Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 16 February 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы: Программа «Информатика и ИКТ» А.В.Горячев, образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.- Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011 – 432 с.

 

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к инфор­матике:

применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если ..., то ...», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;

алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рас­смотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; уме­ние описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (что можно с ним делать)»;

расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и вы­игрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на раз­витии умения приложения даже самых скромных знаний;

создание у учеников навыков решения логических задач и озна­комление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формали­зации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творче­ского воображения и др.).

 

Задачей курса является формирование у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу.

В связи с тем, что ведется пропедевтический курс Технологический компонент не используются, и поэтому часы Технологического компонента были замещены Логико-алгоритмическим компонентом.

 

Содержание учебно-методического комплекта

А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова, Л.Л.Лобачева, Т.Ю.Спиридонова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Учебник в 2-х частях, часть 1. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Учебник в 2-х частях, часть 2. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс, 2012. – 160 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 4-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Формы организации учебного процесса и их сочетание.

Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа, работа по карточкам (заданиям), тест, самоконтроль по образцу, презентации, творческие работы.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовы­вать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные техноло­гии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и твор­ческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных техноло­гий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
 

Календарно-тематический план 4 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

План.

Факт.

1

Алгоритмы

9

Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алго­ритмы с ветвлениями и цикла­ми и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

   

1.1

Вложенные алгоритмы.

1

   

1.2

Вложенные алгоритмы.

1

   

1.3

Ал­горитмы с параметрами.

1

   

1.4

Ал­горитмы с параметрами.

1

   

1.5

Ал­горитмы с параметрами.

1

   

1.6

Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров

1

   

1.7

Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров

1

   

1.8

Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров

1

   

1.9

Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров

1

   

2

Объекты

8

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и дей­ствия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы запи­сывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

   

2.1

Составные объекты.

1

   

2.2

Отношение «состоит из».

1

   

2.3

Схема (дерево) состава.

1

   

2.4

Адреса объектов.

1

   

2.5

Адреса компонентов составных объектов.

1

   

2.6

Связь между соста­вом сложного объекта и адреса­ми его компонентов.

1

   

2.7

Связь между соста­вом сложного объекта и адреса­ми его компонентов.

1

   

2.8

Отно­сительные адреса в составных объектах.

1

   

3

Логические рассуждения

10

Изображать на схеме сово­купности (множества) с разным взаимным расположени­ем: вложенность, объедине­ние, пересечение. Определять истинность выска­зываний со словами «не», «и», «или».

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах.

Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или». Записывать выводы в виде правил «если ..., то ...»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если ..., то ...»; составлять схемы рассуждений из правил «если ..., то ...» и делать с их помощью выводы.

   

3.1

Связь операций над совокупно­стями (множествами) и логиче­ских операций.

1

   

3.2

Связь операций над совокупно­стями (множествами) и логиче­ских операций.

1

   

3.3

Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям.

1

   

3.4

Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям.

1

   

3.5

Правила вывода «если ..., то ...».

1

   

3.6

Правила вывода «если ..., то ...».

1

   

3.7

Цепочки правил вывода

1

   

3.8

Цепочки правил вывода

1

   

3.9

Простейшие графы «и - или».

1

   

3.10

Простейшие графы «и - или».

1

   

4

Применение моделей (схем) для решения задач

7

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одина­ковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необыч­ными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предме­тов и существ с изменением значений их признаков.

   

4.1

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значе­ния признаков», «необычный состав объекта»).

1

   

4.2

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значе­ния признаков», «необычный состав объекта»).

1

   

4.3

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значе­ния признаков», «необычный состав объекта»).

1

   

4.4

Связь измене­ния объектов и их функцио­нального назначения.

1

   

4.5

Приме­нение изучаемых приёмов фан­тазирования к материалам раз­делов 1-3 (к алгоритмам, объ­ектам и др.).

1

   

4.6

Приме­нение изучаемых приёмов фан­тазирования к материалам раз­делов 1-3 (к алгоритмам, объ­ектам и др.).

1

   

4.7

Приме­нение изучаемых приёмов фан­тазирования к материалам раз­делов 1-3 (к алгоритмам, объ­ектам и др.).

1

   
   

34

     

 

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

 

Ошибки:

неправильный ответ на поставленный вопрос;

неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

при правильном выполнении задания неумение дать  соответствующие  объяснения.

 

Недочеты:

неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать  и  проиллюстрировать его;

неумение точно сформулировать ответ решенной  задачи ;

медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

неправильное произношение математических терминов.

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.
 

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

 

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе.

 

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

 

Перечень учебно-методических средств обучения.

А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс, 2012. – 160 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Основная литература для учащихся:

  1. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова, Л.Л.Лобачева, Т.Ю.Спиридонова, «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Учебник в 2-х частях, часть 1. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
  2. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова «Информатика. 4 класс» (Информатика в играх и задачах). Учебник в 2-х частях, часть 2. – изд. 3-е, испр. – М: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

Описание материально-технического обеспечения

Аудиторная доска

Мультимедиа-проектор

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.