Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» (Технология, 10-14 лет)

0
0
Материал опубликован 16 November 2017

 

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мартюшевская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района

Омской области

Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на методическом совете заместитель директора по ВР директор БОУ «Мартюшевская СОШ»

Пр. №___ от «__» _________________ 2017г. ____________ /.Куликова Г.П./

«_____»________________ 2017г ______________/Степанова Т.Н./

Приказ № __от «____» ________________ 2017г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

направление «Общекультурное»

возраст обучающихся 10-14 лет

Составитель:

учитель технологии

Щитова М.А.

с.Мартюшево

2017 год


 

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

3. Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

4 . Содержание занятий внеурочной деятельности

5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

7. Планируемые результаты изучения курса.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Закона «Об образовании в РФ» (26.12.2012г),

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897),

и положения о рабочей программе педагога по внеурочной деятельности, в условиях введения ФГОС ООО БОУ «Мартюшевская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5-9 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования . В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся Рабочая программа «Творчески-дизайнерская мастерская» состоит из 2 модулей. Для занятий каждого из них набирается новая группа детей

Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным и изобразительным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и пониманию чувства красоты и гармонии. Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. На данный момент эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные вручную, украшающие интерьер жилища изделия пользуются большим спросом.

Весь курс делиться на теоретическую и практическую деятельность Некоторые виды работ выполняются индивидуально, а некоторые коллективно.

Цель программы создание условий для развития личности, способной к художественному и изобразительному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

ознакомление учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

углубить знания учащихся по изобразительному искусству, приобрести практические навыки по оформлению школьных стенгазет, объемных декоративных композиций для особых случаев.

воспитывать чувство прекрасного и привить чувство уважения к традициям русского народного творчества и труду мастеров.

Формы организации занятий: : занятие-эксурсия, занятие-игра, практическая работа, мастер-класс, занятие-путешествие , презентации .

Направление программы «Общекультурное»

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа «Творчески - дизайнерской мастерской» разработана на основе  примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А.Горского; авторских программ; Аистова В.И «Творческая мастерская » (2010г.) Зернаева Т.Д «Умелые руки не знают скуки, (2011г.) »Скоморохова Л.В. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж»,( 2009 г). программа «Мир бумаги» автор Е.И. Лепилина. (2015г.)

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Сувенир» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.

. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, .

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Программа рассчитана на 1 год обучения :17 часов из расчета 1 час в две недели.

Продолжительность занятия: 1 час

Методы и приемы обучения: проектный. объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа репродуктивного и творческого характера.

Возраст обучающихся 10-14 лет


 


 


 

3. Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий кружка «Творческая мастерская»:

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные универсальные учебные действи

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;


 

4 . Содержание занятий внеурочной деятельности .

1 модуль «Бумажное кружево»

Знакомство с историей «Вытынанки». Виды вытынанки Виды бумаги для творчества Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность ,инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Правила безопасной работы с инструментами.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов.

Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам;

соединение деталей изделия ; сборка изделия; экономная разметка заготовок; декоративная обработка изделия. Оформление готового изделия

2 модуль « Радуга»

Знакомство со спецификой работы художника – оформителя.

Средства и материалы, используемые в оформительских работах

Назначение оформительского искусства. Требования к характеристикам изобразительно-шрифтовых композиций: удобочитаемость, четкость и ясность графических форм, смысловая акцентировка отдельных элементов, композиционная слаженность, стилевое единство, гармоничность цветового решения, связь изображений и букв с содержанием текста.

Использование нестандартных материалов в работе.

Практические работы

Организация рабочего места; Работа со средствами и материалами, используемыми в оформительских работах; Работа с объемными и нестандартными материалами.

3модуль « Работа с бросовым материалом»

Работа с такими материалами способствует : развитию конструкторской деятельности обучающихся;

с помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали

из различных материалов;

знакомятся с их свойства, что содействует развитию их воображения,

технических навыков;

расширяют круг знаний детей об окружающем мире.

Практические работы

Организация рабочего места для работ.

Подбор инструментов и материалов.

