12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кириллова Людмила Михайловна142
Я работаю преподавателем химии в техникуме. Мой педагогический стаж -24 года.
Россия, Нижегородская обл., п. Ковернино

Урок химии в 8 классе

«Физические явления»

Цель:

способствовать формированию знаний учащихся о физических явлениях;

Задачи:

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний о физических явлениях; о способах очистки веществ.

развивающие: развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с веществами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление меж предметных связей.

воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

Формы организации обучения: сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов).

Оборудование: лабораторное оборудование: комплект хим. посуды (пробирки, хим. стаканы, воронки), спиртовка, разносы, хим. реактивы (гидроксид натрия, серная кислота, хлорид бария, соляная кислота, мел, цинк, сера), свеча, бенгальские огни; инструкционные карты для учащихся, учебник «Химия 8» О.С. Габриелян

Межпредметные связи: физика, природоведение.

Ход урока

Организационный момент.

Определение цели урока.

Учитель:

- на самом первом уроке химии мы дали определение этой науки. Кто его может вспомнить? (Химия – наука о веществах и их свойствах).

-А какие классы неорганических веществ вы знаете? Назовите их? (Оксиды, основания, кислоты, соли)

Вам известны классы веществ, их состав, строение. Но знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят изменения, которые делятся на физические и химические. Сначала мы подробнее познакомимся с физическими явлениями.

Это и будет темой нашего урока: Физические явления. Запишите в тетради. (Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока).

- Что же нужно узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке:

 

определить- сущность физических явлений

выявить- признаки физических явлений

познакомиться- с областями применения физических явлений

отметить- способы очистки веществ

Таков план нашего урока.

Введение новых знаний.

- Начнем знакомство с физическими явлениями.

С ними вы встречались на уроках физики. Назовите признаки физических явлений.

(Учитель демонстрирует кипение воды)

Записи в тетради:

Явления

 

Физические Химические

Это такие явления,

при которых не происходит превращений

одних веществ в другие,

а меняются их агрегатные состояния,

форма и размеры тел.

Определение химических явлений мы дадим на следующем уроке.

- Давайте теперь попробуем на конкретных примерах выявить признаки физических явлений.

Работа в группах (парах)

У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ, а полученные результаты занести в таблицу:

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

 

Вывод о явлении

1.

Плавление свечи

Образование наплыва на свече.

Физическое явление

2.

Приготовление раствора масла в воде.

Капли масла скапливаются на поверхности воды.

Физическое явление.

3.

Фильтрование раствора речного песка.

Песок на фильтре, фильтрат бесцветный, прозрачный.

Физическое явление.

4.

Выпаривание соляного раствора.

Белый налет на предметном стекле.

Физическое явление.

Проверка результатов опытов.

-Определим признаки физических явлений:

Изменение агрегатного состояния

Изменение формы тела

Изменение размера тела

Способы очистки веществ. - Физические явления нашли широкое практическое применение в народном хозяйстве. Одна из важнейших областей их использования- очистка веществ.

Обратимся к учебнику: п. 25 стр.130. (Работа с учебником.Учащиеся читают текст и определяют способы очистки веществ. Затем записывают в тетрадь.)

Дистилляция или перегонка.

Кристаллизация.

Выпаривание.

Фильтрование.

Возгонка (сублимация).

Отстаивание.

Учитель обращается к лабораторной работе.

- В каких опытах были использованы способов очистки веществ? Назовите их? (Опыты 3, 4 и, частично, 2 опыт)

4. Закрепление.

- Выполним упражнение 3 стр. 134.

5. Домашнее задание:

Параграф 25, записи в тетради.(задание для всех)

6. Итог урока.

-О чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке?

- Сумели мы раскрыть на уроке:

определить- сущность физических явлений

выявить- признаки физических явлений

познакомиться- с областями применения физических явлений

отметить – способы очистки веществ

- Выставление оценок

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

1.

Плавление свечи.

   

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

3.

Фильтрование раствора речного песка.

   

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

4.

Выпаривание соляного раствора.

   

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

2.

Приготовление раствора масла в воде.

   

Опыт 1. «Плавление свечи»

Зажгите свечу. Что происходит с парафином? Наблюдаемый результат занести в таблицу.

Опыт 3. «Фильтрование раствора речного песка»

Размешать стеклянной палочкой раствор речного песка. Вылить смесь на фильтр. Что остается на фильтре, каков фильтрат? Результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Приготовление раствора масла в водой»

В химический стакан с водой добавьте несколько капель растительного масла. Тщательно размешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 4. «Выпаривание соляного раствора»

На предметное стекло поместите несколько капель соляного раствора. Закрепите стекло в держателе. ТБ: сначала прогрейте над пламенем спиртовки всю поверхность стекла, а затем нагревайте лишь место, где находится соляной раствор.

Что остается на предметном стекле после испарения воды?

Результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.