Урок русского языка в 5 классе по теме «Рассуждать — значит доказывать»
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка в 5 классе по теме «Рассуждать - значит доказывать»
Технологическая карта урока, посвященного памяти Е.И.Никитиной.
Учитель: Батаева О.Н.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Рассуждать –значит доказывать.
Структура и ход урока
№ |
Название этапа урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Организационный этап. Приветствие |
|
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
1 мин |
2 |
Мотивация. Целеполагание. Планирование результатов. |
Презентация –посвящение Е.И.Никитиной, презентация к уроку
|
1.Вступительное слово о Е.И.Никитиной, памяти которой посвящен урок; воспитательный момент. 2. Подведение к теме урока. Анализ четверостишья В. Шефнера:
Тот, кто жил для вещей, Всё теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, После смерти живёт средь живых…
-Как вы понимаете эти строчки? -Согласны ли вы с автором? В чем? -Почему? (Ответьте, используя шаблон, который понадобится вам в старших классах при написании сочинения в ЕГЭ) -Какой из типов речи (повствование, описание, рассуждение) вы использовали при ответе на вопросы?
-О каком типе речи пойдет сегодня речь на уроке? -Что нам нужно будет узнать об этом типе речи? - чему научиться? |
Просмотр презентации. Отвечают на вопросы учителя по шаблону: Я согласен(на) с автором в том, что…. Потому что…
Определяют тему урока и ставят цели урока, отвечая на вопросы с помощью опорных предложений: -Сегодня на уроке мы будем говорить о типе речи… (рассуждение) - Мне нужно узнать… особенности этого типа речи, признаки, структуру и лексический состав текста-рассуждения. - Мне нужно научиться.. Рассуждать, создавать тексты-рассуждения |
5 мин.
5 мин |
3 |
Опрос, актуализация знаний |
Работа с термином на доске, поиск ЛЗ слова в словаре. Использование презентации
|
1.Организация мофемного разбора слова РАССУЖДЕНИЕ 2.- Зачем нужно уметь производить морфемный разбор слова. Как это помогает при написании слова? 3.Подберите однокоренной глагол к слову рассуждение , запишите его, продолжите предложение Рассуждать- значит… а) толкование в словаре (пара) б) толкование в учебнике (все) Какое толкование более понятно для вас? 4.Записывает тему урока: Рассуждать - значит доказывать 5.Пунктуационный анализ предложения (актуализация знаний; опережающее обучение) |
1.Индивидуальнаяработа у доски (разбор слова по составу) 2.Делают вывод о необходимости умения видеть морфемный состав слова для верного его написания 3.Ответ на вопрос: что значит РАССУЖДАТЬ? Работа в паре: поиск в толковом словаре понятий «рассуждение», « рассуждать Работа с параграфом учебника Е.И.Никитиной (ответ на вопрос: Рассуждать - значит доказывать (что?- мысль, тезис) Формулируют тему урока: «Рассуждать - значит доказывать» |
7 мин |
4 |
Изучение нового материала. |
Учебник Е.И.Ники тиной « Русская речь, 5 кл.» §22; презентация к уроку
|
1.Организует деятельность учащихся по работе с учебником: Одно из умений, которое вам нужно приобрести на данном уроке- умение создавать текст-рассуждение. Это тексты имеют определенную структуру- композицию Посмотрите §22 учебника Е.И. Никитиной и найдите материал по этому вопросу. ( -Из каких частей состоит текст-рсассуждение? -Что такое тезис? -Что такое аргументы? -Чем заканчивается текст-рассуждение? 2.Организует деятельность учащихся по работе с лексическим материалом( раздаточный материал « Средства связи частей рассуждения») приложение1 |
1.Работают с параграфом. Формулируют и записывают в тетради опорную схему « Композиция текста-рассуждения» Отвечают на вопросы: -Из каких частей состоит текст-рассуждение? -Что такое тезис? (мысль, которую надо доказать) -Что такое аргументы? (доказательства) -Чем заканчивается текст-рассуждение? (выводом, подтверждающим/не подтверждающем тезис) 2. Подбирают лексический материал-средства связи частей рассуждения, записывают их в тетрадь |
4 мин |
5 |
Физминутка |
|
Организует учащихся, проводя «Лингвистическую зарядку» (см. приложение 3) |
Если утверждение верно-приседают, если неверно-отворачиваются. |
2 мин. |
6 |
Первичное закрепление. Практическая часть |
|
Организует работу в группах по составлению текста –рассуждения на тему: Дни недели рассказывают о себе 1.Сформулируйте мысль, которую мы будем доказывать (тезис) 2. Используя справочные материалы. найдите информацию о происхождении названий некоторых дней недели и используйте ее в аргументах. 3.Сформулируйте вывод. 4. Используя средства связи составьте текст-рассуждение. 5. Зачитайте полученный текст. 6.Дайте оценку текстам одноклассников.
|
Отвечают на вопросы учителя. Подбирают материал для доказательств. Составляют текс-рассуждение с использованием специальных лексических средств. Оценивают работу одноклассников. |
15 мин
|
7 |
Итог. Рефлексия
|
|
Продолжите фразы: Сегодня на уроке мы говорили о…
Мы учились (что делать?)…
Особенно мне запомнилось…
|
|
3мин.
|
8 |
Домашнее задание |
|
Комментирует дифференцированное домашнее задание: §90. Написать сочинение-рассуждние на выбор: 1 Упр. 477. (база) 3. О чем нам говорят названия растений (животных, улиц, фамилий).(творч.)
|
Записывают домашнее задание |
2 мин. |
Приложение 1 (для учащихся)
Упражнение1.
Прочитайте слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения. Какие из них используются для связи тезиса и доказательств, доказательств и вывода? Распределите их по пунктам композиции текста-рассуждения.
Средства связи частей рассуждения.
1. Обобщим все сказанное
2. Докажем это…
3. Это можно доказать так ( следующим образом)
4. Таким образом,…
5. Следовательно,…
6. Это объясняется следующим
7. Во-первых,… Во-вторых,… В- третьих,…..
8. К примеру (например),….
9. Почему? И вот почему…
10. И наконец,…
Упражнение 2
Дни недели рассказывают о себе
Каждый народ по-своему называл дни недели. В русском языке тоже есть специальные названия для каждого дня. И названия эти даны были не случайно: дни недели могут сами рассказать о себе.
v Сформулируйте основную мысль этого текста – тезис, который надо будет доказать
v Используя справочные материалы и собственный опыт, подберите аргументы, иллюстрирующие происхождение названий дней недели в русском языке. Употребите необходимые лексические средства.
v Сделайте вывод-заключение, грамотно его оформив.
v Прочитайте полученный текст-рассуждение.
v Оцените работу одноклассников, обосновав свое мнение.
Справочные материалы для учащихся
Слово "неделя" является старым русским словом, обозначающим день отдыха, в который ничего не делали. Таким днем был седьмой день у православных христиан, он посвящался Богу, церкви. Какой это день недели? Подумайте, как произошло тогда слово по-недель-ник?
Русское название этого дня недели восходит к слову «Шаббат» , означающему "покой, отдых" в переводе с иврита, т.к. шестой день недели у иудеев был днем отдыха. Как происхождение слова отразилось на его написании в русском языке?
В славянских языках слово "среда" произносилось и как "середа" , оно является родственным со словами «сердце», «середина».
Приложение2( для учителя)
Упражнение1
Правильный ответ:
1. Тезис: 2,3,6,9
2. Аргументы: 7,8,10
3. Вывод: 1,4,5
Упражнение2
Примерный ответ:
В русском языке названия дням недели даны не случайно. Докажем это.
(Почему дни недели так называются? А вот почему…)
Во-первых, названия связаны с порядком следования дней недели : вторник- второй день, четверг-четвертый, пятница- пятый.
Во-вторых, названия дней объясняются происхождением самих слов. Например, неделей раньше назвался последний седьмой день, день отдыха, в который ничего не делали. Следующий после него день назвали понедельником. Т. Е. следующий после недели(ПО-НЕДЕЛьник). Среда находится в середине недели.
И наконец, названия дней имеют историческое, библейское происхождение. Суббота-шестой день у иудеев был днем отдыха. «Шаббат» (отсюда «суббота») на иврите и означает отдых. Название воскресенья пришло в русский язык после принятия христианства. Этот день посвящен посещению храма. Воскресением назывался сначала только один день празднования Пасхи, а потом так стали называть каждый последний день седмицы.
Таким образом, дни недели могут сами рассказать , почему они так называются.
Приложение3
Физкультминутка «Лингвистическая зарядка»:
1. Тема - это то, о чем говорится в тексте (+ все сели)
2. В слове росточек в корне пишется А(- все отвернулись)
3. Наречия не изменяются(+)
4. Имя существительное отвечает на вопрос кто?(+)
5. Слово БЕГ это глагол (-)
6. Названия рек - это имя собственное(+)
7. Рассуждать-значит доказывать какую-то мысль(+)
8. В слове цыган в корне пишется И (-)
9. Аргументы- это доказательства (+)
10. Мне сегодня на уроке все понятно/интересно (+/-)
Презентация к уроку "Рассуждать-значит доказывать"
PPTX / 2.29 Мб