Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы: Программа «Информатика и ИКТ» А.В.Горячев, образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.- Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011 – 432 с.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если ..., то ...», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (что можно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Задачей курса является формирование у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу.
В связи с тем, что ведется пропедевтический курс Технологический компонент не используются, и поэтому часы Технологического компонента были замещены Логико-алгоритмическим компонентом.
Содержание учебно-методического комплекта
А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова, Л.Л.Лобачева, Т.Ю.Спиридонова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Учебник в 2-х частях, часть 1. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Учебник в 2-х частях, часть 2. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс, 2012. – 160 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 4-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса и их сочетание.
Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа, работа по карточкам (заданиям), тест, самоконтроль по образцу, презентации, творческие работы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:
освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Календарно-тематический план 4 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
Дата |
|
План. |
Факт. |
||||
1 |
Алгоритмы |
9 |
Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. |
||
1.1 |
Вложенные алгоритмы. |
1 |
|||
1.2 |
Вложенные алгоритмы. |
1 |
|||
1.3 |
Алгоритмы с параметрами. |
1 |
|||
1.4 |
Алгоритмы с параметрами. |
1 |
|||
1.5 |
Алгоритмы с параметрами. |
1 |
|||
1.6 |
Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров |
1 |
|||
1.7 |
Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров |
1 |
|||
1.8 |
Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров |
1 |
|||
1.9 |
Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров |
1 |
|||
2 |
Объекты |
8 |
Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). |
||
2.1 |
Составные объекты. |
1 |
|||
2.2 |
Отношение «состоит из». |
1 |
|||
2.3 |
Схема (дерево) состава. |
1 |
|||
2.4 |
Адреса объектов. |
1 |
|||
2.5 |
Адреса компонентов составных объектов. |
1 |
|||
2.6 |
Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. |
1 |
|||
2.7 |
Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. |
1 |
|||
2.8 |
Относительные адреса в составных объектах. |
1 |
|||
3 |
Логические рассуждения |
10 |
Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или». Записывать выводы в виде правил «если ..., то ...»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если ..., то ...»; составлять схемы рассуждений из правил «если ..., то ...» и делать с их помощью выводы. |
||
3.1 |
Связь операций над совокупностями (множествами) и логических операций. |
1 |
|||
3.2 |
Связь операций над совокупностями (множествами) и логических операций. |
1 |
|||
3.3 |
Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. |
1 |
|||
3.4 |
Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. |
1 |
|||
3.5 |
Правила вывода «если ..., то ...». |
1 |
|||
3.6 |
Правила вывода «если ..., то ...». |
1 |
|||
3.7 |
Цепочки правил вывода |
1 |
|||
3.8 |
Цепочки правил вывода |
1 |
|||
3.9 |
Простейшие графы «и - или». |
1 |
|||
3.10 |
Простейшие графы «и - или». |
1 |
|||
4 |
Применение моделей (схем) для решения задач |
7 |
Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. |
||
4.1 |
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). |
1 |
|||
4.2 |
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). |
1 |
|||
4.3 |
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). |
1 |
|||
4.4 |
Связь изменения объектов и их функционального назначения. |
1 |
|||
4.5 |
Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.). |
1 |
|||
4.6 |
Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.). |
1 |
|||
4.7 |
Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.). |
1 |
|||
34 |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи ;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Перечень учебно-методических средств обучения.
А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс, 2012. – 160 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Основная литература для учащихся:
- А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова, Л.Л.Лобачева, Т.Ю.Спиридонова, «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Учебник в 2-х частях, часть 1. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Учебник в 2-х частях, часть 2. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Описание материально-технического обеспечения
Аудиторная доска
Мультимедиа-проектор