12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Князева Наталья Борисовна12781
Князева Наталья Борисовна. Стаж работы 28 лет. Категория - высшая
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Игра — в форме ТВ-передачи «Звездный час». В ней принимают участие шесть обучающихся и шесть их друзей. Игроки стоят каждый за своим столиком спиной к своим друзьям, которые сидят за своими столиками. Перед иг­роками и их друзьями лежат таблички с цифрами от 0 до 6. Остальные учащиеся и гости - болельщики. В жюри входят обучающиеся третьего курса и преподаватели.

Правила игры. Если игрок правильно отвечает на воп­рос, он получает 1 балл, а если и его друг также отвечает правильно, то 2 балла. Игрок, первым поднявший таб­личку с правильным ответом, получает звезду. За пра­вильный ответ на дополнительный вопрос в том или ином туре также дается звезда, за хорошее дополнение — 1 балл. 3 заработанных балла обмениваются на звезду. Количество звезд плюс количество баллов являются приорите­том при отборе участников очередного тура. Каждая звезда засчитывается за одно слово в заключительном туре.

Проводить игру преподавателю помогают шесть по­мощников - обучающихся; два обучающихся обеспечивают техничес­кую подготовку (приборы, портреты ученых, рисунки и т.д.).

Цель игры: продолжить формирование, интереса к физике как науке о природе; побудить учащихся к само­стоятельному изучению различных физических явлений; рассказать о жизни и деятельности выдающихся ученых - физиков, которые не нашли своего отражения в учебниках, показать их практический вклад в на­уку, их человеческие и моральные качества; на конкрет­ных примерах дать объяснение понятию толерантность.

I тур. «Разминка»

Ведущий: Дорогие друзья! Начинаем игру «Ваше слово, эрудиты!». В переводе с латинского eruditus [эрудитус] - это человек, который имеет глубо­кие, всесторонние познания. Можно сказать - это специ­алист широкого профиля. Памятуя ядовитый парадокс великого английского писателя Бернарда Шоу: «Специа­лист - это человек, который знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, и в конечном итоге он знает все ни о чем», - мы сегодня постараемся объединить в неко­торых предлагаемых вашему вниманию вопросах гума­нитарные и естественнонаучные проблемы. Так что все стоящие перед нами игроки - это эрудиты в самом хорошем смысле этого слова.

Итак, начинаем игру! Сегодня в ней принимают учас­тие... (Представляет игроков и их друзей.)

Первая часть первого тура - загадки о физических приборах, которые вы видите на столе. (На столе нахо­дятся пронумерованные барометр, термометр, бинокль, реостат, телефон, зеркало.)

1-й помощник. Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда - облака. Ответ. Барометр.

2-й помощник. Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. Ответ. Термометр.

3-й помощник. Своих глаз нет,

А видеть помогает. Ответ. Бинокль.

4-й помощник. Им силу тока изменяют,

Если ползунок сдвигают. Ответ. Реостат.

5-й помощник. Я в Москве, он - в Чигораке,

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним.

Кто нам помогает? Ответ. Телефон.

6-й помощник. Не смотрел в окошко –

Был один Антошка.

Посмотрел в окошко –

Там второй Антошка!

Что это за окошко?

Куда смотрел Антошка? Ответ. Зеркало.

(Игроки и их друзья после каждой загадки поднима­ют таблички с соответствующими номерами).

Ведущий: Звезду получит тот участник игры, кото­рый назовет больше других загадок о физических прибо­рах и устройствах. (Победитель получает звезду.)

Задание второй части первого тура: перечислите как можно больше слов, которые ассоциируются у вас со сло­вом оптика.

Задание третьей части первого тура. Уважаемые эру­диты! Давайте обратимся с вами к прошлому. Представь­те себе начало нашей эры. Это примерно период расцвета Древнего Рима. К этому времени было известно семь чистых металлов. Медь - самый древний металл. Она была выплавлена около IV тыс. до н.э. К III тыс. до н.э. были известны золото, серебро (сначала как самородные металлы), свинец, олово, железо (снача­ла как «дар небес» - железные метеориты) и примерно к 500 г. до н.э. — ртуть. Итак, семь металлов древности: медь, золото, серебро, свинец, олово, железо, ртуть. Се­мерка, как известно, магическое число. Древние часто стремились прийти в своих подсчетах к этому числу. Так вот, они насчитывали и семь планет. Это Меркурий, Ве­нера, Марс, Юпитер и Сатурн. Луну и Солнце также относили к планетам. Средневековые алхимики придава­ли таинственный смысл совпадению этих семерок, поэто­му каждому металлу у них соответствовала своя планета. Задача эрудитов - за одну минуту разгадать код средне­вековой алхимии, образовав семь пар: металл-планета.

Ответ. Символом золота было Солнце, а серебра -Луна. Оба этих металла считались драгоценными и, есте­ственно, связывались с самыми большими «планетами». Медь как менее драгоценный металл соотносили с Вене­рой. Марс был символом железа - ведь именно из него делали оружие. Тяжелому и тусклому свинцу как нельзя лучше подходил медленно движущийся по небу Сатурн. Для олова остался Юпитер, поскольку за «живым сереб­ром», ртутью, закрепился проворный Меркурий, имею­щий самый короткий период обращения вокруг Солнца, и потому его видимое движение было самым быстрым. Таким образом, пары распределились так: золото—Солн­це, серебро-Луна, медь-Венера, железо-Марс, олово-Юпитер, свинец-Сатурн, ртуть-Меркурий.

(Жюри подводит итоги I тура. Отсеивается пер­вый участник.)

II тур. Тайны пятого океана, или Оптические явле­ния в литературе

Ведущий: Уважаемые игроки! Во втором туре вам предстоит продемонстрировать свои познания в области физики природных явлений. Некоторые из них вы, ко­нечно, наблюдали сами, и не раз. Я имею в виду, напри­мер, солнечные закаты, туманы, облака, молнию, раду­гу, метели и т.д. О других вы знаете из школьного учеб­ника, художественной литературы или понаслышке. При­рода — это гигантская физическая лаборатория. Она на­глядно демонстрирует относительность всевозможных «перегородок» в нашем предмете, условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, показы­вает единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Возьмем хотя бы грозу. Здесь мы встречаемся с проявлением одновременно законов меха­ники, электростатики, электродинамики, акустики, оп­тики. Человек издавна учился у природы, размышлял о причинах тех или иных физических явлений, показан­ных в произведениях литературы и искусства. Пытался противопоставить физическую сущность природных яв­лений легендам и суевериям, ибо, как говорил француз­ский писатель и философ-просветитель Дени Дидро: «Чу­деса там, где в них верят. И чем больше верят, тем чаще они встречаются».

Дорогие эрудиты, сейчас вашему вниманию будут пред­ложены отрывки из различных художественных произве­дений. Нужно назвать описанное оптическое явление (уча­стник должен поднять табличку с соответствующей циф­рой) и за дополнительный балл объяснить его природу. Итак, внимание! (Пронумерованные таблички с названи­ями оптических явлений вывешиваются на доске.)

1-й помощник. «Дремлет в поле Олегово храброе гнез­до. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый по­ловец!

Гзак бежит серым волком. Кончак ему след указывает к Дону Великому.

На другой день спозаранку кровавые зори свет пред­вещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четы­ре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого! Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы по­ловецкие, на реке на Каяле, у Доне Великого.

О, Русская земля! Уже ты за холмом!»

Ведущий: Итак, автор «Слова о полку Игореве» сви­детельствует о необычном атмосферном явлении - четы­рех солнцах на небе, — воспринятом как знак беды. Мо­гут ли эрудиты назвать это явление, а затем объяснить его?

Ответ. Это гало - световое явление, связанное с преломлением и отражением света ледяными кристалла­ми. Для возникновения гало необходимо, чтобы между Солнцем и наблюдателем, была легкая пелена перистых или перисто-слоистых облаков высокого яруса, которые состоят из мельчайших ледяных кристалликов, имеющих чаще всего форму шестигранных столбиков. Солнечные лучи преломляются в них, как в призме, и отражаются от их граней, как от. зеркала. Если кристаллики распола­гаются хаотично, вокруг Солнца или Луны могут появ­ляться круги; если они занимают вертикальное положе­ние, то образуются ложные Солнца. Бывают гало в виде креста, столба, кольца и т.д.

2-й помощник. «Там тихонько отделяется полоска зем­ли и блестит узенько протянувшаяся вода. А над ней, смутно рисуясь, проступают синеватые силуэты верб, ветряки, крыши. И все это - живое, зыбкое, неуловимое, и сами собой ускоряются шаги к людскому жилью. А синеватые вербы, ветряки, крыши постоят немного, по­мутнеют, тоненько отделятся от земли, призрачно подер­жатся в воздухе и тихонько, без следа растают в знойной игре, и лишь легкие курева курятся, плавают коршуны, чернеют граи, и меняющаяся степь безгранично глядит в бегущее небо». (Из романа А. Серафимовича «Город в степи».)

А французский астроном Камилъ Фламмарион в своей книге «Атмосфера» так описывает явление, которое на­блюдалось в городе Вервье (Бельгия) в июне 1815 г.:

«Однажды утром жители города увидели в небе войско, и так ясно, что можно было различить костюмы артилле­ристов и даже, например, пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится... Это было утро сражения при Ватерлоо!»

Ведущий: Уважаемые эрудиты, как же называется это необычное явление? Как оно объясняется?

Ответ. Это мираж. Он возникает вследствие прелом­ления и отражения световых лучей, идущих от предметов к глазу наблюдателя через слои воздуха различной плотнос­ти. На поверхности слоя воздуха меньшей плотности обра­зуется как бы зеркало, в котором и отражаются различные предметы. В степях, пустынях над сильно нагретой землей возникает тонкий слой горячего, менее плотного воздуха, который отражает вышележащие предметы: деревья, небо, горы. Путнику отражение неба кажется водой - озером или морем, — и он спешит к ней. Это нижний, или озерный, мираж. Если же слой воздуха, прилегающий к земле, хо­лодный и, следовательно, более плотный, а над ним распо­лагается слой воздуха меньшей плотности, то от поверхно­сти этого слоя отражаются предметы, расположенные ниже его. Это верхний мираж (например, небезызвестный корабль призрак «Летучий голландец»). Верхние миражи отлича­ются большим разнообразием. В описании Фламмариона речь идет о мираже сверхдальнего видения. Еще есть бо­ковой мираж, когда изображение предмета появляется справа или слева от него, чаще всего у сильно нагретых стен и скал.

3-й помощник. «Ночь была безлунная, звездная, мо­розная и ясная. Темно, только на юго-востоке небо вни­зу слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я лю­бовался этим слабым светом, который вдруг превратил­ся в сходящиеся снопы лучей, протянувшиеся кверху. От их прикосновения на юго-востоке зажглась медлен­но колеблющаяся завеса, свисающая складками с неба. Быть может, это было вознесенное в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось дыхание ее желания, оно становилось горячим и светлым. Дыхание Изольды пробегало по нему, оно трепетало и волновалось. Это было так похоже на ее крик: "Он идет! Боже, он идет!" Завеса вспыхнула пламенем и зажгла небо». (Из книги Р.Кента «Саламина».)

Ведущий: Какое атмосферное явление так поэтично описывает Кент?

Ответ. Полярное сияние. Это люминесцентное све­чение, возникающее в результате взаимодействия летя­щих от Солнца заряженных частиц — электронов и про­тонов — с атомами и молекулами земной атмосферы. Появление же этих заряженных частиц в определенных районах атмосферы и на определенных высотах есть ре­зультат взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли. Наблюдаемые полярные сияния отлича­ются большим разнообразием. Обычно выделяют четы­ре основные формы: дугу, лучи, ленты, диффузные пят­на. Наиболее простая форма - дуга или полоса. Она имеет ровное свечение, более яркое в нижней части и постепенно исчезающее вверху. Дуга простирается че­рез весь небосвод в направлении восток—запад; ее про­тяженность достигает тысяч километров. Однородные дуги (полосы) бывают беловато-зеленого, красноватого или лилового цветов.

Лучи выглядят на небе так, как будто множество по­ставленных в ряд мощных прожекторов светят вверх. В вышине они как бы сходятся. Обычно образовавшаяся лучистая полоса зеленоватого света имеет внизу розова­то-оранжевую кайму.

Свечения, имеющие форму лент, могут образовывать складки или закручиваться в спирали. Высоко в небе повисают гигантские занавеси, они колышутся, волну­ются, меняют очертания и яркость. Окраска лент в ос­новном зеленовато-синяя с переходом к розоватым и красным тонам в нижней части.Диффузные пятна — это сияния, которые имеют фор­му размытых пятен, похожих на гигантские светящиеся облака площадью порядка 100 км2. Обычно они окра­шены в белесые или красноватые тона.

4-й помощник. По библейской легенде, бог Яхве пос­ле всемирного потока повесил на небе знак, означаю­щий, что он больше не станет так жестоко карать лю­дей: «Я полагаю знак мой в облаке, чтобы он был зна­мением вечного согласия между мною и между землею».

С давних времен у людей существует поверье, будто в том месте, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать гор­шок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счас­тливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком.

Это удивительное в своей красоте «мимолетное ви­денье» буквально тает на наших глазах, оставляя чув­ство светлой грусти. Об этом очень хорошо писал Фе­дор Иванович Тютчев'. «Как неожиданно и ярко...»

Ведущий: Итак, уважаемые эрудиты, о каком явле­нии идет речь? Кстати, еще в древнеиндийском эпосе «Рамаяна» это видение упоминается как лук семицвет­ный Громовника. Поднимайте ваши таблички.

Ответ. Радуга. Радуга возникает, когда Солнце освещает завесу дождя. Причина ее появления заклю­чается в том, что дождевая капля - это маленький ша­рик, в который входят солнечные лучи. Луч может выйти из капли после одного, двух и более отражений. Так как дождевые капли очень малы относительно расстоя­ния до глаза наблюдателя, то их можно считать точка­ми. В связи с этим, как писал в «Лекциях по оптике» И. Ньютон, «рассматриваются только углы, образуемые падающими лучами с выходящими. Там, где эти углы наибольшие или наименьшие, выходящие лучи более сгу­щены. Так как различные роды лучей составляют раз­личные наибольшие и наименьшие углы, то лучи, наи­более плотно собирающиеся у различных мест, имеют стремление к проявлению собственных цветов».

Капли дождя не висят в воздухе неподвижно, а до­вольно быстро падают вниз. Однако они сменяют друг друга так быстро, что глаз наблюдателя не улавливает происходящей смены; в результате наблюдатель видит неподвижное изображение радуги.

Если дождевые капли крупные (диаметром 1-2 мм), то радуга очень яркая, в ней хорошо видны полосы. Если капли поменьше, радуга кажется блеклой, размы­той. При диаметре капель меньше 0,05 мм видна бес­цветная, белая радуга.

Зимой во время сильных морозов, когда в воздухе находится много мельчайших кристалликов льда, мож­но увидеть белую радугу.

Довольно редкое явление - перевёрнутая радуга -наблюдается, когда солнечные лучи дважды отражают­ся на своем пути: сначала от спокойной поверхности водоема, затем от дождевых капель.

Находясь высоко над землей, например в самолете, можно увидеть еще одно редкое явление — радугу в виде полного круга.

Ночью можно наблюдать лунную радугу. Она обра­зована лунным светом и от дневной радуги отличается слабой окраской.

5-й помощник. «Шторм не унимался несколько дней. Океан ревел и грохотал, грозя поглотить каравеллу. У моих измученных матросов почти не осталось сил бороться со стихией. И вдруг... По волнам побежали огни! Через минуту они появились на мачтах каравеллы, и стало слышно их легкое потрескивание. Команда восприняла это как добрый знак, мы были спасены». (Из дневника великого мореплавателя Христофора Колумба.)

Ведущий: Что могут сказать по этому поводу эру­диты?

Ответ. Это явление называется огнями святого Эльма. Название дошло до нас из средних веков - на шпилях церкви святого Эльма наблюдались огни. Это тихие разряды электричества, возникающие при грозовых явлениях, во время снежных бурь, шквалов при сильной наэлектризованности атмосферы. Заряды не могут пробить себе путь через слой воздуха. В резуль­тате происходит коронный разряд — медленная молния. Из остроконечных предметов начинает вылетать огром­ное количество мельчайших электрических искр, обра­зуя свечение.

6-й помощник. Садится солнце. Воздух дивно тих,

И вздрагивает ветер, словно сонный.

Окошки тем­ных домиков на миг

Зарделись и погасли. Отягчен­ный

Росой внезапной стынет луг. Затих

Весь необъятный мир. И благовонный,

Прозрачный пар понесся в вышину...

И небо ждет холодную луну. И. С. Тургенев.

Ведущий. Какое явление, навевающее на слушателя тихую грусть, печаль, граничащую с умиротворением, описывает Тургенев? (Игроки и их друзья поднимают таблички с номерами ответа.) Какие еще необычные лучи можно увидеть при закате Солнца?

Ответ. Речь идет о солнечном закате. Белый свет сложный. Атмосфера, как призма, раскладывает его на цвета. Это особенно заметно, когда Солнце опускается к горизонту. По существу, мы видим не один белый диск Солнца, а несколько цветных, наложенных друг на дру­га. Складываясь, они дают белый цвет. При этом верх­ний и нижний края Солнца, там, где цветные диски не смешиваются (в силу волновой природы света), остают­ся окрашенными: верхний край имеет цвет более свет­лых тонов, а нижний - ярко-красный, иногда багро­вый. Согласно народным приметам, если заря на закате или восходе Солнца золотистая, светло-розовая, то бу­дет ясная погода. Красно-багровое заходящее Солнце предвещает ветреную погоду.

При благоприятных погодных условиях можно за­метить необычный зеленый луч, идущий от верхнего края Солнца. Яркий зеленый свет вспыхивает на несколько секунд, когда почти весь солнечный диск уже скрылся за горизонтом. Это впечатляющее зрелище можно на­блюдать в такие вечера, когда Солнце вплоть до самого заката ярко светит и почти не изменяет своего цвета, оставаясь желтым или в крайнем случае желтовато-оран­жевым. При этом важно, чтобы горизонт имел отчетли­вую линию, без всяких неровностей: ближнего леса, стро­ений и т.д. Этих условий легче всего добиться на море, вот почему зеленый луч хорошо известен морякам. Чаще всего виден именно зеленый, а не синий луч, поскольку синие лучи сильнее рассеиваются в воздухе и до наших глаз почти не доходят. Зеленый луч — редкое явление, а синий - просто редчайшее.

(Жюри подводит итоги II тура. Отсеивается вто­рой участник.)

III тур. Логические цепочки

Ведущий: Уважаемые эрудиты! В этом туре вам пред­стоит, хорошенько подумав, согласиться с изложенны­ми моими помощниками фактами (при этом вы подни­маете табличку с цифрой «0») или опровергнуть их (под­нимаете одну или же сразу две таблички — какой ответ неверный или какие ответы следует поменять местами). Если вы после такого ответа дадите пояснение, ибо, как говорил Козьма Прутков, «пояснительные выражения объясняют темные мысли», то получите дополнитель­ный балл. Итак, начинаем третий тур.

1-й помощник. Радиоприемник, телефон, иконос­коп (первая передающая телевизионная трубка) были изобретены в упомянутом хронологическом порядке?

Ответ. Следует поднять таблички с цифрами «1» и «2». Телефон запатентовал в 1876 г. шотландец Александр Белл, профессор физиологии речи (с 1871 г. жил в США). Радиоприемник впервые в мире смонтировал русский физик и электротехник Александр Попов в 1895 г. В 1931 г. инженер-изобретатель, выходец из Рос­сии (с 1919 г. - жил в США) Владимир Зворыкин запа­тентовал электронный иконоскоп.

2-й помощник. В состав ядра атома входят электроны, протоны и нейтроны. Так ли это?

Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «1», т.к. электроны в состав ядра атома не входят.

3-й помощник. Это правда, что словами якорь, ро­тор, статор называют вращающуюся часть электри­ческой машины?

Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «3», т.к. статор — это неподвижная часть генератора или двигателя.

4-й помощник. Оптические приборы — очки, теле­скоп, микроскоп - изобретены в упомянутой мною по­следовательности или нет?

Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «0». Первая документальная запись об очках на Руси отно­сится к 1636 г. Телескоп изобретен Галилео Галилеем в начале XVII в. С помощью зрительной трубы он открыл четыре спутника Юпитера, горы на Луне, пятна на Сол­нце и т.д. Микроскоп изобретен знаменитым голландс­ким ученым Антоны ван Левенгуком во второй половине XVII в.

5-й помощник. Как вы считаете, может ли космонавт, находясь в полете на космическом корабле, вскипятить воду в электрическом чайнике? следить за временем по маятниковым часам? пользоваться пипеткой?

Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «2». Вскипятить воду в электрическом чайнике можно, хотя в невесомо­сти процесс нагревания будет более долгим, чем на Зем­ле, т.к. нагретая вода не будет подниматься вверх. Ма­ятниковые часы идти не будут из-за отсутствия силы тяжести. Пипеткой пользоваться можно, т.к. принцип ее действия основан на разности давлений.

6-й помощник. Обычно на колбе электрической лам­почки, которая светит у каждого из вас в квартире, ука­зываются ее электрические параметры - сила тока, на­пряжение, мощность. Вы согласны с этим?

Ответ. Следует поднять табличку с цифрой «1», т.к. обычно на электрических лампочках указываются напряжение и мощность.

(Жюри подводит итоги III тура. Отсеивается третий участник.)

IV тур. Tolerantia, или И гении тоже могут быть беженцами

Ведущий: Уважаемые игроки и болельщики! В на­звании очередного тура нашей интеллектуальной игры присутствует слово толерантность. В энциклопедическом словаре оно определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость всегда служила признаком высокого духовного и куль­турного уровня человека. Вы смотрите телепередачи, слушаете радио и знаете, что сегодня по всему миру сотни тысяч людей покидают свои родные места, броса­ют свои жилища, чтобы избежать военных столкнове­ний и террора, покинуть экологически неблагополуч­ный район, уберечь себя и своих детей от истребления по расовым, национальным или религиозным призна­кам. Кто такие мигранты или вынужденные переселен­цы, мы с вами очень хорошо знаем. Люди, которые сменили свое место жительства, яв­ляются не только объектами помощи, но и сами являют­ся источником интеллектуального обогащения того кол­лектива, в который они вливаются. Это прежде всего относится к людям науки, культуры, искусства. На про­тяжении веков многие ученые, в том числе и физики, по разным причинам вынуждены были покидать свою ро­дину и работать за границей. Но никогда большинство из них не забывало, что означает латинское слово tolerantia.

Очередной тур нашей игры посвящен выдающимся ученым-физикам, к которым термин толерантность имеет самое непосредственное отношение. Ваша задача, уважаемые эрудиты, указать при помощи таблички фа­милию ученого, о котором, по вашему мнению, расска­зывают мои помощники. (На доске размещены прону­мерованные портреты Н. Бора, П. Н. Лебедева, А. С. Попова, А. Д. Сахарова, Э. Ферми, А. Эйнштейна.)

1-й помощник. Вряд ли существовал другой такой уче­ный, личность которого была бы столь популярна среди людей нашей планеты. Он родился 14 марта 1879 г. в маленьком немецком городке Ульме, из которого семья позже переехала в Мюнхен, а в 1893 г. — в Швейцарию. В 1905 г. никому не известный эксперт Бернского па­тентного бюро публикует работу, посвященную частной теории относительности под названием «К электроди­намике движущихся тел». В том же году он дает объяс­нение фотоэффекта на основе квантовой гипотезы План­ка. В течение 1907-1916 гг. создает общую теорию от­носительности — теорию тяготения. С 1914 г. он про­должает свою научную деятельность в Германии.

Ему была чужда безучастность и к судьбе общества в целом, и к острым социальным проблемам. Он был тесно связан со многими общественно-политическими со­бытиями, они его волновали и побуждали к активным действиям в защиту прогресса, мира и справедливости.

В 30-е гг. он вплотную сталкивается с фашизмом. Его, ученого с мировым именем, зачисляют в разряд врагов гитлеровского режима. Его научные труды были сожжены в огромном костре на одной из берлинских площадей вместе с книгами Гейне и Толстого, Шиллера и Гете, а за его голову было обещано 50 тысяч марок.

В 1933 г. этот выдающийся физик XX столетия вы­нужден был эмигрировать в Соединенные Штаты Аме­рики, где продолжал свою научную и общественную де­ятельность до самой смерти.

Знаменитый испанский виолончелист Пабло Казальс назвал его «совестью человечества в такое время, когда многие достижения цивилизации теряли цену».

Ответ. А. Эйнштейн.

2-й помощник. Этот русский физик и электротехник впервые в мире применил электромагнитные волны для практической радиосвязи. В начале 1895 г. он усовер­шенствовал порошковый детектор электромагнитных волн и на его основе создал совершенный по тому времени вариант приемника, с помощью которого показал возможность беспроволочной передачи электрических сигналов. 7 мая того же года он продемонстрировал со­зданный им радиоприемник на заседании Русского фи­зико-химического общества. Является изобретателем гро­зоотметчика - прибора для регистрации грозовых раз­рядов.

Будучи ректором Петербургского электротехничес­кого института, оказался в водовороте бурных событий первой русской революции. На одно из предложений переехать за границу ответил так: «Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд я имею право отда­вать только моей родине. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Ответ. А. С. Попов.

3-й помощник. Этот выдающийся итальянский фи­зик родился 29 ноября 1901 г. в Риме. Он имеет много­численные работы в области атомной физики, статисти­ческой механики, физики космических лучей, физики высоких энергий, астрофизики и технической физики. Он является одним из основоположников квантовой элек­тродинамики, автором канонических правил квантования поля. В 1933-1934 гг. создал количественную тео­рию бета-распада, положившую начало теории слабых взаимодействий. В 1934 г. открыл искусственную радио­активность, обусловленную нейтронами, обнаружил яв­ление замедления нейтронов и дал его теорию, за что в 1938 г. ему была присуждена Нобелевская премия, выс­казал идею о получении в результате облучения урана нейтронами новых (заурановых) элементов.

Выехав за получением Нобелевской премий в Сток­гольм вместе с семьей, он не вернулся в Италию, где фа­шистская диктатура Муссолини, по существу, ликвиди­ровала условия для нормальной научной работы. В США (г. Чикаго) он построил первый ядерный реактор и 2 де­кабря 1942 г. впервые осуществил его запуск, получив самоподдерживающуюся цепную реакцию. Положил на­чало нейтронной оптике и нейтронной спектроскопии.

Он являлся членом многих академий наук и научных обществ. В его честь назван 100-й химический элемент, в США учреждена премия его имени.

Советский физик Бруно Понтекорво (родившийся в Италии, с 1950 г. живший в СССР) так писал о нем: «И если можно говорить о врожденном призвании, то, несомненно, он был рожден физиком <...> его появление на научной, арене XX века - явление скорее уникальное, чем редкое».

Ответ. Э. Ферми

4-й помощник. Этот русский физик, блестящий экспе­риментатор-виртуоз, родился в Москве 8 марта 1866 г. В 1891 г. окончил Страсбургский университет. Известен как автор исследований, выполненных скромными сред­ствами на грани технических возможностей того време­ни и поражающих глубокой интуицией и гениальностью. В 1895 г. он впервые создал комплекс устройств для ге­нерирования и приема миллиметровых электромагнит­ных волн длиной волны 6 и 4 мм, установил их отраже­ние, двойное преломление, интерференцию. В 1899 г. экспериментально доказал существование давления све­та на твердые тела, а в 1907 г. - на газы, что явилось прямым подтверждением электромагнитной теории све­та. Опыты по световому давлению принесли ему миро­вую славу. Он создал первую физическую школу в Рос­сии.

В 1911 г. в знак протеста против реакционных дей­ствий царского министра просвещения Льва Кассо оста­вил Московский университет вместе со многими прогрес­сивными преподавателями. О его решении быстро стало известно за границей. Крупнейший ученый того времени Сванте Аррениус из Стокгольма писал ему: «Естествен­но, что для Нобелевского института было бы большой честью, если бы Вы пожелали там устроиться работать, и мы, без сомнения, предоставили бы Вам все необходи­мые средства, чтобы Вы имели возможность работать дальше... Вы, разумеется, получили бы совершенно сво­бодное положение, как это соответствует Вашему рангу в науке». Но это лестное предложение отвергается. На пожертвования передовых русских людей организуется новая лаборатория.

Однако после всех мучительных событий духовные и моральные силы ученого были подорваны, и вскоре, в возрасте 46 лет, он умер.

Ответ. П. Н. Лебедев

5-й помощник. Этот известнейший датский физик яв­ляется одним из создателей современной физики, миро­вой научной школы. Он создал теорию атома, в основу которой легли планетарная модель атома, квантовые пред­ставления и предложенные им постулаты. Им написаны важные работы по теории металлов, теории атомного ядра и ядерных реакций. В 1922 г. он получил Нобелевскую премию.

В 1938 г. он выступает на Всемирном конгрессе ант­ропологии и этнографии с докладом «Философия есте­ствознания и культуры народов», резко направленным против расовой теории нацистов. Немецкая делегация во время доклада покидает зал, а ученый вносится в спи­сок смертельных врагов третьего рейха. В это время в созданном им Институте теоретической физики уже ра­ботает часть итальянских физиков-эмигрантов. В этом же году он принимает у себя Энрико Ферми с семьей и помогает им переправиться в США, избавляя их тем са­мым от преследования со стороны фашистов; он также помогает устроиться в Стокгольме физику Лизе Мейт-нер, попавшей под действие расистских законов после захвата Австрии фашистами.

После того как правительство Дании 9 апреля 1940 г. сообщило о капитуляции, он уничтожает архив Комите­та содействия ученым-эмигрантам и обращается к датс­кому правительству с просьбой не допускать в стране расовых преследований. Ученые разных стран просят его покинуть Данию и предлагают свои услуги. Но он оста­ется в Копенгагене. Только в 1943 г. он вынужден пере­ехать в США, где живет и работает до возвращения на родину (август 1945 г.).

Он — активнейший участник борьбы против атомной угрозы. Почетный член более двадцать академий наук мира. В его честь датское правительство и Датская ака­демия наук учредили золотую медаль с изображением профиля ученого на аверсе (лицевой стороне). На ре­версе изображена модель атома с надписью вокруг: «Про­тивоположности суть дополнения».

Ответ. Н. Бор

6-й помощник. В 2001 г. этому знаменитому советско­му физику, академику, выдающемуся общественному де­ятелю исполнилось бы 80 лет. К сожалению, он не до­жил до этой даты. Не дожил из-за негативного отноше­ния к нему верхушки общества, которому он отдавал все свои знания, опыт и энергию.

Он является одним из авторов первых работ по осу­ществлению термоядерной реакции и проблеме управля­емого термоядерного синтеза. Предложил (совместно с И. Е. Таммом) идею магнитного удержания высокотемпе­ратурной плазмы. Автор работ по физике элементарных частиц, гравитации, космологии, астрофизике.

Он, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 8 января 1980 г. был ли­шен всех государственных наград и безвыездно провел несколько лет в г. Горьком. В 90-х гг. его правдивые вы­ступления на съезде народных депутатов «затопывались» и «захлопывались» наиболее ретивыми «народными из­бранниками». А сегодня его, неутомимого борца за мир и справедливость, называют «совестью эпохи».

Ответ. А. Д. Сахаров

(Жюри подводит итоги IV тура. Отсеивается чет­вертый участник.)

V тур. Кто больше?

Ведущий: Вам нужно составить как можно больше слов из букв слова толерантность.

(Отсеивается пятый участник. Жюри подводит итоги игры. Победители награждаются отличными оценками, дипломами и призами.)

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.