Обрабатывать и соединять детали из различных материалов;

Декоративное оформление интерьера жилых помещений;

изготовление панно из бросового материала;

п/п

Тема занятия

Количество часов

Модуль 1 «Бумажное кружево» (11ч)

1

Введение .Знакомство с планом работы. Техника безопасности

1

2

Художественное вырезание из бумаги. Техника «Вытынанки»

1

3

Виды вытынанок .( Ажурные, силуэтные, слаженные, накладные)

1

4

Изготовление силуэтной картины картин

1

5

Изготовление ажурной картины (вытынанки)

1

6

Завершение работы над картиной

1

7

Изготовление накладной картины Выбор и изготовление эскиза

1

8

Работа над картиной. Завершение работы

1

9

Работа над картиной(вытынанки) для конкурса «Подарок маме»

1

10

Завершение работы. Оформление.

1

11

Оформление альбома «Картины из бумаги»

1

Модуль 2 « Радуга». (11 часов)

12

 

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

13

Средства и материалы, используемые в оформительских работах. Чертежные инструменты, карандаши, гуашь, фломастеры, маркеры, цветная бумага, декоративная пленка, природные материалы, нестандартные материалы

1

14

Гармония цвета, шрифта .Различные виды шрифта. Написание текста различными шрифтами \Оформление заголовка газеты

1

15

 

Использование фотографий в оформлении стенгазеты Подбор текста к фотографии.

1

16

Использование фона в оформлении объявления, афиши, стенгазеты. Изготовление газеты - поздравительной открытки.

1

17

Отличие плаката от стенгазеты. Оформление плаката «Мы – за здоровый образ жизни!»

1

18

Использование трафаретов и шаблонов в оформлении. Применение красок-спреев. Изготовление объявления.

1

19

Использование аппликации при оформлении стенгазеты. Использование цветной бумаги, календарей, открыток, журналов, фотографий.

1

20

Весенняя тематика в оформлении.Аппликация с использованием декоративной самоклеющейся пленки. Оформление газет, интерьера. Поздравительная открытка «С праздником 8 Марта!»

1

21

Применение в оформлении объемных стенных газет, панно. Использование в оформлении пенопласта, ткани, декоративных природных материалов, различных нестандартных материалов и предметов бытового назначения.

1

22

Оформление выставки работ учащихся

1

Модуль 3 .Поделки из бросового и природного материала (12ч)

23

Панно на диске в технике «квилинг» (Работа в парах) Приемы работы. Выполнение эскиза

1

24

Нарезание бумаги полосками определенного размера. Скручивание полосок.

1

25

Выполнение работы по эскизу.

1

26

Завершение работы над панно.

1

27

Панно на пластиковой (одноразовой) тарелке из пластилина. Приемы работы

1

28

Выполнение работы по эскизу , подобранному из Интернета.

1

29

Выполнение игрушек из пластиковых стаканов, тарелок, бутылок «Лягушка», «Подставка под карандаши.» и др.. (Выбор по желанию учащегося)

1

30

«Дары природы »Изготовление корзинки из шишек. Приемы работы.

1

31

Завершение работы

1

32

Картина из плоскозасушенного материала

1

33

Завершение работы

1

34

Итоговая выставка работ учащихся

1


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

п /п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Часы аудитор. занятий

Часы внеауд занятий

Основные виды деятельности

Планируемые результаты и уровень усвоения.

Модуль 1. «Бумажное кружево» (11ч)

1

Введение .Знакомство с планом работы. Техника безопасности.

1

1

 

Отвечать на вопросы учителя.

Планировать свою деятельность

Умение всту­пать в общение друг с другом. учителем по поводу плана работы

2

3

Художественное вырезание из бумаги. Техника «Вытынанки»

Виды «вытынанок»

.( Ажурные, силуэтные, слаженные, накладные)

1

1

1

1

Оформлять изделие по собственному замыслу.

Осваивать новый вид работы – вырезание из бумаги. соблюдать правила безопасной работы. знакомиться с видами картин из бумаги

Соблюдать безопасные приемы работы Действовать по замыслу,

4

Изготовление силуэтной картины картин

1

 

1

. Составлять силуэтную композицию . Использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними.

Планировать свою деятельность.

Соблюдать безопасные приемы работы

5

Изготовление ажурной картины (вытынанки)

1

 

1

Выделять с опорой на план этапы работы для самостоятельного выполнения.

Самостоятельно выполнять работу,

внесение в нее при необходимости изменений. Слушать учителя .

6

Завершение работы над картиной

1

1

 

ставить цель самостоятельно обсуждать план изготовления изделия. .. Контролировать и корректировать свою деятельность.

Контролировать процесс и результаты своей деятельности. Слушать учителя,

7

Изготовление накладной картины Выбор и изготовление эскиза

1

1

 

Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять соблюдать правила работы , ставить цель, последовательность выполнения работы.

Работать с опорой на план; давать оценку качества выполненной работы, высказывать свою точку зрения.

8

Работа над картиной. Завершение работы

1

1

 

Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять соблюдать правила работы , ставить цель, последовательность выполнения работы.

Работать с опорой на план; давать оценку качества выполненной работы, высказывать свою точку зрения.

9

Работа над картиной(вытынанки) для конкурса «Подарок маме»

1

 

1

. Составлять тематическую композицию, , объяснять последовательность выполнения работы.

Контролировать процесс и результаты своей деятельности.

10

Завершение работы. Оформление.

1

1

 

Экономно расходовать материалы при выполнении работы. ,

Корректировать (при необходимости)процесс работы

11

Разработка дизайн-проекта «Бумажное кружево »Оформление альбома «Картины из бумаги»

1

 

1

Распределять работу в группе, ставить цель, обсуждать план работы. . Определять и отбирать работы для альбома Отстаивать свою точку зрения

Контролировать процесс деятельности. Слушать друг друга, понимать позицию партнера,.

.Модуль 2 «Радуга» (11 часов)

12

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

   

Отвечать на вопросы учителя.

Планировать свою деятельность

Умение всту­пать в общение друг с другом. учителем по поводу плана работы

13

Средства и материалы, используемые в оформительских работах. Чертежные инструменты, карандаши, гуашь, фломастеры, маркеры, цветная бумага, декоративная пленка, природные материалы, нестандартные материалы

1

1

 

Повторять и закреплять полученные на предыдущих занятиях знания о художественных материалах и их выразительных возможностях

умение участ­вовать в диало­ге, выполнять учебную задачу

14

Гармония цвета, шрифта .Различные виды шрифта. Написание текста различными шрифтами \Оформление заголовка газеты

1

 

1

Планировать и осуществлять работу на основе представленных слайдов и текстовых планов,.

Знакомиться с видами шрифтов

Умение планировать свою работу. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

15

Использование фотографий в оформлении стенгазеты Подбор текста к фотографии.

1

1

 

Понимать и уметь объяснять роль текста к фотографиям Создавать газету при помощи фотографий

Развитие навыков работы разными материалами, создавая изделие по собственному замыслу

16

Использование фона в оформлении объявления, афиши, стенгазеты. Изготовление газеты - поздравительной открытки.

1

 

1

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения при помощи цвета

соблюдение правил бережного отношения к используемым материалам

17

Отличие плаката от стенгазеты. Оформление плаката «Мы – за здоровый образ жизни!»

1

1

 

Понимать различия плаката и стенгазеты; Выделять с опорой на план этапы работы для самостоятельного выполнения.

Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при выполнении задания по собственному замыслу, вносить коррекцию в свою работу

18

Использование трафаретов и шаблонов в оформлении. Применение красок-спреев. Изготовление объявления.

1

 

1

   

19

Использование аппликации при оформлении стенгазеты. Использование цветной бумаги, календарей, открыток, журналов, фотографий.

1

1

 

Понимать эмоциональную выразительность художественных материалов

.

Развитие навыков работы с разными художественными материалами

20

Весенняя тематика в оформлении .Аппликация с использованием декоративной самоклеющейся пленки. Оформление газет, интерьера. Поздравительная открытка «С праздником 8 Марта!»

1

1

 

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть всю красоту окружающих тебя предметов

Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при выполнении задания по собственному замыслу

21

Применение в оформлении объемных стенных газет, панно. Использование в оформлении пенопласта, ткани, декоративных природных материалов, различных нестандартных материалов.

1

 

1

Повторять и закреплять полученные на предыдущих занятиях знания.

Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и

оценивать выполненную работу

22

Оформление выставки работ учащихся

1

1

 

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), Овладевать навыками коллективной деятельности,

Формирование умения договариваться, находить общее решение,

Модуль 3 .Поделки из бросового и природного материала (12ч)

23

Панно на диске в технике «квилинг» (Работа в парах) Приемы работы. Выполнение эскиза

1

 

1

. Составлять тематическую композицию, Осваивать технику «квилинг»

осваивать новую технику; контролировать изготовление изделия,

24

Нарезание бумаги полосками определенного размера. Скручивание полосок.

1

 

1

Осваивать способы и приемы работы с новыми материалами . Составлять тематическую композицию,

Соблюдать последовательность и правильность технологических операций

25

Выполнение работы по эскизу.

1

 

1

оформлять изделие по собственному замыслу.

Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач.

26

Завершение работы над панно.

1

1

 

Оценивать качество выполнения работы.

Давать оценку качества выполненной работы, высказывать свою точку зрения.

27

Панно на пластиковой (одноразовой) тарелке из пластилина. Приемы работы

1

1

 

Составлять план изготовления изделия , объяснять последовательность выполнения работы.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

28

Выполнение работы по эскизу , подобранному из Интернета.

1

1

 

Составлять последовательность изготовления изделия по подобранным в интернете картинкам. Анализировать информацию о способах изготовления изделия.

Проявлять интерес к информационной деятельности; Работать по плану

29

Выполнение игрушек из пластиковых стаканов, тарелок, бутылок «Лягушка», «Подставка под карандаши.» и др

1

 

1

Оценивать качество выполнения работы.

Контролировать корректировать последовательность выполнения работы.

Адекватно оценивать собственные достижения на основе выделенных критериев

30

«Дары природы »Изготовление корзинки из шишек. Приемы работы.

1

 

1

. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности

Соблюдать последовательность и правильность технологических операций

31

Завершение работы

1

1

 

объяснять последовательность выполнения работы.

контролировать качество своей работы

32

Картина из плоскозасушенного материала

1

1

 

. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности

контролировать качество своей работы

33

Завершение работы

1

1

 

оформлять изделие по собственному замыслу.

Формирование эстетических .потребностей, чувств.

34

Итоговая выставка работ учащихся

1

 

1

Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям.

Сотрудничать со сверстниками, корректировать и

оценивать выполненную работу

   

34

18

16

   


 


 


 


 

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

печатные пособия

Лилия Бурундукова. « Волшебная изонить.» – М: «АСТ-ПРЕСС», 2010

Леонова О. « Рисуем нитью. Ажурные картины.» - С.-П.: Литеро, 2005.

Е.Е. Цамуталина. «100 поделок из ненужных вещей.»- Ярославль: Академия развития, Академия, Ко. Академия Холдинг, 2008г.

Журнал «Юная леди» Москва 2014

Я- дизайнер 100 идей для наших детей.

Журнал «Лена рукоделие» 2/2011.-ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА

Видео-аудиоматериалы

«Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами»

«Как оформить стенгазету» «Поделки из отходов»

«Из отходов – в доходы»

Цифровые ресурсы Мастер-классы (записи на диске)

оборудование клеевой пистолет .ножницы; канцелярские ножи;


 


 


 


 


 


 

7. Планируемые результаты изучения курса

1 уровень результатов: приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию

- стремиться к координации при выполнении коллективных работ; .- вести диалог, распределять функции и роли в процессе подготовки работ и оформлении выставки - быть ориентированными на творческий подход в любом виде художественной деятельности. - создавать полезные и практичные изделия.

2 уровень результатов: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества ((человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)и к социальной реальности в целом; - формирование осознанного, уважительного от­ношения к традициям русского народного творчества и труду мастеров; - овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир - участие в муниципальных конкурсах.

3 уровень результатов: получение школьником опыта самостоятельного социального действия) возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

- разработка дизайнерского проекта «Бумажное кружево»

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, составление альбома лучших работ, создании портфолио.

Первый предмет диагностики – это личность школьника - Педагогическое наблюдение : - Анкеты Второй предмет диагностики – это детский коллектив А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», «Социометрия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации