Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

2
0
Материал опубликован 23 March 2017 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ст. СТАРИЦА» СТАРИЦКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта урока

«Фольклор в музыке русских композиторов»

Учитель МБОУ «СОШ ст. Старица»

Боковая Екатерина Васильевна

Урок: музыка.

Класс: 5

Школа: МБОУ «СОШ ст. Старица»

Учитель: Боковая Екатерина Васильевна

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание), познакомить с творчеством русского композитора Анатолия Константиновича Лядова, отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах.

Воспитывающие: воспитывать любовь к фольклору через исполнение и слушание музыки; воспитывать  культуру слушания симфонической музыки, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Развивающие: развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.

Планируемы результаты:

1. Предметные результаты:

-Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра».

-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения

-Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.

2. Метапредметные результаты:

регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставить и выполнять цель; формулировать и удерживать учебную задачу.

познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

3. Личностные результаты:

- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение урока:

учебник - Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 5 класс»

поурочные разработки 5-6 классы - 2015г.;

авторская презентация к уроку.

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Необходимое оборудование

1.Организационный этап

Создать условия для организации внимания, эмоционального настроя на урок

Музыкальное приветствие: Здравствуйте, ребята.

Музыкальное приветствие ответ - здравствуйте учитель.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении

Коммуникативные:

Коллективное, групповое участие в исполнении; контроль, коррекция

Регулятивные:

Осуществление слухового (интонационного) контроля за собственной деятельностью, деятельностью групп

фортепиано

2. Мотивационная беседа

-Выявить степень усвоения предыдущих тем

-Настроить на усвоение нового материала

Учитель предлагает послушать песню, которую исполнит П. Олейникова, а учащиеся должны сказать, о чём она?

- Верно, скажите, а кто сочиняет сказки?

- А что сочиняет ещё народ?

У. Скажите, а как называется творчество народа?

- Молодцы, а какие жанры народных песен вы знаете?

-Я вам предлагаю исполнить хороводную песню «Во поле берёза стояла»

Полина Олейникова исполняет песню «Сказки гуляют по свету»

- О сказках

-Народ.

- Пословицы, песни, поговорки, былины…

- Фольклор

- трудовые, лирические, исторические, частушки и т. д.

-учащиеся поют песню, водят хоровод

Коммуникативные:

Участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция)

Минусовка песни «Сказки гуляют по свету», микрафон, фортепиано.

3.Основной этап

         

3.1 Целеполагание

Определить цель и спланировать работу на уроке

Получить знания по теме

Подводит учащихся к определению темы и целей урока.

-предлагает послушать фрагмент из 1 части 4 симфонии П.И.Чайковского и услышать что - то очень знакомое.

- Верно, а раз песня народная, то есть является творчеством народа, значит, что использовал русский композитор в своей симфонии?

У. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы

-Сегодня на уроке мы познакомимся…

-Сегодня на уроке мы будем учиться …

-Сегодня на уроке мы научимся …

слушание фрагмента из 1 части 4 симфонии П.И.Чайковского

-П. Чайковский использовал в своей симфонии русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

- Фольклор

- Фольклор в музыке русских композиторов

- с использованием фольклора в музыке русских композиторов

-слушать и анализировать музыкальные произведения.

- петь хором

Регулятивные:

принятие и сохранение цели,

постановка учебных задач

Коммуникативные:

Участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция)

Аудиозапись фрагмента из 1 части 4 симфонии П.И.Чайковского

3.2 Этап формирования новых понятий и способов действий

- познакомить с творчеством А. Лядовым.

-Развивать креативные способности

-Закреплять умение анализировать музыкальные произведения

- работа с мотивированными учащимися.

- словарная работа Симфоническая миниатюра

-игра «Узнай и размести» проводится игра на закрепление пройденного материала «Музыкальные инструменты»

-работа со словарём

Чтение отрывка из сказания «Кикимора».

У.Предлагает учащимся проинсценировать

и озвучить (на музыкальных инструментах) сказание «Кикимора».

У. предлагает провести самооценку участия в инсценировании

-Рассказ учащегося Сообщение о творчестве А. Лядова.

-делают предположение понятия Симфоническая миниатюра

-работа в группах по карточкам на определение музыкальных инструментов

-ищут информацию, кто такая Кикимора.

- читают, воспринимают новый материал

-Класс делится на 2 группы (актёры и музыканты), распределяют роли, исполняют действия по сценарию

- Высказывают своё мнение

Регулятивные:

Планирование деятельности, разработка критериев

Коммуникативные:

Участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция)

Личностные:

Умение входить в образ при инсценировании

Металлофон

фортепиано

презентация

карточки с музыкальными инструментами

музыкальные инструменты

4.Обобщение

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-высказываться о характере музыки

-закреплять умение анализировать музыкальные произведения

У. предлагает прослушать и проанализировать Симфоническую миниатюру «Кикимора» Анатолия Лядова

Д.Закрепляют умение слушать и анализировать музыку

Коммуникативные: коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы,

участие и взаимодействие в процессе этого поиска.

Личностные:

Выражать своё отношение к музыкальному материалу в движении, пении.

Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Лядова

4. Вокально-хоровая работа.

 

У. предлагает спеть песню «Колыбельная» Раймонда Паулса

Поют песню «Колыбельная» Раймонда Паулса

- Закрепляют вокальные навыки

Личностные:

наличие интереса к вокально-творческому самовыражению

Познавательные

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- формирование стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

песня «Колыбельная» Раймонда Паулса

5. Рефлексия

Проанализировать свою деятельность на уроке

У.Организует анализ деятельности на уроке.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в мир искусства:

давайте проверим, что мы с вами запомнили. Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

-Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это….

Сегодня я узнал, что без фольклора…

-На этом уроке я похвалил бы себя за…

-Сегодня я сумел

А как вы считаете, всё ли вам удалось на уроке? Какую оценку вы себе поставили?

Как вы оцените работу своих одноклассников?

Д. Высказывают своё мнение

Личностные:

Оценивать своё отношение к своей работе на уроке

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками в форме диалога.

 

6.Домашнее задание

( по выбору)

 

У. домашнее задание будет на выбор:

1. Нарисовать рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора»

2.Сочинить сказку про кикимору

     


 

Список используемой литературы:

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, поурочные разработки 5-6 классы - Просвещение 2015г.;

«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации