Конспект урока русского языка: Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация» (5 класс)
Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация».
Колбина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г. Барабинск
Новосибирская область
Класс: 5.
Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация».
Тип урока: актуализация знаний и умений.
Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме, повторить пунктуацию.
Воспитательная: напомнить о значимости чтения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок русского языка. Как вы заметили на нашем уроке присутствуют гости. Очень надеюсь, что мы с вами достойно будем выглядеть и покажем, чему научились в 5 классе за 3 месяца обучения.
1 слайд (Обращение к пятиклассникам, в форме послания)
2 Слайд (портрет Достоевского, подпись ФИО, 200 лет со дня рождения).
Мотивационный этап.
Сегодняшний урок хочу начать с послания, а точнее обращения к вам, пятиклассникам, выдающегося писателя Федора Михайловича Достоевского.
- Ребята, вы ещё не знакомы с творчеством этого великого писателя, но в старших классах мы обязательно познакомимся с его произведениями. В ноябре исполнилось 200 лет со дня рождения Достоевского. Сейчас мы с вами прочитаем обращение юбиляра к вам.
3 слайд текст послания
Обращение к пятиклассникам Фёдора Михайловича Достоевского (юбиляра)
Приветствую вас, дорогие ребята, из далёкого XIX века! (обращение, восклицательное предложение). Что перенесло меня к вам через 200 лет? (вопросительное предложение). Конечно, ваши добрые дела, ваши хорошие поступки, ваши искренние чувства (вводное слово, однородные члены предложения). Вы скажете: «Невозможно услышать человека через века» (прямая речь). Сегодня многие так думают, но это не так (запятая перед но). Самая доступная машина времени – это книга (тире между подлежащим и сказуемым). А самая волшебная сила – это… (чтение).
- Считаю, что более мотивирующих слов для того, чтобы быть грамотным, эрудированным, начитанным описать невозможно.
- Ребята, как вы думаете, судя по этому обращению, о чём мы будем говорить на уроке?
- Давайте посмотрим с точки зрения русского языка, что мы видим в этих предложениях?
- Столько тем вы назвали, а в какой общий раздел науки о языке они включены? (синтаксис)
- Что такое синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст, а также правила их построение )
- С каким разделом науки о языке тесно связан синтаксис? (пунктуация)
- Что такое пунктуация? (раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки)
- Что является единицами изучения синтаксиса? (словосочетание и предложение)
- Что такое словосочетание? (это сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически).
- Что такое предложение? (это одно или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающие законченную мысль).
- Мы с вами изучали эти темы на протяжении нескольких уроков.
Определение темы урока.
Давайте определим тему нашего урока.
Тема: Повторение по теме «Синтаксис и Пунктуация». (Слайд 4)
Запись числа, классной работы в тетради.
Постановка целей и задач.
Какие цели мы поставим перед собой? (слайд 5)
Повторить ……
Закрепить ……
Систематизировать …….
Итак, мы начинаем работать с наименьшей единицей синтаксиса – словосочетанием.
Закрепление материала.
(слайд 6)
Задание: Перед вами предложение. Девочки выписывают словосочетания, а мальчики те выражения, которые не являются словосочетаниями.
Книги пробуждают в человеке лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.
СЧ: пробуждают в человеке, пробуждают стремления, лучшие стремления, острят ум, его ум, смягчают сердце.
Не СЧ: книги пробуждают, книги острят, книги смягчают; пробуждают, острят, смягчают; в человеке
- Ребята, давайте сделаем вывод, что же не является СЧ?
- Скажите, пожалуйста, что можно составить из СЧ? (предложения)
- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые, сложные)
Работа в парах. Составление предложения.
1.Хорошая книга – лучший друг. (Лена Дежина)
2.Хлеб питает тело, а книга питает разум. (Даша Сигутова)
(слайд 7)
Один ученик выполняет синтаксический разбор простого предложения, другой – выделяет грамматическую основу, объясняет постановку знака препинания. Остальные записывают предложение, которое у них получилось.
- Обратите внимание на последнюю характеристику в простом предложении. (осложнено, не осложнено).
- Речь идет об обособленных членах предложения, те которые на письме мы выделяем знаками препинания.
- Чем могут быть осложнены предложения? (обращения, однородные члены)
- Это как раз подтверждает то, что синтаксис и пунктуация неразрывно связаны.
- Обратите внимание на слайд 8.
- Чем осложнены эти предложения? (однородными членами предложения).
- Что такое однородные члены предложения? (слова, которые отвечают на один вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, произносятся с интонацией перечисления, однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения) .
- Разберем примеры и вспомним, когда запятая ставится, а когда нет. Нарисуем к этим предложениям схемы.
1.Книга развивает кругозор, мышление и фантазию. (Матвей Ильюшиц)
2.Читая, попадаешь в таинственный и волшебный мир, переносишься в прошлое или будущее. (Арина Свеженцева)
3.Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. (Маша Шеховцова)
- Ребята, а вы любите читать? Какие книги вы любите читать? Какой жанр?
Физминутка:
Покажите, пожалуйста, какого вы были ростом, когда книжки вам читала мама.
А теперь покажите какого вы были ростом, когда научились читать.
Совсем недавно на уроке литературы мы узнали, какого роста был А.С. Пушкин. Какой у него был рост? Давайте покажем.
Давайте дотянемся до роста А.П. Чехова (приблизительно его рост 182 см)
Стремление быть высоким должно проявляться не только в росте, но и в своих поступках.
- Присаживайтесь!
На столах у детей лежит товарный чек. (слайд 9)
- Что перед вами лежит?
- Какую информацию мы можем получить из чека?
- Что купили?
- Как называется книга?
- Как вы думаете, о чем книга? Для какого возраста? (автор книги -Джоан Роулинг, британская писательница. В своем романе раскрывает тему дружбы, волшебства и т.д. Главными героями являются ваши ровесники и показан путь их взросления)
- В каком магазине куплено?
- Ребята, где у нас в Барабинске можно купить книгу?
Сейчас много электронных магазинов.
- Какие вы знаете?
- Заказывали ли вы книги в электронном магазине?
- Какие?
- Ребята, когда вы ходите на день рождение, что вы дарите? Дарит ли книги кто-нибудь? Хотели бы вы получить книгу в качестве подарка?
- Недавно мы принимали участие в акции по сбору макулатуры. Очень много ребят приносили книги. Как вы к этому относитесь?
- Читая книги, мы не только учимся, но и исходя из обращения Ф.М. Достоевского видно, что мы можем переместиться в прошлое или будущее.
Письмо с орфограммами. (слайд 10)
Один мальчик, ваш ровесник, написал письмо Деду Морозу, в котором он просит исполнить его желание. Давайте прочитаем.
Письмо Деду Морозу
Здравствуй, Дедушка Мороз! (обращение). Сегодня на уроке русского языка я убедился в том, что книга – это лучший подарок (тире между подлежащим и сказуемым). Как говорил А.С. Пушкин: «Чтение - лучшее учение» (прямая речь тире). Сам великий поэт и писатель считал, что книги – лучшие друзья (тире). Поэтому, дорогой Дедушка Мороз, подари мне, пожалуйста, книгу (обращение, волшебное слово). А я её прочитаю и поделюсь с тобой впечатлениями.
Письмо Деду Морозу
Здра_ствуй Дедушка Моро_! Сегодня на уроке русско_о языка я убедился в том, что книга это лучший подарок. Как говорил А.С. Пушкин Чтение - лучшее учение. Сам великий поэт и п_сатель считал, что книги – лучшие друзья. Поэтому д_рогой Дедушка Моро_ под_ри мне, пожалуйста, книгу. А я её прочитаю и поделюсь с тобой впечатлениями.
Работа у доски:
1 – выписывает слова с пропущенными орфограммами. (Настя Шелковникова)
2 – с обращением (Марго Солод)
3 – тире между подлежащим и сказуемым (Рома Устюгов)
4 – с прямой речью (Алина Бушуева)
Остальные работают в тетради: 1 вариант выписывают предложения с обращением, 2 вариант предложения с прямой речью.
Проверка
- Ребята, как вы думаете, исполнится желание мальчика?
- Почему?
- Ребята, я думаю, что если вы попросите в качестве подарка книгу, то вам не откажут, потому что - это достоверный источник знаний.
- Кто является нашими главными помощниками в учебе?
- Безусловно верно, но ещё и родители. Они тоже не остались в стороне при подготовки нашего урока.
И приготовили вам подарки, потому что так же как и я хотят видеть вас воспитанными, образованными и эрудированными.
Рефлексия.
- Над какой темой мы работали?
- Какие цели мы ставили?
- Кто вам особенно запомнился на уроке? Почему?
Уменья, знания вас не подвели,
Вы все задания выполнить смогли.
Кто ошибался – это не беда,
Зато смекалка вас не подвела.
Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы всё успели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок!
Домашнее задание.
Написать письмо Деду Морозу, используя обращения, предложения с прямой речью.