Физическое культура как неотъемлемый элемент системы школьного образования

0
0
Материал опубликован 19 August

Текст статьи

Физическая культура всегда рассматривается как неотъемлемая составная часть процесса воспитания и оздоровления школьников любого возраста, и представляет собой поступательно организованный вектор комплексного воздействия физических упражнений и факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды) на организм. Сегодня физическая культура как обязательная дисциплина занимает особое место практически во всех воспитательных системах, так как способствует формированию у школьников качеств, необходимых для успешной умственной и впоследствии трудовой деятельности [1, 4].

Дисциплина физическая культура в рамках школьного курса регламентируется учебными программами для различных возрастных категорий и программами занятий с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе, и является неотъемлемой составляющей процесса физического воспитания, организация и содержание которого дополняются программами по внеклассной спортивной работе. В целях оценки состояния здоровья и физического развития школьников ежегодно проводится медицинский осмотр перед началом учебного года, по результатам которого устанавливают медицинские группы физического воспитания:

основная группа – школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой;

подготовительная группа – школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки;

специальная группа – школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физической культурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья, освобождаются от участия в учебных занятиях физической культурой.

Значение физической культуры для школьников переоценить достаточно сложно, так идет постоянный процесс физического воспитания направленный на:

совершенствования терморегуляции;

повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;

стимуляцию роста и физического развития;

коррекцию врожденных или приобретенных дефектов физического развития;

повышение умственной работоспособности;

повышение физической выносливости [3, 5].

Комплексный процесс физического развития и воспитания школьников включает в се6я:

обязательные уроки физической культуры, согласно утвержденного расписания и объема часов, установленных нормативно-правовыми актами;

сдачу различных нормативов (бег, прыжки в длину, прыжки в высоту, подтягивание, отжимание и т.д.);

микроформы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков, динамические паузы – физкультминутки, подвижно-динамические перемены и т.д.);

макроформы физического воспитания (выполнение домашних заданий, спортивные секции, спортивные праздники, дни здоровья и т.п.);

соревновательные формы (соревнования, спартакиады).

Последние три формы целесообразно рассматривать как дополнительные к уроку физической культуры. И в рамках школьного курса физическая культура является парадигмой физического воспитания и формирует физический онтогенез обучающегося.

Физическая культура в жизни школьников выполняет ряд важнейших функций:

развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил обучающегося, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям;

воспитательная функция направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа обучающегося. Занятия физической культурой должны быть органично синтезированы с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат формированию положительного внешнего эффекта для общества: борьбе с распущенностью, алкоголизмом, наркоманией и т.п.;

образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить школьников с теорией и историческим процессом развития физической культуры, ее значением в жизни отдельного человека; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение;

оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих школьников, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз в перерывах между уроками и т.д.;

общекультурная функция заключается в том, что физкультура организует и заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием. Выполняя общие задачи всестороннего развития школьника, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны: укрепление здоровья и закаливания организма, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности [2, 4, 8].

К проведению урока физической культуры предъявляются специфические методические требования в силу того, что физическое воспитание в школе представляет собой правильный организационно-педагогически процесс, направленно воздействующий на физическое, нравственное и духовное развитие школьников, основная форма которого заключается в двигательной деятельности общеразвивающей направленности. Исходя из разнообразия приемов и методов, применяемых в физическом воспитании школьников, уроки физической культуры должны иметь различную направленность: образовательно-познавательную, образовательно-обучающую и образовательно-тренировочную [8].

В процессе организации и проведения занятий по физической культуре со школьниками объективно необходимо учитывать следующие моменты:

наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей, а также особенностей;

систематичность занятий, их комплексность;

использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности и физического развития обучающихся;

создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.

Необходимо акцентировать внимание на том, что физическая культура – это учебный предмет, содержание и преподавание которого направлено на формирование физически и психически здоровой личности, социально активной и способной к дальнейшему саморазвитию. Целью физического воспитания сегодня является воспитание человека, способного и умеющего использовать физическую культуру в дальнейшей жизни после окончания школы. Это достигается специально организованным учебным процессом, где в процессе двигательной деятельности решается отельные задачи, направленные на достижение общей цели.

В структуре школьного образования по физической культуре используется большой арсенал средств физического воспитания (физических упражнений), который структурируется по видовым признакам спорта: упражнения на материале легкой и тяжелой атлетики, гимнастики с основами акробатики, спортивных игр (волейбол, футбол, баскетбол и т.д.), плавания, лыжного спорта и т.д. При этом на каждом этапе возрастного развития существуют свои специфические особенности:

в начальных классах необходимо концентрировать внимание на формировании основных движений, в том числе и их разновидностей: ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. Ведь в младших классах закладывается базис физических упражнений, без которого невозможно дальнейшее физическое воспитание;

в средних классах продолжается формирование техники основных движений, на базе которых школьники овладевают первоначальными навыками спортивных упражнений, которые постепенно усложняются;

в старших классах усложняются требования к технике изученных упражнений, обучающиеся изучают новые упражнения, решают достаточно сложные технико-тактические задачи, выполняют упражнения для направленного развития функциональных систем. Кроме того, необходимо вводить специфические упражнения, формирующие у них интерес к будущей профессиональной деятельности, подбор которых является важнейшей задачей для учителя физической культуры.

Таким образом, на уроках физической культуры используется большой арсенал приемов и методов физического воспитания, которые проходят эволюционный путь от простого к сложному. Например, игровой метод (определяющий в начальной школе) постепенно заменяется на метод строго регламентированного упражнения, который к окончанию обучения в школе становится превалирующим. Это связано с возрастными особенностями школьников и усложнением выполняемых двигательных заданий.

Целевая установка всестороннего развитие личности в школе предполагает овладение основами физической культуры, успехами которой являются:

крепкое здоровье;

хорошее физическое развитие;

оптимальный уровень двигательных способностей;

знания и навыки в области физической культуры;

мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [1, 3].

К задачам, решаемым в процессе физического воспитания в школе, относятся:

укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности [6, 7, 8].

Физическая культура в школе как составляющая физического воспитания неразрывно связано со всеми другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решениям экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку, быстро приобрести умение и навык. Занятия по физической культуре формируют у обучающихся добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Также они развивают в себе способность эстетического восприятия красоты человеческого ума и тела, проявляющиеся в движении, борьбе, преодолении препятствий [6, 9].

В последние годы закладывается новая система школьного образования, совершенствуется педагогическая деятельность учителя, которая направлена на развитие и саморазвитие обучающегося. Сегодня следует организовать эффективно-структурированный процесс физического воспитания школьников и сформировать новое педагогическое мышление учителя физической культуры.

Одним из направлений трансформации физического воспитания является концепция личной физической культуры, постулирующая возможность существенного влияния на проблему формирования привычек ведения школьниками здорового образа жизни. В формировании данной концепции прослеживается два тренда: первый – это преимущественная социализация личности школьника, учитывающая максимальную адаптацию ребёнка в коллективе; второй – ориентирован на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков школьника, учитывает его индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Сегодня данные направления активно разрабатываются и несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты [1, 6]. В ближайшей перспективе научные исследования в области методики преподавания физической культуры и поиск новых, и совершенствование сложившихся методических подходов в подготовке учителей должны быть сконцентрированы на разработке концепции дифференцированного физического воспитания. Объективно считается, что только при условии комплексных исследований в этом направлении и при проведении всесторонних медицинских обследований можно правильно оценить степень физического состояния и развития школьника и наметить пути его дальнейшего совершенствования посредствам дифференцированного физического воспитания [1].

На каждом этапе физического воспитания в рамках школьного курса решаются свои индивидуальные задачи, которые способствуют достижения общей цели – физическое и духовное совершенствование личности через физическую культуру и спорт, что образует целостно-структурированную педагогическую систему занятий двигательными действиями как в школе, так и дома.















Список литературы

Васильева, А.О. Физическое воспитание детей школьного возраста / А.О. Васильева. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/678992

Вишневский В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении / В.А.Вишневский // Теория и практика Физической культуры. – М.: Академия, 2003. − №4. − С. 39-44.

Дьякова, Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей / Т.А. Дьякова // Инструктор по физкультуре. – 2009. – №2. – С. 100-105.

Коваль, Л.Н. Теоретические основы физической культуры: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Коваль, О.Г. Богданов, Е.В. Ярошенко, Е.Н. Алексеева. – Пятигорск: СКФУ, 2021. – 143 с.

Ладингтон, Э. Ключи к здоровью / Э. Ладингтон, Г. Дейль, И. Гамлешко. − М.: Медицина, 1999. − 192 с.

Лубышева, Л.И. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста / Л.И. Лубышева, А.В. Шукаева // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. – 2007. – №3. – С. 2-5.

Симон, Н.А. Оптимизация двигательной активности как основное направление физического воспитания учащихся младших классов / Н.А. Симон // Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни населения России: Материалы межригион. научно-практической конф. / СибГУФК. – Омск, 2003. – С. 79-81.

Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

Янсон, Ю.А. Структура современного процесса физического воспитания школьников / Ю.А. Янсон. – URL:ttp://sportlib.info/Press/TPFK/2004N10/p22-24.htm

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации