Эссе «ФГОС: готовимся и внедряем. Как помогает проектная деятельность?»

3
0
Материал опубликован 15 June 2017 в группе

Псковская область МБОУ «Чихачевская средняя школа» Павлова Фаина Ивановна, воспитатель пришкольного интерната

"ФГОС: готовимся и внедряем. Как помогает проектная деятельность?"

Шаги к успеху вместе с Intel!

Мудрецы говорят, что для того, чтобы найти новый путь, надо свернуть со старой дороги.
Представьте себе маленькую сельскую школу, до Пскова 200 км, автобусы ходят редко, не летят туда самолеты и не едут даже поезда. Школу, которую ранее за пределами региона почти никто не знал. Теперь о нашей школе знают многие, благодаря тому, что есть сетевые технологии и благодаря тому, что в школу пришла программа Intel "Обучение для будущего". 
Первый шаг был сделан в 2005 году. Вот уже восемь лет я активно использую в своей педагогической практике проектную технологию Intel «Обучение для будущего». Она заставила полностью перестроить мой профессиональный стиль, дала колоссальный импульс для творчества и самореализации меня как воспитателя, и, что особенно ценно, помогла многим моим воспитанникам познать себя и раскрыть свои таланты.
Введение нового образовательного стандарта в Российскую систему образования, на мой взгляд, дает новые возможности воспитателю использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на мероприятии. Стандарт устанавливает новую форму организации мероприятия, что позволяет ребенку формировать в себе те качества, которые ожидает от него государство и общество. Все это в совокупности поднимает Российскую систему образования на новый, более высокий уровень, соответствующий мировым стандартам.
Бурное течение XXI века с огромной скоростью несет нас в мир новых компьютерных технологий. Любая инновация требует от человека огромного риска. Словно входишь в бурлящий порог на небольшом суденышке, и от умелой, согласованной работы экипажа зависит успех прохождения порога. Кто же в пришкольном интернате становится мудрым, грамотным руководителем, направляющим свой экипаж в нужную струю? Конечно, воспитатель! Воспитатель-наставник, фасилитатор, владеющий новыми информационными технологиями, ведущий своих воспитанников к первым шагам успеха. 
Работая над проектом, каждый может найти себе дело по душе, изучить его и от азов подняться до вершины мастерства. Участвуя в проектах, дети получают возможность не только раскрыть свои способности, но и сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире, учатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
Проект – это путь, идя по которому, открываешь перед собой все новые и новые остановки. Вот и учатся мои малыши делать шаги познания, двигаясь по пути, находясь в постоянном поиске, решая каждый раз новые задачи, делая открытия и знакомясь с новыми интересными людьми. Всё познавали вместе: учились ребята, училась я. Учились планировать, слушать друг друга, осваивали новые сервисы, новые виды деятельности. Больших вершин мы не достигли, но было совершенно новое чувство окрылённости и победы. Победы над трудностями и собой! И еще было безумно интересно!
Многочисленные проекты помогают научить ребят быть ответственными за свое решение и свои поступки, любознательными и креативными, ищущими и думающими, ответственными, умеющими работать в команде. Таким быть новому человеку, человеку, живущему в XXI веке.
Проектный метод тем и замечателен, что каждый может стать победителем: освоить новый сервис, научиться работать в команде, победить свой страх и т.д. Это - маленькие победы, но все они работают на одну большую: участники проектов начинают мыслить, работать, жить по-новому! Невозможно поучаствовать в проекте и остаться прежним!
«Как много мы узнали и поняли, участвуя в нём!» Они узнали не только много нового и интересного, они смогли самореализоваться. Успех ли это? Конечно, успех! Причем не только конкретного проекта, конкретной команды или конкретного участника. Это успех проектного метода, потому что именно благодаря этому методу и состоялись все эти маленькие победы, маленькие и большие свершения у каждого участника. И только когда воспитатель сам всему научится, достигнет успеха, сможет умело направить ребят по дороге успеха. «Речь идет не о том, чтобы предвидеть будущее, а о том, чтобы творить его», - говорил Дени де Ружмон. Проектная деятельность – это шаг в будущее! 
Наши работы неоднократно занимали призовые места в конкурсах проектов. Всероссийский конкурс "Школа безопасная галактика 2010" 3 место; Всероссийский конкурс "Школа безопасная галактика 2011" 1 место. Сетевые проекты: "Новогодние забавы 2011" I место, Проект Сила двух сердец/Команда Я+ТЫ I место, Проект История одной иконы лауреаты конкурса и др. Победы учеников в конкурсах — это один показатель и моего успеха тоже. Можно ли остановиться на этом? Конечно, нет! Работа в группах помогла детям раскрыть свои творческие способности, развить коммуникативные навыки. Воспитанники интерната, благодаря программе «Учимся с Intel» уже стараются действовать так, как требует ФГОС. Отзыв Быковой Эллы ученицы 11 класса: «Работая в группах, мы обсуждали, выдвигали гипотезы, учились проводить исследования – оттачивали своё мастерство. Каждый из нас должен был зажечь в себе огонёк творчества, выработать умение нестандартно мыслить. Мы стали добрее, внимательнее к окружающим. В следующем году я оканчиваю школу, и надеюсь, что все это пригодится». Отзыв Косарева Александра ученика 7 класса: «Принимая, участие в проектах, научился работать в команде, ставить перед собой цель, выполнять поставленные задачи, познакомился с новыми сервисами WEB 2».
Проектный метод дает возможность объединить детей, дает возможность каждому ребенку выбрать занятие по желанию, по своему умению. Любой проект – это возможность для каждого ребенка обучаться в ситуации успеха. Создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Проект – не конкурс, где есть победители и побежденные. Проект – это возможность учиться и учить друг друга. И выполнив заключительное задание проекта, защитив проект, понимаешь: ты - смог, ты - молодец, ты – победитель!
Я считаю, что дети должны жить в мире красоты, игры, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Для меня творчеством, воплотившейся в жизнь, стали шаги возможности развития с программой Intel «Обучение для будущего». 
Есть такая китайская мудрость: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне, и - я запомню, вовлеки меня - и я научусь". На мой взгляд, она вполне может стать девизом проектной методики. 
Проект – не конкурс, где есть победители и побежденные. Проект – это возможность учиться и учить друг друга. И выполнив заключительное задание проекта, защитив проект, понимаешь: ты - смог, ты - молодец, ты – победитель. И пусть не каждый сегодня лидер, не каждый отличник, но тот, кто вчера робел, сегодня уже участвует в представлении проекта на защите. Каждый ученик ощущает значимость своего вклада в общее дело, каждый получает частичку общего успеха! А успех моих учеников - это мой успех!
Что дальше? Не знаю. Будем учиться.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации