12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Минаев Константин Дмитриевич74
Россия, Крым респ., Евпатория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11 города Евпатории Республики Крым»


 

Рассмотрено

На заседании ШМО

Протокол №____ от _______

Согласовано

зам.директора по УВР

__________Чуб.В.В.

«____».________.2016г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ№11»

_______В.Я.Ильчевская

«____».________.2016г.

Рабочая программа

внеурочной учебной деятельности

по биологии

«Биология вокруг нас»

для 5 класса

2016-2017 учебный год

Разработана:

-учителем биологии

Минаевым Константином Дмитриевичем

2016


 

Авторская программа внеурочной деятельности «Биология вокруг нас» разработана учителями географии и биологии, рассмотрена и утверждена на методическом совете школы, соответствует требованиям основного общего образования по биологии. Рассчитана на 32 часа, из них 1 час резерва.


Планируемые результаты

 

Основные личностные результаты:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

4. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

5. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

9. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.


 

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий. А также способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;


 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приёмов оказания первой помощи.

5. В эстетической сфере

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


 

Тематический план:

Раздел

Кол-во часов

Из них практических

Из них проектов

 

Введение

2

   
 

Системы вокруг нас

6

1

1

 

Микромир вокруг нас

6

1

1

 

Макромир вокруг нас

7

1

1

 

Мир человека

10

1

1

 

Резерв

1

   
 

Итого часов

32

   

Содержание рабочей программы

Введение. Правила поведения в природе и в кабинете биологии

Методы познания природы. Наблюдение, опыт, эксперимент. Полевые и камеральные работы

Понятие о живых системах. Живые системы территории школы. Экосистема. Парк. Клумба, вазон.

Искусственные экосистемы школы. Цветник. Розарий.

Живой уголок школы. Домашние животные: грызуны, попугаи, обитатели аквариума. Домашние растения в кабинетах школы.Правила ухода за домашними растениями и домашними животными

Микроскоп как средство познания того, что нельзя увидеть невооружённому глазу. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. Части микроскопа. Правила изготовления микропрепаратов

Микромир вокруг нас – изготовление микропрепаратов растительных тканей. Микропрепараты листа, побега, корня. Изготовление микропрепаратов животных тканей. Микромир человека – из чего мы состоим? Кровь человека. Ткани человека. Клетки человека.

Бактерии и вирусы – их польза и вред. Разнообразие вирусов.

Экосистема Евпатории и её биоразнообразие

Экосистемы озёр Евпатории: Мойнаки, Сасык, озёра Евпаторийской группы

Экосистемы парков Евпатории: парк им.Ленина, Мойнаки, Соколова

Агроэкосистемы Евпатории. Экологические проблемы природопользования экосистемами Евпатории.

Экосистема Чёрного моря. Обитатели Чёрного моря. Экологические проблемы и значение Чёрного моря.

Природоохранные объекты Евпатории. Ботанический сад –дендропарк. Зверинец.

Человек – живая система. Компоненты организма человека. Строение человека

Наше здоровье и окружающая среда.Факторы окружающей среды.Режим дня – основа крепкого здоровья. Продукты питания. Режим питания. Здоровый образ жизни

Болезни и их профилактика. Лекарственные препараты

Здоровье человека и его охрана

Резерв


 

 

Форма учебных занятий

1

Школьный семинар

2

Школьная викторина

3

Практикум

4

Занятие исследования

5

Занятие развития творчества (нестандартные ситуации, проблемы и т.д.)

6

Интеллектуальное соревнование (конкурс, соревнование)

7

Занятие смотра знаний (по окончании изучения темы)

8

Игра (дидактическая, ролевая, деловая, КВН, заочное путешествие и т.д.)

9

Полевые и виртуальные экскурсии (технология наблюдения, отчета)

10

Треннинг (отработка определенных правил: работать в группах, парах, подготовка рецензии на текст и др.)

11

Защита проекта


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11 города Евпатории Республики Крым»


 

Рассмотрено

На заседании ШМО

Протокол №____ от _______

Согласовано

зам.директора по УВР

__________Чуб.В.В.

«____».________.2016г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ№11»

_______В.Я.Ильчевская

«____».________.2016г.

Календарно-тематическое планирование

внеурочной учебной деятельности

по биологии

«Биология вокруг нас»

для 5 класса

2016-2017 учебный год

Разработана:

-учителем биологии

Минаевым Константином Дмитриевичем

-учителем географии

Каплуновой Натальей Григорьевной

2016


 

Дата

Тема урока

Примечания

По плану

По факту

 

06.09

 

Введение. Правила поведения в природе и в кабинете биологии

 

 

13.09

 

Методы познания природы

 

 

20.09

 

Понятие о живых системах. Живые системы территории школы

Практическая работа №1. Выявление связей в экосистемах

 

27.09

 

Искусственные экосистемы школы

 

04.10

 

Живой уголок школы

 

 

11.10

 

Домашние растения в кабинетах школы

Проект «Памятка заботливого хозяина»

 

18.10

 

Правила ухода за домашними растениями и домашними животными

 

25.10

 

Обобщающее занятие по теме «Живые системы вокруг нас»

 

08.11

 

Микроскоп как средство познания того, что нельзя увидеть невооружённому глазу

Практическая работа №2. Организация микроскопических наблюдений

 

15.11

 

Микромир вокруг нас – изготовление микропрепаратов растительных тканей

Проект «Изготовление микропрепаратов»

 

22.11

 

Микромир вокруг нас – изготовление микропрепаратов животных тканей

 

29.11

 

Микромир человека – из чего мы состоим?

 

06.12

 

Бактерии и вирусы – их польза и вред

 

13.12

 

Обобщающее занятие «Микромир вокруг нас»

 

 

20.12

 

Экосистема Евпатории и её биоразнообразие

Практическая работа №3. Экосистемы Евпатории

 

17.01

 

Экосистемы озёр Евпатории

Проект «Биоразнообразие родного края»

 

24.01

 

Экосистемы парков Евпатории

 

31.01

 

Агроэкосистемы Евпатории

 

07.02

 

Экосистема Чёрного моря

 

14.02

 

Природоохранные объекты Евпатории

 

21.02

 

Обобщающее занятие по теме «Макромир вокруг нас»

 

 

28.02

 

Человек – живая система

 

 

07.03

 

Наше здоровье и окружающая среда

 

 

14.03

 

Режим дня – основа крепкого здоровья

Практическая работа №4. Составление правильного режима дня

 

21.03

 

Продукты питания

Проект «Памятка здорового человека»

 

04.04

 

Режим питания

 

11.04

 

Здоровый образ жизни

 

18.04

 

Болезни и их профилактика

 

25.04

 

Лекарственные препараты

 

02.05

 

Здоровье человека и его охрана

 

 

16.05

 

Обобщающее занятие по теме «Мир человека»

 

 

23.05

 

Резерв

 


 

 

Форма учебных занятий

1

Школьный семинар

2

Школьная викторина

3

Практикум

4

Занятие исследования

5

Занятие развития творчества (нестандартные ситуации, проблемы и т.д.)

6

Интеллектуальное соревнование (конкурс, соревнование)

7

Занятие смотра знаний (по окончании изучения темы)

8

Игра (дидактическая, ролевая, деловая, КВН, заочное путешествие и т.д.)

9

Полевые и виртуальные экскурсии (технология наблюдения, отчета)

10

Треннинг (отработка определенных правил: работать в группах, парах, подготовка рецензии на текст и др.)

11

Защита проекта


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.