Форматы взаимодействия и педагогической поддержки семьи при обучении учащихся с ОВЗ

4
0
Материал опубликован 9 August 2022 в группе

ФОРМАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Котягина Елена Николаевна

(ОГБОУ «Школа №10» г. Рязани)

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «родители несовершеннолетних обучающихся… обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования уделяется особое внимание психолого-педагогическим условиям реализации программы основного общего образования, а именно социально-психологической адаптации обучающихся с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, формированию и развитию психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей, сохранению и укреплению психологического благополучия и психического здоровья обучающихся, поддержки и сопровождению детско-родительских отношений.

Идея диалога, принятия коллективных решений, привлечение к партнерским отношениям родителей школьников является одним из направлений образования в современном обществе. Особенно эти идеи актуальны для школ, в которых обучаются дети с ОВЗ. Школа, в которой я работаю — единственная в городе и области школа, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Кроме основного заключения, у учащихся часто наблюдаются соматические заболевания, психосоматические заболевания, специфические личностные особенности. Интеллектуальная деятельность таких детей влияет на внимание, память и эмоционально-волевую сферу, имеет истощаемый характер. Нарушения речи у наших учеников приводят к ограничению их общения, замкнутости, неуверенности. Им тяжело общаться как со сверстниками, так и взрослыми людьми. Им сложнее приобретать образовательные и коммуникативные умения и навыки. Такие учащиеся ждут и ищут поддержки прежде всего у родителей и преподавателей. Тем самым важно сотрудничество всех субъектов образовательного процесса — ученика, родителей, учителей.

Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционного процесса. Задача родителей и педагогов — помочь ребенку раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сделать ребенка максимально приготовленным к интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Родители и учителя всегда должны быть рядом, находиться во взаимодействии, быть партнерами в воспитании и обучении детей. Сама жизнь диктует необходимость тесной связи и сотрудничества родителей и школы. Особенно это важно в работе с «проблемными» детьми, имеющие серьезные трудности в личностном и интеллектуальном развитии.

Большинство родителей не задумываются над тем, насколько важно активно участвовать в образовании своих детей, участвовать в воспитательных мероприятиях школы. К сожалению, в связи с переменами в политической и экономической жизни страны, родители часто придают значение прежде всего материальному благополучию, все меньше времени тратят на общение с ребенком, редко проводят с ним время, не интересуются проблемами подростка. А это очень важно для учащихся с ОВЗ.

Исходя из своего опыта, я условно делю родителей на четыре группы:

1. Родители–партнеры. Эти родители играют активную роль в воспитании своего ребенка, взаимодействуя с педагогическим коллективом, школой, участвуя во всех мероприятиях, проводимых в школьном коллективе.

2. Родители пассивные, занятые. Эта группа родителей понимает свою важную роль в воспитании детей и взаимодействии со школой, но реально очень заняты на работе.

3. Родители пассивные, ленивые. Они не считают эту функцию своей обязанностью и перекладывают ответственность на плечи школы. Они не умеют справляться с ребенком, находить к нему подход.

4. Родители – критики. Лозунг: все хорошее от мамы с папой, все плохое от учителей. Что бы ни сделала школа, все критикуется и воспринимается в штыки.

Как правило, работа каждого учителя во многом оценивается от его способности взаимодействовать с родителями, находить с ними общие темы, находить в них помощь и поддержку. От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями. Именно сотрудничество является главным аспектом отношений между педагогом и родителями. Главная задача совместной деятельности учителя и родителей — создание образовательно-воспитательной среды, где существует единство требований школы и семьи. Опыт показывает, что воспитание и образование подростков более эффективно тогда, когда родитель не просто выступает в роли пассивного слушателя, а активно участвует в воспитательном процессе. Взаимодействие с родителями проходит через обучение, участие, вовлечение, сотрудничество, партнерство. Необходимо, чтобы родители второй и третьей группы перешли в первую группу.

Какие же форматы взаимодействия и педагогической поддержки семьи я использую в своей работе с учениками с ОВЗ.

1.Формирование педагогической компетентности родителей.

Прежде всего это анкетирование родителей, анализ результатов анкетирования по вопросам воспитания и обучения детей. Родители должны заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию, им необходимы знания в области психологии, педагогики, социальной педагогики. Для формирования педагогической компетентности семьи применяются такие формы работы как: родительские собрания, практические занятия, консультации, беседы. Данные формы работы являются эффективными, так как способствуют установлению контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей, использованию сведений о специфике воспитания и обучения, овладение способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии, способность понимать потребности ребенка.

2.Проведение совместных экскурсий.

Экскурсия – это один из самых удачных методов работы не только с детьми, но и с родителями. Родители, участвуя в экскурсии, включаются в педагогический процесс, начинают взаимодействовать с педагогом, общаться друг с другом. Я стараюсь организовывать совместные экскурсии детей и родителей, стараюсь их планировать в удобное для родителей время. Как правило, это субботние или воскресные дни. Любая экскурсия расширяет кругозора учеников и родителей, а совместная экскурсия ребенка и родителя – это возможность побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться.

3. Совместное посещение музеев.

Наша школа находится в центре Рязани. Недалеко от нее расположены главные музеи нашего города. Поэтому в своей работе я стараюсь взаимодействовать с музеями города на своих уроках и во внеурочное время. Посещая музеи, ученик начинает понимать, насколько важны чувства дружбы, уважения, взаимопонимания, любви к Родине, природе, истории и героям. Особенно это важно в работе с «проблемными» детьми, имеющие серьезные проблемы в личностном развитии. Мои ученики и родители участвуют в реализации музейной образовательной программы «По залам музея». Она нацелена на обучение учащихся основам краеведения и музейного дела, приобщение к совместной познавательной деятельности школьников и музейных работников, изучение истории нашей страны и Рязанского края через экспозиции музея. За это время образовалась группа активных родителей, которая с удовольствием принимает участие в этих занятиях, помогает в проведении викторин, участвует в мастер – классах по изготовлению новогодних игрушек, разнообразных поделок.

4. Совместные поездки.

Бывает, что папам и мамам просто в голову не приходит идея таких выездов. Здесь, прежде всего, нужно учитывать и культуру воспитания родителей, условия в семье, образование. Совместные поездки интересны не только ребятам, но и самим родителям: они могут увидеть своего ребенка в непринужденной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и его сверстниками.

5.Совместная подготовка мероприятий и проектов.

Я стараюсь привлекать родителей в разработке и подготовке различных мероприятий, например, новогодних утренников, концертов, классных часов. Взрослым с удовольствием принимают участие в данных мероприятиях. В своей работе я, как классный руководитель и учитель – предметник, занимаюсь с детьми проектной деятельностью по краеведению. Посильную роль в подготовке проекта принимают родители, так как работа над проектом проходит не только в стенах школы, в библиотеках и за компьютером, но и сопровождается экскурсиями, посещениями памятных мест, встречами с людьми. Участие в проектах дает возможность помочь родителям понять своих детей, воспринимать их как личность, обладающую индивидуальными ценностями личными качествами, видеть их успех.

6. Участие учащихся в конкурсах различного уровня.

Участие учащихся в конкурсах различного уровня является одним из способов мотивации учащихся к самореализации, активной творческой деятельности, раскрытию способностей. Для педагога важно создать для школьника ситуацию успеха, определить пути реализации интеллектуального и творческого потенциала ученика. И здесь большую роль играет взаимодействие с родителями. Они помогают и поддерживают детей в подготовке и участии в конкурсе. Ученики нашей школы участвуют в различных конкурсах. Это могут быть дистанционные конкурсы, творческие конкурсы, так и научные конференции различного уровня. Всегда участие в конкурсах поддерживается родителями. Победа и участие в конкурсах дает новый стимул для дальнейшего творчества и проявления своих способностей, дает веру в себя, повышает авторитет. А самое главное — это море положительных эмоций и чувство гордости родителей за своих детей.

7.Общение в социальных сетях как нетрадиционная форма работы с родителями.

Все мы сейчас страдаем от дефицита времени. В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах. Родители, как и дети, зарегистрированы в социальных сетях, а именно, «В контакте» и ежедневно, находятся на этом сайте. Возникла идея использовать этот ресурс в полезных целях. Была зарегистрирована закрытая группа класса. В этой группе мы выкладываем новости школы, фотографии с мероприятий, обмениваемся по необходимости информацией по домашнему заданию. Эта идея оказалась очень полезной во всех отношениях: мы постоянно находимся на связи с родителями, родители очень оперативно реагируют на просьбы и задания, совместно мы можем следить за контактами учащихся в социальных сетях.

Я перечислила только некоторых форма взаимодействия с родителями и педагогической поддержки семьи при обучении учащихся с ОВЗ.В результате совместной работы родители научились глубже понимать своих детей, адекватно их оценивать, переосмысливают свою роль в воспитании детей, повышают уровень педагогической компетент­ности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании, становятся более уверенными в собственных силах.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сложившаяся система тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет добиться главного – создать сплоченный коллектив родителей и детей, близких друг другу, понимающих друг друга, видящих в школе партнера для развития и воспитания детей. Надо делать общение с родителями учеников активным, предметным, живым, разносторонним, позитивным, приносящим положительные результаты.

Список использованной литературы и электронных ресурсов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 09.10.2021).

2.Котягина Е.Н. Роль классного руководителя в процессе формирования личностных качеств школьника с ОВЗ, социальной адаптации и успешности обучающихся в современном обществе». [Электронный ресурс] -https://урок.рф/library/rol_klassnogo_rukovoditelya_v_protcesse_formirova_134012.html (дата обращения 10.08.2022)




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации