Игра — в форме ТВ-передачи «Звездный час». В ней принимают участие шесть обучающихся и шесть их друзей. Игроки стоят каждый за своим столиком спиной к своим друзьям, которые сидят за своими столиками. Перед игроками и их друзьями лежат таблички с цифрами от 0 до 6. Остальные учащиеся и гости - болельщики. В жюри входят обучающиеся третьего курса и преподаватели.
Правила игры. Если игрок правильно отвечает на вопрос, он получает 1 балл, а если и его друг также отвечает правильно, то 2 балла. Игрок, первым поднявший табличку с правильным ответом, получает звезду. За правильный ответ на дополнительный вопрос в том или ином туре также дается звезда, за хорошее дополнение — 1 балл. 3 заработанных балла обмениваются на звезду. Количество звезд плюс количество баллов являются приоритетом при отборе участников очередного тура. Каждая звезда засчитывается за одно слово в заключительном туре.
Проводить игру преподавателю помогают шесть помощников - обучающихся; два обучающихся обеспечивают техническую подготовку (приборы, портреты ученых, рисунки и т.д.).
Цель игры: продолжить формирование, интереса к физике как науке о природе; побудить учащихся к самостоятельному изучению различных физических явлений; рассказать о жизни и деятельности выдающихся ученых - физиков, которые не нашли своего отражения в учебниках, показать их практический вклад в науку, их человеческие и моральные качества; на конкретных примерах дать объяснение понятию толерантность.
I тур. «Разминка»Ведущий: Дорогие друзья! Начинаем игру «Ваше слово, эрудиты!». В переводе с латинского eruditus [эрудитус] - это человек, который имеет глубокие, всесторонние познания. Можно сказать - это специалист широкого профиля. Памятуя ядовитый парадокс великого английского писателя Бернарда Шоу: «Специалист - это человек, который знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, и в конечном итоге он знает все ни о чем», - мы сегодня постараемся объединить в некоторых предлагаемых вашему вниманию вопросах гуманитарные и естественнонаучные проблемы. Так что все стоящие перед нами игроки - это эрудиты в самом хорошем смысле этого слова.
Итак, начинаем игру! Сегодня в ней принимают участие... (Представляет игроков и их друзей.)
Первая часть первого тура - загадки о физических приборах, которые вы видите на столе. (На столе находятся пронумерованные барометр, термометр, бинокль, реостат, телефон, зеркало.)
1-й помощник. Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда - облака. Ответ. Барометр.
2-й помощник. Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. Ответ. Термометр.
3-й помощник. Своих глаз нет,
А видеть помогает. Ответ. Бинокль.
4-й помощник. Им силу тока изменяют,
Если ползунок сдвигают. Ответ. Реостат.
5-й помощник. Я в Москве, он - в Чигораке,
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним.
Кто нам помогает? Ответ. Телефон.
6-й помощник. Не смотрел в окошко –
Был один Антошка.
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко?
Куда смотрел Антошка? Ответ. Зеркало.
(Игроки и их друзья после каждой загадки поднимают таблички с соответствующими номерами).
Ведущий: Звезду получит тот участник игры, который назовет больше других загадок о физических приборах и устройствах. (Победитель получает звезду.)
Задание второй части первого тура: перечислите как можно больше слов, которые ассоциируются у вас со словом оптика.
Задание третьей части первого тура. Уважаемые эрудиты! Давайте обратимся с вами к прошлому. Представьте себе начало нашей эры. Это примерно период расцвета Древнего Рима. К этому времени было известно семь чистых металлов. Медь - самый древний металл. Она была выплавлена около IV тыс. до н.э. К III тыс. до н.э. были известны золото, серебро (сначала как самородные металлы), свинец, олово, железо (сначала как «дар небес» - железные метеориты) и примерно к 500 г. до н.э. — ртуть. Итак, семь металлов древности: медь, золото, серебро, свинец, олово, железо, ртуть. Семерка, как известно, магическое число. Древние часто стремились прийти в своих подсчетах к этому числу. Так вот, они насчитывали и семь планет. Это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Луну и Солнце также относили к планетам. Средневековые алхимики придавали таинственный смысл совпадению этих семерок, поэтому каждому металлу у них соответствовала своя планета. Задача эрудитов - за одну минуту разгадать код средневековой алхимии, образовав семь пар: металл-планета.
Ответ. Символом золота было Солнце, а серебра -Луна. Оба этих металла считались драгоценными и, естественно, связывались с самыми большими «планетами». Медь как менее драгоценный металл соотносили с Венерой. Марс был символом железа - ведь именно из него делали оружие. Тяжелому и тусклому свинцу как нельзя лучше подходил медленно движущийся по небу Сатурн. Для олова остался Юпитер, поскольку за «живым серебром», ртутью, закрепился проворный Меркурий, имеющий самый короткий период обращения вокруг Солнца, и потому его видимое движение было самым быстрым. Таким образом, пары распределились так: золото—Солнце, серебро-Луна, медь-Венера, железо-Марс, олово-Юпитер, свинец-Сатурн, ртуть-Меркурий.
(Жюри подводит итоги I тура. Отсеивается первый участник.)
II тур. Тайны пятого океана, или Оптические явления в литературеВедущий: Уважаемые игроки! Во втором туре вам предстоит продемонстрировать свои познания в области физики природных явлений. Некоторые из них вы, конечно, наблюдали сами, и не раз. Я имею в виду, например, солнечные закаты, туманы, облака, молнию, радугу, метели и т.д. О других вы знаете из школьного учебника, художественной литературы или понаслышке. Природа — это гигантская физическая лаборатория. Она наглядно демонстрирует относительность всевозможных «перегородок» в нашем предмете, условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, показывает единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Возьмем хотя бы грозу. Здесь мы встречаемся с проявлением одновременно законов механики, электростатики, электродинамики, акустики, оптики. Человек издавна учился у природы, размышлял о причинах тех или иных физических явлений, показанных в произведениях литературы и искусства. Пытался противопоставить физическую сущность природных явлений легендам и суевериям, ибо, как говорил французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро: «Чудеса там, где в них верят. И чем больше верят, тем чаще они встречаются».
Дорогие эрудиты, сейчас вашему вниманию будут предложены отрывки из различных художественных произведений. Нужно назвать описанное оптическое явление (участник должен поднять табличку с соответствующей цифрой) и за дополнительный балл объяснить его природу. Итак, внимание! (Пронумерованные таблички с названиями оптических явлений вывешиваются на доске.)
1-й помощник. «Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!
Гзак бежит серым волком. Кончак ему след указывает к Дону Великому.
На другой день спозаранку кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого! Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы половецкие, на реке на Каяле, у Доне Великого.
О, Русская земля! Уже ты за холмом!»
Ведущий: Итак, автор «Слова о полку Игореве» свидетельствует о необычном атмосферном явлении - четырех солнцах на небе, — воспринятом как знак беды. Могут ли эрудиты назвать это явление, а затем объяснить его?
Ответ. Это гало - световое явление, связанное с преломлением и отражением света ледяными кристаллами. Для возникновения гало необходимо, чтобы между Солнцем и наблюдателем, была легкая пелена перистых или перисто-слоистых облаков высокого яруса, которые состоят из мельчайших ледяных кристалликов, имеющих чаще всего форму шестигранных столбиков. Солнечные лучи преломляются в них, как в призме, и отражаются от их граней, как от. зеркала. Если кристаллики располагаются хаотично, вокруг Солнца или Луны могут появляться круги; если они занимают вертикальное положение, то образуются ложные Солнца. Бывают гало в виде креста, столба, кольца и т.д.
2-й помощник. «Там тихонько отделяется полоска земли и блестит узенько протянувшаяся вода. А над ней, смутно рисуясь, проступают синеватые силуэты верб, ветряки, крыши. И все это - живое, зыбкое, неуловимое, и сами собой ускоряются шаги к людскому жилью. А синеватые вербы, ветряки, крыши постоят немного, помутнеют, тоненько отделятся от земли, призрачно подержатся в воздухе и тихонько, без следа растают в знойной игре, и лишь легкие курева курятся, плавают коршуны, чернеют граи, и меняющаяся степь безгранично глядит в бегущее небо». (Из романа А. Серафимовича «Город в степи».)
А французский астроном Камилъ Фламмарион в своей книге «Атмосфера» так описывает явление, которое наблюдалось в городе Вервье (Бельгия) в июне 1815 г.:
«Однажды утром жители города увидели в небе войско, и так ясно, что можно было различить костюмы артиллеристов и даже, например, пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится... Это было утро сражения при Ватерлоо!»
Ведущий: Уважаемые эрудиты, как же называется это необычное явление? Как оно объясняется?
Ответ. Это мираж. Он возникает вследствие преломления и отражения световых лучей, идущих от предметов к глазу наблюдателя через слои воздуха различной плотности. На поверхности слоя воздуха меньшей плотности образуется как бы зеркало, в котором и отражаются различные предметы. В степях, пустынях над сильно нагретой землей возникает тонкий слой горячего, менее плотного воздуха, который отражает вышележащие предметы: деревья, небо, горы. Путнику отражение неба кажется водой - озером или морем, — и он спешит к ней. Это нижний, или озерный, мираж. Если же слой воздуха, прилегающий к земле, холодный и, следовательно, более плотный, а над ним располагается слой воздуха меньшей плотности, то от поверхности этого слоя отражаются предметы, расположенные ниже его. Это верхний мираж (например, небезызвестный корабль призрак «Летучий голландец»). Верхние миражи отличаются большим разнообразием. В описании Фламмариона речь идет о мираже сверхдальнего видения. Еще есть боковой мираж, когда изображение предмета появляется справа или слева от него, чаще всего у сильно нагретых стен и скал.
3-й помощник. «Ночь была безлунная, звездная, морозная и ясная. Темно, только на юго-востоке небо внизу слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я любовался этим слабым светом, который вдруг превратился в сходящиеся снопы лучей, протянувшиеся кверху. От их прикосновения на юго-востоке зажглась медленно колеблющаяся завеса, свисающая складками с неба. Быть может, это было вознесенное в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось дыхание ее желания, оно становилось горячим и светлым. Дыхание Изольды пробегало по нему, оно трепетало и волновалось. Это было так похоже на ее крик: "Он идет! Боже, он идет!" Завеса вспыхнула пламенем и зажгла небо». (Из книги Р.Кента «Саламина».)
Ведущий: Какое атмосферное явление так поэтично описывает Кент?
Ответ. Полярное сияние. Это люминесцентное свечение, возникающее в результате взаимодействия летящих от Солнца заряженных частиц — электронов и протонов — с атомами и молекулами земной атмосферы. Появление же этих заряженных частиц в определенных районах атмосферы и на определенных высотах есть результат взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли. Наблюдаемые полярные сияния отличаются большим разнообразием. Обычно выделяют четыре основные формы: дугу, лучи, ленты, диффузные пятна. Наиболее простая форма - дуга или полоса. Она имеет ровное свечение, более яркое в нижней части и постепенно исчезающее вверху. Дуга простирается через весь небосвод в направлении восток—запад; ее протяженность достигает тысяч километров. Однородные дуги (полосы) бывают беловато-зеленого, красноватого или лилового цветов.
Лучи выглядят на небе так, как будто множество поставленных в ряд мощных прожекторов светят вверх. В вышине они как бы сходятся. Обычно образовавшаяся лучистая полоса зеленоватого света имеет внизу розовато-оранжевую кайму.
