Урок русского языка в 5 классе по теме «Рассуждать — значит доказывать»
Екатерина Ивановна Никитина Заслуженный учитель, методист, автор книг по развитию речи, профессор, доктор педагогических наук, почётный гражданин Ульяновской области (25.08.1923 – 18.02.2006)
УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ Имя Екатерины Ивановны Никитиной известно многим поколениям учителей не только в России, но и далеко за ее пределами. После окончания семилетки - педагогическое училище, затем учеба в Ульяновском педагогическом институте, который Екатерина Ивановна с отличием закончила в 1946 г. Много лет она работала в школах Ульяновска. В 1959 г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР. С 1963 г. Екатерина Ивановна преподавала на кафедре русского языка Ульяновского государственного педагогического института. До последних дней жизни Е.И. Никитина вела плодотворную исследовательскую, учебную работу, писала новые книги и статьи.
Эти книги – настоящая помощь словесникам страны, работающим над развитием речи школьников Всего Е.И. Никитиной написано свыше 100 книг и десятки методических пособий к ним.
Тот, кто жил для вещей, Всё теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, После смерти живёт средь живых. В. Шефнер
Тот, кто жил для вещей, Всё теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, После смерти живёт средь живых. Как вы понимаете эти строки? Согласны ли вы с автором? Почему? Какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) вы использовали при ответе на вопросы? Я согласен с автором в том, что… Потому что….
- мне нужно научиться.. Сегодня на уроке -мы будем говорить о типе речи… Рассуждение - мне нужно узнать… особенности , признаки , структуру и лексические средства данного типа речи. Рассуждать, создавать тексты-рассуждения
РАС-СУЖД-ЕНИ-Е Тема урока Рассуждать- значит доказывать
Упражнение1. Прочитайте слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения. Какие из них используются для связи тезиса и доказательств, доказательств и вывода? Распределите их по пунктам композиции текста-рассуждения. Средства связи частей рассуждения. 1. Обобщим все сказанное 2. Докажем это… 3. Это можно доказать так ( следующим образом) 4. Таким образом,… 5. Следовательно,… 6. Это объясняется следующим 7. Во-первых,… Во-вторых,… В- третьих,….. 8. К примеру (например),…. 9. Почему? И вот почему… 10. И наконец,…
Упражнение1 Тезис: 2,3,6,9 Аргументы: 7,8,10 3. Вывод: 1,4,5 Сверьте свои ответы по эталону
Лингвистическая зарядка
Упражнение 2 Дни недели рассказывают о себе Каждый народ по-своему называл дни недели. В русском языке тоже есть специальные названия для каждого дня. И названия эти даны были не случайно: дни недели могут сами рассказать о себе. Сформулируйте основную мысль этого текста – тезис, который надо будет доказать Используя справочные материалы и собственный опыт, подберите аргументы, иллюстрирующие происхождение названий дней недели в русском языке. Употребите необходимые лексические средства. Сделайте вывод-заключение, грамотно его оформив. Прочитайте полученный текст-рассуждение. Оцените работу одноклассников, обосновав свое мнение.
Тезис В русском языке названия дням недели даны не случайно. Докажем это… Аргументы Во-первых,.. во-вторых,.. Например,.. Из этого следует, что… Вывод Таким образом,… Обобщим сказанное… Итак,…
Рефлексия Сегодня на уроке мы говорили о… Мы учились (что делать?)… Особенно мне запомнилось…