Кубанские народные игры в воспитании дошкольников.
МБДОУДСКВ № 21 «Елочка» Кравченко Галина Петровна.
Сообщение из опыта работы.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с историей станицы и родного края, с обычаями, традициями, песнями казаков. А в игровой деятельности учим детей играть в кубанские народные игры. В этих играх дети узнают кубанский фольклор, своеобразный станичный говор, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре Кубани.
В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Например: (Игра «Тополёк» «На Кубань пришла весна, Распушила тополя! Тополиный пух кружится, Но на землю не ложится.
Дуйте, ветры, с кручи Сильные, могучие!»; Игра «Заплетайся плетень» «Заяц, заяц не войдет, в наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!») Казачьи игры сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Так, например, в игре: «Мельница» - дети получают знания о том, что такое «мельница», принцип работы, как получают муку и что из нее пекут; в игре «Тополек», дети знакомятся с деревом – тополь и особенностями его произрастания. Уточняют понятие - «тополиный пух». Также в играх дети знакомятся с предметами кубанского быта и окружением: веретено, плетень, курень, бахча; элементами одежды: шаль, кубанка, «брыль» и многое другое. Народные игры обогащают словарный запас и активизируют речь детей; развивают память, внимание («Подсолнухи», «Сон казака» и др.)
В играх с соревнованием двух команд, чтобы разделить детей на две части, равные по численности, по силам, применяем, способ проговаривания: «солнце» или «луна», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д. В играх с предметами - используем жгуты, палки, мячи, подковы, платки, шесты, шары и другие атрибуты. Ведущего в играх выбираем с помощью считалок.
Среди кубанских игр много игр на развитие физических качеств, в особенности ловкости («Кубанка», «Разбить кувшин»), быстроты («Пугало», «Конники») и силы («Тяни холсты», «Перетяжки») и т. д.
Народные казачьи игры не требуют специального оборудованного места. Местом для игр может служить лужайка, спортзал, беседка, группа.
Для проведения игр не требуется специальный спортивный инвентарь (помимо мячей, скакалок, гимнастических палок можно использовать подручный материал: веревки, палки, тряпичные мячи). Во время проведения игр следим за точностью движений, которые должны соответствовать правилам игры.
В прошлом в каждой казачьей семье было много детей. Дети сами организовывали свой досуг. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия. Но уж коли игра завладевала душами детей, то нередко оставалась в станицах на долгие годы. Мы также играем с детьми в казачьи игры нашей станицы Батуринской.
Когда знакомились с играми «Краду, краду кауны…», «Баба Кыця», «Лымкач» рассказала детям, что в эти игры играли не только их родители, но и дедушки и бабушки. Предлагала детям спросить у старшего поколения про игры. Впоследствии дети с восторгом рассказывали, что и правда бабушка, дедушка , мама, папа знают эти игры и играли в них. Лет пять, шесть назад старшие дети ещё играли в народные игры, вовлекали и младших детей, таким образом, кубанские игры передавались из поколения в поколение. К сожалению, современные дети почти не играют в народные игры, поэтому главная наша задача заключается в том, чтобы воспитать интерес, любовь к кубанским играм, желание играть в них активно и самостоятельно не только в детском саду, но и дома в компании друзей.
Самая любимая игра у наших детей «Баба Кыця». В начале игры происходит весёлый и смешной диалог. И само обращение Баба Кыця вызывает у ребят смех и у них уже в начале игры радостное, задорное настроение. Ребята часто просят провести эту игру, а также играют самостоятельно.
В ходе игры привлекаем внимание детей к её содержанию, словам, произносимым в ней. Например, когда знакомились с игрой «Краду. Краду кауны» поинтересовалась: «Что такое кауны?», Илья ответил: «Арбузы. Моя бабушка говорит на арбузы «кауны»».Обращаю внимание, на станичный говор. Объясняю, что поле, на котором растут арбузы называется – бахча.
Таким образом, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, образуют фундамент для развития нравственно – патриотических чувств.