Урок русского языка в 5 классе по теме «Рассуждать — значит доказывать»

6
0
Материал опубликован 2 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок русского языка в 5 классе по теме «Рассуждать - значит доказывать»

Технологическая карта  урока, посвященного памяти Е.И.Никитиной.

Учитель: Батаева О.Н.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: Рассуждать –значит доказывать.

Структура и ход урока

Название этапа урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный этап. Приветствие

 

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1 мин

2

Мотивация.

Целеполагание.

Планирование результатов.

Презентация –посвящение Е.И.Никитиной, презентация к уроку

 

 

 

 

 

 

1.Вступительное слово о Е.И.Никитиной, памяти которой посвящен урок;  воспитательный момент.

2. Подведение к теме урока.

Анализ четверостишья В. Шефнера:

 

 Тот, кто жил для вещей,

Всё теряет с последним дыханьем.

Тот, кто жил для людей,

После смерти живёт средь живых…

 

 -Как вы понимаете эти строчки?

-Согласны ли вы с автором? В чем?

 -Почему?  (Ответьте, используя шаблон, который понадобится вам в старших классах при написании сочинения в ЕГЭ)

-Какой из типов речи (повствование, описание, рассуждение) вы использовали при ответе на вопросы?

 

-О каком типе речи пойдет сегодня речь на уроке?

 -Что нам нужно будет узнать об этом типе речи?

- чему научиться?

Просмотр презентации.

Отвечают на вопросы учителя по шаблону:

Я согласен(на) с автором в том, что…. Потому что…

 

Определяют тему урока и ставят цели урока, отвечая на вопросы с помощью опорных предложений:

-Сегодня на уроке мы будем говорить о типе речи… (рассуждение)

- Мне нужно узнать… особенности этого типа речи, признаки, структуру и лексический состав текста-рассуждения.

- Мне нужно научиться..

 Рассуждать, создавать тексты-рассуждения

5 мин.

 

 

 

 

5 мин

3

Опрос, актуализация знаний

 

 

 

Работа с термином на доске, поиск ЛЗ слова в словаре.

Использование презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организация мофемного разбора слова РАССУЖДЕНИЕ

2.- Зачем нужно уметь производить морфемный разбор слова. Как это помогает при написании слова?

3.Подберите однокоренной глагол к слову рассуждение , запишите его, продолжите предложение

Рассуждать- значит…

а) толкование в словаре (пара)

б) толкование в учебнике (все)

Какое толкование более понятно для вас?

4.Записывает тему урока:

 Рассуждать - значит доказывать

5.Пунктуационный анализ предложения  (актуализация знаний; опережающее обучение)

1.Индивидуальнаяработа у доски (разбор слова по составу)

2.Делают вывод о необходимости умения видеть морфемный состав слова для верного его написания

3.Ответ на вопрос: что значит РАССУЖДАТЬ?

Работа в паре: поиск в толковом словаре понятий «рассуждение»,

 « рассуждать

Работа с параграфом учебника Е.И.Никитиной

(ответ на вопрос: Рассуждать - значит доказывать (что?- мысль, тезис)

Формулируют тему урока:

«Рассуждать - значит доказывать»

7 мин

4

Изучение нового материала.

Учебник Е.И.Ники

тиной

« Русская речь, 5 кл.» §22; презентация к уроку

 

 

 

 

1.Организует деятельность учащихся по работе с учебником:

Одно из умений, которое вам нужно приобрести на данном уроке- умение создавать текст-рассуждение. Это тексты имеют определенную структуру- композицию  Посмотрите §22 учебника Е.И. Никитиной и найдите материал по этому вопросу.

( -Из каких частей состоит текст-рсассуждение?

 -Что такое тезис?

 -Что такое аргументы?

-Чем заканчивается текст-рассуждение?

2.Организует деятельность учащихся по работе с лексическим материалом( раздаточный материал « Средства связи частей рассуждения») приложение1

1.Работают с параграфом. Формулируют  и записывают в тетради опорную схему

 « Композиция текста-рассуждения» Отвечают на вопросы:

-Из каких частей состоит текст-рассуждение?

 -Что такое тезис? (мысль, которую надо доказать)

-Что такое аргументы? (доказательства)

-Чем заканчивается текст-рассуждение? (выводом, подтверждающим/не подтверждающем  тезис)

2. Подбирают лексический материал-средства связи частей рассуждения, записывают их в тетрадь

4 мин

5

Физминутка

 

Организует учащихся,  проводя «Лингвистическую зарядку» (см. приложение 3)

Если утверждение  верно-приседают, если неверно-отворачиваются.

2 мин.

6

                                        Первичное   закрепление.  Практическая часть

 

Организует работу в группах по составлению текста –рассуждения на тему:

Дни недели рассказывают о себе

1.Сформулируйте мысль, которую мы будем доказывать (тезис)

2. Используя справочные материалы. найдите информацию о происхождении названий некоторых дней недели и используйте ее в аргументах.

3.Сформулируйте вывод.

4. Используя средства связи составьте текст-рассуждение.

5. Зачитайте полученный текст.

6.Дайте оценку текстам одноклассников.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Подбирают материал для доказательств. Составляют текс-рассуждение с использованием специальных лексических средств.

 Оценивают работу одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

                                                  Итог. Рефлексия

                                                

 

 

 

 

 

Продолжите фразы:

 Сегодня на уроке мы говорили о…

 

Мы учились (что делать?)…

 

Особенно мне запомнилось…

 

 

 

 

 

 

 

3мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Домашнее задание

 

Комментирует дифференцированное  домашнее задание:

§90. Написать сочинение-рассуждние на выбор:

1 Упр. 477. (база)

3. О чем нам говорят названия растений (животных, улиц, фамилий).(творч.)

 

Записывают домашнее задание

2 мин.

 


 

 

 

 

 

Приложение 1 (для учащихся)

Упражнение1.

Прочитайте слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения. Какие из них используются для связи тезиса и доказательств, доказательств и вывода? Распределите их по пунктам композиции текста-рассуждения.

Средства связи частей рассуждения.

1.    Обобщим все сказанное

2.    Докажем это…

3.    Это можно доказать так ( следующим образом)

4.    Таким образом,…

5.    Следовательно,…

6.    Это объясняется следующим

7.    Во-первых,… Во-вторых,… В- третьих,…..

8.    К  примеру (например),….

9.    Почему? И вот почему…

10. И наконец,…

Упражнение 2

Дни недели рассказывают о себе

           Каждый  народ по-своему называл дни недели. В русском языке тоже есть специальные  названия для каждого дня. И названия эти даны были не случайно: дни недели могут сами рассказать о себе.

v  Сформулируйте  основную мысль этого текста – тезис, который надо будет доказать

v  Используя справочные материалы и собственный опыт, подберите аргументы, иллюстрирующие происхождение названий дней недели в русском языке. Употребите необходимые лексические средства.

v  Сделайте вывод-заключение, грамотно его оформив.

v  Прочитайте полученный текст-рассуждение.

v  Оцените работу одноклассников, обосновав свое мнение.

 

Справочные материалы для учащихся                                                    

  Слово "неделя" является старым русским словом, обозначающим  день отдыха, в который ничего  не делали. Таким днем был седьмой день у православных христиан, он посвящался Богу, церкви. Какой это день недели? Подумайте, как произошло тогда  слово по-недель-ник? 

                Русское название этого дня недели восходит к слову «Шаббат» , означающему "покой, отдых" в переводе с иврита, т.к. шестой день недели  у иудеев был днем отдыха. Как происхождение слова отразилось на его написании в русском языке?

      В славянских языках слово  "среда" произносилось и как  "середа" , оно  является родственным  со словами  «сердце», «середина».

 

 

Приложение2( для учителя)

Упражнение1

Правильный ответ:

1.      Тезис:  2,3,6,9

2.      Аргументы:  7,8,10

3.      Вывод: 1,4,5

Упражнение2

Примерный ответ:

В  русском  языке  названия  дням  недели  даны  не  случайно. Докажем это.

(Почему дни недели так называются? А вот почему…)

Во-первых, названия связаны с порядком следования дней недели : вторник- второй день, четверг-четвертый, пятница- пятый.

Во-вторых, названия дней объясняются происхождением самих слов. Например, неделей раньше назвался последний  седьмой день, день отдыха, в который ничего  не делали. Следующий после него день назвали понедельником. Т. Е. следующий после недели(ПО-НЕДЕЛьник).  Среда находится в середине недели.

И наконец, названия дней имеют  историческое, библейское происхождение. Суббота-шестой день у иудеев был днем отдыха.  «Шаббат» (отсюда «суббота») на иврите и означает отдых. Название воскресенья пришло в русский язык после принятия христианства. Этот день посвящен посещению храма. Воскресением назывался сначала только один день празднования Пасхи, а потом так стали называть каждый последний день седмицы.

Таким образом, дни недели могут сами  рассказать , почему они так называются.

Приложение3

Физкультминутка    «Лингвистическая зарядка»:

1.     Тема -  это то, о чем говорится в тексте (+  все сели)

2.     В слове росточек в корне пишется А(-  все отвернулись)

3.     Наречия не изменяются(+)

4.     Имя существительное отвечает на вопрос кто?(+)

5.     Слово БЕГ это глагол (-)

6.     Названия рек - это имя собственное(+)

7.     Рассуждать-значит доказывать какую-то мысль(+)

8.     В слове цыган в корне пишется И (-)

9.      Аргументы- это доказательства (+)

10.  Мне сегодня на уроке все понятно/интересно (+/-)


Презентация к уроку "Рассуждать-значит доказывать"
PPTX / 2.29 Мб

Предварительный просмотр презентации

Екатерина Ивановна Никитина Заслуженный учитель, методист, автор книг по развитию речи, профессор, доктор педагогических наук, почётный гражданин Ульяновской области (25.08.1923 – 18.02.2006)

УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ Имя Екатерины Ивановны Никитиной известно многим поколениям учителей не только в России, но и далеко за ее пределами. После окончания семилетки - педагогическое училище, затем учеба в Ульяновском педагогическом институте, который Екатерина Ивановна с отличием закончила в 1946 г. Много лет она работала в школах Ульяновска. В 1959 г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР. С 1963 г. Екатерина Ивановна преподавала на кафедре русского языка Ульяновского государственного педагогического института. До последних дней жизни Е.И. Никитина вела плодотворную исследовательскую, учебную работу, писала новые книги и статьи.

Эти книги – настоящая помощь словесникам страны, работающим над развитием речи школьников Всего Е.И. Никитиной написано свыше 100 книг и десятки методических пособий к ним.

Тот, кто жил для вещей, Всё теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, После смерти живёт средь живых. В. Шефнер

Тот, кто жил для вещей, Всё теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, После смерти живёт средь живых. Как вы понимаете эти строки? Согласны ли вы с автором? Почему? Какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) вы использовали при ответе на вопросы? Я согласен с автором в том, что… Потому что….

- мне нужно научиться.. Сегодня на уроке -мы будем говорить о типе речи… Рассуждение - мне нужно узнать… особенности , признаки , структуру и лексические средства данного типа речи. Рассуждать, создавать тексты-рассуждения

РАС-СУЖД-ЕНИ-Е Тема урока Рассуждать- значит доказывать

Упражнение1. Прочитайте слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения. Какие из них используются для связи тезиса и доказательств, доказательств и вывода? Распределите их по пунктам композиции текста-рассуждения. Средства связи частей рассуждения. 1. Обобщим все сказанное 2. Докажем это… 3. Это можно доказать так ( следующим образом) 4. Таким образом,… 5. Следовательно,… 6. Это объясняется следующим 7. Во-первых,… Во-вторых,… В- третьих,….. 8. К примеру (например),…. 9. Почему? И вот почему… 10. И наконец,…

Упражнение1 Тезис: 2,3,6,9 Аргументы: 7,8,10 3. Вывод: 1,4,5 Сверьте свои ответы по эталону

Лингвистическая зарядка

Упражнение 2 Дни недели рассказывают о себе Каждый народ по-своему называл дни недели. В русском языке тоже есть специальные названия для каждого дня. И названия эти даны были не случайно: дни недели могут сами рассказать о себе. Сформулируйте основную мысль этого текста – тезис, который надо будет доказать Используя справочные материалы и собственный опыт, подберите аргументы, иллюстрирующие происхождение названий дней недели в русском языке. Употребите необходимые лексические средства. Сделайте вывод-заключение, грамотно его оформив. Прочитайте полученный текст-рассуждение. Оцените работу одноклассников, обосновав свое мнение.

Тезис В русском языке названия дням недели даны не случайно. Докажем это… Аргументы Во-первых,.. во-вторых,.. Например,.. Из этого следует, что… Вывод Таким образом,… Обобщим сказанное… Итак,…

Рефлексия Сегодня на уроке мы говорили о… Мы учились (что делать?)… Особенно мне запомнилось…

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.