12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Масенко Диана Равильевна39
1

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «КУЛЬТУРА РЕЧИ. РИТОРИКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«КУЛЬТУРА РЕЧИ. РИТОРИКА»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ


Д.Р.МАСЕНКО,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5 г.Мытищи


На уроках русского языка, развития речи, литературы учителя, конечно же, уделяют внимание культуре речи учащихся, но из-за насыщенности программы по этим предметам и недостатка времени вопросы культуры речи рассматриваются лишь попутно. Чтобы исправить создавшееся положение, мы вводим факультативный курс «Культура речи. Риторика» для учащихся средней школы, который рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Программа курса предполагает овладение учащимися нормами литературного языка, устного и письменного; изучение стилей речи; умение употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Учащиеся знакомятся с филологическими словарями, изучают орфоэпические, акцентологические, грамматические нормы, знакомятся с лексическим богатством русского языка, рассматривают типы возможных ошибок (например: употребление слов в несвойственном им значении; лексическая несочетаемость слов; тавтология, плеоназм; смешение паронимов и др.); изучают выразительные возможности языка (фразеологические обороты, устаревшие слова: историзмы, архаизмы; новые слова: неологизмы, окказиональные слова; тропы, фигуры речи); рассматривают особенности и нормы употребления лексических средств; знакомятся с приемами редактирования – отрабатывают приемы правки «вставка текста», «убрать лишнее», «расширить текст», «заменить слово более точным» и др.

Работа в рамках данного курса предусматривает различные творческие работы (оформление книжки-малышки на тему «Фразеологические обороты из басен И.А.Крылова и сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина»; соревнование: кто придумает больше слов-однодневок; сочинение «С каким цветком я себя ассоциирую» и др.)

Работа ведется без учебного пособия для детей. С одной стороны, это существенная трудность для учителя, с другой стороны, положительный фактор, так как дети устают работать по учебнику в рамках школьной программы. Учитель широко использует раздаточный материал, который вклеивается детьми в тетради-справочники.

Тетрадь-справочник делится на несколько частей:

- теория (учащиеся конспектируют теоретическую часть урока, вклеивают раздаточный материал, выданный учителем);

- культура речи – речевое поведение (всевозможные памятки; запись выводов, сделанных на уроке после проведенной беседы; творческие работы по результатам урока);

- мои работы (проверка знаний норм языка осуществляется в работе по карточкам, составленным учителем; после проверки ученики наклеивают эти карточки в тетрадь);

- словарь трудностей (записываются нормативные формы слов);

- вклейки (раздаточный материал учителя – приложения к теоретическому материалу: требования, предъявляемые к литературной речи; филологические словари; нормы литературного языка и др.)

Учащимся, посещающим занятия курса, был задан вопрос: «Помогают ли Вам знания, полученные в курсе «Культура речи, риторика»? Где? Как?»

Приведу несколько высказываний учащихся Гимназии № 157 им.принцессы Е.М.Ольденбургской г.Санкт-Петербурга, в которой в течение пяти лет я вела этот факультативный курс:

«Знания по культуре речи помогают мне при общении, при написании сочинений, при выполнении творческих работ по разным предметам. После уроков я тестирую маму, и она убеждается в том, что уроки важны и для меня, и для нее» (ученица 7-го класса);

«Да, помогают. Я научилась красивее говорить. Уверенней чувствую себя в обществе. Стала участвовать и побеждать в олимпиадах по русскому языку и литературе» (ученица 8-го класса);

«Это замечательный предмет. Я хочу заниматься культурой речи. Вы учите нас, как правильно говорить и писать. Это помогает мне на уроках русского языка и литературы» (ученик 5-го класса);

«Сдавая ОГЭ и ЕГЭ, я осознал, как важны были для меня эти уроки с 5-го по 9-ый класс. Я понял, что начал готовиться к этим важным экзаменам не перед ними, а в течение всей школьной жизни, это значительно облегчило сдачу государственных экзаменов. Спасибо» (ученик 11-го класса).

Очень интересна и немаловажна, на мой взгляд, направленность курса на совершенствование речевого поведения учащихся, которая ведется под девизом: важно быть внимательным не только к слову (нормативность), но и к человеку.

