12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сатенова Жамиля Абдыкалиевна23
В школе работаю учителем английского языка. Поощряю детей познавать мир через культуру и традиции стран изучаемого языка.
Казахстан, г. Байконур
0

Физкультурно-оздоровительные мероприятия для детей с ограниченными возможностями в развитии

Физкультурно-оздоровительные мероприятия для детей с ограниченными возможностями в развитии



При всей значимости урока, как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности. Главное в том, что физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся каждой школы.

Цель спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня является неотъемлемой частью физического воспитания школьников. Основные ее формы органично вписываются в режим обучения и воспитания учащихся. В нашем специальном (коррекционном) школе-интернате во второй половине дня существует определенный режим. Соблюдение режима дня является важной задачей сохранения здоровья учащихся. Такая система включает в себя ежедневно: утреннюю гимнастику после сна – до 15 мин в сумме; гимнастику до занятий – до 10 минут; физкультминутки на каждом уроке и на занятиях самоподготовкой, на занятиях кружков – до 6-12 мин в сумме; спортивный часы – час активного отдыха на открытом воздухе – до 45 мин.; подвижные игры и спортивные развлечения во время прогулки – до 40 мин.

В режиме продленного дня 2-2,5 часа ежедневно отведены занятиям на воздухе. Они проводятся в трех основных формах: спортивный час, прогулка и общественно полезный труд детей. Очень важно, чтобы этот объем движений детей всячески поддерживался. В субботний и воскресный дни потребность в движениях должна компенсироваться подвижными играми и спортивными развлечениями детей, экскурсиями и походами совместно с воспитателями и родителями.

Утренняя гимнастика после сна (на режиме или дома)

В числе физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, в образовательном процессе широко используется утренняя гимнастика, которая проводится режимные воспитателями или учениками старших классов или специально подготовленными физоргами. Комплексы упражнений для неё разрабатываются учителями физкультуры в соответствии с возрастными особенностями и возможностями школьников с учетом уже ранее усвоенных двигательных действий, для учащихся 1-4, 5-6, 7-8, 9-10 классов.

Гимнастика до начала учебных занятий

Каждый школьный день необходимо начинать с комплекса гимнастических упражнений. При проведении гимнастики до учебных занятий решаются следующие задачи: создать психологический настрой на предстоящую учебную деятельность (способствовать организованному началу дня); ускорить вхождение организма в активную учебную работу; обеспечить оздоровительный и закаливающий эффект; формировать правильную осанку; формировать привычку систематически заниматься физическими упражнениями.

Комплексы гимнастики до занятий включают 6-8 упражнений, выполняемых в следующей последовательности: для осанки (упражнения типа потягивания), мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание. При подборе этих упражнений исходят из следующего: давать отдых мышцам только что работавшим и включать в упражнения новые группы мышц, чередуя напряжение с расслаблением, сгибание с выпрямлением. Начинать гимнастику до занятий следует с ходьбы или если есть возможность, то с легкой пробежки. Заканчивают подскоками или бегом с последующим переходом на ходьбу. Комплексы целесообразно менять 1 раз в неделю (весь можно не менять, а заменить 1-2 упражнения или усложнить за счет комбинирования «старых»). Гимнастика до учебных занятий проводится на открытых площадках, спортивных залах, проветриваемых помещениях в облегченной одежде. Физкультурные минутки (паузы) на всех уроках

Проводятся непосредственно на уроках, как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Физкультурные паузы являются обязательными для всех классов.

При проведении физкультурных пауз решаются следующие задачи: снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; профилактика нарушений осанки; возбудить у учеников интерес к занятиям физическими упражнениями; сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие; сформировать первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Физкультурные паузы начинаются при первых признаках утомления у учеников - нарушение внимания, беспокойное поведение. До начала проведения физкультурной паузы следует открыть окна или форточки. Комплекс физкультурной паузы включает, как правило, 3-4 упражнения для различных мышечных групп, очень простых. Доступных, проводимых в течение 1,5-3 минут. Первое упражнение в комплексе - типа «потягивание» - выпрямляет позвоночник и расправляет грудную клетку. Второе - для мышц ног. Третье - для туловища. Четвертое - специальные: для глаз, кистей рук, пальцев рук и т.п. Выполняются физкультурные паузы в проходах между партами. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы при выполнении упражнений ученики не мешали друг другу. Комплексы физкультурных пауз проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха. Смена комплексов - 1 раз в неделю.

Ежедневные физкультурные занятия на воздухе (в группе продленного дня [спортивный час])

Спортивный час не повторяет содержание и методику уроков физкультуры. Его цель - снять у детей усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызвать у каждого устойчивый интерес к отдельным видам спорта (легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм), дать навыки закаливания, ежедневных оздоровительных упражнений для занятий дома.

Можем дать следующую структуру спортивного часа с учетом рекомендаций методистов физического воспитания: начало занятия с медленного бега, чередующегося с ходьбой (3-5 минут); общеразвивающие упражнения из комплекса утренней оздоровительной гимнастики (6-8 упражнений, 4-5 минут); упражнения или комплекс движений, которые рекомендовал учитель физкультуры как домашнее задание и упражнения для развития выносливости: прыжки через скакалку поочередно на правой и левой ноге, на двух ногах (15- 20 минут); эстафета с элементами полосы препятствий, бег с ускорением; подвижные игры: программные, то есть те, которые изучаются на уроках физкультуры («Совушка», «День и ночь», «Третий лишний», «Западня» и др.), и те, которые предлагают воспитатель или сами школьники.

На таких занятиях решаются следующие задачи: создать условия для развлечения и физической разрядки детей; добиться оздоровительного эффекта; совершенствовать двигательные навыки, изучаемые на уроках физической культуры; вызвать и закрепить у детей интерес к физкультурным и спортивным занятиям.

В содержание спортивного часа включаются упражнения и игры, ранее разученные детьми на уроках физической культуры: упражнения с большими и малыми мячами; разновидности бега; разновидности прыжков; метания; игры (не более 2-3); простейшие соревнования (в беге, прыжках, метании в цель, в даль), проводимые в игровой форме; спортивные развлечения и аттракционы (самокат, велосипед), зимой - лыжи, коньки и т.д., проводимые в игровой форме. Спортивный час проводится в свободной, непринужденной обстановке и во многом носит игровой характер, но тем не менее он требует определенной организации. Консультантами воспитателя при подготовке спортивных часов являются учитель физкультуры и школьный врач.

Физические упражнения и подвижные игры в группе продленного дня (ГПД)

Организуются учителями физической культуры. Проводятся на открытом воздухе после второго или третьего урока. Рекомендуются для проведения в младших и средних классах. Во время занятий физическими упражнениями и подвижными играми в группе ГПД решаются следующие задачи: создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся; включить детей в активную двигательную деятельность; направлять двигательную активность учеников в соответствии с принципами физического воспитания; решать задачи оздоровительной направленности; формировать и развивать интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям; обучать учащихся необходимым для таких занятий умениям и навыкам, знаниям.

Подвижная игра проводится на заранее подготовленных местах, но без принуждения учащихся к обязательному выполнению намеченных упражнений и игр. Не следует начинать игру с построения учащихся. Выйдя на площадку, они сами должны выбрать упражнения или игры (только в этом случае подвижная игра оправдывает свое назначение). Руководит подвижной игрой – воспитатель при активной помощи физорга. При проведении подвижных игр и физических упражнений надо следить за правильным распределением физической нагрузки на организм учащихся, для чего соблюдается определенная последовательность упражнений: в начале малоинтенсивные (разминочные) упражнения и игры, затем более динамичная нагрузка и к концу постепенное снижение нагрузки.

Содержание данной формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня составляют различные подвижные игры и игры с элементами спортивных; гимнастические упражнения на снарядах; бег, прыжки, метания; зимой - катание на лыжах, коньках, санках, игры с постройками из снега и др. Игры и упражнения надо проводить на открытом воздухе, что способствует закаливанию и укреплению здоровья детей. В случае неблагоприятных условий (дождь, мороз, ветер и т.п.) занятия переносятся в помещение. Подвижные игры проводятся в течение 30-50 минут.

При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе, главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности.

Главное в том, что физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся каждой школы. При организации физкультурно–оздоровительной работы с учащимися руководствуемся следующими принципами: системность; непрерывность; динамичность; учет возрастных и психофизических возможностей воспитанников; индивидуальный и дифференцированный подход.

Цель физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Основная форма спортивно-массовой работы – внутришкольное соревнование (школьная Спартакиада). Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Они проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутри школьные соревнования (Спартакиады) являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том, что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности. Именно в школе у учащихся, начиная с 1 класса, представляется возможность принимать участие во внутришкольных соревнованиях (Спартакиадах). Уже, традиционно, каждый год в школе проводятся соревнования по национальным видам спорта (тоғызқұмалақ, асық ойнау, бес тас), первенство школы по мини-футболу, по настольному теннису и шашкам, лыжные гонки и бег на коньках и т.д.

Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности и приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кружки работают на протяжении всего учебного года. Занятия под руководством ПДО из числа учителей ФК. Содержание занятий составляют различные физические упражнения (в соответствии с программой), подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей. Кроме того в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, Днях здоровья, показательных выступлениях. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций.

Спортивные секции решают задачи специализации в избранном виде спорта, в подготовке и выступлении в соревнованиях по этому виду. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно проходят медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства. Занятия проводят учитель физической культуры или тренеры по видам спорта, согласно расписанию секции.

В школе создана группа по общей физической подготовке (ОФП). В ее задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

Участие в областных и республиканских спортивных соревнованиях СПЕШИАЛ ОЛИМПИКС по различным видам спорта. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положением и программой соревнований. Для участия в соревнованиях подается заявка на участие, в которой так же ставится виза врача о допуске каждого школьника к соревнованиям. Проводиться соревнования по таким видам спорта: легкая атлетика (бег на дистанции 60, 100, 300 м), баскетбол, настольный теннис, мини-футбол, лыжные гонки, конькобежный бег, эстафета.

Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники («Веселые старты» и т.д.). Массовые мероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспитательной и внеклассной физкультурной работы. В этих мероприятиях участвуют все учащиеся.

Непосредственное руководство по проведению мероприятий осуществляют учителя ФК или воспитатели. В организации и проведении таких мероприятий обязательно должны участвовать родительский комитет, учащиеся старших классов.

А также в школе-интернате проводятся: занятия в тренажерном зале, настольным теннисом (во время динамических перемен); посещение бассейна целыми классами (настоящее время практикуется в аквапарке «Нептун»); ежедневные прогулки с подвижными играми в ГПД на свежем воздухе. Среди положительных педагогических находок, способствующих развитию оздоровительной физической культуры, следует назвать летнюю оздоровительную площадку детей, существенная часть работы которой, направлена на укрепление физического здоровья школьников.

Важным средством организации оздоровительной физической культуры, используемой преподавателями физвоспитания, является система домашних заданий для педагогов и обучающихся, которая включает в себя: рекомендации по разработке комплекса и проведению утренней гимнастики; организацию физкультурных пауз во время подготовки уроков; разучивание опережающих упражнений по развитию физических качеств и простейших двигательных навыков; рекомендации упражнений в недельном двигательном режиме. Обязательным элементом системы работы преподавателей на уроках физкультуры и при проведении спортивных секций стало разучивание вместе с обучающимися комплекса упражнений для физкульт-минуток, физкульт-пауз, подготовка физоргов для проведения их в учебном процессе, а также разработка комплексов таких упражнений для их периодической смены в течение недели.

Совместная работа с родителями по физическому воспитанию детей: дни здоровья, семейные олимпийские игры; посещение бассейна; спортивные соревнования «мама, папа, я – спортивная семья»; занятия оздоровительной гимнастикой (6-7 класс); посещение спортивных стадионов города.

Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта. Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учителя физической культуры для этой группы учащихся, подбирают и определяют индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся.

Учителя ФК вместе с администрацией школы ведут пропагандистскую и агитационную работу. Организуют свою работу через стенную печать, спортивные праздники, показательные выступления спортсменов, создают уголок спортивной славы школы, помещают фото лучших спортсменов. Поощряют не только лучших спортсменов, но и спортивный актив школы. По результатам спортивного года лучшим спортсменам вручают ценные призы. Наряду с этим организуют беседы на темы о значении физической культуры, правилах гигиены, режимах питания, привлекают для этого родителей, медицинский персонал. Содействуют и помогают в благоустройстве учебно-спортивной базы, обеспечивают сохранность спортивного инвентаря и оборудования. От действий учителей ФК и администрации школы в полной мере зависит результативность работы коллектива в целом, особенно в обеспечении массовости физической культуры и спорта в школе. Такая организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебно-воспитательного процесса наиболее полно обеспечивает массовость физической культуры и спорта, почти все учащиеся в той или иной мере охвачены и внеурочными физкультурными занятиями и оздоровительными мероприятиями. Методическая и организаторская помощь в деятельности коллектива обеспечивается учителями физической культуры, организатором внеклассной и внешкольной работы.























































Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 05.05.21 в 21:48 0Ответить Пожаловаться
Какими источниками пользовались?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.