"Фольклорный путь в воспитании дошкольников: опыт работы с детским ансамблем русской народной стилизованной песни 'Младушка'
В работе с детским ансамблем русской народной стилизованной песни «Младушка» я вижу важность народного творчества, которая объединяет мир детей и взрослых через поэтические и музыкальные жанры.
Моя главная цель как руководителя — формировать культурные потребности и воспитывать личность каждого ребенка.
Я ставлю перед собой такие задачи:
привить детям любовь к родной земле, уважение к традициям народа и ценности труда;
привить уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.
обучить пониманию роли семьи, своего места в ней, и воспитывать будущих хозяев и защитников семейного очага.
Я верю, что через приобщение детей к народной культуре мы можем развить у них национальное самосознание и уважение к своему народу. Воспитание на основе народных традиций помогает раскрыть в детях общечеловеческие качества и укорениться в национальной культуре, передающей жизненный опыт и мудрость из поколения в поколение.
Фольклор становится для нас благодатной почвой, на которой мы вместе с детьми выращиваем духовные и нравственные ценности, формируя личность каждого участника ансамбля.
В последнее время мы замечаем, что детей дошкольного возраста возникают определенные трудности в общении. Педагоги и родители с тревогой отмечают, что дети испытывают затруднения в поддержании контакта, в согласовании действий с другими и в выражении своих чувств. Это вызывает серьезное беспокойство, поскольку умение общаться и контактировать с окружающими является неотъемлемой частью развития личности.
Я убеждена, что игровая деятельность является эффективным методом обучения общению в дошкольном возрасте. В свое работе придерживаюсь ряда принципов, включая систематичность и последовательность, культуросообразность, интеграцию различных видов деятельности, природосообразность и доступность материалов, а также использование наглядных пособий и атрибутов народного быта для обучения.
В работе с нашими маленькими участниками фольклорного детского ансамбля я руководствуюсь мудрыми словами А.М. Горького, который подчеркивал важность игрового начала в развитии детей. Игра является ключом к познанию мира и средством активного обучения. Каждый жанр детского фольклора, который мы изучаем, наполнен игровыми элементами, что помогает детям легче усваивать информацию и развиваться.
Следуя принципам народной педагогики, стремлюсь создать условия для радостных эмоций у детей, только в атмосфере радости и веселья можно достичь полноценного развития личности. Малые формы фольклора, которые мы изучаем с детьми, не только приносят им удовольствие, но и готовят к познанию окружающего мира через игру, которая является неотъемлемой частью их обучения и воспитания. Через игру дети учатся не только физическим и умственным навыкам, но и развивают свою моральность и эстетическое восприятие мира.
В нашем детском фольклорном ансамбле придаем особое значение начальным формам фольклора, таким как потешки, прибаутки и пестушки. Эти игровые формы не только увлекательны для детей, но и способствуют развитию правильной и эмоционально окрашенной речи. Учим с детьми известные игры, как "Ладушки", "Сорока", "Заинька" и другим. Знакомятся с прибаутками — забавными рассказами или выражениями, которые вызывают улыбку и радость. Например, прибаутка "Коза" сопровождается игровыми действиями и веселым настроением.
В среднем дошкольном возрасте я начинаем знакомить детей с русскими народными песнями. Эти песни разнообразны по содержанию и музыкальной выразительности. Через песни дети узнают о жизни и природе, а также наслаждаются игрой и забавой. Учу детей ценить красоту музыки и развивать эстетический вкус через исполнение народных песен в хороводах и движениях.
Пение народных песен в хороводах и импровизация движений позволяют детям выразить себя творчески и радостно. Всегда поддерживаю в детях их творческие начинания, поощряя свободное самовыражение и радость от музыки и игры.
В старшем дошкольном возрасте я представляю детям увлекательный жанр частушек. Этот жанр пользуется огромной популярностью среди наших маленьких участников. Через частушки дети учатся весело шутить, понимать юмор. Их исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах: трещотках, ложках и других. Мы также знакомим детей с устным народным творчеством через сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Через сказки дети погружаются в мир нравственных ценностей и примеров истинного поведения. Сказочные образы помогают детям постигнуть красоту человеческой души. Пословицы передают коллективное мнение народа о различных аспектах жизни, а загадки развивают мышление дошкольников и учат анализировать окружающий мир.
Еще одним важным элементом фольклора, который мы изучаем, является детская игра. В играх отражаются национальные особенности, быт и обычаи народа, его мировоззрение и общественная жизнь. Народные игры — это национальное богатство, которое мы стремимся передать нашим детям. Через веселые игры они знакомятся с традициями, бытом русского народа, значимостью труда и бережным отношением к природе.
В работе с детьми по изучению музыкального фольклора я создаю атмосферу увлекательного погружения в культурное наследие. Формируя фольклорный детский ансамбль, не только раскрываю перед детьми богатство народной музыкальной традиции, но и помогаю им развивать навыки коммуникации и сотрудничества.
Одним из ключевых аспектов моей работы является организация фольклорных праздников, где дети не только исполняют народные песни и танцы, но и активно участвуют в играх, способствующих формированию позитивного взаимодействия между ними. В процессе игры дети учатся ценить традиции, проявлять уважение к другим участникам и развивать свои личностные качества.
Уделяю особое внимание вовлечению родителей в жизнь ансамбля, проводя фольклорные мероприятия, в которых они могут принять активное участие. Такие события, как праздник "День Матери", становятся возможностью для семейного творчества и единения через народные обычаи и традиции.
Участие наших детей в различных конкурсах и фестивалях не только способствует раскрытию их творческого потенциала, но и помогает им укреплять уверенность в себе и развивать чувство коллективизма. Мы гордимся достижениями наших маленьких артистов и рады видеть, как они с каждым выступлением становятся все более профессиональными и талантливыми.
Музыкальный фольклор представляет собой уникальное искусство, где музыка, слово и движение сочетаются в единое целое. Это мощное педагогическое средство, способствующее развитию творческого потенциала детей и раскрытию их личностных качеств. Важно, чтобы народные игры занимали особое место в дошкольном образовании, поскольку они являются национальным достоянием и помогают детям понять обычаи, быт и отношение к природе русского народа.
Русские народные песни и игры, пропитанные добротой и любовью к жизни, сеют в детских сердцах семена добра и радости, вдохновляя на стремление к созиданию и украшению мира. Пение, танец и игра вместе создают захватывающее занятие, переносящее детей в мир творчества и радости.
Наблюдая за результатами работы, я вижу, как дети становятся более добрыми и заботливыми друг к другу, что неизменно отмечают их родители. Интерес к детскому фольклору постоянно растет, и изучение художественных особенностей различных жанров играет важную роль в этом процессе.
Детский фольклор является неотъемлемой частью воспитания маленького человека, стремящегося к гармонии души, нравственной чистоте и физическому совершенству. Важно понимать, что погружение в народную культуру не ограничивается лишь изучением произведений, оно предполагает создание особой атмосферы, где эти произведения могут оживать и развиваться, проникая глубоко в сознание и поведение человека, становясь неотъемлемой частью его бытия.
Народное творчество является бесконечным источником, который приносит всем нам, особенно детям, добро и любовь, способствует формированию уникальной личности ребенка, который будет гордиться своей страной и станет настоящим патриотом. Важно учитывать, что народная мудрость и культурное наследие помогают детям строить свое представление о мире, формируют их ценности и помогают им стать активными гражданами, способными к творческому самовыражению и вдохновленному творчеству.
| |
|
|