Доклад на тему «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС образования обучающимися с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

1
0
Материал опубликован 6 January 2019

ПЕДСОВЕТ

Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС образования обучающимися с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Только та школа становится очагом духовной жизни,

где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.

Василий Александрович Сухомлинский.

В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования в стране и в частности, нашей школе, отводится федеральным государственным образовательным стандартам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая цели, структуру, содержание, внеурочную деятельность и т.д.

Наша работа строится на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 2016-2017 уч.года и ведётся по Адаптированной основной общеобразовательной программе I и II вариантов.

Реализация АООП осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся.

2.Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения АООП и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, таким образом внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени.

К месту будет сказано слово «школа» имеет греческое происхождение и означает «досуг».

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает нам ВД.

В нашей школе разработано ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание системы, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

3 Целью внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

4. Основные задачи:

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

5. расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения людей;

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживание им.

6. Принципы программы:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

выбор деятельности на основе личных интересов и склонностей ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Направления, формы и виды внеурочной деятельности.

Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с адаптированными основными образовательными программами Школы. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности обеспечивает достижение результатов обучающихся.

7. Внеурочная деятельность в нашей школе организована по 5 направлениям:

коррекционно-развивающее;

духовно-нравственное;

спортивно-оздоровительное;

социальное;

общекультурное.

Очень необычно выбрана внеур. деятельность во 2-Б кл. «Почемучки». Казалось бы, что этих ребят ничто не заинтересует. Но если руководитель творчески подходит к изучению дополнительного материала, то и детям становится интересно. Мы видим , с каким удовольствием Шукри наблюдает, что из обыкновенной картошки может получиться, или вот ребята узнают дополнительную информацию о символах России и сами пытаются нарисовать эти символы, также интересно посмотреть и в микроскоп.

Помимо планов руководители ведут папки , где фиксируются результаты деятельности педагога и ребят. Каждое занятие фиксируется на фото и вкладывается в папку, где желающие (родители или педагоги) могут посмотреть в любой момент.

. В основе организации внеурочной деятельности лежат следующие виды:

игровая;

познавательная;

развлекательная;

социальное творчество;

художественное творчество;

общественно-полезная деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

доступная трудовая деятельность.

. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется руководителем:

экскурсии;

этические, познавательные беседы;

игры с ролевым акцентом;

детские исследовательские проекты;

культпоходы в театры, музеи, выставки;

творческие мастерские;

выставки в школе;

спектакли в классе, в школе;

культпоходы в театры, музеи, выставки;

спортивные игры

Из опыта моей работы по ВД могу сказать, что очень важно выбрать направление, для работы в помощь учителю. В начале года необходимо совместно с учителем спланировать, что будет для обучающихся интересно и необходимо. Но даже в запланированной ВД можно вставлять вкрапления той или иной темы, недостаточно усвоенной на уроке. Я веду внеурочную деятельность «Умелые ручки» и урок ручного труда и могу сказать, что это большое подспорье в проведении урока. Конечно, на внеурочной деятельности мы работаем, в основном, коллективно, но уже видны незначительные результаты в изготовлении некоторых поделок. Сейчас я покажу видео внеурочной деятельности «В мире сказок», где ребята закрепляют математические представления.


 

Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в школе определено соотношение часов, отводимых на каждый вид ВД.

Школа самостоятельно выбрала приоритетные направления внеурочной деятельности, определила формы её организации с учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). На данных занятиях происходит приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

ВД неразрывно связана с воспитательно-образовательным процессом нашей школы. Воспитатели ГПД продолжают работу педагогов, закрепляя результаты, достигнутые на уроках, коррекционных занятиях, контролируют и поощряют применение полученных умений на практике.

Как и во всех видах деятельности мы планируем

результаты внеурочной деятельности.

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью: воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность); эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов—получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.

У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Как известно, капля и камень точит. Каждый день педагоги нашей школы дают капли знаний учащимся, и внеурочная деятельность помогает донести эти капли конкретным ученикам. Так имеет место система воспитательно-образовательного процесса нашей школы в условиях реализации Федерального Стандарта.

Уильям Уорд сказал:

Посредственный - учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

ВД это не урок, она дает в работе такой полет для творчества учителя, который сможет вдохновить будущего человека на всю жизнь.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации