Рабочая программа по информатике и ИКТ (4 класс, Е.П. Бененсон)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей естественно-математического цикла Протокол № ____________ от ____________Н.В. Подопригора __________________ 2016 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________И.М. Жумалакова _____________________ 2016 г. |
«Утверждено» Директор МОУ СОШ № 15 ____________А.В. Кинасова Приказ №______ от ____________________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
«Информатика и ИКТ»
для обучающихся 4 классов
(уровень: общеобразовательный)
Учитель информатики: Подопригора Наталья Владимировна
Рабочая программа составлена на основе: программы Информатика и ИКТ Бененсона Е.П, Паутовой А.Г , 2 класс / Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова.- Москва: Академкнига / Учебник, 2011
2016/2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по Информатике составлена на основе:
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Авторской программы Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. «Информатика и ИКТ» (Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова.- Москва: Академкнига / Учебник, 2011).
При составлении рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
Федеральный Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 6.10. 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016/2017 учебный год».
Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка допустима, но не обязательна. Более того, учебный материал для начальной школы позволяет вести занятия учителям начальной школы. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. При этом, что очень важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Выпускник должен иметь представление:
О достоверности информации;
О ценности информации для решения поставленной задачи;
О направлениях использования компьютера;
О понятии «дерево» и его структуре;
О понятии «файл» (при наличии оборудования);
О структуре файлового дерева (при наличии оборудования);
О циклическом повторении действий;
О действии как атрибуте класса объектов;
О системе координат, связанной с монитором;.
Выпускник научится:
Использовать правила цитирования литературных произведений;
Приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;
Находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
Создавать небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
Запускать программы из меню «Пуск» (при наличии оборудования);
Записать файл в личную папку с помощью учителя (при наличии оборудования);
Приводить примеры использования компьютера для решения различных задач;
Использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
Составлять и исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
Приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;
Приводить примеры действий объектов указанного класса.
Критерии оценок по информатике
Критерии оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценки практического задания
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Инструментарий для оценивания результатов
Для оценивания результатов работы учащихся предполагается устный индивидуальный и фронтальный опрос, использование тестовых заданий, проверочных работ.
Формы промежуточного и итогового контроля: письменные контрольные работы, проектная деятельность, устный опрос.
Содержание учебного курса
4 класс – 34 часа
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Информационная картина мира |
11 |
2 |
Компьютер – универсальная машина для обработки информации |
7 |
3 |
Алгоритмы и исполнители |
8 |
4 |
Объекты и их свойства |
7 |
5 |
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность |
1 |
Итого |
34 |
Информационная картина мира (11 ч.)
Виды информации
Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.
Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида.
Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путём наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем. Ценность информации для решения поставленной задачи.
Способы организации информации
Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера. Дерево решений. Запись дерева решений простых игр.
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (7 ч.)
Фундаментальные знания о компьютере
Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации, создания мультимедийных презентаций и области их применения. Компьютеры и общество.
Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта на мониторе в символьном и графическом режиме.
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)
Запуск программ из меню «Пуск».
Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.
Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования.
Алгоритмы и исполнители (8 ч.)
Циклический алгоритм
Циклические процессы в природе и в деятельности человека. Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.
Вспомогательный алгоритм
Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.
Объекты и их свойства (7 ч.)
Изменение значения свойств объекта
Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действия как атрибут объекта. Действия объектов одного класса.
Действия, изменяющие значения свойства объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч.)
Действия над файлами. Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.
Правила цитирования литературных источников.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Алгоритмы и исполнители (3 ч.) |
|||
1 |
Алгоритм с ветвлением. ТБ при работе на компьютере и организация рабочего места. |
1 |
|
2 |
Алгоритм с циклом |
1 |
|
3 |
Составление алгоритмов с циклом |
1 |
|
Объекты и их свойства (1 ч.) |
|||
4 |
Алгоритм упорядочивания объектов |
1 |
|
Алгоритмы и исполнители (2 ч.) |
|||
5 |
Составление и исполнение алгоритмов с циклом |
1 |
|
6 |
Составление и исполнение алгоритмов с циклом |
1 |
|
Объекты и их свойства (3 ч.) |
|||
7 |
Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник |
1 |
|
8 |
Дерево деления объектов на подклассы |
1 |
|
9 |
Файловое дерево |
1 |
|
Алгоритмы и исполнители (3 ч.) |
|||
10 |
Вспомогательный алгоритм |
1 |
|
11 |
Вспомогательный алгоритм с параметром |
1 |
|
12 |
Исполнитель алгоритмов Художник |
1 |
|
Компьютер - универсальная машина для обработки информации (4 ч.) |
|||
13 |
Составление и исполнение алгоритмов Художником. Компьютер как исполнитель алгоритмов. |
1 |
|
14 |
Составление и выполнение алгоритмов с циклом для Художника. Компьютер как исполнитель алгоритмов. |
1 |
|
15 |
Итоговое обобщение по материалу первого полугодия». Компьютер как исполнитель алгоритмов. |
1 |
|
16 |
Контрольные задания по теме «Алгоритмы». Компьютер как исполнитель алгоритмов. |
1 |
|
Информационная картина мира (10 ч.) |
|||
17 |
Виды информации. Обработка графической информации |
1 |
|
18 |
Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint |
1 |
|
19 |
Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint |
1 |
|
20 |
Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint |
1 |
|
21 |
Текстовая информация. Обработка текста на компьютере. |
1 |
|
22 |
Редактирование и форматирование текста в MS Word |
1 |
|
23 |
Дополнительные возможности в MS Word |
1 |
|
24 |
Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере» |
1 |
|
25 |
Численная информация. Вычисления на компьютере. |
1 |
|
26 |
Двоичное кодирование чисел |
1 |
|
Объекты и их свойства (3 ч.) |
|||
27 |
Действие объекта |
1 |
|
28 |
Действия над объектом |
1 |
|
29 |
Влияние действий на значение свойства объекта |
1 |
|
Информационная картина мира (1 ч.) |
|||
30 |
Циклические процессы в природе и технике |
1 |
|
Компьютер - универсальная машина для обработки информации (3 ч.) |
|||
31 |
Использование компьютеров в жизни общества |
1 |
|
32 |
Итоговое обобщение по теме «Использование компьютера человеком» |
1 |
|
33 |
Контрольные задания по теме «Использование компьютера человеком» |
1 |
|
Этнические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч.) |
|||
34 |
Представление работ учащихся. Правила обращения с различными носителями информации. |
1 |