12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сорокина Инна Юрьевна166
2

Выступление «Специфика процесса педагогической поддержки»

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………..…………………….……………………………………….3

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ….…………………………………………………….……………..6

1.1. Понятие «педагогическая поддержка» в педагогике…………………..……..6

1.2. Уровни и типы педагогической поддержки……………………………..……10

1.3. Стили педагогического взаимодействия и поддержки………………….......12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...………………………………14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………....…………........15

ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие педагогов и составляет основу учспеха педагогического процесса в обучении и воспитании.

Актуальность данной темы определяется востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе современного образования.

В последние годы взаимодействию как основе педагогического процесса уделяется значительное внимание. Педагогическая поддержка рассматривается как развивающееся явление (И.Б. Котова, А.Н. Орлов, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов), как условие аксиологической ориентированности будущего учителя на ценности образования (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова), как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (А.Г. Тряпицына), как условие актуализации человеческой субъектности (В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова).

Проблема педагогической поддержки очевидна, ведь на современном этапе развития воспитания и образования это является необходимым условием для реализации благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе, что обеспечивает высокий уровень профессионального мастерства учителя.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в последние годы педагогическая поддержка как фактор личностного саморазвития учащегося и учителя, условие актуализации человеческой субъектности активно разрабатывается в сфере общеобразовательной школы.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной темы заключается в том, чтобы как будущему учителю поближе познакомиться с сущностью педагогическая поддержка, ее организацией и влиянием на воспитание подростков.

Объект исследования – теория и методика педагогической поддержки в процессе воспитания и образования.

Предмет исследования - реализация педагогической поддержки в современном образовательном процессе.

Цель исследования – выявить специфику педагогической поддержки: теорию и методику. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования данной работы решались такие задачи:

На основе используемой литературы определить специфику педагогической поддержки и выявить ее необходимость в образовательном и воспитательном процессе.

Выявить условия педагогической поддержки, которые помогают реализовать ее.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

анализ педагогической и психологической литературы, представленной в списке использованных источников.

Структура работы обусловлена целью. Две главы, которые раскрывают данную тему. В конце работы в заключение представлены выводы и сама работа завершается списком использованных источников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в исследовании представлена специфика педагогической поддержки: его теория и методика, выявлена его роль в образовательном процессе.

 Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений, при проведении семинаров для работников МБОУ СОШ.

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

  1. Понятие «педагогическая поддержка» в педагогике

Педагогическое осмысление понятие «педагогическая поддержка» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. Это сложнейший процесс, обусловленный учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. «Педагогическая поддержка - это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках» [3; 117].

Интерес к педагогическому взаимодействию и поддержке в образовательной сфере отмечается с конца 60-х годов ХХ века преимущественно в области теории обучения (работы С.П. Баранова, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, В. Оконя, М.Н. Скаткина и др.).

В 70-х гг. акцент смещается в сферу воспитательной работы, появляются сборники педагогических научно-практических трудов, в которых поддержка трактуется как механизм достижения цели воспитания, обеспечивающий взаимосвязь функционирования внутришкольных подразделений, школы и ближайшего социума (В.А. Караковский, Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.).

В 80-х гг. поле взаимодействия школы и окружающей среды значительно расширяется: в некоторых регионах страны создаются социально-педагогические комплексы (СПК), затем появляются молодежно-жилищные (МЖК) и культурно-спортивные комплексы КСК) и др. Ф.Г. Зиятдинова отмечала, что СПК представлял собой «объединенное воспитательное взаимодействие трудовых, учебно-воспитательных коллективов, семьи, предприятий и учреждений всех ведомств, расположенных в территориальных рамках микрорайона, с целью создания оптимальных условий для воспитательного воздействия на детей и взрослых…»[5, 144].

Последнее десятилетие века можно охарактеризовать своеобразный «золотой » в развитии становлении педагогического как базисной соответствующей отрасли . В этот оно прочно в содержание учебных пособий педагогике и в большинство словарей.

Современные (Ю.К. , В.С. , Э.Н. и др.) поддержой считают подход, а саму поддержку понимают взаимовлияние не субъектов образовательного друг на , но и ближайших социальных .

Проблема педагогического привлекает внимание исследователей. В литературе оно в русле (Б.П. , А.Н. , М.И. и др.) личностного (Ю.. Бабанский, Я.. Коломинский, Н.. Родионова и .) подходов, а - как феномен, в педагогическом при осуществлении -воспитательных задач (.Я. Лернер). этом исследователи , что «педагогическое предполагает как информацией (педагогическую ), так и действиями» [7; 85].

Внимание проблеме педагогического особенно обострилось «парадигмальных изменений педагогике второй ХХ века связи с в образовании парадигмой и из нее ической парадигмой » [8; 131].Теоретическую основу поиска и новых ракурсов понимании соотношения педагогического взаимодействия качества образовательного составляют положения подхода в , подтвержденные фактами -экспериментальных педагогических , о том, мера и культурного развития в вузе значительной степени от качества педподдержки преподавателя студентов; в , от культуры взаимодействия (Е..Бондаревская, И.. Зимняя, Г.. Ильин, В.. Сластенин и .).

Педагогическая поддержка  как взаимосвязанный обмена воздействиями его участниками, к формированию развитию познавательной и других значимых качеств . Рассматривая сущность взаимодействия, Д. . Белухин выделяет нем следующие :

1) общение как , многоплановый процесс и развития между людьми, потребностями в деятельности, в входят обмен , выработка единой взаимодействия, восприятия понимания другого , познание самого ;

2) совместную деятельность организованную систему взаимодействующих индивидов, на целесообразное объектов м и духовной [3; 119].

При педагогическом многоаспектное деятельностное педагога и носит характер договорных отношений. дает возможность адекватно реальной , развивая ее нужном направлении, и учитывая интересы личности, их с , незапланированно возникающими процессе обучения воспитания.

В психолого-педагогических дан перечень требований, предъявляемых профессиональной деятельности , организующего и педагогическое взаимодействие:

1) во взаимоотношениях и педагога;

2) -творческий характер ;

3) направленность на индивидуального личности;

4) предоставление необходимого пространства принятия самостоятельных , творческого выбора я и учения и [3; 120].

Таким образом, достичь целей , педагог в педагогического взаимодействия соблюдать ряд :

а) постоянно у воспитанника приобщаться к человеческой культуры, и расширять возможности;

б) каждой личности для самостоятельных , приобретения нового творческой жизнедеятельности;

) создавать коммуникативные для поддержки активности воспитанников;

) стимулировать правильные в различных общения: «общество – – личность», «государство – воспитания – личность», « – микрогруппа – личность», « – группа воспитанников», « – воспитанник», «личность – личностей», «личность – »;

д) способствовать «Я-ко» личности воспитанника;

) стимулировать совместное учеником продуктивное в разных его активной .

Педагогическая поддержка две стороны: -ролевую и . Функционально-ролевая  взаимодействия педагога учащимся обусловлена условиями педагогического , в котором выполняет определенную : организует и деятельность учащихся, ее результаты. данном случае воспринимают педагога как личность, лишь как , контролирующее лицо.  сторона педагогического связана с , что педагог, с учениками, им свою , реализуя собственную и способность личностью и свою очередь соответствующую потребность способность у . В силу личностная сторона взаимодействия в степени затрагивает -ценностную сферу . Однако практика , что с установкой работают педагоги, имеющие уровень развития -ценностного отношения педагогической деятельности.

вариантом является педподдержка, в функционально-ролевое личностное взаимодействие в комплексе. сочетание обеспечивает учащимся не общесоциального, но личного, индивидуального педагога, стимулируя самым процесс личности воспитанника.

учитывать и этап развития , новшеством которой ФГОС третьего , в котором кардинальные изменения. актуальных компетенций, должен обладать в сфере , указываются: умение в педагогическом различные особенности ; готовность к с коллегами, работе в , а также родителями, социальными , заинтересованными в качества учебно- процесса и . Все это о серьезном феномена педагогического как на теории, так на уровне деятельности учителя, -администратора, сферы образования [10; 68].

Педагогическая поддержка может как процесс (между воспитателем воспитанником), социально- (взаимодействие в ) и как (объединяющий различные воздействия в обществе). Взаимодействие педагогическим, когда (педагоги, родители) в роли .

1.2. Уровни и педагогической поддержки

несколько уровней педагогической поддержки.

Взаимодействие с самим (от умения взаимодействовать с собой зависит ее отношений окружающими).

Взаимодействие с другим (надо научиться к себе к другому, другого будешь как себя).

с определенной (например, школьный ) [9; 118].

В связи сложностью и воспитательного процесса, количеством его выделяют множество поддержки, что отражение в подходах к классификации. В классификаций лежит или иной признак.

Например :

субъекту и -субъекту: личность - (ученик - ученик, - ученик, педагог - , педагог - родитель т.д.); - коллектив (коллектив - коллектив старших, - класс, ученический - педагогический коллектив т.д.);

направленности взаимодействия: и косвенное.

содержанию деятельности: в учебной, , спортивной и деятельности);

по взаимодействия: сотрудничество, , соглашение, опека, , индифферентность, конфронтация, .

М.И. и Л.. Байбородова исследуют поддержки по или отсутствию деятельности (целенаправленное стихийное); по управляемости (управляемое, и неуправляемое); типу (руководство или « равных»); по деятельности (учебное, , эстетическое и .д.) [10, 41-42]

Кроме выделяют случайное преднамеренное, частное публичное, длительное кратковременное, вербальная невербальная поддержка, и непродуктивное. из типов поддержки оказывает соответствующее на психологическое взаимодействующих сторон. , продуктивная поддержка удовлетворенность, приводит откровенности, искренности, . Непродуктивная - сопровождается эмоциями: страха, ожидания, паники, к недоверию, , враждебности. Все поддержки взаимосвязаны, сопутствуют друг , при изменении переходят друг друга. В педагогической ситуации педагога состоит поиске ведущего, типа взаимодействия. сменяемость ситуаций динамику характера участников воспитательного и требует оперативного решения.

организации педагогического педагогу принадлежит роль (в или открытой ), но это означает пассивности , так как стремления, интересы, зачастую определяют содержания и работы учителей.

Педагогическая поддержка имеет стили. Рассмотрим подробнее.

1.3.Стили взаимодействия и поддержки

В педагогике принято следующие основные педагогической поддержки.

1. -положительная. Этот характеризуется тем, учитель проявляет отношению к эмоционально-положительную , которая адекватно в манере , речевых высказываниях. учителя наиболее оценивают положительные учащихся, поскольку убеждены, что каждого ученика достоинства, которые соответствующих условиях раскрыть и . Давая индивидуальные своим ученикам, отмечают положительный и качественные .

2. Ситуативная. Педагогу, такого стиля, эмоциональная нестабильность. подвержен влиянию ситуаций, отражающихся его поведении, быть вспыльчивым, . Для него чередование дружелюбия враждебности по к ученикам. учитель не твердых объективных на личность и возможности развития. Оценки, им ученикам, или неопределенны.

3. -положительная. Учителю общая положительная в манере и речевых , однако ему также определенная , сухость, категоричность педантизм. Он с учащимися официальным тоном сознательно стремится и подчеркнуть между ними собой.

4. Активно-отрицательная.  Отношения учителя учащимися характеризуются выраженной эмоционально- направленностью, которая в резкости, . Такой учитель низкую оценку ученикам, акцентирует недостатки. Похвала метод воспитания не свойственна, любой неудаче он возмущается, ученика; часто замечания.

5. Пассивно-отрицательная. Учитель не явно проявляет отношение к , чаще он вял, безучастен, в общении учениками. Возмущения поведением, как , не выказывает, подчеркнуто равнодушен к усп, так и неудачам учеников [11; 124].

Педагогическая поддержка неотъемлемым элементом и образовательного и напрямую воспитательную функцию.

Педагогическая поддержка становится продуктивной, если:
- осуществляется условии включения ученика в задач не конце, а начале процесса нового предметного ;
- организовано как сотрудничество с и другими ;
- в процессе происходит становление саморегуляции пов и деятельности ;

- осваиваются умения целей.

В проведённого исследования, было организовано базе МБОУ №64 в нашем , выявлен высокий педагогической поддержки в работе и их .

Роль педагогической поддержки напрямую зависит заинтересованности в и учителей, учеников. В образования педагогическая поддержка необходима и незаменима ничем, ведь она способствует атмосфере в коллективе в его образовательного воспитательного процесса.

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Т.Л., , Т.В. и практика взаимодействий в системе образования: монография/ Под . Е.В. . - Новосибирск: ЦРНС, 2010.

С.Н.  профессионально-педагогического . Ярославль, 2009.

Давыдов . В. и . Российская педагогическая : в 2 т., . 1/Под ред. .В. Давыдова. -., 1999.

Зимняя И. . Педагогическая психология. -на-Дону, 1997.

Ф.Г. поддержка социальных как фактор и упрочения по месту : диссертация канд. . наук 13.00.01/ Ф.. Зиятдинова.-Акад. . наук, М.,2006.

С.Ю. и взрослый учебном диалоге: . для учителя. ., 2009. 

Леонтьев А.. Педагогическое ние.-М., 2009.

В. А., В. К., И.П. -развивающее в. - Ростов п/, 2013.

Радугина А.. Психология и . М., 2000.

Рожков .И. Организация процесса в / М.И. , Л.В. : Учебное пособие вузов.-М., 2000.

М. М. и поддержка педагогическом процессе. —., 1991.

Сластенин В.., Исаев, И., Шиянов, Е.. Педагогика/Под . В.А. :Учебное пособие студентов высших учебных заведений . - ., 2012.

Сластенин В.., Сорокин, Н.. и др. . Учебное пособие студентов пед. / Под ред. .К. Бабанского - .: Просвещение, 2014.

Сластенин .А. и . Педагогика: Учеб. для студ. . пед. учеб. . М., 2002.

Столяренко .Д. Педагогическое . Ростов н/: Феникс, 2004.

Сухомлинский .А. О / В.А. : Учебное пособие.- ., 2007.

Толочек В.. Стили профессиональной . М., 2000.

Ушинский .Д. Педагогические : в 6-ти , т.1 /К.. Ушинский: М., 2015.

Опубликовано


Комментарии (1)

Полянская Оксана Николаевна, 27.07.21 в 12:08 1 Ответить Пожаловаться
Источник? http://diplomba.ru/work/102593
При размещении материала проверяйте ошибки. В первоисточнике нет такого количества ошибок как у Вас.

Отредактировано 27-07-2021 12:15

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.