Свечения, имеющие форму лент, могут образовывать складки или закручиваться в спирали. Высоко в небе повисают гигантские занавеси, они колышутся, волнуются, меняют очертания и яркость. Окраска лент в основном зеленовато-синяя с переходом к розоватым и красным тонам в нижней части.Диффузные пятна — это сияния, которые имеют форму размытых пятен, похожих на гигантские светящиеся облака площадью порядка 100 км2. Обычно они окрашены в белесые или красноватые тона.
4-й помощник. По библейской легенде, бог Яхве после всемирного потока повесил на небе знак, означающий, что он больше не станет так жестоко карать людей: «Я полагаю знак мой в облаке, чтобы он был знамением вечного согласия между мною и между землею».
С давних времен у людей существует поверье, будто в том месте, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком.
Это удивительное в своей красоте «мимолетное виденье» буквально тает на наших глазах, оставляя чувство светлой грусти. Об этом очень хорошо писал Федор Иванович Тютчев'. «Как неожиданно и ярко...»
Ведущий: Итак, уважаемые эрудиты, о каком явлении идет речь? Кстати, еще в древнеиндийском эпосе «Рамаяна» это видение упоминается как лук семицветный Громовника. Поднимайте ваши таблички.
Ответ. Радуга. Радуга возникает, когда Солнце освещает завесу дождя. Причина ее появления заключается в том, что дождевая капля - это маленький шарик, в который входят солнечные лучи. Луч может выйти из капли после одного, двух и более отражений. Так как дождевые капли очень малы относительно расстояния до глаза наблюдателя, то их можно считать точками. В связи с этим, как писал в «Лекциях по оптике» И. Ньютон, «рассматриваются только углы, образуемые падающими лучами с выходящими. Там, где эти углы наибольшие или наименьшие, выходящие лучи более сгущены. Так как различные роды лучей составляют различные наибольшие и наименьшие углы, то лучи, наиболее плотно собирающиеся у различных мест, имеют стремление к проявлению собственных цветов».
Капли дождя не висят в воздухе неподвижно, а довольно быстро падают вниз. Однако они сменяют друг друга так быстро, что глаз наблюдателя не улавливает происходящей смены; в результате наблюдатель видит неподвижное изображение радуги.
Если дождевые капли крупные (диаметром 1-2 мм), то радуга очень яркая, в ней хорошо видны полосы. Если капли поменьше, радуга кажется блеклой, размытой. При диаметре капель меньше 0,05 мм видна бесцветная, белая радуга.
Зимой во время сильных морозов, когда в воздухе находится много мельчайших кристалликов льда, можно увидеть белую радугу.
Довольно редкое явление - перевёрнутая радуга -наблюдается, когда солнечные лучи дважды отражаются на своем пути: сначала от спокойной поверхности водоема, затем от дождевых капель.
Находясь высоко над землей, например в самолете, можно увидеть еще одно редкое явление — радугу в виде полного круга.
Ночью можно наблюдать лунную радугу. Она образована лунным светом и от дневной радуги отличается слабой окраской.
5-й помощник. «Шторм не унимался несколько дней. Океан ревел и грохотал, грозя поглотить каравеллу. У моих измученных матросов почти не осталось сил бороться со стихией. И вдруг... По волнам побежали огни! Через минуту они появились на мачтах каравеллы, и стало слышно их легкое потрескивание. Команда восприняла это как добрый знак, мы были спасены». (Из дневника великого мореплавателя Христофора Колумба.)
Ведущий: Что могут сказать по этому поводу эрудиты?
Ответ. Это явление называется огнями святого Эльма. Название дошло до нас из средних веков - на шпилях церкви святого Эльма наблюдались огни. Это тихие разряды электричества, возникающие при грозовых явлениях, во время снежных бурь, шквалов при сильной наэлектризованности атмосферы. Заряды не могут пробить себе путь через слой воздуха. В результате происходит коронный разряд — медленная молния. Из остроконечных предметов начинает вылетать огромное количество мельчайших электрических искр, образуя свечение.
6-й помощник. Садится солнце. Воздух дивно тих,
И вздрагивает ветер, словно сонный.
Окошки темных домиков на миг
Зарделись и погасли. Отягченный
Росой внезапной стынет луг. Затих
Весь необъятный мир. И благовонный,
Прозрачный пар понесся в вышину...
И небо ждет холодную луну. И. С. Тургенев.
Ведущий. Какое явление, навевающее на слушателя тихую грусть, печаль, граничащую с умиротворением, описывает Тургенев? (Игроки и их друзья поднимают таблички с номерами ответа.) Какие еще необычные лучи можно увидеть при закате Солнца?
Ответ. Речь идет о солнечном закате. Белый свет сложный. Атмосфера, как призма, раскладывает его на цвета. Это особенно заметно, когда Солнце опускается к горизонту. По существу, мы видим не один белый диск Солнца, а несколько цветных, наложенных друг на друга. Складываясь, они дают белый цвет. При этом верхний и нижний края Солнца, там, где цветные диски не смешиваются (в силу волновой природы света), остаются окрашенными: верхний край имеет цвет более светлых тонов, а нижний - ярко-красный, иногда багровый. Согласно народным приметам, если заря на закате или восходе Солнца золотистая, светло-розовая, то будет ясная погода. Красно-багровое заходящее Солнце предвещает ветреную погоду.
При благоприятных погодных условиях можно заметить необычный зеленый луч, идущий от верхнего края Солнца. Яркий зеленый свет вспыхивает на несколько секунд, когда почти весь солнечный диск уже скрылся за горизонтом. Это впечатляющее зрелище можно наблюдать в такие вечера, когда Солнце вплоть до самого заката ярко светит и почти не изменяет своего цвета, оставаясь желтым или в крайнем случае желтовато-оранжевым. При этом важно, чтобы горизонт имел отчетливую линию, без всяких неровностей: ближнего леса, строений и т.д. Этих условий легче всего добиться на море, вот почему зеленый луч хорошо известен морякам. Чаще всего виден именно зеленый, а не синий луч, поскольку синие лучи сильнее рассеиваются в воздухе и до наших глаз почти не доходят. Зеленый луч — редкое явление, а синий - просто редчайшее.
(Жюри подводит итоги II тура. Отсеивается второй участник.)
III тур. Логические цепочкиВедущий: Уважаемые эрудиты! В этом туре вам предстоит, хорошенько подумав, согласиться с изложенными моими помощниками фактами (при этом вы поднимаете табличку с цифрой «0») или опровергнуть их (поднимаете одну или же сразу две таблички — какой ответ неверный или какие ответы следует поменять местами). Если вы после такого ответа дадите пояснение, ибо, как говорил Козьма Прутков, «пояснительные выражения объясняют темные мысли», то получите дополнительный балл. Итак, начинаем третий тур.
1-й помощник. Радиоприемник, телефон, иконоскоп (первая передающая телевизионная трубка) были изобретены в упомянутом хронологическом порядке?
Ответ. Следует поднять таблички с цифрами «1» и «2». Телефон запатентовал в 1876 г. шотландец Александр Белл, профессор физиологии речи (с 1871 г. жил в США). Радиоприемник впервые в мире смонтировал русский физик и электротехник Александр Попов в 1895 г. В 1931 г. инженер-изобретатель, выходец из России (с 1919 г. - жил в США) Владимир Зворыкин запатентовал электронный иконоскоп.
2-й помощник. В состав ядра атома входят электроны, протоны и нейтроны. Так ли это?
Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «1», т.к. электроны в состав ядра атома не входят.
3-й помощник. Это правда, что словами якорь, ротор, статор называют вращающуюся часть электрической машины?
Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «3», т.к. статор — это неподвижная часть генератора или двигателя.
4-й помощник. Оптические приборы — очки, телескоп, микроскоп - изобретены в упомянутой мною последовательности или нет?
Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «0». Первая документальная запись об очках на Руси относится к 1636 г. Телескоп изобретен Галилео Галилеем в начале XVII в. С помощью зрительной трубы он открыл четыре спутника Юпитера, горы на Луне, пятна на Солнце и т.д. Микроскоп изобретен знаменитым голландским ученым Антоны ван Левенгуком во второй половине XVII в.
5-й помощник. Как вы считаете, может ли космонавт, находясь в полете на космическом корабле, вскипятить воду в электрическом чайнике? следить за временем по маятниковым часам? пользоваться пипеткой?
Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «2». Вскипятить воду в электрическом чайнике можно, хотя в невесомости процесс нагревания будет более долгим, чем на Земле, т.к. нагретая вода не будет подниматься вверх. Маятниковые часы идти не будут из-за отсутствия силы тяжести. Пипеткой пользоваться можно, т.к. принцип ее действия основан на разности давлений.
6-й помощник. Обычно на колбе электрической лампочки, которая светит у каждого из вас в квартире, указываются ее электрические параметры - сила тока, напряжение, мощность. Вы согласны с этим?
Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «1», т.к. обычно на электрических лампочках указываются напряжение и мощность.
(Жюри подводит итоги III тура. Отсеивается третий участник.)
IV тур. Tolerantia, или И гении тоже могут быть беженцамиВедущий: Уважаемые игроки и болельщики! В названии очередного тура нашей интеллектуальной игры присутствует слово толерантность. В энциклопедическом словаре оно определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость всегда служила признаком высокого духовного и культурного уровня человека. Вы смотрите телепередачи, слушаете радио и знаете, что сегодня по всему миру сотни тысяч людей покидают свои родные места, бросают свои жилища, чтобы избежать военных столкновений и террора, покинуть экологически неблагополучный район, уберечь себя и своих детей от истребления по расовым, национальным или религиозным признакам. Кто такие мигранты или вынужденные переселенцы, мы с вами очень хорошо знаем. Люди, которые сменили свое место жительства, являются не только объектами помощи, но и сами являются источником интеллектуального обогащения того коллектива, в который они вливаются. Это прежде всего относится к людям науки, культуры, искусства. На протяжении веков многие ученые, в том числе и физики, по разным причинам вынуждены были покидать свою родину и работать за границей. Но никогда большинство из них не забывало, что означает латинское слово tolerantia.
Очередной тур нашей игры посвящен выдающимся ученым-физикам, к которым термин толерантность имеет самое непосредственное отношение. Ваша задача, уважаемые эрудиты, указать при помощи таблички фамилию ученого, о котором, по вашему мнению, рассказывают мои помощники. (На доске размещены пронумерованные портреты Н. Бора, П. Н. Лебедева, А. С. Попова, А. Д. Сахарова, Э. Ферми, А. Эйнштейна.)
1-й помощник. Вряд ли существовал другой такой ученый, личность которого была бы столь популярна среди людей нашей планеты. Он родился 14 марта 1879 г. в маленьком немецком городке Ульме, из которого семья позже переехала в Мюнхен, а в 1893 г. — в Швейцарию. В 1905 г. никому не известный эксперт Бернского патентного бюро публикует работу, посвященную частной теории относительности под названием «К электродинамике движущихся тел». В том же году он дает объяснение фотоэффекта на основе квантовой гипотезы Планка. В течение 1907-1916 гг. создает общую теорию относительности — теорию тяготения. С 1914 г. он продолжает свою научную деятельность в Германии.
Ему была чужда безучастность и к судьбе общества в целом, и к острым социальным проблемам. Он был тесно связан со многими общественно-политическими событиями, они его волновали и побуждали к активным действиям в защиту прогресса, мира и справедливости.
В 30-е гг. он вплотную сталкивается с фашизмом. Его, ученого с мировым именем, зачисляют в разряд врагов гитлеровского режима. Его научные труды были сожжены в огромном костре на одной из берлинских площадей вместе с книгами Гейне и Толстого, Шиллера и Гете, а за его голову было обещано 50 тысяч марок.
В 1933 г. этот выдающийся физик XX столетия вынужден был эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где продолжал свою научную и общественную деятельность до самой смерти.
Знаменитый испанский виолончелист Пабло Казальс назвал его «совестью человечества в такое время, когда многие достижения цивилизации теряли цену».
Ответ. А. Эйнштейн.
2-й помощник. Этот русский физик и электротехник впервые в мире применил электромагнитные волны для практической радиосвязи. В начале 1895 г. он усовершенствовал порошковый детектор электромагнитных волн и на его основе создал совершенный по тому времени вариант приемника, с помощью которого показал возможность беспроволочной передачи электрических сигналов. 7 мая того же года он продемонстрировал созданный им радиоприемник на заседании Русского физико-химического общества. Является изобретателем грозоотметчика - прибора для регистрации грозовых разрядов.
Будучи ректором Петербургского электротехнического института, оказался в водовороте бурных событий первой русской революции. На одно из предложений переехать за границу ответил так: «Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд я имею право отдавать только моей родине. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».
Ответ. А. С. Попов.
3-й помощник. Этот выдающийся итальянский физик родился 29 ноября 1901 г. в Риме. Он имеет многочисленные работы в области атомной физики, статистической механики, физики космических лучей, физики высоких энергий, астрофизики и технической физики. Он является одним из основоположников квантовой электродинамики, автором канонических правил квантования поля. В 1933-1934 гг. создал количественную теорию бета-распада, положившую начало теории слабых взаимодействий. В 1934 г. открыл искусственную радиоактивность, обусловленную нейтронами, обнаружил явление замедления нейтронов и дал его теорию, за что в 1938 г. ему была присуждена Нобелевская премия, высказал идею о получении в результате облучения урана нейтронами новых (заурановых) элементов.
Выехав за получением Нобелевской премий в Стокгольм вместе с семьей, он не вернулся в Италию, где фашистская диктатура Муссолини, по существу, ликвидировала условия для нормальной научной работы. В США (г. Чикаго) он построил первый ядерный реактор и 2 декабря 1942 г. впервые осуществил его запуск, получив самоподдерживающуюся цепную реакцию. Положил начало нейтронной оптике и нейтронной спектроскопии.
Он являлся членом многих академий наук и научных обществ. В его честь назван 100-й химический элемент, в США учреждена премия его имени.
Советский физик Бруно Понтекорво (родившийся в Италии, с 1950 г. живший в СССР) так писал о нем: «И если можно говорить о врожденном призвании, то, несомненно, он был рожден физиком <...> его появление на научной, арене XX века - явление скорее уникальное, чем редкое».
Ответ. Э. Ферми
4-й помощник. Этот русский физик, блестящий экспериментатор-виртуоз, родился в Москве 8 марта 1866 г. В 1891 г. окончил Страсбургский университет. Известен как автор исследований, выполненных скромными средствами на грани технических возможностей того времени и поражающих глубокой интуицией и гениальностью. В 1895 г. он впервые создал комплекс устройств для генерирования и приема миллиметровых электромагнитных волн длиной волны 6 и 4 мм, установил их отражение, двойное преломление, интерференцию. В 1899 г. экспериментально доказал существование давления света на твердые тела, а в 1907 г. - на газы, что явилось прямым подтверждением электромагнитной теории света. Опыты по световому давлению принесли ему мировую славу. Он создал первую физическую школу в России.
В 1911 г. в знак протеста против реакционных действий царского министра просвещения Льва Кассо оставил Московский университет вместе со многими прогрессивными преподавателями. О его решении быстро стало известно за границей. Крупнейший ученый того времени Сванте Аррениус из Стокгольма писал ему: «Естественно, что для Нобелевского института было бы большой честью, если бы Вы пожелали там устроиться работать, и мы, без сомнения, предоставили бы Вам все необходимые средства, чтобы Вы имели возможность работать дальше... Вы, разумеется, получили бы совершенно свободное положение, как это соответствует Вашему рангу в науке». Но это лестное предложение отвергается. На пожертвования передовых русских людей организуется новая лаборатория.
Однако после всех мучительных событий духовные и моральные силы ученого были подорваны, и вскоре, в возрасте 46 лет, он умер.
Ответ. П. Н. Лебедев
5-й помощник. Этот известнейший датский физик является одним из создателей современной физики, мировой научной школы. Он создал теорию атома, в основу которой легли планетарная модель атома, квантовые представления и предложенные им постулаты. Им написаны важные работы по теории металлов, теории атомного ядра и ядерных реакций. В 1922 г. он получил Нобелевскую премию.
В 1938 г. он выступает на Всемирном конгрессе антропологии и этнографии с докладом «Философия естествознания и культуры народов», резко направленным против расовой теории нацистов. Немецкая делегация во время доклада покидает зал, а ученый вносится в список смертельных врагов третьего рейха. В это время в созданном им Институте теоретической физики уже работает часть итальянских физиков-эмигрантов. В этом же году он принимает у себя Энрико Ферми с семьей и помогает им переправиться в США, избавляя их тем самым от преследования со стороны фашистов; он также помогает устроиться в Стокгольме физику Лизе Мейт-нер, попавшей под действие расистских законов после захвата Австрии фашистами.
После того как правительство Дании 9 апреля 1940 г. сообщило о капитуляции, он уничтожает архив Комитета содействия ученым-эмигрантам и обращается к датскому правительству с просьбой не допускать в стране расовых преследований. Ученые разных стран просят его покинуть Данию и предлагают свои услуги. Но он остается в Копенгагене. Только в 1943 г. он вынужден переехать в США, где живет и работает до возвращения на родину (август 1945 г.).
Он — активнейший участник борьбы против атомной угрозы. Почетный член более двадцать академий наук мира. В его честь датское правительство и Датская академия наук учредили золотую медаль с изображением профиля ученого на аверсе (лицевой стороне). На реверсе изображена модель атома с надписью вокруг: «Противоположности суть дополнения».
Ответ. Н. Бор
6-й помощник. В 2001 г. этому знаменитому советскому физику, академику, выдающемуся общественному деятелю исполнилось бы 80 лет. К сожалению, он не дожил до этой даты. Не дожил из-за негативного отношения к нему верхушки общества, которому он отдавал все свои знания, опыт и энергию.
Он является одним из авторов первых работ по осуществлению термоядерной реакции и проблеме управляемого термоядерного синтеза. Предложил (совместно с И. Е. Таммом) идею магнитного удержания высокотемпературной плазмы. Автор работ по физике элементарных частиц, гравитации, космологии, астрофизике.
Он, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 января 1980 г. был лишен всех государственных наград и безвыездно провел несколько лет в г. Горьком. В 90-х гг. его правдивые выступления на съезде народных депутатов «затопывались» и «захлопывались» наиболее ретивыми «народными избранниками». А сегодня его, неутомимого борца за мир и справедливость, называют «совестью эпохи».
Ответ. А. Д. Сахаров
(Жюри подводит итоги IV тура. Отсеивается четвертый участник.)
V тур. Кто больше?
Ведущий: Вам нужно составить как можно больше слов из букв слова толерантность.
(Отсеивается пятый участник. Жюри подводит итоги игры. Победители награждаются отличными оценками, дипломами и призами.)