Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ст. СТАРИЦА» СТАРИЦКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Технологическая карта урока
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Учитель МБОУ «СОШ ст. Старица»
Боковая Екатерина Васильевна
Урок: музыка.
Класс: 5
Школа: МБОУ «СОШ ст. Старица»
Учитель: Боковая Екатерина Васильевна
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание), познакомить с творчеством русского композитора Анатолия Константиновича Лядова, отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах.
Воспитывающие: воспитывать любовь к фольклору через исполнение и слушание музыки; воспитывать культуру слушания симфонической музыки, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
Развивающие: развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
Планируемы результаты:
1. Предметные результаты:
-Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра».
-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения
-Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.
2. Метапредметные результаты:
регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставить и выполнять цель; формулировать и удерживать учебную задачу.
познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
3. Личностные результаты:
- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.
- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.
- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение урока:
учебник - Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 5 класс»
поурочные разработки 5-6 классы - 2015г.;
авторская презентация к уроку.
Этап |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Необходимое оборудование |
1.Организационный этап |
Создать условия для организации внимания, эмоционального настроя на урок |
Музыкальное приветствие: Здравствуйте, ребята. |
Музыкальное приветствие ответ - здравствуйте учитель. |
Личностные: Проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении Коммуникативные: Коллективное, групповое участие в исполнении; контроль, коррекция Регулятивные: Осуществление слухового (интонационного) контроля за собственной деятельностью, деятельностью групп |
фортепиано |
2. Мотивационная беседа |
-Выявить степень усвоения предыдущих тем -Настроить на усвоение нового материала |
Учитель предлагает послушать песню, которую исполнит П. Олейникова, а учащиеся должны сказать, о чём она? - Верно, скажите, а кто сочиняет сказки? - А что сочиняет ещё народ? У. Скажите, а как называется творчество народа? - Молодцы, а какие жанры народных песен вы знаете? -Я вам предлагаю исполнить хороводную песню «Во поле берёза стояла» |
Полина Олейникова исполняет песню «Сказки гуляют по свету» - О сказках -Народ. - Пословицы, песни, поговорки, былины… - Фольклор - трудовые, лирические, исторические, частушки и т. д. -учащиеся поют песню, водят хоровод |
Коммуникативные: Участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция) |
Минусовка песни «Сказки гуляют по свету», микрафон, фортепиано. |
3.Основной этап |
|||||
3.1 Целеполагание |
Определить цель и спланировать работу на уроке Получить знания по теме |
Подводит учащихся к определению темы и целей урока. -предлагает послушать фрагмент из 1 части 4 симфонии П.И.Чайковского и услышать что - то очень знакомое. - Верно, а раз песня народная, то есть является творчеством народа, значит, что использовал русский композитор в своей симфонии? У. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы -Сегодня на уроке мы познакомимся… -Сегодня на уроке мы будем учиться … -Сегодня на уроке мы научимся … |
слушание фрагмента из 1 части 4 симфонии П.И.Чайковского -П. Чайковский использовал в своей симфонии русскую народную песню «Во поле берёза стояла». - Фольклор - Фольклор в музыке русских композиторов - с использованием фольклора в музыке русских композиторов -слушать и анализировать музыкальные произведения. - петь хором |
Регулятивные: принятие и сохранение цели, постановка учебных задач Коммуникативные: Участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция) |
Аудиозапись фрагмента из 1 части 4 симфонии П.И.Чайковского |
3.2 Этап формирования новых понятий и способов действий |
- познакомить с творчеством А. Лядовым. -Развивать креативные способности -Закреплять умение анализировать музыкальные произведения |
- работа с мотивированными учащимися. - словарная работа Симфоническая миниатюра -игра «Узнай и размести» проводится игра на закрепление пройденного материала «Музыкальные инструменты» -работа со словарём Чтение отрывка из сказания «Кикимора». У.Предлагает учащимся проинсценировать и озвучить (на музыкальных инструментах) сказание «Кикимора». У. предлагает провести самооценку участия в инсценировании |
-Рассказ учащегося Сообщение о творчестве А. Лядова. -делают предположение понятия Симфоническая миниатюра -работа в группах по карточкам на определение музыкальных инструментов -ищут информацию, кто такая Кикимора. - читают, воспринимают новый материал -Класс делится на 2 группы (актёры и музыканты), распределяют роли, исполняют действия по сценарию - Высказывают своё мнение |
Регулятивные: Планирование деятельности, разработка критериев Коммуникативные: Участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция) Личностные: Умение входить в образ при инсценировании |
Металлофон фортепиано презентация карточки с музыкальными инструментами музыкальные инструменты |
4.Обобщение |
-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения. -высказываться о характере музыки -закреплять умение анализировать музыкальные произведения |
У. предлагает прослушать и проанализировать Симфоническую миниатюру «Кикимора» Анатолия Лядова |
Д.Закрепляют умение слушать и анализировать музыку |
Коммуникативные: коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. Личностные: Выражать своё отношение к музыкальному материалу в движении, пении. |
Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Лядова |
4. Вокально-хоровая работа. |
У. предлагает спеть песню «Колыбельная» Раймонда Паулса |
Поют песню «Колыбельная» Раймонда Паулса - Закрепляют вокальные навыки |
Личностные: наличие интереса к вокально-творческому самовыражению Познавательные - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); - формирование стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; |
песня «Колыбельная» Раймонда Паулса |
|
5. Рефлексия |
Проанализировать свою деятельность на уроке |
У.Организует анализ деятельности на уроке. Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в мир искусства: давайте проверим, что мы с вами запомнили. Выберите и продолжите любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… -Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это…. Сегодня я узнал, что без фольклора… -На этом уроке я похвалил бы себя за… -Сегодня я сумел… А как вы считаете, всё ли вам удалось на уроке? Какую оценку вы себе поставили? Как вы оцените работу своих одноклассников? |
Д. Высказывают своё мнение |
Личностные: Оценивать своё отношение к своей работе на уроке Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками в форме диалога. |
6.Домашнее задание ( по выбору) |
У. домашнее задание будет на выбор: 1. Нарисовать рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора» 2.Сочинить сказку про кикимору |
Список используемой литературы:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, поурочные разработки 5-6 классы - Просвещение 2015г.;
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006