12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колбина Валентина Александровна201
Россия, Новосибирская обл., Барабинск

Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация».

Колбина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №3 г. Барабинск

Новосибирская область

Класс: 5.

Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме, повторить пунктуацию.

Воспитательная: напомнить о значимости чтения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные  члены предложения», «обращения и вводные слова», «прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в  сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.


Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок русского языка. Как вы заметили на нашем уроке присутствуют гости. Очень надеюсь, что мы с вами достойно будем выглядеть и покажем, чему научились в 5 классе за 3 месяца обучения.

1 слайд (Обращение к пятиклассникам, в форме послания)

2 Слайд  (портрет Достоевского, подпись ФИО, 200 лет со дня рождения).

Мотивационный этап.

Сегодняшний урок хочу начать с послания, а точнее обращения к вам, пятиклассникам, выдающегося писателя Федора Михайловича Достоевского.

- Ребята, вы ещё не знакомы с творчеством этого великого писателя, но в старших классах мы обязательно познакомимся с его произведениями. В ноябре исполнилось 200 лет со дня рождения Достоевского. Сейчас мы с вами прочитаем обращение юбиляра к вам.

3 слайд текст послания

Обращение к пятиклассникам Фёдора Михайловича Достоевского (юбиляра)

Приветствую вас, дорогие ребята, из далёкого XIX века! (обращение, восклицательное предложение). Что перенесло меня к вам через 200 лет? (вопросительное предложение). Конечно, ваши добрые дела, ваши хорошие поступки, ваши искренние чувства (вводное слово, однородные члены предложения). Вы скажете: «Невозможно услышать человека через века» (прямая речь). Сегодня многие так думают, но это не так (запятая перед но). Самая доступная машина времени – это книга (тире между подлежащим и сказуемым). А самая волшебная сила – это… (чтение).


- Считаю, что более мотивирующих слов для того, чтобы быть грамотным, эрудированным, начитанным описать невозможно.

- Ребята, как вы думаете, судя по этому обращению, о чём мы будем говорить на уроке?

- Давайте посмотрим с точки зрения русского языка, что мы видим в этих предложениях?

- Столько тем вы назвали, а в какой общий раздел науки о языке они включены? (синтаксис)

- Что такое синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст, а также правила их построение )

- С каким разделом науки о языке тесно связан синтаксис? (пунктуация)

- Что такое пунктуация? (раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки)

- Что является единицами изучения синтаксиса? (словосочетание и  предложение)

- Что такое словосочетание? (это сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически).

 - Что такое предложение? (это одно или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающие законченную мысль).

- Мы с вами изучали эти темы на протяжении нескольких уроков.

Определение темы урока.

Давайте определим тему нашего урока.

Тема: Повторение по теме «Синтаксис и Пунктуация». (Слайд 4)  

Запись числа, классной работы в тетради.

Постановка целей и задач.

Какие цели мы поставим перед собой?  (слайд 5)

Повторить ……

Закрепить ……

Систематизировать …….

Итак, мы начинаем работать с наименьшей единицей синтаксиса – словосочетанием.

Закрепление материала.

(слайд 6)

Задание: Перед вами предложение. Девочки выписывают словосочетания, а мальчики те выражения, которые не являются словосочетаниями.

Книги пробуждают в человеке лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

СЧ: пробуждают в человеке, пробуждают стремления, лучшие стремления, острят ум, его ум, смягчают сердце.

Не СЧ: книги пробуждают, книги острят, книги смягчают; пробуждают, острят, смягчают; в человеке

- Ребята, давайте сделаем вывод, что же не является СЧ?

- Скажите, пожалуйста, что можно составить из СЧ? (предложения)

- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые, сложные)

Работа в парах. Составление предложения.

1.Хорошая книга – лучший друг. (Лена Дежина)

2.Хлеб питает тело, а книга питает разум. (Даша Сигутова)

(слайд 7)

Один ученик выполняет синтаксический разбор простого предложения, другой – выделяет грамматическую основу, объясняет постановку знака препинания. Остальные записывают предложение, которое у них получилось.

- Обратите внимание на последнюю характеристику в простом предложении. (осложнено, не осложнено).

- Речь идет об обособленных членах предложения, те которые на письме мы выделяем знаками препинания.

- Чем могут быть осложнены предложения? (обращения, однородные члены)

- Это как раз подтверждает то, что синтаксис и пунктуация неразрывно связаны.

- Обратите внимание на слайд 8.

 - Чем осложнены эти предложения? (однородными членами предложения).

- Что такое однородные члены предложения? (слова, которые отвечают на один вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, произносятся с интонацией перечисления, однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения) .

- Разберем примеры и вспомним, когда запятая ставится, а когда нет. Нарисуем к этим предложениям схемы.

1.Книга развивает кругозор, мышление и фантазию. (Матвей Ильюшиц)

2.Читая, попадаешь в таинственный и волшебный мир, переносишься в прошлое или будущее. (Арина Свеженцева)

3.Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. (Маша Шеховцова)

- Ребята, а вы любите читать? Какие книги вы любите читать? Какой жанр?

Физминутка:

Покажите, пожалуйста, какого вы были ростом, когда книжки вам читала мама.

А теперь покажите какого вы были ростом, когда научились читать.

Совсем недавно на уроке литературы мы узнали, какого роста был А.С. Пушкин. Какой у него был рост? Давайте покажем.

Давайте дотянемся до роста А.П. Чехова (приблизительно его рост 182 см)

Стремление быть высоким должно проявляться не только в росте, но и в своих поступках.

- Присаживайтесь!

На столах у детей лежит товарный чек. (слайд 9)

- Что перед вами лежит?

- Какую информацию мы можем получить из чека?

- Что купили?

- Как называется книга?

- Как вы думаете, о чем книга? Для какого возраста? (автор книги -Джоан Роулинг, британская писательница. В своем романе раскрывает тему дружбы, волшебства и т.д. Главными героями являются ваши ровесники и показан путь их взросления)

- В каком магазине куплено?

- Ребята, где у нас в Барабинске можно купить книгу?

Сейчас много электронных магазинов.

- Какие вы знаете?

- Заказывали ли вы книги в электронном магазине?

- Какие?

- Ребята, когда вы ходите на день рождение, что вы дарите? Дарит ли книги кто-нибудь? Хотели бы вы получить книгу в качестве подарка?

- Недавно мы принимали участие в акции по сбору макулатуры. Очень много ребят приносили книги. Как вы к этому относитесь?

- Читая книги, мы не только учимся, но и исходя из обращения Ф.М. Достоевского видно, что мы можем переместиться в прошлое или будущее.

Письмо с орфограммами. (слайд 10)

Один мальчик, ваш ровесник, написал письмо Деду Морозу, в котором он просит исполнить его желание. Давайте прочитаем.


Письмо Деду Морозу

Здравствуй, Дедушка Мороз! (обращение). Сегодня на уроке русского языка я убедился в том, что книга – это лучший подарок (тире между подлежащим и сказуемым). Как говорил А.С. Пушкин: «Чтение - лучшее учение» (прямая речь тире). Сам великий поэт и писатель считал, что книги – лучшие друзья (тире). Поэтому, дорогой Дедушка Мороз, подари мне, пожалуйста, книгу (обращение, волшебное слово). А я её прочитаю и поделюсь с тобой впечатлениями.  


Письмо Деду Морозу

Здра_ствуй Дедушка Моро_! Сегодня на уроке русско_о языка я убедился в том, что книга  это лучший подарок. Как говорил А.С. Пушкин Чтение - лучшее учение. Сам великий поэт и п_сатель считал, что книги – лучшие друзья. Поэтому д_рогой Дедушка Моро_ под_ри мне, пожалуйста, книгу. А я её прочитаю и поделюсь с тобой впечатлениями.  

Работа у доски:

1 – выписывает слова с пропущенными орфограммами. (Настя Шелковникова)

2 – с обращением (Марго Солод)

3 – тире между подлежащим и сказуемым (Рома Устюгов)

4 – с прямой речью (Алина Бушуева)

Остальные работают в тетради: 1 вариант выписывают предложения с обращением, 2 вариант предложения с прямой речью.

Проверка

- Ребята, как вы думаете, исполнится желание мальчика?

- Почему?

- Ребята, я думаю, что если вы попросите в качестве подарка книгу, то вам не откажут, потому что - это достоверный источник знаний.

- Кто является нашими главными помощниками в учебе?

- Безусловно верно, но ещё и родители. Они тоже не остались в стороне при подготовки нашего урока.

И приготовили вам подарки, потому что так же как и я хотят видеть вас воспитанными, образованными и эрудированными.

Рефлексия.

- Над какой темой мы работали?


- Какие цели мы ставили?


- Кто вам особенно запомнился на уроке? Почему?


Уменья, знания вас не подвели,
Вы все задания выполнить смогли.
Кто ошибался – это не беда,
Зато смекалка вас не подвела.
Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы всё успели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок!


Домашнее задание.

Написать письмо Деду Морозу, используя обращения, предложения с прямой речью.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.