Государственная политика в области кибербезопасности.
Войны нашего времени. Что такое кибервойна? Что такое информация. Право на информацию в Конституции. Почему государство защищает информацию? Защита государства и защита киберпространства.
Тематическое планирование факультативного курса.
№ |
Тема урока |
Содержание |
Количество часов |
Общие сведения о безопасности ПК и Интернета |
7 |
||
1 |
Наука и компьютер. |
Как компьютер помогает науке и почему он нуждается в защите. Наука о защите компьютеров. |
1 |
2-3 |
Поиск в Интернете. |
Где Интернет хранит свои данные. Как сохранить в сети найденную информацию. Что такое облачные сервисы – безопасны ли они? |
2 |
Поиск информации в сети: к чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. |
|||
4 |
Виды Интернет-общения. |
Виды Интернет-общения. Безопасно ли общение в Интернете? |
1 |
5 |
Болезни Интернета. |
Когда появились компьютер и Интернет. Как вместе с Интернетом появились его болезни. |
1 |
6 |
Дистанционное обучение. |
Что такое дистанционное обучение. Есть ли у него минусы? |
1 |
7 |
Профессии кибербезопасности. |
День системного администратора и день программиста – что это за профессии? Что они делают для кибербезопасности? |
1 |
Техника безопасности и экология |
9 |
||
8 |
Воздействие компьютера на человека |
Воздействие компьютера на зрение и др. органы. |
|
9-11 |
Электронные книги |
Электронная книга. Польза и вред. |
3 |
Правила работы с ПК и электронными книгами. |
|||
Компьютер и электронная книга – как защитить их от воды, жары и холода. |
|||
12-14 |
Взаимодействие компьютера с домашней средой |
Для компьютера тоже важен чистый воздух. |
3 |
Стоит ли размещать рядом компьютер и домашние растения. |
|||
Компьютер и домашние животные, как защитить их друг от друга. |
|||
15 |
Мультимедиа |
Что такое мультимедиа, правила безопасной работы. |
1 |
16 |
Сканер и принтер |
Сканер и принтер – как с ними правильно обращаться. |
1 |
Проблемы Интернет-зависимости |
6 |
||
17 |
Время и Интернет. |
Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? |
1 |
18 |
Социальные сети. |
Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? |
1 |
19 |
Виртуальная личность. |
Виртуальная личность – что это такое? |
1 |
20 |
Интернет-общения |
Зависимость от Интернет-общения. |
1 |
21- 22 |
Игры в Интернете. |
Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости. |
2 |
Сетевые игры. |
|||
Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы |
4 |
||
23 |
Вирусы. |
Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. |
1 |
24 |
Контент-фильтры. |
Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры. |
1 |
25-26 |
Поиск информации. |
Поиск информации. Что такое поисковые серверы? Как с их помощью защитить себя от нежелательной информации. |
2 |
Поиск информации. Обращайте внимание на предупреждения о вредоносном содержимом по найденной ссылке. |
|||
Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления |
2 |
||
27 |
Личная информация. |
Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация? |
1 |
28 |
Мошенничество в Интернете |
Поиск в Интернете. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. |
1 |
Сетевой этикет. Психология и сеть |
3 |
||
29-30 |
Основы сетевого этикета. |
Что такое этикет и почему он появился? |
2 |
Правила общения в Интернете. Основы сетевого этикета. |
|||
31 |
Что такое спам? |
Переписка в сети. Этикет при переписке. Что такое спам? |
1 |
Государственная политика в области кибербезопасности |
4 |
||
32 |
Что такое кибервойна? |
Войны нашего времени. Что такое кибервойна? |
1 |
33 |
Информация и право. |
Что такое информация. Право на информацию в Конституции. |
1 |
34 |
Информация и государство. |
Почему государство защищает информацию. |
1 |
35 |
Защита государства и защита киберпространства. |
Защита государства и защита киберпространства. |
1 |
Итого: |
35 ч |