12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Боковая Екатерина Васильевна39
Россия, Тверская обл., Старицкий район ст. Старица

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ст. СТАРИЦА» СТАРИЦКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта урока

«Фольклор в музыке русских композиторов»

Учитель МБОУ «СОШ ст. Старица»

Боковая Екатерина Васильевна

Урок: музыка.

Класс: 5

Школа: МБОУ «СОШ ст. Старица»

Учитель: Боковая Екатерина Васильевна

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание), познакомить с творчеством русского композитора Анатолия Константиновича Лядова, отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах.

Воспитывающие: воспитывать любовь к фольклору через исполнение и слушание музыки; воспитывать  культуру слушания симфонической музыки, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Развивающие: развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.

Планируемы результаты:

1. Предметные результаты:

-Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра».

-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения

-Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.

2. Метапредметные результаты:

регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставить и выполнять цель; формулировать и удерживать учебную задачу.

познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

3. Личностные результаты:

- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение урока:

учебник - Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 5 класс»

поурочные разработки 5-6 классы - 2015г.;

авторская презентация к уроку.

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Необходимое оборудование

1.Организационный этап

Создать условия для организации внимания, эмоционального настроя на урок

Музыкальное приветствие: Здравствуйте, ребята.

Музыкальное приветствие ответ - здравствуйте учитель.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении

Коммуникативные:

Коллективное, групповое участие в исполнении; контроль, коррекция

Регулятивные:

Осуществление слухового (интонационного) контроля за собственной деятельностью, деятельностью групп

фортепиано

2. Мотивационная беседа

-Выявить степень усвоения предыдущих тем

-Настроить на усвоение нового материала

Учитель предлагает послушать песню, которую исполнит П. Олейникова, а учащиеся должны сказать, о чём она?

- Верно, скажите, а кто сочиняет сказки?

- А что сочиняет ещё народ?

У. Скажите, а как называется творчество народа?

- Молодцы, а какие жанры народных песен вы знаете?

-Я вам предлагаю исполнить хороводную песню «Во поле берёза стояла»

Полина Олейникова исполняет песню «Сказки гуляют по свету»

- О сказках

-Народ.

- Пословицы, песни, поговорки, былины…

- Фольклор

- трудовые, лирические, исторические, частушки и т. д.

-учащиеся поют песню, водят хоровод

Коммуникативные:

Участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция)

Минусовка песни «Сказки гуляют по свету», микрафон, фортепиано.

3.Основной этап

         

3.1 Целеполагание

Определить цель и спланировать работу на уроке

Получить знания по теме

Подводит учащихся к определению темы и целей урока.

-предлагает послушать фрагмент из 1 части 4 симфонии П.И.Чайковского и услышать что - то очень знакомое.

- Верно, а раз песня народная, то есть является творчеством народа, значит, что использовал русский композитор в своей симфонии?

У. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы

-Сегодня на уроке мы познакомимся…

-Сегодня на уроке мы будем учиться …

-Сегодня на уроке мы научимся …

слушание фрагмента из 1 части 4 симфонии П.И.Чайковского

-П. Чайковский использовал в своей симфонии русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

- Фольклор

- Фольклор в музыке русских композиторов

- с использованием фольклора в музыке русских композиторов

-слушать и анализировать музыкальные произведения.

- петь хором

Регулятивные:

принятие и сохранение цели,

постановка учебных задач

Коммуникативные:

Участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция)

Аудиозапись фрагмента из 1 части 4 симфонии П.И.Чайковского

3.2 Этап формирования новых понятий и способов действий

- познакомить с творчеством А. Лядовым.

-Развивать креативные способности

-Закреплять умение анализировать музыкальные произведения

- работа с мотивированными учащимися.

- словарная работа Симфоническая миниатюра

-игра «Узнай и размести» проводится игра на закрепление пройденного материала «Музыкальные инструменты»

-работа со словарём

Чтение отрывка из сказания «Кикимора».

У.Предлагает учащимся проинсценировать

и озвучить (на музыкальных инструментах) сказание «Кикимора».

У. предлагает провести самооценку участия в инсценировании

-Рассказ учащегося Сообщение о творчестве А. Лядова.

-делают предположение понятия Симфоническая миниатюра

-работа в группах по карточкам на определение музыкальных инструментов

-ищут информацию, кто такая Кикимора.

- читают, воспринимают новый материал

-Класс делится на 2 группы (актёры и музыканты), распределяют роли, исполняют действия по сценарию

- Высказывают своё мнение

Регулятивные:

Планирование деятельности, разработка критериев

Коммуникативные:

Участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция)

Личностные:

Умение входить в образ при инсценировании

Металлофон

фортепиано

презентация

карточки с музыкальными инструментами

музыкальные инструменты

4.Обобщение

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-высказываться о характере музыки

-закреплять умение анализировать музыкальные произведения

У. предлагает прослушать и проанализировать Симфоническую миниатюру «Кикимора» Анатолия Лядова

Д.Закрепляют умение слушать и анализировать музыку

Коммуникативные: коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы,

участие и взаимодействие в процессе этого поиска.

Личностные:

Выражать своё отношение к музыкальному материалу в движении, пении.

Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Лядова

4. Вокально-хоровая работа.

 

У. предлагает спеть песню «Колыбельная» Раймонда Паулса

Поют песню «Колыбельная» Раймонда Паулса

- Закрепляют вокальные навыки

Личностные:

наличие интереса к вокально-творческому самовыражению

Познавательные

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- формирование стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

песня «Колыбельная» Раймонда Паулса

5. Рефлексия

Проанализировать свою деятельность на уроке

У.Организует анализ деятельности на уроке.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в мир искусства:

давайте проверим, что мы с вами запомнили. Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

-Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это….

Сегодня я узнал, что без фольклора…

-На этом уроке я похвалил бы себя за…

-Сегодня я сумел

А как вы считаете, всё ли вам удалось на уроке? Какую оценку вы себе поставили?

Как вы оцените работу своих одноклассников?

Д. Высказывают своё мнение

Личностные:

Оценивать своё отношение к своей работе на уроке

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками в форме диалога.

 

6.Домашнее задание

( по выбору)

 

У. домашнее задание будет на выбор:

1. Нарисовать рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора»

2.Сочинить сказку про кикимору

     


 

Список используемой литературы:

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, поурочные разработки 5-6 классы - Просвещение 2015г.;

«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.