Еще А.Сенкт-Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Учащиеся осознают, как это высказывание актуально в наши дни.

На занятиях рассматриваются способы установления контактов в разных сферах общения; способы поддерживания внимания собеседника.

Ученики убеждаются в том, каким может быть эффект слов, подчеркивающих уважение и почтительное отношение к собеседнику, «волшебных слов», что характер разговора определяют не только лексический запас и грамматическая структура речи, но и тон разговора, убеждаются в том, что «слово – это поступок» (Л.Толстой).

Школой общения становятся занятия курса. На желание учителя понять настроение учеников, найти слова, обеспечивающие свободное равноправное общение, дети отвечают откровенностью и доверием. «Когда я иду на урок в плохом настроении, а ухожу в прекрасном, значит, мне помогла ваша улыбка», - пишет ученица 7-го класса.

Постепенно, от занятия к занятию ученики накапливают наблюдения над собственной речью. Практически на каждом уроке они пишут небольшую работу «Штрихи к автопортрету», размышляют над вопросами: «Я в диалоге… настроен(а) на компромисс или конфликт?», «Бывает ли у Вас плохое настроение? От чего оно портится или становится лучше? Влияет ли на ваше настроение общение с окружающими? Как?», «Диалог с учителем», «Диалог с родителем: чем больше в семье ласковых слов, тем крепче семья. Согласны ли вы с этим утверждением?», «Поразмышляем на тему: бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками – все».

Из отдельных наблюдений, штрихов, складывается итоговая работа «Речевой автопортрет» (см. Соколовская Е.А. Спецкурс «Речевой автопортрет» / Пути обновления содержания литературно-художественного образования в открытой школе. – СПб, 1998).

Важно отметить, что работы пишутся анонимно (что обеспечивает большую откровенность), дети (если это 5-7 класс) лишь рисуют на листочке свою эмблему, что доставляет им большое удовольствие.

Также важен момент «отвлечения от оценки». Это факультатив. Оценки учитель не ставит. Но обучение на этом уроке позволят значительно повысить успеваемость по русскому языку и литературе. Сочинения, например, не оцениваются, но всегда пишется ответ-рассуждение учителя (иногда это бывает не одна и даже не две страницы). Награда за это – восторженный взгляд ребенка и сердечное спасибо.

Хочется привести несколько фрагментов из работ учащихся:

«Я очень люблю свою семью. Ласковые слова помогают нам жить дружно. Когда человеку плохо, ему поможет любое ласковое слово» (ученица 5-го класса).

«Бывает, что я раздражителен, неприветлив, но я стараюсь подавить в себе это, работаю над собой и всегда отношусь к своим недостаткам с юмором» (ученик 5-го класса).

«Я боюсь огорчить близких мне людей, я их очень люблю. Считаю, что в моих силах создать им маленькое счастье. Другие тоже могут это сделать, но многие грубят, обижают и не уважают близких» (ученица 6-го класса).

Сравнение работ учеников, выполненных на первых и последних занятиях курса, выявляют положительные изменения, произошедшие в их позициях. Например, один и тот же ученик (судя по эмблеме) пишет в работе «Я в диалоге… настроен(а) на компромисс или конфликт»: «Я очень часто ссорюсь с бабушкой. Мы не понимаем друг друга…», а в работе «Чем больше в семье ласковых слов, тем крепче семья»: «Оказывается, мы с бабушкой можем быть друзьями. Вот что делают ласковые слова…»

Ребята очень любят этот вид работы, всегда с радостью ждут возможности пообщаться таким образом с учителем, да и с одноклассниками, потому что позже происходит обсуждение работ (опять же анонимно).

Вместе мы делаем выводы и оформляем их в виде памяток-распечаток, которые вклеиваются в тетрадь (например: как выйти из конфликтной ситуации с достоинством; учимся писать письма; учимся писать сердечные поздравления и др.).

Сами дети на вопрос анкеты: необходим ли предмет «Культура речи, риторика», нравится ли вам преподавание курса» - отвечают: «Нравится. Но надо чтобы уроки были почаще», «Предмет необходим. Это серьезное изучение русского языка», «Конечно, это необходимо и очень интересно».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.