12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Минаев Константин Дмитриевич74 Россия, Крым респ., Евпатория |
Рабочая программа «Биология вокруг нас» для 5 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 11 города Евпатории Республики Крым»
Рассмотрено На заседании ШМО Протокол №____ от _______ | Согласовано зам.директора по УВР __________Чуб.В.В. «____».________.2016г. | Утверждаю Директор МБОУ «СШ№11» _______В.Я.Ильчевская «____».________.2016г. |
Рабочая программа
внеурочной учебной деятельности
по биологии
«Биология вокруг нас»
для 5 класса
2016-2017 учебный год
Разработана:
-учителем биологии
Минаевым Константином Дмитриевичем
2016
Авторская программа внеурочной деятельности «Биология вокруг нас» разработана учителями географии и биологии, рассмотрена и утверждена на методическом совете школы, соответствует требованиям основного общего образования по биологии. Рассчитана на 32 часа, из них 1 час резерва.
Планируемые результаты
Основные личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
4. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
5. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
9. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приёмов оказания первой помощи.
5. В эстетической сфере
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Тематический план:
№ | Раздел | Кол-во часов | Из них практических | Из них проектов |
Введение | 2 | |||
Системы вокруг нас | 6 | 1 | 1 | |
Микромир вокруг нас | 6 | 1 | 1 | |
Макромир вокруг нас | 7 | 1 | 1 | |
Мир человека | 10 | 1 | 1 | |
Резерв | 1 | |||
Итого часов | 32 |
Содержание рабочей программы
Введение. Правила поведения в природе и в кабинете биологии |
Методы познания природы. Наблюдение, опыт, эксперимент. Полевые и камеральные работы |
Понятие о живых системах. Живые системы территории школы. Экосистема. Парк. Клумба, вазон. |
Искусственные экосистемы школы. Цветник. Розарий. |
Живой уголок школы. Домашние животные: грызуны, попугаи, обитатели аквариума. Домашние растения в кабинетах школы.Правила ухода за домашними растениями и домашними животными |
Микроскоп как средство познания того, что нельзя увидеть невооружённому глазу. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. Части микроскопа. Правила изготовления микропрепаратов |
Микромир вокруг нас – изготовление микропрепаратов растительных тканей. Микропрепараты листа, побега, корня. Изготовление микропрепаратов животных тканей. Микромир человека – из чего мы состоим? Кровь человека. Ткани человека. Клетки человека. |
Бактерии и вирусы – их польза и вред. Разнообразие вирусов. |
Экосистема Евпатории и её биоразнообразие |
Экосистемы озёр Евпатории: Мойнаки, Сасык, озёра Евпаторийской группы |
Экосистемы парков Евпатории: парк им.Ленина, Мойнаки, Соколова |
Агроэкосистемы Евпатории. Экологические проблемы природопользования экосистемами Евпатории. |
Экосистема Чёрного моря. Обитатели Чёрного моря. Экологические проблемы и значение Чёрного моря. |
Природоохранные объекты Евпатории. Ботанический сад –дендропарк. Зверинец. |
Человек – живая система. Компоненты организма человека. Строение человека |
Наше здоровье и окружающая среда.Факторы окружающей среды.Режим дня – основа крепкого здоровья. Продукты питания. Режим питания. Здоровый образ жизни |
Болезни и их профилактика. Лекарственные препараты |
Здоровье человека и его охрана |
Резерв |
| Форма учебных занятий |
1 | Школьный семинар |
2 | Школьная викторина |
3 | Практикум |
4 | Занятие исследования |
5 | Занятие развития творчества (нестандартные ситуации, проблемы и т.д.) |
6 | Интеллектуальное соревнование (конкурс, соревнование) |
7 | Занятие смотра знаний (по окончании изучения темы) |
8 | Игра (дидактическая, ролевая, деловая, КВН, заочное путешествие и т.д.) |
9 | Полевые и виртуальные экскурсии (технология наблюдения, отчета) |
10 | Треннинг (отработка определенных правил: работать в группах, парах, подготовка рецензии на текст и др.) |
11 | Защита проекта |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 11 города Евпатории Республики Крым»
Рассмотрено На заседании ШМО Протокол №____ от _______ | Согласовано зам.директора по УВР __________Чуб.В.В. «____».________.2016г. | Утверждаю Директор МБОУ «СШ№11» _______В.Я.Ильчевская «____».________.2016г. |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной учебной деятельности
по биологии
«Биология вокруг нас»
для 5 класса
2016-2017 учебный год
Разработана:
-учителем биологии
Минаевым Константином Дмитриевичем
-учителем географии
Каплуновой Натальей Григорьевной
2016
№ | Дата | Тема урока | Примечания | |||
По плану | По факту | |||||
| 06.09 | Введение. Правила поведения в природе и в кабинете биологии | ||||
| 13.09 | Методы познания природы | ||||
| 20.09 | Понятие о живых системах. Живые системы территории школы | Практическая работа №1. Выявление связей в экосистемах | |||
| 27.09 | Искусственные экосистемы школы | ||||
| 04.10 | Живой уголок школы | ||||
| 11.10 | Домашние растения в кабинетах школы | Проект «Памятка заботливого хозяина» | |||
| 18.10 | Правила ухода за домашними растениями и домашними животными | ||||
| 25.10 | Обобщающее занятие по теме «Живые системы вокруг нас» | ||||
| 08.11 | Микроскоп как средство познания того, что нельзя увидеть невооружённому глазу | Практическая работа №2. Организация микроскопических наблюдений | |||
| 15.11 | Микромир вокруг нас – изготовление микропрепаратов растительных тканей | Проект «Изготовление микропрепаратов» | |||
| 22.11 | Микромир вокруг нас – изготовление микропрепаратов животных тканей | ||||
| 29.11 | Микромир человека – из чего мы состоим? | ||||
| 06.12 | Бактерии и вирусы – их польза и вред | ||||
| 13.12 | Обобщающее занятие «Микромир вокруг нас» | ||||
| 20.12 | Экосистема Евпатории и её биоразнообразие | Практическая работа №3. Экосистемы Евпатории | |||
| 17.01 | Экосистемы озёр Евпатории | Проект «Биоразнообразие родного края» | |||
| 24.01 | Экосистемы парков Евпатории | ||||
| 31.01 | Агроэкосистемы Евпатории | ||||
| 07.02 | Экосистема Чёрного моря | ||||
| 14.02 | Природоохранные объекты Евпатории | ||||
| 21.02 | Обобщающее занятие по теме «Макромир вокруг нас» | ||||
| 28.02 | Человек – живая система | ||||
| 07.03 | Наше здоровье и окружающая среда | ||||
| 14.03 | Режим дня – основа крепкого здоровья | Практическая работа №4. Составление правильного режима дня | |||
| 21.03 | Продукты питания | Проект «Памятка здорового человека» | |||
| 04.04 | Режим питания | ||||
| 11.04 | Здоровый образ жизни | ||||
| 18.04 | Болезни и их профилактика | ||||
| 25.04 | Лекарственные препараты | ||||
| 02.05 | Здоровье человека и его охрана | ||||
| 16.05 | Обобщающее занятие по теме «Мир человека» | ||||
| 23.05 | Резерв |
| Форма учебных занятий |
1 | Школьный семинар |
2 | Школьная викторина |
3 | Практикум |
4 | Занятие исследования |
5 | Занятие развития творчества (нестандартные ситуации, проблемы и т.д.) |
6 | Интеллектуальное соревнование (конкурс, соревнование) |
7 | Занятие смотра знаний (по окончании изучения темы) |
8 | Игра (дидактическая, ролевая, деловая, КВН, заочное путешествие и т.д.) |
9 | Полевые и виртуальные экскурсии (технология наблюдения, отчета) |
10 | Треннинг (отработка определенных правил: работать в группах, парах, подготовка рецензии на текст и др.) |
11 | Защита проекта |