Семья и школа: инновационные методы и формы педагогического взаимодействия в воспитании детей
Мамутова Нияра Диляверовна
учитель математики высшей категории
МБОУ «Трудовская школа» Симферопольского района Республики Крым
Республика Крым, Симферопольский район
Статья на тему: «Семья и школа: инновационные методы и формы педагогического взаимодействия в воспитании детей»
«Пора и родителям и учителям глубоко осознать, что ни школа без семьи, ни семья без школы не могут справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека»
В. Сухомлинский
Мир стремительно меняется. Внедряются современные инновационные технологии в образовании, изменилось общество, изменились дети, изменились и родители. Родителям не интересны скучные встречи в классной комнате.
Они молоды, активны, их интересует развитие детей.
Чтобы родители стали единомышленниками, помощниками учителя, необходимо правильно организовать их обучение. Если педагог сможет должным образом справиться с этой задачей, научит родителей осмысливать детство с разных позиций, то качество воспитания детей значительно повысится, вырастут реальные шансы активного участия родителей в жизнедеятельности класса и школы.
Для создания эффективной системы взаимодействия родителей и школы
следует разнообразить организационные формы и методы работы.
В частности, весьма эффективными из них являются тренинги, дискуссии, ролевые игры, семейные вечера, родительские клубы, вечера творческих семей. Разнообразие форм и методов педагогического взаимодействия может заинтересовать родителей, положительно влиять на качество и эффективность образования.
Целью статьи является анализ инновационных форм и методов работы с родителями в условиях современной школы.
Современная семья значительно отличается от семьи, в которой воспитывались мы сами: другой уклад, материальная обеспеченность, общая культура и образование. Как показывают исследования, реалии развили такой феномен как аномию, то есть такое психическое состояние индивида и всего общества, когда старые идеологические основы, нормативы и ценностные ориентации и социально-психологические ориентиры поведения оказываются разрушенными, а новые формируются хаотично и бессистемно. Внутрисемейная атмосфера становится неблагоприятной для ребенка, для формирования его положительных личностных качеств. Снижается действенность воспитательной функции семьи, поскольку родители практически не могут должным образом влиять на детей, а иногда просто не знают как влиять.
Важной задачей педагога является помощь родителям в выполнении ими функции воспитателей. Под этими функциями понимается не только создание гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, но и их предпосылок: определенного образа жизни и доброжелательных отношений всех членов семьи.
Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, растет внимание общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, снижение социального уровня большинства семей, проблемы экономического, а порой и физического выживания, что усилило самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в образовательный процесс, сотрудничество с детьми и педагогами. Именно об этом идет речь в ключевых документах современного образования.
Приоритеты воспитания детей в семье и взаимодействие семьи и школы указаны в ряде нормативных документов, в частности, Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, и т.д.
Например, в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года внимание акцентируется на месте и роли семьи в обществе, поскольку именно от нее во многом зависит, каким будет подрастающее поколение, именно семья обеспечивает развитие и процветание ребенка. По своей природе и назначению семья является сподвижником общества в решении его проблем, утверждении нравственных устоев и социализации детей, развитии культуры и экономики. Именно поэтому общество и заинтересовано в физически и морально здоровой семье, способной реализовать свой социальный потенциал, обеспечить не только собственное выживание, но и развитие.
Поскольку семья – это важный социальный заказчик образования, то учреждение среднего образования – это общественный исполнитель, который обеспечивает реализацию образовательных услуг на основе педагогического взаимодействия семьи и школы.
Одним из условий эффективного партнерства семьи и школы является использование различных форм сотрудничества.
Традиционной формой является проведение родительских собраний. Существуют различные виды родительских собраний (организационные, тематические, итоговые и др.). При любом из них важно понимать основные стратегические моменты в проведении родительских собраний, чтобы участники оставались довольными как от процесса, так и от результатов, а само собрание способствовало развитию культуры сотрудничества.
Планируя собрание, важно понимать их цель. Кроме того, важно определить ожидаемые результаты, которые вы хотите достичь. При формулировке ожидаемых результатов нужно помнить, что они должны быть короткими и конкретными утверждениями, которые можно измерить. Второй шаг после определения цели и ожидаемых результатов – спланировать процесс и определить ответственных лиц.
При планировании и проведении родительских собраний следует придерживаться следующих правил:
- родительские собрания – это не обсуждение и осуждение неудач детей в обучении, их семей и родителей;
- собрания должны задеть родителей «за живое»;
- собрания должны носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, дискуссии, применение интерактивных методов, и др.
Интересной формой сотрудничества является «Почтовый ящик».
В период между собраниями родители опускают в ящик «письма» (они могут быть анонимными), в которых освещают свои вопросы. За неделю до собрания педагог вынимает «письма» и готовит ответы на них. Это дает возможность определить личные проблемы по вопросам воспитания, возникающие у родителей, что, в свою очередь, помогает организовать получение родителями психолого-педагогическими знаний в соответствии с их реальными потребностями. Кроме того, это дает педагогу повысить уровень качества родительских собраний. В общем, использование «почтового ящика» способствует взаимному информационному обеспечению и корректировке семейного и школьного воспитания школьников.
Одной из эффективных форм является тренинговые занятия, во время которых происходит обучение родителей, которое раскрывает их способность к поиску новых знаний, рефлексии приобретения нового опыта.
Тренинг – это возможность эффективного взаимодействия педагога и родителей, продуктивная форма их общения. Тренинговая форма обучения базируется на методике участия. Это означает, что все родители являются активными участниками процесса обучения, поэтому все участники могут делиться и обмениваться между собой информацией, знаниями и проблемами, а также вместе найти оптимальное решение.
Родительские тренинги – активная форма обучения родителей, которые осознают имеющиеся семейные проблемы, стремятся изменить стиль взаимодействия со своим ребенком, сделать его более открытым и вызвать доверие, понимание необходимости приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Целесообразно при этом участие обоих родителей в тренинге.
Цель тренинговых занятий заключается в формировании у родителей личностных качеств, призванных обеспечить надлежащую реализацию воспитательной функции как важного фактора социального развития детей.
Тренинговые занятия предусматривают решение следующих задач:
- выявление и проработка проблем, которые возникают в процессе воспитания детей;
- расширение имеющегося у родителей опыта построения внутренне семейных взаимоотношений с детьми на основе принятия новых моделей поведения;
- формирование стремления к повышению педагогической культуры посредством самообразования.
Существуют совместные тренинги родителей и детей. Такие тренинги – это возможность родителей и детей совместно прожить несколько часов в интересном взаимодействии. Классный руководитель беседует с учениками и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможна только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить отношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, меняют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности.
Для эффективного общения с родителями следует проводить индивидуальные беседы. Они способствуют взаимному информированию педагогов и родителей об особенностях воспитания конкретного ребенка и, прежде всего, обмена педагогическим опытом. Во время проведения таких бесед необходимо:
- начинать беседу по освещению положительных моментов (только тогда родители с пониманием и заинтересованностью воспринимают слова педагога);
- избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка;
- не допускать сравнения с другими детьми и другими семьями;
- учитывать особенности семьи (в том числе, стиль воспитания),
- помнить, что каждый ребенок индивидуален;
- не обвинять, не требовать, не читать нотаций, а только давать рекомендации;
- внимательно выслушивать критические замечания в свой адрес, взвешивать их обоснованность.
К инновационным формам сотрудничества можно отнести: привлечение родителей к коллективным творческим занятиям, семейные марафоны, квестовые игры и др.
Одной из интересных инновационных форм является «Совместное обучение», во время которого родители привлекаются к проведению урока. Детям очень нравится видеть своих родителей в роли учителей, а для других детей – это еще один пример модели поведения взрослых людей. Эта форма педагогического партнерства способствует заинтересованности детей к предмету, нового восприятия, самоутверждения, понимания родителями сложности учительской профессии, стимулирует учеников к учебе.
Родительские мастер-классы – это форма сотрудничества родителей учеников и учителя, при которой родители не только рассказывают о своей работе (хобби), но и демонстрируют ее. Классный руководитель может пригласить папу или маму в школу, или посетить их на рабочем месте.
Эта форма сотрудничества помогает ребенку выбрать будущую профессию.
Привлечение родителей к «Креатив-бою» способствует тесному взаимодействию учащихся с родителями и учителем. Проведение этого мероприятия предусматривает выполнение самых разнообразных задач: скорого и четкого ответа на поставленные вопросы, креативности и нестандартного мышления при решении задач, умение работать в команде.
Алгоритм работы:
1. Родители и дети объединяются в команды (отдельно).
2. Выбирают капитана, придумывают название.
3. Внимательно слушают задачи и готовят в течение 10 минут ответы по решению задачи.
4. На листе формата А-3 воспроизводят собственные идеи
(в произвольной форме).
5. Представляют работу.
Школьники вместе с родителями с большим удовольствием решают разные задачи, дают креативные ответы, находятся в постоянном творческом поиске.
Таким образом, педагогическое партнерство семьи и школы в значительной степени зависит от отношений между учителем и родителями ученика, так как контакт двух воспитателей – родителей и педагогов – шаг к взаимопониманию, к обретению доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоению педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу.
Основными условиями эффективности педагогического партнерства между семьей и педагогом, а также школой является взаимопонимание, соблюдение этики общения, позиции равноправия, заинтересованность обеих сторон – родителей и учителя в гармоничном развитии и воспитании ученика, а также использование самых разнообразных форм сотрудничества. Только при соблюдении этих условий возможно надлежащее развитие, формирование детской личности и функционирования составляющих педагогического треугольника «родители - ребенок - учитель».
Рассмотрим некоторые инновационные формы работы с родителями, которые я чаще всего использую в своей деятельности.
Тренинг – это возможность эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей, продуктивная форма их общения. Во время тренингового занятия все родители являются активными участниками процесса обучения, поэтому могут делиться и обмениваться между собой информацией, знаниями и проблемами, а также вместе принимать оптимальное решение. Мощный потенциал в обучении родителей имеет кейс-технология, целью и задачами которой являются:
- формирование у родителей навыков продуктивного взаимодействия с детьми;
- формирование способностей, компетенций, необходимых для толерантного общения с детьми.
Формой работы по кейс-технологии также является тренинг.
Актуальным сегодня является создание родительского клуба. Программу его деятельности разрабатывают классный руководитель совместно с председателем родительского комитета класса. Формы организаций разнообразны: лекции, семинары, практикумы, конференции для родителей.
Психолого-педагогические практикумы – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективного решения любых педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. Во время практикума я предлагаю найти выход из определенной конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в определенной непредсказуемой ситуации, которая реально возникла.
С целью выработки совместных действий учителей, родителей, согласования или определения своих позиций целесообразно проводить встречи за «круглым столом». Такие встречи дают возможность расширить воспитательный кругозор не только родителей, но и самих учителей. Они развивают педагогическое мышление, чувство принадлежности к совместному поиску правильных путей, форм и методов воспитания. В течение учебного года следует устраивать одну-две такие встречи.
Интересной формой работы для родителей остается деловая игра. Это метод поиска решений в условной проблемной ситуации. Элементы деловой игры: распределение по ролям, соревнования, особые правила и тому подобное. Деловую игру применяют как метод активного обучения ее участников с целью выработки у них навыков принятия решений в нестандартных ситуациях.
Современные родители охотно участвуют в дискуссиях по различным темам, потому что это является формой коллективного обсуждения, цель которой: выявить истину через сопоставление различных взглядов, правильное решение проблемы. Во время такого обсуждения выявляются различные позиции, а эмоционально-интеллектуальный толчок пробуждает желание активно мыслить.
В процессе обучения родителей стоит чаще обращать внимание на их собственный положительный опыт, использовать активные и интерактивные формы учебного взаимодействия, осуществлять педагогический анализ с частных случаев и ситуаций воспитания ребенка в семье, его поведения и деятельности.
Эти формы работы способствуют выработке у родителей современных взглядов на воспитание ребенка как сложный и динамичный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, овладение конкретных методов и приемов педагогического общения, доброжелательного отношения к детям, серьезного и добросовестного выполнения своих обязанностей. Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ограничивая интересы друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Кроме того огромную роль играет диагностика на разных этапах работы, без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.
Проведя диагностические исследования важно понимать:
- необходимо соблюдать строгую конфиденциальность
- диагностику проводим как с родителями, так и с детьми;
- информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.
Наиболее целесообразной формой для взаимодействия с родителями, на мой взгляд, в настоящее время является дистанционная форма и виртуальное общение.
Преимущество дистанционного и виртуального общения заключаются в удобстве, доступности, оперативности. Информационные и коммуникационные технологии соответствуют современным требованиям, имеют мощный потенциал для эффективного внедрения и неограниченную аудиторию.
В моей деятельности уже сложилась определенная система взаимодействия с родителями для дистанционного и виртуального общения средствами Viber, Facebook, мобильной связи, а также через сайт школы.
Возможности Интернета (сайты, виртуальное общение, электронная почта, чаты и др.) позволяют создать современные условия для сотрудничества с родителями учащихся, привлечь большее количество семей для общения, повысить эффективность педагогического взаимодействия.
Налаживание эффективного педагогического взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса – это главная миссия педагога. Для этого следует применять с своей работе более эффективные инновационные формы и методы, такие как: тренинги, дискуссии, ролевые игры, семейные вечера, родительские клубы, вечера творческих семей. Обогащение форм и методов может заинтересовать родителей, положительно влиять на качество и эффективность образования.
Список используемой литературы:
Воликова Т.В. «Учитель и семья»; издательство: М.: Просвещение, 1980
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.
Кочетова А. От ребенка – к семье и к совместному сотрудничеству. Новые аспекты взаимодействия семьи и школы / А. Кочетова // Народное образование. – 2005. – № 8. – С. 196–202
Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 25–26.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1987.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / ООО издательство «Питер», 2017